Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 02:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования данного проекта: анализ федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, а также, той части страхового законодательства, которая непосредственно связана с обязательным страхованием гражданской ответственности и выявление проблем государственного регулирования страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта в сфере законодательных и нормативных актов. Практическая ценность данной работы заключается в предложении рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования в области законодательной базы обязательного страхования ОСАГО с учетом особенностей страхового рынка в Российской Федерации, разработки конкретных мер по практической реализации и повышению эффективности функционирования механизма обязательного страхования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1.Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. ……………………….……………………………..5
1.1.Понятие страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств как вида правоотношений и его место среди других видов страхования ……………………………………………………5
1.2.Ответственность за причинение вреда по договору страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств...….10
Глава 2.Виды страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств………………………………………………………
2.1. Каско ……………………………………………………………………..18
2.2. Осаго ………………………………………………………………...……29
Глава 3.Пути совершенствования страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств………………………………………...
3.1. Проблемы и перспективы страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. ……………………………………..18
3.2. Мероприятия по совершенствованию страховой деятельности и процесса страхования…………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………..41
Приложение………………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

Диплом (Автосохраненный).docx

— 241.50 Кб (Скачать)

 

Анализируя данные, представленные в таблице 9, мы видим, что в течение рассматриваемого периода происходит рост объема собираемых премий по страхованию автокаско, причем очень высокими темпами. Самый высокий темп роста наблюдается в 2008 году – 206,1 %, когда объем премий достиг значения 51,1 млрд. рублей. Всего за четыре года объем собираемых премий увеличился на 143,3 млрд. рублей.

Объемы премий отдельно по автокаско физических и юридических  лиц так же, как и общий объем  собранных премий, стабильно увеличиваются  в анализируемом периоде. Премии по автокаско юридических лиц  увеличились с 14,9 до 39,3 млрд. рублей, максимальный темп роста наблюдается  в 2008 году – 41,5 %. Премии по автокаско  физических лиц увеличились с 47,9 до 166,8 млрд. рублей, наибольший темп роста  наблюдается в 2007 году – 54,8 %.

В течение всего рассматриваемого периода наибольший удельный вес  в общем объеме страховых премий занимают премии, собранные с граждан. Их доля увеличивается с 76,3 % в 2005 году до 80,9 % в 2008 году, немного снижается  в 2006 году до 69,7 %.

Представим в таблице 10 объем страховых премий, выплаченного страхового возмещения и коэффициент  убыточности по автокаско физических лиц.

Таблица 10 – Показатели автокаско  физических лиц.

млрд. руб.

год

2005

2006

2007

2008

Страховые премии

47,9

74,0

114,6

166,8

Страховые выплаты

23,8

37,4

58,8

84,7

Коэффициент выплат

49,7 %

50,5 %

51,3%

50,8


 

Из таблицы 10 видно, что  вместе с ростом страховых премий по автокаско физических лиц стабильно увеличиваются и страховые выплаты (на 60,9 млрд. рублей за три года). Коэффициент выплат по данному виду страхования достаточно велик. Максимальное значение наблюдается в 2007 году – 51,3 %, после чего в 2008 году он незначительно снижается до 50,8 %.

Всего, согласно данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), в январе было продано 116 899 автомобилей (вместе с легковыми автомобилями отечественного производства Lada, УАЗ, “Иж” и ГАЗ), что на 33% меньше, чем в январе 2008 года (175 063 шт.). Продажи иномарок по сравнению с январем прошлого года сократились на 28,32% и составили 81 504 шт. (в прошлом январе 113 705 шт.).

Сейчас  же можно сказать, что Российский авторынок успокоился, продажи стабилизировались. По итогам девяти месяцев этого года спад продаж новых автомобилей в России достиг 51%. В сентябре 2009 года относительно сентября 2008 года – последнего докризисного месяца – продажи упали на 52%. Дальше такого катастрофического падения по отношению к продажам 2008-го уже не будет – потому что концовка прошлого года прошла под знаком резкого падения спроса на новые автомобили.

Сейчас же можно констатировать стабильность российского рынка: сентябрь стал чуть лучше августа – продано  примерно на 7000 автомобилей больше, чем в прошлом месяце.

Ситуацию на нашем рынке  по-прежнему не сравнить с ведущими европейскими рынками. Кризис в продажах на нашей территории оказался значительнее. Россию потрясло так, что нам не позавидует ни одна страна Западной Европы, кроме Ирландии. Все остальные европейские страны не испытали такого существенного спада продаж, а ведущие автомобильные державы Европы за счет глобальных правительственных программ стимулирования спроса на автомобили показали даже рост. Например, в Германии продажи в 2009 году выросли на 26%, а спад продаж в Великобритании удалось удержать на уровне -15% от прошлогодних. В результате Великобритания, Италия, Франция и уж тем более Германия в цифрах абсолютных продаж обогнали российский рынок, хотя если вспомнить середину 2008 года, Россия спорила с Германией за лидирующее положение на авторынке Европы.

Но все же, не смотря на трудно сложившуюся ситуацию в стране, эксперты не ожидали от 2009 года продолжения взрывного роста объемов рынка страхования автокаско.

Чтобы продемонстрировать рост на уровне прошлых лет, должны заработать иные факторы, кроме бума автокредитования и активной замены подвижного состава корпоративных автопарков.

Бум развития автокаско начался  в 2003 году, когда дилерские сети иностранных производителей значительно расширили ассортимент автомобилей, стали предлагать альтернативные стопроцентной предоплате схемы покупки, банки стали активнее выдавать автокредиты. Свою лепту в рост продаж внесли и иномарки, собранные в России.

Однако, эксперты ошибались. Снижение страховых тарифов в  среднем по рынку в меньшей  степени сказалось на совокупном объеме страховой премии, чем резкое увеличение количества договоров.

При этом практика страхования  автокаско, показывает привлечения  клиентов на страхование сниженными тарифами, где она успешно продолжается и в 2009 году.

Процесс увеличения объемов  рынка страхования автокаско  идет параллельно с ростом убыточности по этому виду страхования:

- рост объема страховых  выплат на 40 % в целом по рынку  добровольного страхования имущества (в том числе и по розничному автокаско), превосходит динамику страховых премий в 2 раза.

- размер средней выплаты  на договор страхования с физическим  лицом увеличился на 76 %, тогда  как по юридическим лицам —  на 15 %.

Говорить о критической  убыточности страхования автокаско  пока еще рано: высоких значений уровня выплат не наблюдается. Однако ряд ведущих страховщиков, активно  развивающих розничный сегмент  автокаско, продемонстрировали увеличение убыточности, в среднем, на 20 %:

- убыточность по розничному  автокаско превышает убыточность  в корпоративном сегменте из-за  высоких темпов роста бизнеса;

- увеличение расходов  региональной сети, рост страховой  инфраструктуры, длинная линейка розничных страховых продуктов ведут к росту убыточности;

- убыточность автокаско  в большей степени стала ориентироваться   на показатели ОСАГО.

Используя данные рейтингового агентства РБК, проведем анализ состава крупнейших страховщиков, занимающихся страхованием автокаско физических и юридических лиц в первом полугодии 2007 и 2008 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 11 – Крупнейшие автостраховщики  физических лиц в 1 полугодии 2007 года.

Компания

Автокаско, премии, млн. руб.

Автокаско, выплаты, млн. руб.

Автокаско, кол-во договоров, шт.

1

Росгосстрах

5 316.28

2 471.03

123 909

2

РЕСО-Гарантия

5 549.29

2 230.81

98 880

3

Ингосстрах

5 188.69

3 133.52

70 861

4

Росно

2 805.16

1 705.81

136 315

5

Наста

1 940.13

1 204.31

53 848

6

Уралсиб

1 490.69

816.63

45 563

7

Стандарт-Резерв

1 657.05

923.27

68 350

8

ВСК (военно-страховая компания)

1 581.00

791.72

45 785

9

Альфастрахование

1 605.68

1 084.10

23 392

10

Макс

1 213.56

655.44

56 569




Таблица 12 - Крупнейшие автостраховщики  физических лиц в 1 полуго-

дии 2008 год

Компания

Автокаско, премии, млн. руб.

Автокаско, выплаты, млн. руб.

Автокаско, кол-во договоров, шт.

1

Росгосстрах

5 339 055

3 025 493

146 951

2

РЕСО-Гарантия

5 864 157

2 922 128

130 821

3

Ингосстрах

7 107 327

3 832 148

123 400

4

Уралсиб

3 414 333

1 362 133

91 361

5

Цюрих. Розничное страхование

3 314 940

1 658 181

108 926

6

Группа Ренессанс Страхование

2 937 239

1 478 823

47 865

7

Стандарт-Резерв

2 547 855

1 339 041

64 886

8

РОСНО

2 058 832

2 014 339

97 041

9

ВСК

2 293 324

1 477 417

61 000

10

Согласие 

2 501 260

1 244 411

66 048




 

Данные таблиц 11 и 12 показывают, что в  1 полугодии 2007 и 2008 года в области страхования автокаско физических лиц в тройку лидеров входят такие компании как Росгосстрах, Ресо-Гарантия и Ингосстрах. Они сохранят свои позиции в течение рассматриваемого периода. Компания Росно спустилась с 4 строчки на 8. Уралсиб поднялся с 6 на 4 строчку рейтинга. Стандарт-Резерв – сохраняет свою позицию на 7 строчки. Потеряло свои позиции ВСК, перейдя с 8 на 9 строчку. Наста вышло из списка 10 крупнейших автостраховщиков физических лиц, уступив место  Цюрих. Розничное страхование (5 строчка в 1 полугодии 2008 года). Также из списка рейтинга выбыла компания Макс, отдающая свою строчку компании Согласие (10 строчка  в 1 полугодии 2008 года).

Таблица 11 – Крупнейшие автостраховщики  юридических лиц в 1 полугодии 2007 года

Компания

Автокаско, премии, тыс. руб.

Автокаско, выплаты, тыс. руб.

Автокаско, кол-во договоров, шт.

1

Росгосстрах

1 357.53

273.44

20 593

2

Ингосстрах

1 889.06

1 003.70

15 409

3

ВСК

951.62

347.00

18 233

4

РЕСО-Гарантия

909.36

415.71

23 586

5

Росно

878.23

359.81

17 832

6

СОГАЗ

578.67

144.76

4 302

7

Уралсиб

360.60

112.63

7 020

8

Альфастрахование

407.46

164.57

6 441

9

Московская Страховая Компания

306.64

167.00

8 525

10

СГ КапиталЪ

463.04

29.94

0


 

Таблица 12 - Крупнейшие автостраховщики  юридических лиц в 1 полугодии 2008 года

Компания

Автокаско, премии, тыс. руб.

Автокаско, выплаты, тыс. руб.

Автокаско, кол-во договоров, шт.

1

Росгосстрах

1 924 988

534 175

27 743

2

Ингосстрах

2 470 948

1 321 469

18 970

3

ВСК

1 285 672

517 241

24 335

4

РЕСО-Гарантия

1 353 178

524 702

25 612

5

Росно

1 112 993

511 791

21 568

6

Альфастрахование

665 632

267 926

27 046

7

Уралсиб

603 037

193 811

12 365

8

СОГАЗ

582 490

155 020

4 063

9

Спасские ворота

256 282

120 609

9 592

10

Московская Страховая Компания

466 876

224 052

12 802

Информация о работе Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств