Статистический анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цели, которые ставят перед собой практически все руководители, - это как достичь такого уровня производства, чтобы снизить затраты на производство продукции, а в следствие этого и снизить себестоимость продукции.
В данной курсовой работе поставлена задача изучить и проанализировать
основные показатели динамики себестоимости товарной продукции на предприятии, на примере РУП «Белорусский металлургический завод». А так же выяснить, как эти показатели изменяются и вследствие чего происходят эти изменения. В работе использованы различные методы расчёта показателей: средние затраты на единицу продукции, затраты на рубль товарной продукции, показатели абсолютной экономии или перерасхода, размер экономии от изменения себестоимости, индексы изменения себестоимости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-4
Глава. Себестоимость продукции: основные понятия, виды, классификация. Содержание, виды, показатели себестоимости………………………………………………………….5-7
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация…………………………………………….…………..8-10
Калькуляция себестоимости и её значение………………… …… 10-12
Зарубежный опыт калькулирования себестоимости продукции…………………………………………………….………12-14
Использование системы «Директ-костинг»………………... ……..15-17

Глава. Основные показатели динамики себестоимости товарной продукции.

Затраты на единицу товарной продукции предприятия………………18-20
Динамика себестоимости товарной продукции. Относительные показатели себестоимости товарной продукции………………….20-25
Показатели изменения себестоимости продукции……………….25-27
Общая сумма экономии (перерасхода) от изменения себестоимости…………………………………………………..…….27-30
Затраты на рубль продукции, - анализ по факторам……………..30-34
Анализ динамики уровня средних затрат на основе индексов постоянного, переменного состава и структурных сдвигов…….34-35
Индексы изменения себестоимости сравнимой товарной продукции…………………………………………………………...35-36

Глава. Анализ прогноза динамики показателей себестоимости продукции на предприятии.

Корреляционый анализ взаимосвязи показателей объёма товарной (реализованной) продукции и её себестоимости…………………37-44
Прогноз динамики показателей себестоимости продукции………44-47
Заключение……………………………………………………………………..48-49
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Статистический анализ себестоимости продукции.(БМЗ) Радькова УП-31.doc

— 667.50 Кб (Скачать)
  • изобретательством и рационализаторской деятельностью;
  • обслуживанием производственного процесса;
  • охраной окружающей среды;

    — управлением производством;

    — подготовкой кадров;

— затраты  на гарантийное обслуживание и ремонт;

— недостачи  материальных ценностей на складах;

  — выплаты работникам в связи с  сокращением численности работников и штатов [12, с. 89-90]с.

  Не  включаются в себестоимость продукции затраты, связанные с выполнением работ по благоустройству, с оказанием помощи сельскому хозяйству, содержанием культурно-бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятия, а также работы, выполняемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия[20, с.  90].

  Для предприятий машиностроительного  комплекса используется следующая классификация по статьям затрат:

— сырье  и материалы;

  — покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты  и услуги производственного характера;

— возвратные отходы (вычитаются);

— топливо  и энергия на технологические  цели;

— основная заработная плата производственных рабочих;

  — дополнительная заработная плата производственных рабочих;

  — отчисления в бюджет и внебюджетные фонды от средств на оплату труда;

— расходы  на подготовку и освоение производства;

  — износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные фонды;

— общепроизводственные расходы;

— общехозяйственные  расходы;

— потери от брака;

— прочие производственные расходы [7, с.  100-102].

  По методу включения издержек производства различают прямые и косвенные затраты. Под прямыми понимаются затраты, связанные с производством отдельных видов продукции и относимые непосредственно на эту продукцию по прямому признаку (сырье и основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата производственных рабочих).

  Косвенные — это затраты, связанные с  производством нескольких видов продукции и распределяемые между ними пропорционально принятой базе (расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, цеховые и общезаводские расходы) [16, с.  340].

  По  характеру участия в производственном процессе затраты подразделяются на две группы — основные и накладные.

  К основным относятся технологические  неизбежные расходы, непосредственно связанные с изготовлением продукции, например, затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, на технологические цели, заработная плата производственных рабочих и отчисления на социальное страхование, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования.

  К накладным расходам относятся затраты, связанные с организацией, управлением, технологической подготовкой производства и обслуживанием его (цеховые и общезаводские расходы) [ 16, с.  342].

  В зависимости от времени (периода) возникновения  и отнесения на себестоимость затраты подразделяются на расходы текущего периода, будущих периодов и предстоящие расходы.

  Под расходами текущего периода понимаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции данного периода.

К расходам будущих периодов относятся такие затраты, которые хотя и возникают в данном периоде, не подлежат погашению в следующих отчетных периодах путем отнесения на издержки производства или обращения в течение срока, к которому они относятся, но не более пяти лет.

  Предстоящими  являются расходы, включаемые в себестоимость отчетного периода путем резервирования (расходы на оплату отпусков).

В целях  контроля за издержками производства, организацией хозяйственного расчета применяется группировка по местам возникновения затрат, центрам ответственности (производства, цехи, участки, службы, отделы), по которым организуется планирование и учет издержек производства[21, с. 345].

3. Калькуляция себестоимости  и ее значение. 

  Калькуляция представляет собой определение размера затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции или выполненных работ, оказанных услуг по видам затрат. Калькулирование себестоимости изделий занимает главное место в смете расчета себестоимости.[15, с.  195].

  Калькулирование— это система расчетов, с помощью которой определяется себестоимость готовой продукции (работ, услуг). Объектом калькулирования является любой вид продукции (работ, услуг), который является готовым с точки зрения данного производства.

  При калькулировании продукции (работ, услуг) применяются различные методы. Метод калькулирования — это совокупность приемов и способов исчисления себестоимости.[15,  с. 195-196].

  Несмотря  на высокую трудоемкость расчетов, метод прямого счета является основным на предприятии. Этот метод заключается в том, что себестоимость единицы продукции определяется путем деления себестоимости товарной продукции на количество изготовленных изделий.

Расчетно-аналитический  метод. Прямые затраты на единицу продукции 
определяются нормативным расчетом.
Косвенные затраты на единицу продукции распределяются пропорционально принятой базе.[14, с.  89-92 ].

  В условиях переходного периода практически  все хозяйствующие субъекты наряду со сравнимой товарной продукцией производят несравнимую товарную продукцию, так как обновление товарного ассортимента является одним из основных конкурентных преимуществ, при условии спроса на продукцию.

  К сравнимой товарной продукции относятся  все виды продукции серийного и массового производства, производимые в предшествующем периоде (базисном) и планируемые на предстоящий период. К несравнимой товарной продукции относят все виды единичного производства, а также серийного и массового производства, которые впервые запускаются в серийное или массовое производство[10, с. 72-73]. Основным показателем сравнимой товарной продукции является себестоимость единицы продукции, а несравнимой товарной продукции затраты на один рубль товарной продукции. Расчет снижения себестоимости сравнимой товарной продукции включает в себя следующие этапы:

  1. Определяется товарный выпуск на плановый год по себестоимости базисного года (Σqпл х Сб) и по себестоимости планового года (Σqпл X Спл);
  2. 2. Определяем экономию от снижения себестоимости продукции(руб.,тыс.р уб.):

      Эсн.с = Σqпл х Спл – Σqпл x Сб (-);

 3. Определяем процент снижения себестоимости;

%сн.с = [(Σqпл x Спл) / (Σqпл x Сб) ] х 100% - 100 (-).

  Если  расчет осуществляется до окончания  отчетного года, то      рассчитывается ожидаемая среднегодовая себестоимость каждого вида в отчетном году.

  Снижение  себестоимости несравнимой товарной продукции осуществляется через показатель затрат на один рубль товарной продукции.

1. По  отчету за прошлый год определяются  затраты на 1 рубль товарной продукции 31 (РТП) базисного года;

    31ртп б = (Σqб X Сб) / (Σqб X Zб);

2. Затем рассчитываются затраты на предстоящий период по плановой себестоимости и плановым (прогнозируемым) ценам:

    31ртп пл = (Σqпл X Спл) / (Σqпл x Zпл).

1 . Определяем  экономию на один рубль товарной  продукции:

      Э1ртп = 31ртп  пл - 31 ртп б (-);

      2. Определяем экономию на товарный выпуск продукции:

                        Этв = Э1ртп X (Σqпл х Zпл(-));

  1. В заключение определяем процент снижения.[13, с.  198-204].
  2. Зарубежный опыт калькулирования себестоимости продукции.

  В отечественных  и зарубежных изданиях имеется  множество публикаций по методам управленческого учета промышленных предприятий и калькулирования себестоимости продукции. В настоящее время в России появилось множество вновь созданных коммерческих предприятий, предлагающих товар. Платежеспособный спрос на товары стал более умеренным. Это происходит, с одной стороны, в результате невысоких средних доходов населения, а, с другой, — по причине более плотного предложения товаров по высоким ценам, для граждан со средними доходами [14, с. 21]. Множество предприятий на рынке являются убыточными. Чтобы увеличить покупательский спрос, повысить конкурентоспособность или просто выжить, многим коммерческим структурам необходимо выбирать наиболее рентабельные товары для продажи. Снижать цены на товары в соответствии с платежеспособным спросом покупателей. Только так многие из них могут обеспечить достаточный объем реализации и получить прибыль. Но снижать цены можно лишь до величины, не превышающей сумму расходов, требуемых для производства и реализации данного товара. Иначе предприятие понесет убытки. А выбор наиболее рентабельных товаров возможен только в случае, если известна их издержкоемкость[14, с. 21-23].

Для этого требуется  калькулирование издержек. Под калькуляцией издержек обращения понимают исчисление издержкоемкости по группам товаров. Чтобы получить данные о рентабельности товарных групп, кроме издержкоемкости необходимо также знать потоварногрупповую доходоемкость. Исчисление издержкоемкости и

 доходоемкости  товарных групп в целом составляет  коммерческую калькуляцию[8, с. 22-23].

     За  рубежом в изучении потоварногрупповых  издержек обращения в торговле  в начале XIX в. были сделаны  лишь первые попытки, связанные  с именем профессора Шера. По  данным российских ученых, он  проанализировал в 1910 г. калькуляции  Базельского общества потребителей в Швейцарии по 12 группам товаров за 11 лет — с 1898 по 1908 гг. Калькуляции рассматривались по 8 группам продовольственных и 4 группам непродовольственных товаров. Исследование проводилось с целью:

     • определения издержкоемкости и рентабельности торговли по отдельным товарным группам;

     • оценки конкурентоспособности кооперативов;

     • изыскания мер к удешевлению торгового аппарата, улучшения системы цен[13, с. 7-12].

     Позднее  в США и Германии были проведены  специальные исследования по данной проблеме. Исследования того времени еще не давали удовлетворительных методов калькулирования, расходоёмкость по товарным группам определялась в них весьма условно. Распределение общих издержек между группами товаров производили пропорционально объему или стоимости товарных запасов, товарообороту, весу реализованных товаров и др[14, с. 25-26].

     О  важности калькулирования издержек  обращения в торговле свидетельствуют  также и расчеты немецкого  исследователя Манфреда Вебера. Торговые расходы, пишет он, являются накладными расходами, так как причиной их возникновения являются все или несколько товаров. Их нельзя непосредственно соотнести с каким-либо определенным товаром, и поэтому они не могут быть непосредственно причислены к определенному товару как одноэлементные затраты (например, транспортные расходы). Каждый товар должен нести соответствующую долю торговых расходов. По рекомендациям Вебера при калькулировании затрат отдельных товаров торговые расходы рассчитываются с помощью торговой надбавки на их закупочную цену. А собственно калькуляция представлена лишь в виде распределения переменных издержек пропорционально весу товаров, а постоянных — пропорционально размеру расчетных сумм[17, с. 26-27].

     Методы  калькулирования издержек обращения просты по содержанию. Они основаны на распределении расходов пропорционально удельным весам тех или иных показателей. Однако по объему они очень громоздки и весьма трудоемки, требуют большой рутинной работы. Это является существенным препятствием к их применению без использования ЭВМ. В настоящее время, когда использование персональных компьютеров стало распространенным явлением в практике предприятий, коммерческое калькулирование становится одним из простейших и нетрудоемких методов для использования в управленческом учете и анализе.

Информация о работе Статистический анализ себестоимости продукции