Статистический анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цели, которые ставят перед собой практически все руководители, - это как достичь такого уровня производства, чтобы снизить затраты на производство продукции, а в следствие этого и снизить себестоимость продукции.
В данной курсовой работе поставлена задача изучить и проанализировать
основные показатели динамики себестоимости товарной продукции на предприятии, на примере РУП «Белорусский металлургический завод». А так же выяснить, как эти показатели изменяются и вследствие чего происходят эти изменения. В работе использованы различные методы расчёта показателей: средние затраты на единицу продукции, затраты на рубль товарной продукции, показатели абсолютной экономии или перерасхода, размер экономии от изменения себестоимости, индексы изменения себестоимости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-4
Глава. Себестоимость продукции: основные понятия, виды, классификация. Содержание, виды, показатели себестоимости………………………………………………………….5-7
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация…………………………………………….…………..8-10
Калькуляция себестоимости и её значение………………… …… 10-12
Зарубежный опыт калькулирования себестоимости продукции…………………………………………………….………12-14
Использование системы «Директ-костинг»………………... ……..15-17

Глава. Основные показатели динамики себестоимости товарной продукции.

Затраты на единицу товарной продукции предприятия………………18-20
Динамика себестоимости товарной продукции. Относительные показатели себестоимости товарной продукции………………….20-25
Показатели изменения себестоимости продукции……………….25-27
Общая сумма экономии (перерасхода) от изменения себестоимости…………………………………………………..…….27-30
Затраты на рубль продукции, - анализ по факторам……………..30-34
Анализ динамики уровня средних затрат на основе индексов постоянного, переменного состава и структурных сдвигов…….34-35
Индексы изменения себестоимости сравнимой товарной продукции…………………………………………………………...35-36

Глава. Анализ прогноза динамики показателей себестоимости продукции на предприятии.

Корреляционый анализ взаимосвязи показателей объёма товарной (реализованной) продукции и её себестоимости…………………37-44
Прогноз динамики показателей себестоимости продукции………44-47
Заключение……………………………………………………………………..48-49
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Статистический анализ себестоимости продукции.(БМЗ) Радькова УП-31.doc

— 667.50 Кб (Скачать)

Содержание.

      Введение……………………………………………………………………..3-4

    1. Глава. Себестоимость продукции: основные понятия, виды, классификация. Содержание, виды, показатели себестоимости………………………………………………………….5-7
    1. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация…………………………………………….…………..8-10
    1. Калькуляция себестоимости и её значение………………… …… 10-12
    2. Зарубежный опыт калькулирования себестоимости     продукции…………………………………………………….………12-14
    3. Использование системы «Директ-костинг»………………... ……..15-17
 
    1. Глава. Основные показатели динамики себестоимости товарной продукции.
 
    1. Затраты на единицу товарной продукции предприятия………………18-20
    2. Динамика себестоимости товарной продукции.    Относительные показатели себестоимости товарной   продукции………………….20-25
    3. Показатели изменения себестоимости продукции……………….25-27
    4. Общая сумма экономии (перерасхода) от изменения себестоимости…………………………………………………..…….27-30
    5. Затраты на рубль продукции, - анализ по факторам……………..30-34
    6. Анализ динамики уровня средних затрат на основе индексов    постоянного, переменного состава и  структурных сдвигов…….34-35
    7. Индексы изменения себестоимости сравнимой товарной продукции…………………………………………………………...35-36
 
    1. Глава. Анализ прогноза динамики показателей себестоимости       продукции на предприятии.
 
    1. Корреляционый анализ взаимосвязи показателей объёма товарной (реализованной) продукции и её себестоимости…………………37-44
    2. Прогноз динамики показателей себестоимости продукции………44-47

Заключение……………………………………………………………………..48-49

Список литературы…………………………………………………………….50-51

    Приложения 1,2,3,4…………………………………………….....52-79

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

В настоящее  время, показатель себестоимости является важной обобщающей характеристикой  хозяйственной деятельности предприятия, отражающей эффективность использования  ресурсов, результаты внедрения новой техники, совершенствования организации производства и управления.

Себестоимость представляет собой выраженные в  денежной форме затраты, связанные  с производством и реализацией  определённого объёма и состава  продукции (работ, услуг). Этот показатель относится к числу характеристик хозяйственной деятельности предприятия. С помощью себестоимости выявляется, прибыльно или убыточно работает предприятие.

Цели, которые  ставят перед собой практически  все руководители, -  это  как  достичь такого уровня производства, чтобы снизить затраты на производство продукции, а в следствие этого и снизить себестоимость продукции.

В данной курсовой работе поставлена задача изучить и  проанализировать

основные  показатели динамики себестоимости товарной продукции  на предприятии, на примере РУП «Белорусский металлургический завод». А так же выяснить, как эти показатели изменяются и вследствие чего происходят эти изменения. В работе использованы различные методы расчёта показателей: средние затраты на единицу продукции, затраты на рубль товарной продукции, показатели абсолютной экономии или перерасхода, размер экономии от изменения себестоимости, индексы изменения себестоимости. На основе статистического материала за 1999г., 2000г. и 2001г., проведён статистический анализ себестоимости продукции,  составлен прогноз на 2002 год.

Данная курсовая работа состоит из трёх глав. Первая глава посвящена общей теории себестоимости продукции. В ней  описаны основные виды, показатели себестоимости, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции и их классификация. А так же уделено внимание зарубежному опыту калькулирования себестоимости продукции, где на примере России, Швейцарии, Германии и других стран рассмотрены пути к снижению себестоимости товарной продукции.

      Вторая  глава состоит из расчётной части, где представлены основные методы расчёта себестоимости товарной продукции. Здесь проанализированы относительные показатели, показатели изменения себестоимости продукции. Показатели, учитывающие прогнозируемый и фактически достигнутый объём производства продукции – это размер экономии от изменения себестоимости. Затраты на рубль товарной продукции, - анализ по факторам, затраты на единицу продукции. Рассчитаны индексы изменения себестоимости сравнимой товарной продукции, а так же индексы постоянного, переменного состава и структурных сдвигов. И на основе всех этих показателей сделаны выводы, по каждому виду продукции за анализируемый период.

В третьей главе  проведён анализ взаимосвязи объёма товарной продукции  и  её себестоимости  по кварталам за 1999 г., 2000 г. и 2001г.,  на основе корреляционно-регрессионного анализа. С помощью корреляционного анализа проанализировано  влияние объёма товарной (реализованной) продукции на её себестоимость, и сделан прогноз, как возрастёт себестоимость продукции в 2002 году.   Проводя прогноз динамики показателей себестоимости продукции, выявлены все положительные и отрицательные  факторы,  влияющие на себестоимость продукции,  внесены предложения о том, как увеличить те факторы, которые положительно влияют на себестоимость товарной продукции, и уменьшить отрицательные факторы.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Глава. Себестоимость продукции: основные понятия, виды, классификация.

                  1. Содержание, виды, показатели себестоимости.

      В условиях товарно-денежных отношений и действия закона стоимости затраты предприятия на производство и сбыт продукции находят выражение в издержках производства (себестоимости). Себестоимость как экономическая категория тесно связана со стоимостью. Себестоимость – часть стоимости. Она выражает в денежной форме стоимость потреблённых средств производства и большую часть стоимости продукта, созданного трудом для себя, предназначаемую для выплаты заработной платы работникам предприятия. Как показатель себестоимость отражает текущие затраты предприятия, выраженные в стоимостном выражении, на производство и сбыт продукции[16, с. 329].

  С точки зрения общественной значимости и характера формирования затрат различают индивидуальную и общественно необходимую себестоимости, которые выступают, соответственно как части индивидуальной и общественной стоимости.

  Индивидуальная  себестоимость — это себестоимость, которая складывается на отдельном предприятии. Под общественно необходимой себестоимостью следует понимать себестоимость производства той или иной продукции по отрасли при общественно нормальных условиях производства. Индивидуальная себестоимость может быть выше или ниже отраслевой[16, с. 329-330].

  На  предприятии различают цеховую, производственную и полную себестоимости. Цеховая себестоимость — это сумма затрат на изготовление продукции в данном цехе. Производственная себестоимость включает все затраты от начальной операции производственного процесса до сдачи готовой продукции на склад. Полная себестоимость включает производственные и коммерческие расходы, т.е. расходы по сбыту продукции.

  Различают нормативную, плановую и фактическую  себестоимость. Нормативная — это максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно обоснованных нормах расхода живого и овеществленного труда. Плановая себестоимость может быть выше или ниже нормативной, так как в плановом периоде в связи с достигнутым уровнем развития техники, технологии нормы расхода живого и овеществленного труда могут быть выше или ниже тех, которые предусматривались на стадии составления проекта. Фактическая себестоимость — та, которая сложилась в отчетном периоде [9, с. 264-265].

  Для раскрытия роли этого показателя в хозяйственном механизме нужно рассмотреть функции, выполняемые себестоимостью. Первая функция состоит в том, что она является основой простого воспроизводства, формой возмещения потребляемых средств производства и фонда распределения по труду. Аккумулируя в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции, себестоимость является необходимой экономической формой возмещения этих затрат, основой простого воспроизводства материально-вещественных факторов производства, т.е. средств производства и фонда распределения по труду.

  Второй  функцией себестоимости является то, что она выступает денежной формой учета затрат на потребленные элементы производственного процесса. Рациональное ведение хозяйства требует строжайшего учета и контроля затрат труда. Учет и анализ затрат живого и овеществленного труда на производство того или иного продукта позволяют выбирать наиболее рациональные способы производства. Для оптимального обеспечения потребностей расширенного воспроизводства общество должно умело использовать каждый элемент совокупного общественного продукта. Для этого необходимо на каждом предприятии, в отрасли и в целом по народному хозяйству учитывать в отдельности количество необходимых для этого средств производства, величину затрачиваемого в процессе производства живого труда [16, с. 330-333].

  На  предприятиях планируют и учитывают следующие показатели себестоимости:

— себестоимость  единицы продукции (услуг);

— себестоимость  товарной, реализованной продукции;

  — себестоимость сравнимой товарной продукции (сравнимой продукцией считают ту, которая производилась в базисном периоде);

 —  затраты на один руб. товарной  продукции (определяются делением полной себестоимости товарной продукции на ее объем в стоимостном выражении).

    Данный показатель используется  в практике для оценки эффективности  текущих затрат. Однако он не отражает эффективности использования всего капитала, собственных средств.

  Показатель  себестоимости единицы продукции  можно широко использовать для сравнения уровня затрат одинаковых изделий на разных предприятиях, что оказывает положительное воздействие на поиск резервов снижения затрат.

  При анализе показателей себестоимости  продукции в динамике наиболее целесообразно использовать показатель затрат на один рубль товарной продукции, несмотря на все его недостатки, и через этот показатель рассматривать изменение себестоимости товарной продукции. При этом важно обеспечить сопоставимость товарной продукции и ее себестоимости по методам исчисления, ценам на сырье, материалы, топливо, тарифам на энергию и грузоперевозки. Следует обратить внимание еще на два показателя себестоимости, которые, к сожалению, очень мало используются в практике. Речь идет о проектной себестоимости изделия и о необходимости планирования себестоимости на единицу полезного эффекта, производительности, мощности.

На современном этапе развития экономики планирование, учет и калькулирование себестоимости не могут осуществляться в отрыве от задачи повышения качества продукции, ее потребительной стоимости [15, с. 333-335].

  Одним из важнейших условий решения  проблемы повышения эффективности общественного производства является ускорение сроков освоения проектных мощностей и других технико-экономических показателей, в том числе себестоимости изделий, машин. Однако при организации материального стимулирования этот важный показатель, как правило, не используется.

 В решении  задачи повышения конкурентоспособности  продукции предприятия вместе с повышением ее качества, полезности важная роль принадлежит поиску резервов снижения затрат на производство [11, с.335-338].

2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация

  В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные с:

  — производством продукции, обусловленные  технологией и организацией производства;

— подготовкой  и освоением производства;

  — совершенствованием технологии и организации  производства (затраты некапитального характера);

Информация о работе Статистический анализ себестоимости продукции