Статистический анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цели, которые ставят перед собой практически все руководители, - это как достичь такого уровня производства, чтобы снизить затраты на производство продукции, а в следствие этого и снизить себестоимость продукции.
В данной курсовой работе поставлена задача изучить и проанализировать
основные показатели динамики себестоимости товарной продукции на предприятии, на примере РУП «Белорусский металлургический завод». А так же выяснить, как эти показатели изменяются и вследствие чего происходят эти изменения. В работе использованы различные методы расчёта показателей: средние затраты на единицу продукции, затраты на рубль товарной продукции, показатели абсолютной экономии или перерасхода, размер экономии от изменения себестоимости, индексы изменения себестоимости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-4
Глава. Себестоимость продукции: основные понятия, виды, классификация. Содержание, виды, показатели себестоимости………………………………………………………….5-7
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация…………………………………………….…………..8-10
Калькуляция себестоимости и её значение………………… …… 10-12
Зарубежный опыт калькулирования себестоимости продукции…………………………………………………….………12-14
Использование системы «Директ-костинг»………………... ……..15-17

Глава. Основные показатели динамики себестоимости товарной продукции.

Затраты на единицу товарной продукции предприятия………………18-20
Динамика себестоимости товарной продукции. Относительные показатели себестоимости товарной продукции………………….20-25
Показатели изменения себестоимости продукции……………….25-27
Общая сумма экономии (перерасхода) от изменения себестоимости…………………………………………………..…….27-30
Затраты на рубль продукции, - анализ по факторам……………..30-34
Анализ динамики уровня средних затрат на основе индексов постоянного, переменного состава и структурных сдвигов…….34-35
Индексы изменения себестоимости сравнимой товарной продукции…………………………………………………………...35-36

Глава. Анализ прогноза динамики показателей себестоимости продукции на предприятии.

Корреляционый анализ взаимосвязи показателей объёма товарной (реализованной) продукции и её себестоимости…………………37-44
Прогноз динамики показателей себестоимости продукции………44-47
Заключение……………………………………………………………………..48-49
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Статистический анализ себестоимости продукции.(БМЗ) Радькова УП-31.doc

— 667.50 Кб (Скачать)

                       ∆ЗМ/ = (0,763-0,707)80436929 = 4504468,02 тыс. руб.

   прочих  затрат на рубль результата производства:

     ∆Зε/ = (ε/1 - ε/01              (2.21)

   ε/1=11= 7519513/80436929 = 0,093;

   ε/0=00= 1348869/18887373 = 0,071;

   Подставляя  наши исходные данные  в формулу 2.21, получим, что снижение затрат ∆З, за счёт изменения оплатоемкости  составит:

                       ∆З/ε = (0,093-0,071)80436929 = 1769612,44 тыс. руб.

   Общие изменения затрат:

   ∆З= ∆ЗО/ + ∆ЗА/ + ∆ЗМ/ +  ∆З/ε          (2.22)

   Суммируя  все полученные нами результаты, получим  снижение наших затрат, которое численно равно результату, полученному выше в формуле 2.17:

   ∆З= -874997,47-3056603,3+4504468,02+1769612,44=2413107,87 тыс. руб.

   Для принятия конкретных мер по снижению себестоимости детализируются приведенные ниже показатели-слагаемые. Так, показатель оплатоёмкости зависит от среднего уровня оплаты и производительности труда работников, что можно выразить  мультипликативной моделью:

   О/=ОТ/Р=ОТ/Т*Т/Р=З*ТР,                 (2.23)

   где ОТ/Т  – средний уровень оплаты труда (З);

   Т/Р  – трудоёмкость (Тр)

   Подставляя  исходные данные в формулу 2.23, получаем:

   О/1= (6525200/2885)*(2885/80436929)=2261,8*0,00004=0,081

   О/1= (1730149/2666)*(2666/18887373)= 648,97*0,00014=0,092

   Амортизациеемкость может быть представлена таким обоазом:

   А/=А/Р=А/ОФ*ОФ/Р=Н*Ф,         (2.24)

   где ОФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

   А/ОФ –  среднегодовая норма амортизации (Н),

   ОФ/Р  – фондоёмкость (Ф).

   Подставляя  исходные данные в формулу 2.24, получаем:

   А/1=(1861764/815644215,5)*(815644215,5/80436929)= 0,0023*10,14=0,023

   А/0= (1153292/239994435)*(239994435/18887373)=0,0048*12,7=0,061

   Третье  слагаемое модели можно представить  как произведение удельных материальных затрат и коэффициента закрепления оборотных средств:

   М/=М/Р=М/НОС*НОС/Р=м*Кз,                     (2.25)

   где НОС  – среднегодовая стоимость оборотных  средств,

   М/НОС  – удельные материальные затраты (м)

   НОС/Р  – коэффициент закрепления оборотных  средств ( Кз)

   Подставляя  исходные данные в формулу 2.25, получаем:

   М/1= (61389416/84989094)*(84989094/80436929)=0,72*1,057=0,76

   М/0= (13354695/8908860,5)*(8908860,5/18887373)=1,499*0,47=0,707

   После преобразований аддитивнвя модель принимает  форму аддитивно-мультипликатоаной:

З/Р=ОТ/Р+А/Р+М/Р+ε = (ОТ/Т*Т/Р)+(А/ОФ*ОФ/Р)+(М/НОС*НОС/Р)+ε.  (2.26)

   Подставляя  исходные данные в формулу 2.26, получаем результат, который численно равен  результату, полученному по формуле 2.16:

   З00=0,092+0,061+0,707+0,071=0,931

   З11=0,081+0,023+0,76+0,093=0,96

   Проводя факторный анализ по себестоимости  продукции, можно сделать вывод, что в  пересчёте на весь объём  продукции отчетного года снижение затрат составило 2413107,87 тыс. руб.  В  том числе за счёт снижения оплатоёмкости  на 0,011 тыс. руб., затраты снизились на 874937,47 тыс. руб. За счёт снижения амортизациеемкости на 0,038 руб.,  затраты снизились на 3056603,3 руб. За счёт роста материалоёмкости на 0,056 тыс. руб. затраты возросли на 4504468,02 тыс. руб. За счёт роста прочих затрат на рубль результата производства на 0,022 тыс. руб., затраты возросли на 2413107,87 тыс. руб.

   2.6.Анализ  динамики уровня  средних затрат  на основе индексов  постоянного, переменного   состава и структурных  сдвигов.

   При изучении динамики уровня затрат на рубль продукции (работ, услуг) по группе предприятий необходимо иметь в виду, что общий прирост среднего уровня затрат на каждом предприятии и от изменения доли, т. е. Удельного веса объёма продукции (работ, услуг) каждого предприятия в общем объёме продукции (работ, услуг) по группе предприятий.

Общее изменение  среднего уровня затрат на рубль продукции  принято называть индексом переменного  состава. Он рассчитывается по формуле[2, с.12]:

                          I   =                      (2.27)

   где  Q – объём товарной продукции, 

   где d =    

   d – удельный вес объёма продукции одного подразделения в общем объёме продукции.

   Индекс  переменного состава характеризует  изменение среднего уровня затрат за счёт влияния двух факторов:

    1)изменение уровня затрат на рубль продукции по каждому подразделению;

    2)изменение  удельного веса продукции в  общем объёме.

    Влияние первого  фактора характеризует индекс постоянного  состава:

    = ,                        (2.28)

    Влияние второго  фактора характеризуется с помощью  индекса структурных сдвигов:

    Iстр = ,                      (2.29)

    Между этими  индексами существует взаимосвязь:

    I Iм * Iстр           (2.30)

    Применяя формулы 2.27 - 2.30, рассчитаем индексы. Данные, для дальнейших расчётов были мне предоставлены в плановом отделе и для удобства сведём их в таблицу: 

     Таблица  10.

    Цеха Объём продукции, тонн. Затраты на рубль товарной продукции, тыс. руб.
    1999г. 2000г. 1999г. 2000г.
    СТПЦ-1 2136 2161 289340 291140
    СТПЦ-2 2178 2191 292520 294100
    Итого 4314 4352 581860 585240

                    I =1,00579

=1,00581

Iстр =0,99998               

    Взаимосвязь этих показателей можно проследить из следующей взаимосвязи:

    1,00579=1,00581*0,99998,                             1,00579=1,00579.

   Показатель  затрат на рубль продукции (работ, услуг) является не безупречным. Как справедливо  отмечают специалисты, нельзя всерьёз считать затраты на один рубль стоимости продукции показателем её себестоимости. Стоимость продукции зависит от цен на неё. Получается, что чем выше цена продукции, тем ниже её себестоимость. Такой показатель только стимулирует дальнейший рост цен, а не их снижение [19, с.151].

   2.7. Индексы изменения себестоимости сравнимой товарной продукции.

   От  приведенных выше разностных выражений, исходя из теории подобия, несложно перейти к относительным величинам - индексам изменения себестоимости сравнимой товарной продукции. На практике относительная форма используется чаще всего, так как упрощает прогнозные и плановые расчёты.

  Сами  же индексы изменения себестоимости  сравнимой товарной продукции в удобной для практических расчетов форме имеют следующий вид: 

   а) индекс планового задания по изменению плановой себестоимости товарной продукции по сравнению с базисной ее величиной [1,12]:

  Iпл = ΣZплqпл / Σzоqпл                                               (2.31)

    Применяя формулу 2.31, рассчитаем  этот индекс по всем видам продукции для 1999г., 2000г.,2001г., данные представим в таблице 8.

  б) индекс выполнения плана по изменению  себестоимости сравнимой товарной продукции [1,13]:

  Iвп = ΣZ1q1 / ΣZплq1                                                    (2.32)

  Применяя формулу 2.32, рассчитаем  этот индекс для анализируемых периодов и полученные данные оформим в таблицу 8.

  в) индекс фактического изменения себестоимости  сравнимой товарной продукции в  отчётном периоде по сравнению с  базисным [1.15]:

  Iф = ΣZ1q1 / ΣZоq1                                                        (2.33)

  Аналогично, используя формулу 2.33, найдём этот индекс для анализируемых периодов, рассчитанные данные представлены в таблице 8.

  Поскольку произведения индексов планового задания  и выполнения плана не равны индексу фактического изменения себестоимости, дополнительно определяют индекс влияния структурных сдвигов в составе сравнимой товарной продукции [1,16]:

  Iстр = (Iпл*Iвп) / Iф                                                               (2.34)

  Используя формулу 2.34, найдём этот индекс для  анализируемых периодов, рассчитанные данные представлены в таблице 10.

  Индексы изменения себестоимости сравнимой  товарной продукции.      Таблица 10.

Годы
Iпл Iвп Iстр
1999 0,99237 1,118423 1,109937 0,999957
2000 0,979 1,051631 1,029549 0,999998
2001 0,981716 1,053426 1,034182 0,999984

В заключение можно  отметить, что индекс выполнения плана  по себестоимости всегда может быть рассчитан не только по сравнимым, но и по всем видам произведенной фактически в отчетном  периоде товарной продукции. Вряд ли на практике управляющий (менеджер) примет решение производить продукцию, не располагая нормативной или плановой калькуляцией себестоимости (Zпл), т. е. не имея оснований для прогноза экономической и финансовой эффективности производства такой продукции.

      Глава 3. Анализ прогноза динамики показателей себестоимости  продукции предприятия.

    1. Корреляционный  анализ взаимосвязи  показателей объёма товарной (реализованной) продукции  и её себестоимости.

Себестоимость продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятия. Этот показатель относится к числу характеристик хозяйственной деятельности предприятия. С помощью себестоимости выявляется, прибыльно или убыточно работает предприятие. На себестоимость влияют такие показатели, как объём товарной продукции, затраты на производство продукции, цена произведённой продукции. Здесь  проведён анализ взаимосвязи объёма товарной продукции  и  её себестоимости по кварталам за 1999 г., 2000 г. и 2001г.,  на основе корреляционно-регрессионного анализа. С помощью корреляционного анализа мы проанализируем как влияет объём товарной (реализованной) продукции на её себестоимость, и сделаем прогноз, как возрастёт себестоимость продукции в 2002 году.                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Информация о работе Статистический анализ себестоимости продукции