Спрос, предложение и рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях – "спрос" и "предложение", рыночное равновесие цен спроса и предложения, а также к чему приводят нарушения рыночного равновесия цен.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Спрос и факторы, воздействующие на спрос. Закон спроса………….....5
2. Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения……..13
3. Равновесная цена…………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

контрольная работа т22.docx

— 115.29 Кб (Скачать)

Главным в подходе Л. Вальраса (рис. 4) является возникновение разницы в объемах  спроса и предложения под действием  отклонения фактической рыночной цены от равновесной. Пусть реальная рыночная цена P1 окажется несколько ниже равновесной цены Ре. При такой цене объем спроса Qd будет превышать объем предложения Qs . Образовавшийся избыток спроса (Qd > Qs ) усилит конкуренцию покупателей, которая будет толкать рыночную цену вверх до уровня равновесной цены, при которой объем спроса и объем предложения уравновесят друг друга.

Если  же рыночная цена Р2 будет выше равновесной Рe, на рынке образуется избыток предложения (Q's>Q'd), в результате чего усилится конкуренция продавцов и рыночная цена установится на уровне равновесной.

 

Рис. 4. Равновесие по Л. Вальрасу

 

Равновесие  по А. Маршаллу (рис. 5) опирается на разность цен спроса и предложения, вызванную  отклонением фактического объема предложения  от равновесного. Если объем предложения Qs меньше равновесного Qe (Qs < Qe), цена спроса Р2 окажется выше цены предложения Р1 2 >P1). Это побуждает продавцов увеличить объем предложения товаров на рынке. Напротив, при превышении равновесного объема предложения (Q’s > Qe) цена спроса Р1, будет меньше цены предложения Р21 < Р2), что заставит продавцов уменьшить предложение товаров до объема, при котором он уравновешивается с объемом спроса и будет равен Qe. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения Р1 = Р2= Рe.

Таким образом, из проведенного анализа следует, что  если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов  двигают ее в направлении к равновесной. Если же объем предложения не равен равновесному, то, ориентируясь на цену спроса, продавцы увеличивают или уменьшают объемы предложения до равновесного уровня, при котором устанавливается и равновесная цена.

 

Рис.5 Равновесие по А. Маршаллу

 

Функция спроса и предложения Л. Вальраса имеет  вид

Qd = F(P)

Qs = F(P)

а условием равновесия является равенство

Qd = Qs

У А. Маршалла функция спроса и предложения  имеет вид

Pd = F(Q)

Ps = F(Q)

а условием равновесия является равенство

Pd = Ps

Современная экономическая теория оперирует  функциями спроса и предложения  Л. Вальраса и графическими иллюстрациями  этих функций А. Маршалла, что не сказывается на результатах анализа  взаимодействия спроса и предложения.

Поскольку в модели Л. Вальраса инструментом сбалансированности рынка являются цены, то эта модель характеризует ситуацию, складывающуюся на рынке в краткосрочном периоде. Моделью А. Маршалла, в которой  равновесие достигается за счет приспособления объемов предложения к равновесному количеству, лучше описываются рыночные процессы в долгосрочном периоде (можно  изменить объемы выпуска и продаж за счет увеличения или уменьшения количества используемых факторов производства). [2]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своей  курсовой работе я постаралась раскрыть понятия спроса, предложения, равновесие спроса и предложения, равновесной  цены, излишков и дефицита, а также  показала какое влияние тех или  иных факторов оказывает на спрос  и предложение при рыночной экономике. Действительно, любому акту купли-продажи  предшествуют два феномена – "спрос" и "предложение", величины которых  определяют объем сделок и уровень  цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и  объема сделок, то добиваться их желаемого  изменения можно, регулируя величину спроса (дохода потребителей) и величину предложения (прибыль производителей). В данной работе я также выделила функции и проблемы отечественного рынка.

Итак, в  результате взаимодействия рыночного  спроса с рыночным предложением устанавливается  цена равновесия, обеспечивающая максимально  возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем  продаж на данном рынке. Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке  нет ни излишка продукта, ни его  нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению.

Цены будут расти или падать, пока продавцам и покупателям  не удастся прояснить ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены, при  котором объемы спроса и предложения  на продукт точно совпадают. При  осуществлении сделок по равновесной  цене сумма излишков потребителей и  производителей достигает максимума. Установившееся рыночное равновесие нарушается при изменении спроса или предложения, и начинается процесс приспособления к новому равновесию. В зависимости от того, что быстрее реагирует на диспропорцию между объемом спроса и объемом предложения – цена или количество, – различают механизм приспособления по Вальрасу и по Маршаллу.

Рыночное  равновесие можно рассматривать  лишь относительно фиксированной единицы  времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может  установиться как некоторое новое  значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д.

В конкурентной системе равенство  спроса и предложения приводит к  равновесию на всех рынках. И все  же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в  ту или иную сторону). Некоторые воздействия  на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов  спроса и предложения. К числу  последних воздействий относится, например, налогообложение. Через систему  налогообложения и дотаций государство  воздействует на процесс рыночного  ценообразования и значение равновесной  цены. Введение акциза повышает цену равновесия и уменьшает равновесное количество, а установление дотации на единицу  проданной продукции снижает  равновесную цену и увеличивает  равновесный объем продаж. Однако в том и другом случае возникают  чистые потери общества, так как  при введении налога сокращение суммарного излишка потребителей и производителей превышает сумму налоговых поступлений, а при введении дотаций сумма  последних превышает приращение суммарных излишков участников рыночных сделок.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учеб. — 3-є изд., испр. — М.: Дело, 2002. 416с
  2. Василенок В.Л., Макарченко М.А. Экономика. Микроэкономика и макроэкономика: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2003. - 217 с.
  3. Экономическая теория. / Под ред. Николаевой И. П. – М., 2000.
  4. Рябикина А. А., Быкова Т. В. Основы микроэкономики. Спрос и предложение.– СПб,2003.
  5. Автономов В. С. Введение в экономику. – М., 2005.

Размещено

 


Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие