Статистический анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цели, которые ставят перед собой практически все руководители, - это как достичь такого уровня производства, чтобы снизить затраты на производство продукции, а в следствие этого и снизить себестоимость продукции.
В данной курсовой работе поставлена задача изучить и проанализировать
основные показатели динамики себестоимости товарной продукции на предприятии, на примере РУП «Белорусский металлургический завод». А так же выяснить, как эти показатели изменяются и вследствие чего происходят эти изменения. В работе использованы различные методы расчёта показателей: средние затраты на единицу продукции, затраты на рубль товарной продукции, показатели абсолютной экономии или перерасхода, размер экономии от изменения себестоимости, индексы изменения себестоимости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-4
Глава. Себестоимость продукции: основные понятия, виды, классификация. Содержание, виды, показатели себестоимости………………………………………………………….5-7
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация…………………………………………….…………..8-10
Калькуляция себестоимости и её значение………………… …… 10-12
Зарубежный опыт калькулирования себестоимости продукции…………………………………………………….………12-14
Использование системы «Директ-костинг»………………... ……..15-17

Глава. Основные показатели динамики себестоимости товарной продукции.

Затраты на единицу товарной продукции предприятия………………18-20
Динамика себестоимости товарной продукции. Относительные показатели себестоимости товарной продукции………………….20-25
Показатели изменения себестоимости продукции……………….25-27
Общая сумма экономии (перерасхода) от изменения себестоимости…………………………………………………..…….27-30
Затраты на рубль продукции, - анализ по факторам……………..30-34
Анализ динамики уровня средних затрат на основе индексов постоянного, переменного состава и структурных сдвигов…….34-35
Индексы изменения себестоимости сравнимой товарной продукции…………………………………………………………...35-36

Глава. Анализ прогноза динамики показателей себестоимости продукции на предприятии.

Корреляционый анализ взаимосвязи показателей объёма товарной (реализованной) продукции и её себестоимости…………………37-44
Прогноз динамики показателей себестоимости продукции………44-47
Заключение……………………………………………………………………..48-49
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Статистический анализ себестоимости продукции.(БМЗ) Радькова УП-31.doc

— 667.50 Кб (Скачать)

 Рисунок 3.1. Зависимость  объёма товарной продукции и её себестоимости. Уравнение регрессии.            

 Из  графика хорошо видно, что между  объёмом товарной продукции и её себестоимостью существует устойчивая тенденция роста, т. е. с ростом объёма продукции возрастает и её себестоимость.

    3.2. Прогноз динамики  показателей себестоимости  продукции.

Проводя прогноз  динамики показателей себестоимости  продукции, мы выясним все положительные и отрицательные  факторы влияющие на себестоимость продукции. А так же внесём предложения о том, как увеличить те факторы, которые положительно влияют на себестоимость товарной продукции, и уменьшить отрицательные факторы. В дальнейших расчётах будут использоваться данные по себестоимости продукции поквартально за 1999 г., 2000 г. и 2001 г. 

     Для того чтобы сделать прогноз на будущие периоды, можно воспользоваться  методом экстраполяции.

     Экстраполяция – распространение выявленной в анализе закономерности развития изучаемого явления на будущее, т.е. экстраполяция – определение уровней за пределами данного динамического ряда (в будущем или прошлом). На идее экстраполяции основывается прогнозирование.

     При прогнозировании можно использовать корреляционно-регрессионный анализ, где факторным признаком будет период времени.

     Регрессия – зависимость среднего значения какой-либо случайной величины или  нескольких величин.

     Для проведения наших прогнозных расчётов, мы воспользуемся прямолинейной связью:

           уравнение регрессии

      ,     (3.9)

     где  – уровень себестоимости;

          t – период времени;

            – свободный  член уравнения, который в данном  случае представляет собой средний  уровень себестоимости при t=0;

            – коэффициент  регрессии, показывающий, на сколько  в среднем увеличится себестоимость  в течении одного квартала.

      ,    (3.10)

     где n – количество уровней динамического ряда.

           (3.11)

          Вычислим параметры и и тем самым уравнение прямой для РУП «БМЗ». Как видно из формул (3.10) и (3.11), для нахождения и необходимо подсчитать , , , .Сведем эти данные в таблицу 3.5.

             Таблица 3.5. – Выравнивание по уравнению прямой.

период (t) себестоимость(у), тыс. руб.
-6 9901 98029801 36 -59406 9964,1419
-5 9937 98743969 25 -49685 10022,5211
-4 10059 101183481 16 -40236 10080,9002
-3 10072 101445184 9 -30216 10139,2793
-2 10350 107122500 4 -20700 10197,6584
-1 10401 108180801 1 -10401 10256,0375
1 10438 108951844 1 10438 10372,7958
2 10449 109181601 4 20898 10431,1749
3 10480 109830400 9 31440 10489,5540
4 10526 110796676 16 42104 10547,9332
5 10571 111746041 25 52855 10606,3123
6 10589 112126921 36 63534 10664,6914
123773 1277339219 182 10625 123773

     Находим по формулам (3.10) и (3.11) значения .

      10314,42

      58,37912

     Уравнение регрессии, согласно формуле (3.9), будет  иметь следующий вид:

     

.

     Данное  уравнение в прямоугольной системе координат задает прямую линию, которая проходит через наиболее плотные скопления точек – объектов наблюдения (рисунок 3.2).

              Рисунок 3.2. – Уравнение  регрессии.

     Из  данного графика видно, что сложилась  тенденция себестоимости с течением времени.

     Теперь  можем сделать прогноз на будущие  периоды.

     Прогноз на I квартал 2002 года;

      10723,07 тыс.  руб.

     Прогноз на II квартал 2002 года:

      10781,45 тыс.  руб.

     Прогноз на III квартал 2002 года:

      10839,83 тыс.  руб.

     Прогноз на IV квартал 2002 года:

      10898,21 тыс.  руб.

     Таким образом, мы получили прогнозные значения себестоимости товарной продукции, которая составляет на I квартал 2002 года – 10723,07 тыс. руб., на II - квартал 2002 года – 10781,45 тыс. руб., на III квартал 2002 года – 10839,83 тыс. руб. и на IV квартал 2002 года – 10898,21 тыс. руб. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что себестоимость товарной продукции возрастает с течением времени.В первую очередь это связано с возрастанием объёма товарной (реализованной) продукции, т. к. мы уже выяснили, что между объёмом товарной продукции и её себестоимостью существует устойчивая тенденция и с ростом объёма товарной продукции возрастает и себестоимость. Во вторых, это может быть связано с возрастающими затратами на производство  товарной продукции.

        Существует несколько мер, направленных  на снижение себестоимости продукции  на предприятии, это:

  • замещение импортных комплектующих и материалов отечественными, что  снижает затраты на сырьё и материалы. Вслед за постоянным повышением тарифов на продукцию энергоресурсы, газ, железнодорожные перевозки, поставщики материалов и комплектующих также повышают цены. Согласно "цепной реакции" растет цена и на конечный продукт, а вследствие этого и возрастает себестоимость готовой продукции.
  • сокращение затрат сырья и полезных веществ на всех этапах транспортировки, хранения и переработки. Чем меньше потерь, тем выше выход продукции, тем ниже удельные расходы, а значит и  меньше затрат по данной статье себестоимости.
  • максимальная переработка вторичных ресурсов сырья - отходов и отбросов. Экономический эффект тот же, а себестоимость конечной товарной продукции снижается.
  • совершенствование организации производства, труда и управления. Масштабное использование достижений  научно-технического прогресса,   внедрение ресурсо- энергосберегающих безотходных и малоотходных технологий. Экономия достигается на совокупности материальных ресурсов, то есть по многим, самым крупным элементам затрат.
  • внедрение более рациональных методов хозяйствования в соответствии с требованиями рынка, сокращение накладных расходов и полная ликвидация непроизводительных затрат[21, с. 56-59].

     Для того, чтобы снизить себестоимость продукции на нашем предприятии, необходимо  стремиться к снижению затрат на производство товарной продукции. С моей точки зрения для этого необходимо эффективно применять на производстве новые технологии, энергосберегающие комплексы, которые бы значительно снижали затраты на производство продукции, снижать затраты на сырьё  и материалы,  совершенствовать организацию производства и управления. А в следствие снижения этих затрат, будет снижаться и себестоимость товарной продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

В результате написания  данной курсовой работы, был проведён статистический анализ себестоимости  продукции РУП «Белорусский металлургический завод», проанализированы основные  показатели динамики себестоимости  товарной продукции.

Рассчитав показатель средних затрат на единицу продукции, мы выяснили, что этот показатель на протяжении трёх лет снижался. Это свидетельствует  о том, что на предприятии эффективно используются ресурсы, внедряется новая техника, совершенствуется организация производства и управления.

Рассчитав индексы  планового задания, выполнения плана  и выполнения планового задания, получили, что по плану себестоимость  единицы продукции  за отчётный год  по сравнению с предыдущим годом  должна снизиться, а это положительно скажется на функционировании предприятия, и указывает на прибыльность его производства, а так же фактически за отчётный год себестоимость единицы продукции  превышала прогнозируемую, а это свидетельствует о стабильном функционировании предприятия и связано с заменой старого оборудования и внедрением нового  оборудования. По показателям изменения себестоимости продукции, мы выяснили, что экономия по снижению себестоимости единицы продукции, предусмотренная по прогнозу, получилась отрицательная, следовательно, на нашем предприятии занижены издержки на производство, это может быть связано с ошибками в работе структурных подразделений, которые и занизили эти издержки. Показатель сверхпланового повышения себестоимости единицы продукции, показывает, что  увеличились общие издержки производства, а это может быть связано с амортизацией  оборудования, увеличением заработной платы рабочим. Показатель фактического абсолютного отклонения  уровней себестоимости продукции в  отчётном периоде по сравнению с базисным, показывает, что фактическое увеличение издержек, по анализируемым периодам возрастает,  что так же может быть связано с износом   оборудования, увеличением заработной платы рабочим и т. д.

     Проводя прогноз на 2002 г., можно сделать  вывод о том, что себестоимость  товарной продукции возрастает с течением времени. В первую очередь это связано с возрастанием объёма товарной (реализованной) продукции, т. к. мы уже выяснили, что между объёмом товарной продукции и её себестоимостью существует устойчивая тенденция и с ростом объёма товарной продукции возрастает и себестоимость. Во вторых, это может быть связано с возрастающими затратами на производство  товарной продукции. Для того, чтобы снизить себестоимость продукции, необходимо  стремиться к снижению затрат на производство товарной продукции. С моей точки зрения для этого необходимо эффективно применять на производстве новые технологии, энергосберегающие комплексы, которые бы значительно снижали затраты на производство продукции, снижать затраты на сырьё  и материалы,  совершенствовать организацию производства и управления. А в следствие снижения этих затрат, будет снижаться и себестоимость товарной продукции. 
 

Информация о работе Статистический анализ себестоимости продукции