Статистический анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цели, которые ставят перед собой практически все руководители, - это как достичь такого уровня производства, чтобы снизить затраты на производство продукции, а в следствие этого и снизить себестоимость продукции.
В данной курсовой работе поставлена задача изучить и проанализировать
основные показатели динамики себестоимости товарной продукции на предприятии, на примере РУП «Белорусский металлургический завод». А так же выяснить, как эти показатели изменяются и вследствие чего происходят эти изменения. В работе использованы различные методы расчёта показателей: средние затраты на единицу продукции, затраты на рубль товарной продукции, показатели абсолютной экономии или перерасхода, размер экономии от изменения себестоимости, индексы изменения себестоимости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-4
Глава. Себестоимость продукции: основные понятия, виды, классификация. Содержание, виды, показатели себестоимости………………………………………………………….5-7
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация…………………………………………….…………..8-10
Калькуляция себестоимости и её значение………………… …… 10-12
Зарубежный опыт калькулирования себестоимости продукции…………………………………………………….………12-14
Использование системы «Директ-костинг»………………... ……..15-17

Глава. Основные показатели динамики себестоимости товарной продукции.

Затраты на единицу товарной продукции предприятия………………18-20
Динамика себестоимости товарной продукции. Относительные показатели себестоимости товарной продукции………………….20-25
Показатели изменения себестоимости продукции……………….25-27
Общая сумма экономии (перерасхода) от изменения себестоимости…………………………………………………..…….27-30
Затраты на рубль продукции, - анализ по факторам……………..30-34
Анализ динамики уровня средних затрат на основе индексов постоянного, переменного состава и структурных сдвигов…….34-35
Индексы изменения себестоимости сравнимой товарной продукции…………………………………………………………...35-36

Глава. Анализ прогноза динамики показателей себестоимости продукции на предприятии.

Корреляционый анализ взаимосвязи показателей объёма товарной (реализованной) продукции и её себестоимости…………………37-44
Прогноз динамики показателей себестоимости продукции………44-47
Заключение……………………………………………………………………..48-49
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Статистический анализ себестоимости продукции.(БМЗ) Радькова УП-31.doc

— 667.50 Кб (Скачать)

5. Использование системы  «Директ-костинг».

В странах  с развитой рыночной экономикой для  принятия управленческих решений широко используется анализ, основанный на данных бухгалтерского учета, построенного с  использованием принципов системы "директ-костинг". Основой данной системы, часто называемой методом усеченной (неполной) себестоимости, является разделение затрат на постоянные и переменные. При этом под переменными затратами понимаются затраты, величина которых находится в прямой зависимости от объема производства продукции. Под постоянными затратами понимаются затраты, сумма которых не зависит от объема производства и каждый отчетный период (месяц) является относительно постоянной величиной [5, с. 12-14].

Данные  бухгалтерского учета, основанного  на разделении затрат на постоянные и  переменные, позволяют с высокой  степенью эффективности проводить  анализ взаимосвязи объема производства, затрат и прибыли предприятия. Такой  анализ часто называют анализом безубыточности. При использовании системы "директ-костинг" калькулируется неполная себестоимость продукции, состоящая только из переменных затрат. Рассчитываются как минимум два показателя, характеризующие финансовые результаты деятельности предприятия маржинальный доход и прибыль.

Важной  особенностью директ-костинга является то, что благодаря этому методу можно изучать взаимосвязи и  взаимозависимости между объемом  производства, затратами (себестоимостью) и прибылью.

Система "директ-костинг" имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным бухгалтерским учетом, применяемым в нашей стране. Приведем некоторые из них:

1. С помощью директ-костинга  происходит установление  связей и пропорций  между затратами  и объемами производства. Используя методы корреляционного и регрессионного анализа, математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей; строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; рассчитывать критическую точку объема производства; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, т.е. решать стратегические задачи управления предприятием.

2. Директ-костинг, позволяет  руководству заострить  внимание на изменении  маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям и заказам. Выявить изделия и виды работ с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их производство, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий. Система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.

3. В  отчете о финансовых результатах,  составляемом при системе "директ-костинг", видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции.

В условиях рыночной экономики директ-костинг дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга - продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего предела цены. Этот прием применяется в периоды временного сокращения спроса на продукцию для завоевания рынков сбыта [5, с. 15-21].

Директ-костинг  позволяет контролировать изменения  удельного веса постоянных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах  отдельной строкой, и, таким образом, их влияние на величину прибыли предприятия особенно хорошо видно.

Благодаря директ-костингу расширяются аналитические  возможности учета, причем наблюдается  процесс тесной интеграции учета и анализа.

В настоящее  время система "директ-костинг" адаптируется к применению в составе традиционного бухгалтерского учета, используемого в отечественной практике [6, с. 22].

Таким образом, применение основных принципов  системы "директ-костинг" на предприятиях, позволяет руководству этих предприятий  принимать обоснованные управленческие решения, направленные на увеличение прибыльности деятельности данных предприятий.  

II.Глава. Основные показатели  динамики себестоимости товарной продукции.

2.1.  Затраты на единицу   товарной продукции  предприятия.

Здесь  рассмотрены  основные показатели себестоимости товарной продукции. Показатель себестоимости является важной обобщающей характеристикой хозяйственной деятельности предприятия, отражающей эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники, совершенствования организации производства и управления.

Далее в расчётах  использованы статистические данные по себестоимости продукции РУП  Белорусский металлургический завод. Это бухгалтерский баланс за 1999г.,2000г. и 2001г., отчёт о прибылях и убытках по этим же годам, выписки из статистической отчётности по себестоимости продукции. Все эти данные представлены в приложениях.

Себестоимость продукции (работ и услуг) может  быть определена с помощью нескольких показателей.

Исходными показателями для всех предприятий является себестоимость единицы продукции (работ и услуг). Затраты на единицу продукции зависят от объёма производства, являются одним из показателей, используемых в обоснование принимаемых управленческих решений. Одним из таких решений является определение цены товара.

   Проследим  динамику изменения себестоимости  продукции на примере унитарного  предприятия «Белорусский металлургический  завод» используя статистические  материалы по себестоимости продукции  за 1999, 2000, 2001 года.

      Затраты на единицу продукции предприятия определяются из следующего соотношения [18,21]:

Zi =Σziqi/Σqi                                                            (2.1)

Где Zi – средние затраты на единицу продукции;

Zi – себестоимость i-го вида продукции;

qi – количества единиц i-го вида продукции;

Необходимые, для расчёта данные сведём в таблицу:

Таблица 1.

 
продукция 
1999 г. 2000 г. 2001 г.
Себестоимость, тыс. руб. объём производства, тонн Себестоимость, тыс. руб. объём производства, тонн Себестоимость, тыс. руб. объём производства, тонн
катанка  кордовая 279,43 12102 261,33 11991 246,22 11784
катанка  кордовая высокопрочная 269,09 500 263,07 421 260,07 372
заготовка  кордовая сортовая 224,04 10300 218,54 10213 213,34 10084
заготовка  кордовая сортовая высокопрочная 246,51 298 226,59 251 226,48 244
металлокорд 921,41 15140 919,4 15121 912,53 15024
металлокорд  высокопрочный 848,51 7672 847,59 7671 847,48 7664
заготовка  литая кордовая 204,5 9988 201,52 9981 194,53 9830
заготовка  литая кордовая высокопрочная 214,22 206 213,26 203 199,18 196
сумма   56206   55852   55198

По формуле 2.1 рассчитаем средние затраты на единицу  продукции для1999г., Zi(1999)=(279,43*12102+269.09*500+224.04*10300+246.51*298+921.41*15140+ +848.51*7672+204.50*9988+214.22*206) / 56206 = 506.06466 тыс. руб.

Аналогично рассчитаем средние затраты на единицу продукции  для 2000г.и2001г.

Полученные результаты представим в виде таблицы 2:

Средние затраты на единицу продукции.             Таблица 2.

годы Средние затраты  на единицу продукции, тыс. руб.
1999           506,06466
2000            501,180921
                2001           495,6880833

Из полученных данных можно сделать вывод, что  средние затраты на единицу продукции  на протяжении трёх лет снижались. Это  свидетельствует  о том, что на предприятии эффективно используются ресурсы, внедряется новая техника, совершенствуется организация производства и управления, что и приводит к снижению себестоимости.

Себестоимость единицы продукции имеет большое  значение в бизнесе. Продукция может  быть продуктом (товаром в вещественной форме), работой, услугой. Более сложна система учёта в производственных предприятиях; достаточно проста в посреднических. Предприятия, занимающиеся оказанием услуг (консалдинговых, юридических и др.), определяют затраты по каждому заказу.

   В нашем случае РУП БМЗ производит однородную, одноименную продукцию и, следовательно, себестоимость единицы продукции является показателем, применяемым в анализе выполнения плана и динамики затрат.

   2.2. Динамика себестоимости  товарной продукции. Относительные показатели себестоимости единицы продукции.

   Рассмотрим  методику анализа выполнения плана  и динамики себестоимости товарной продукции на основе показателя "себестоимость единицы продукции". Нам понадобятся следующие данные:

Zо  —стоимость единицы продукции за предыдущий период

Zпл  плакируемая себестоимость единицы продукции  в предыдущем    периоде;

Z1— фактическая себестоимость единицы продукции;

q1 — фактический выпуск продукции;

 qпл — планируемый выпуск продукции.

Эти данные, для удобства сведём в таблицу:

     Таблица 3.

Наименование  продукции. предыдущий  год по плану  на отчётный год фактически  за отчётный год
себестоимость единицы продукции, тыс. руб. выпуск, тонн себестоимость единицы продукции, тыс. руб. выпуск, тонн себестоимость единицы продукции, тыс. руб.
1999 г. Z 0 qпл Zпл q1 Z1
катанка  кордовая 269,01 12200 263,43 12102 273,43
катанка  кордовая высокопрочная 260,59 520 255,5 500 269,09
заготовка  кордовая сортовая 215,91 10500 212,15 10300 224,04
заготовка  кордовая сортовая высокопрочная 231,41 305 214,33 298 246,51
металлокорд 219,01 15150 218,55 15140 321,41
металлокорд  высокопрочный 830,31 7690 828,72 7672 849,51
заготовка  литая кордовая 391,71 9996 390,57 9988 419,5
заготовка  литая кордовая высокопрочная 201,44 207 191,08 206 214,22
2000 г.          
катанка  кордовая 251,04 11991 248,43 11991 261,33
катанка  кордовая высокопрочная 259,02 430 252,91 421 263,07
заготовка  кордовая сортовая 215,03 10216 214,91 10213 223,54
заготовка  кордовая сортовая высокопрочная 225,34 250 222,54 251 235,59
металлокорд 911,71 15130 890,77 15121 926,4
металлокорд  высокопрочный 837,01 7676 820,02 7671 847,59
заготовка  литая кордовая 191,3 9985 181,94 9981 220,52
заготовка  литая кордовая высокопрочная 209,61 207 200,26 203 229,26
2001 г.          
катанка  кордовая 232,09 11800 228,11 11784 246,22
катанка  кордовая высокопрочная 251,03 382 244,07 372 260,07
заготовка  кордовая сортовая 198,98 10100 181,31 10084 213,34
заготовка  кордовая сортовая высокопрочная 216,97 245 200 224 226,48
металлокорд 899,72 15005 888,44 15024 912,53
металлокорд  высокопрочный 833 7700 830,99 7664 857,48
заготовка  литая кордовая 183,91 9902 177,04 9830 194,53
заготовка  литая кордовая высокопрочная 179,94 200 166,91 196 199,18

Информация о работе Статистический анализ себестоимости продукции