Спрос, предложение и рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях – "спрос" и "предложение", рыночное равновесие цен спроса и предложения, а также к чему приводят нарушения рыночного равновесия цен.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Спрос и факторы, воздействующие на спрос. Закон спроса………….....5
2. Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения……..13
3. Равновесная цена…………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

контрольная работа т22.docx

— 115.29 Кб (Скачать)

 

ъ

Рис. 1. Кривая спроса

 

Закон спроса объясняется следующими лежащими на поверхности причинами:

1) доходы  потребителей ограничены, и повышение  цены данного товара неизбежно  заставляет их сокращать размеры  его покупок, переходить к потреблению  других товаров, заменяющих данный;

2) если  запас товара растет, то он  может быть продан только при  снижении цены, поскольку доходы  потребителей ограничены, а с  увеличением объема покупок потребность в товаре насыщается, и он становится все менее и менее необходим потребителям;

3) уменьшение  цены товара позволяет потребителям  купить больше товаров, данный  товар становится при этом  более привлекательным по сравнению  с его заменителями, и спрос  на него повышается.

Таким образом, закон спроса гласит: снижение цены, при прочих равных условиях, ведет  к возрастанию объема спроса, а  повышение цены, при прочих равных условиях, ведет к уменьшению объема спроса.

В основе закона спроса лежит, во-первых, психология покупателя, склонного большие объемы товара покупать по более низкой цене, чем по более высокой (подтверждением этого является кривая спроса), а  во-вторых, подчинение потребления  закону убывающей предельной полезности, в соответствии с которым последующие  единицы конкретного товара приносят все меньшее удовлетворение. Например, второй компьютер (телефон, телевизор) не так полезен в доме, как первый, поскольку основные потребности удовлетворены, третий еще менее полезен и т. д. Поэтому покупатель приобретает дополнительные единицы при условии, что их цена снижается. В-третьих, действие закона спроса связано с эффектом дохода, выражающимся в том, что при прочих равных условиях и постоянном доходе снижение цены приводит к повышению покупательной способности потребителя, а установление более высокой цены — к снижению покупательной способности. С эффектом дохода связан эффект замещения: высокие цены на товар побуждают покупателя заменять его приобретение покупкой аналогичных более дешевых товаров.

Следует отличать изменение объема спроса от изменения спроса. Изменение объема (величины) спроса – это изменения, произошедшие из-за изменения цены при этом происходит передвижение по кривой спроса из одной точки в другую).

Изменение спроса – это изменения из-за влияния иных факторов, воздействующих на спрос (при этом происходит сдвиг  кривой спроса относительно осей координат). Например, увеличение доходов потребителей вызовет смещение кривой спроса вверх и вправо, а увеличение цены товаров-композитов – смещение кривой вниз и влево и т. д.

Исключением из закона спроса является тот факт, что объем закупок товаров  первой необходимости (например, хлеба) при определенных условиях может  при увеличении цены не только не уменьшаться, но и возрастать (парадокс Гиффена).

Другие "исключения" (например, эффект Веблена) фактически подтверждают действие закона спроса. Напомним, что эффект Веблена связан с так называемым "престижным спросом", т. е. спросом на дорогостоящие товары, приобретение которых свидетельствует, по мнению потребителей, об их высоком социальном статусе. Так как данные товары, согласно определению, имеют высокую цену, делалось предположение о том, что повышение цен на данные товары ведет к росту спроса на них и, следовательно, увеличивает объем спроса. Если бы это предположение было верным, цены на данные товары возрастали бы бесконечно. Практика показывает, что при увеличении цен на данные товары увеличивается их престижность, но сокращается объем спроса, так как они становятся доступными все более узкому кругу людей.

 

2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ,  ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ.  ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Спрос на рынке взаимодействует  с предложением товаров.

Предложение – это объем товаров, предназначенных к продаже на определенном рынке за определенный период времени и при заданном уровне цен. Предложение товаров  выражает наличие у общества ресурсов и его способность производить  продукты и оказывать услуги в  условиях товарного производства.

Предложение какого-либо товара или услуги –  это готовность производителей продать  определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Иначе, предложение - это желание и способность  продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости  от их цены.

На рынок для продажи выносят  разные товары: продукты, услуги, ресурсы. Их можно разделить на две группы:

- воспроизводимые товары (их подавляющее  большинство);

- невоспроизводимые (природные  ресурсы, шедевры искусства и  др. уникальные вещи).

Объем наличных невоспроизводимых  товаров не может быть увеличен с  помощью производственной деятельности. Количество же воспроизводимых товаров  есть прямой результат этой деятельности. Поэтому экономическая наука  изучает главным образом закономерности формирования предложения воспроизводимых товаров.

Зависимость между предложением и ценой, при  прочих равных условиях, называется функцией предложения по цене:

 

Qs = F (Px).

 

Так же как  и функция спроса, функция предложения  может задаваться табличным, аналитическим  или графическим способом.

Функция предложения, заданная аналитическим  способом, может иметь следующий  вид:

 

Qs = –a + bPx.

 

Зависимость предложения от цены товара, выраженная в графической форме, называется кривой предложения (Рис 2). Для построения графика на оси абсцисс откладываются  точки, характеризующие объем предложения, а на оси ординат — цены предложения.

 

Рис. 2. Кривая предложения

 

Графическим изображением функции предложения  от цены является кривая предложения S (рис. 2), которая имеет положительный  наклон (восходящий характер).

Двигаясь  по кривой предложения от точки А к точке В, мы обнаруживаем рост объема (количества) предложения товара от Q1 до Q2 под влиянием роста цен на него; движение вниз по кривой от точки В к точке А отражает снижение объема предложения от Q2 до Q1 под влиянием снижения цен на этот товар.

Таким образом, объем предложения товара увеличивается  при росте цены и уменьшается  при ее снижении. В этом состоит  сущность закона предложения. Он действует, потому что у производителя есть желание при повышении цены на его продукцию изготовить и реализовать больший ее объем с целью получить наибольшую прибыль. Низкие цены, наоборот, не стимулируют производство товара, и объем предложения снижается.

Надо  иметь в виду, что функция предложения  от цены есть частный случай более  общей функции предложения. Рассмотрим, какие еще факторы влияют на предложение  товара, кроме цены самого товара.

Предположим, фермер решил производить на продажу  бройлеров (куриное мясо). Что он сделает, прежде чем начнет строить  птицефабрику? Очевидно, кроме изучения цен на куриное мясо (мы уже знаем зависимость между ценой и объемом предложения) фермер поинтересуется ценами на мясо индейки, кролика, утки, возможно, говядины; затем узнает, во что обходятся корма, какие технологии применяются при выращивании бройлеров, какие налоги придется уплачивать с полученных от данного бизнеса доходов (или какие субсидии предоставляются фермерам на это); наконец, он обязательно изучит рынок бройлеров, узнает, сколько человек занимаются производством куриного мяса в данной местности.

В результате мы получим общую функцию предложения, которая имеет следующий вид:

На предложение  влияют следующие факторы:

1) цена  товара;

2) цены  факторов производства (ресурсов);

3) технология;

4) размер  налогов и дотаций;

5) количество  продавцов;

6) ожидания  производителя.

 

,

 

где Qs – величина предложения;

Px – цена товара;

PR – цены ресурсов;

K – характер применяемой технологии;

Т – налоги и дотации;

N – количество  продавцов;

В – ожидания производителей.

Все эти  факторы являются внешними детерминантами предложения и имеют объективный, т. е. не зависящий от производителя  продукции, характер.

Что же произойдет с кривой предложения, если изменится  не цена товара, а значение какой-нибудь другой из переменных общей функции  предложения (например, цены ресурсов или уровня технологии)? В этом случае произойдет смещение кривой предложения, что означает не изменение объема предложения, а изменение самого предложения. Таким образом, смещение кривой предложения происходит тогда, когда изменяется какая-либо (кроме  цены данного товара) переменная функции  предложения. Пусть первоначальная кривая предложения товара (куриного мяса) представлена кривой S (рис. 3). Значению цены Р0 соответствует объем предложения Q0. Предположим теперь, что цены на мясо индейки повысились, что приводит к увеличению его производства и

предложения. В результате производство куриного мяса сократится, и графически это  выражается в том, что кривая предложения  сдвинется влево и займет положение S1 . Теперь при той же цене Р0 предложение уменьшится до объема Q1 (Q1 < Q0).

Аналогично, если государство сократит налоги или  введет субсидии для производителей куриного мяса, кривая предложения  сдвинется в положение S2. В этом случае по каждой цене будет предложено больше куриного мяса (по цене Р0 будет продаваться Q2 > Q0 единиц данного товара).

 

Рис.3.Смещение кривой предложения.

 

Заметим, что смещение кривой предложения  под воздействием вышеперечисленных  факторов в экономическом смысле отражает изменение издержек производства данного товара. Так, предоставление субсидий или снижение налогов означает удешевление производства, и, следовательно, производители при той же цене смогут предложить больше данного товара. Напротив, при росте цены на альтернативный товар (субститут) произойдет увеличение объема его предложения, что, вероятно, будет сопровождаться ростом спроса на факторы его производства, а  значит, повышением цен. В этом случае издержки производства нашего товара повысятся (так как выросли цены на факторы производства), что снизит наше желание предлагать этот товар  при каждой данной цене.

Какой из этого следует вывод? Кривая рыночного  предложения — это фактически кривая цены предложения, поскольку  она отражает издержки производства того или иного товара. Чем больше объем выпускаемой продукции, тем  при прочих равных условиях выше издержки его производства, поскольку рост спроса на ресурсы повлечет за собой повышение их цены. Именно поэтому большее количество товара продавцы готовы предлагать лишь по более высоким ценам.

Объем предложения  – то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного  периода времени.

Цена  предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать  определенное количество товара или  услуги.

Принято считать, что существует прямая зависимость  между объемом (величиной) предложения  и ценой: увеличение цены ведет к  возрастанию предложения и наоборот. Такая зависимость называется законом  предложения. Чем выше цена, тем больше у них стимулов для производства и продажи своего товара. [1]

 

 

3. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА

 

Рассмотренные в предыдущих главах кривые спроса и предложения, взятые сами по себе, показывают, что происходит с объемами покупок и продаж при изменении  цены. Мы также установили, что эти  кривые характеризуют желания покупателей  купить, а продавцов продать определенное количество товара по заданной цене. Иначе  говоря, эти кривые показывают цены покупателей и цены продавцов, которые  те назначают на рынке исходя из своих доходов (покупатели) и издержек (продавцы). Однако товары и услуги продаются  не по ценам спроса и не по ценам  предложения, а по ценам рыночного  равновесия. Что это за цены, как  и на каком уровне они устанавливаются, чем они определяются?

Рыночным  процессом ценообразования управляют  законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке  под влиянием тенденций и специфических  особенностей как спроса, так и предложения. Они проиллюстрированы на соответствующих графиках рис.1 и рис.2 с помощью кривых. Однако рыночные силы намного богаче тех моделей, которые были представлены.

В результате колебания цен и изменения  под их действием величин спроса и предложения на рынке устанавливается  равновесная цена.

Равновесная цена PE – цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение. При этом объем спроса равен объему предложения и представляет собой равновесный объем продаж QE (рис. 4). Любые отклонения от равновесной цены требуют от экономических субъектов принятия корректирующих действий, приводящих к восстановлению нарушенного равновесия. Существует две альтернативные модели равновесия: равновесие по Вальрасу и равновесие по Маршаллу. В данных моделях по-разному объясняются суть механизма данного равновесия и характер осуществляемых действий.

Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие