Современные аграрные преобразования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании критического анализа литературных источников выявить особенности аграрных преобразований в Республике Беларусь, а также проблемы агропромышленного комплекса страны и перспективы его развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
I. Аграрные преобразования: основные теоретические аспекты…………………7
1.1 Структура АПК и сущность аграрной реформы на современном этапе…….7 1.2 Составляющие аграрных преобразований……………………………………10
1.3 Зарубежный опыт аграрных преобразований………………………………..15
1.3.1 Аграрные преобразования в России и других странах СНГ………………15
1.3.2 Основные направления аграрных преобразований в зарубежных странах17
II. Развитие агропромышленного комплекса в Республики Беларусь……………….20
2.1 Характеристика и формирование белорусской модели АПК……………….20
2.2 Проблемы развития АПК РБ и пути их решения…………………….………27
2.3 Перспективные направления совершенствования агропромышленного комплекса…………………………………………………………………….……..30 Заключение………………………………………………………………………….34
Список используемых источников………………………………………………..36
Приложение………………………………………………………..………………..38

Работа содержит 1 файл

Современные аграрные преобразования в Республике Беларусь.docx

— 118.00 Кб (Скачать)

     Основной  проблемой сельского хозяйства  РБ является неэффективное производство. Поэтому первостепенной задачей аграрного сектора на первом этапе (до 2010 г.) является повышение экономической эффективности производства, обеспечение экономического роста.

     Для этого необходимо:

  • всемерное содействие развитию научных исследований по приоритетным направлениям и существенное усиление работы по их использованию в производстве;
  • развитие конкурентных преимуществ АПК, базирующихся, прежде всего, на использовании природно-климатических факторов (молочное и мясное скотоводство, льноводство, картофелеводство и др.);
  • укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, его техническая модернизация и переход на этой основе на современные высокопроизводительные, ресурсосберегающие технологии;
  • эффективное использование производственного потенциала и ресурсов;
  • концентрация ресурсов и средств на приоритетных направлениях и на высокоокупаемых видах производства;
  • значительный рост урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;
  • совершенствование ценовой политики, устранение ценового диспаритета;
  • трансформация неэффективных предприятий АПК в новые рыночные структуры;
  • создание условий, в которых могут эффективно работать как коллективные предприятия, так и индивидуальный сектор;
  • реализация целевых программ поддержки сельского хозяйства за счет госбюджета;
  • стимулирование экспорта продукции. [15]

           Актуальной на сегодняшний  день проблемой является отток квалифицированной, экономически активной части сельского  населения в города. Невысокая  производительность труда не позволяет  обеспечить достойный уровень жизни  занятым в отрасли работникам. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве гораздо ниже городской. Демографическая ситуация в сельской местности остаётся тяжёлой. Во многом это обусловлено недостаточным уровнем предоставляемых социальных услуг. Выявлено, что дальнейшее снижение производства в аграрном секторе экономики, разрушение общественного производства  тесно связано с качеством жизни сельского населения, одним из показателей которого является уровень денежных доходов сельскохозяйственных работников. Эта проблема может быть  решена  при одном условии,  если  село перестанет  сохранять одностороннюю направленность – оставаться производителем только сельскохозяйственной продукции, а точнее агросырья.

           Узкоспециализированное  состояние  агропроизводства,  при кажущейся экономической эффективности,  играет  негативную  роль  в социальном развитии  сельских  поселений.  Ведь  не  каждый  житель  деревни может (или хочет) быть задействован только в полеводстве или животноводстве. Многие, особенно молодые люди,  оставались  бы  в селе  при условии предоставления возможностей  реализовать свои  знания,  способности,  трудовой  потенциал в других  отраслях.  Думается,  что необходимо  стимулировать создание  малых производств на  местном сырье,  развивать  туристическую  индустрию, бытовые, информационные, транспортные и иные услуги. 

           В  современных  условиях  основным  методологическим  принципом  в реформировании  агросектора  должен  стать переход от  стратегии моноразвития  сельскохозяйственной  отрасли к стратегии комплексного развития сельских территорий. При таком подходе замедлятся миграционные процессы,  что позитивно скажется  на  решении социально-экономических проблем [16]. 

     Не  менее важной проблемой является высокий физический и моральный  износ основных средств. Нехватка свободных  денежных средств не позволяет большинству  предприятий проводить полноценную  техническую и технологическую  модернизацию основных фондов. Техническое  и технологическое переоснащение  сельского хозяйства требует  значительных финансовых ресурсов. Основными  мерами по активизации инвестиционной деятельности должны стать:

  • повышение платежеспособности предприятий, увеличение собственных источников финансирования;
  • расширение системы лизинговых операций как в рамках государственного финансирования, так и за счет возможностей организаций перерабатывающих и обслуживающих отраслей АПК, вовлеченных в интеграционные процессы и заинтересованных в закреплении своих поставщиков сырья (сырьевых зон);
  • привлечение иностранных инвестиций и свободных средств граждан при реализации предпринимательской деятельности;
  • сохранение централизованной государственной поддержки [17].

     Активизации инвестиционной деятельности будет  способствовать также развитие ипотечного кредитования с включением в финансовый оборот земельных ресурсов под жестким  контролем государства.

     Еще одной проблемой, тормозящей развитие АПК, является разобщенность товаропроизводителей. Приоритетным направлением институциональных преобразований в АПК, призванным преодолеть существующую разобщенность товаропроизводителей и объединить их экономические интересы, должно стать развитие кооперации и интеграции на базе предприятий по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, создание продуктовых специализированных и многоотраслевых агропромышленных формирований в виде аграрно-промышленных групп, холдингов, ассоциаций, в состав которых могут входить и финансовые структуры, которые в ряде случаев могут создаваться самими участниками. Эти организации должны стать стержнем организационной структуры АПК и охватить большинство фермерских хозяйств [18].

     Развитию  аграрного сектора Республики Беларусь препятствует ряд проблем, возникших как в настоящее, так и в давнее время. Главными из них

являются: отток экономически активной части сельского населения в города, неэффективное производство, разобщенность товаропроизводителей и износ основных средств. Однако имеются различные пути решения этих проблем, и в дальнейшем, при правильном подходе государства, все они могут быть решены.

2.3 Перспективные направления совершенствования агропромышленного комплекса 

     Без развитого сельского хозяйства  и прогрессивного АПК – позитивное развитие экономики и повышение  благосостояния общества невозможно. «Как может быть бесперспективным производство, в котором из одного посаженного  в землю зерна вырастает колос  из 60-80 зёрен» - это сказал один уважаемый  и мудрый эксперт, прошедший путь от  механизатора до главного редактора  известного аграрного издания. В  этом коротком афоризме заключена суть всех проблем отечественного сельского  хозяйства – не признанный потребительским  обществом производитель не  в  силах развивать производство в  объёмах, способных удовлетворить  возрастающие потребности, и его  ослабление становится «болевой точкой»  социально – экономического общества в целом.

     Решение проблемы вывода АПК из плохого состояния  требует проведения последовательной продовольственной политики, которая  включала бы ряд основных стратегических направлений:

     - стимулирование развития отечественного  сельского хозяйства, что в  первую очередь потребует определённого  перераспределения национального  дохода в пользу сельскохозяйственных  производителей;

     - придание аграрной реформе основной  целевой функции – рост производства;

     - внесение коррективов в социальную  политику, существенное улучшение  уровня питания групп населения  с низкими доходами.

     Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата  для сельскохозяйственного и  предоставление прямых государственных  субсидий на основные виды сельскохозяйственного  производства. Множество сельскохозяйственных предприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требует  серьёзной финансовой поддержки  со стороны государства даже для  достижения стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии. Аграрная политика должна быть ориентирована  на устойчивость и рост производства с учётом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать  все формы хозяйствования, которые  обеспечивают наиболее эффективное  использование ресурсов и прирост  производства сельскохозяйственной, в особенности товарной продукции [19, с.97].

        Интеграция Беларуси в мировую  экономику должна идти таким путём, который бы не разрушал аграрный сектор, представляя внутренний рынок для собственного производителя.

       Перемены, которые могут обеспечить  более высокую динамику развития экономики и социальной сферы села увязываются с принятой Программой «О возрождении и развитии села». Разработка и утверждение данной Программы - свидетельство решимости Республики Беларусь коренным образом изменить социально-экономическую ситуацию в отечественном агропромышленном комплексе. Поставлена  задача не  только полного обеспечения продовольственной безопасности  страны,  но  и ориентации  этой  отрасли  на  устойчивое  экспортное  производство. По  сути дела  предполагается  в  результате  нынешнего  этапа  модернизации  вывести аграрную  сферу  на  уровень  высокоразвитых  стран  Западной  Европы.

         В программе четко сформулированы  цели и задачи, коими являются: возрождение и развитие социальной и производственной сфер белорусского села, обеспечение условий для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства; повышение доходов сельского населения, создание основ для престижности проживания в сельской местности и улучшения демографической ситуации на селе; обеспечение эффективного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных для внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов. На реализацию Программы выделено 69,8 трлн. рублей (в ценах 2005 года), в том числе: бюджетные средства - 25,3 трлн. рублей; собственные средства организаций и учреждений - 31,5 трлн. рублей; кредитные ресурсы - 9,8 трлн. рублей; инновационные фонды министерств и других органов управления - 1,9 трлн. рублей; средства инвесторов - 1,3 трлн. Рублей.

       Основные мероприятия Программы сгруппированы по следующим направлениям: социальная сфера: повышение привлекательности труда и жизненного уровня сельского населения, совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов, развитие жилищного строительства, коммунального обслуживания, электрификации, газификации, водоснабжения, телекоммуникационной связи, модернизация дорог и транспортного обеспечения, развитие образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и туризма, торгово-бытового обслуживания; производственная сфера: совершенствование специализации сельскохозяйственного производства, повышение эффективности использования земель, развитие крупнотоварного сельскохозяйственного производства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан, перерабатывающей промышленности, государственная поддержка агропромышленного производства, совершенствование организационно-экономической структуры, техническое переоснащение, научное и кадровое обеспечение АПК. реализация мероприятий обеспечит: достижение социальных стандартов, гарантирующих повышение уровня и качества жизни сельского населения; устойчивое развитие сельского хозяйства и продовольственную безопасность страны.

     Реализация  Программы позволит:

     в социальной сфере:

     сформировать 1481 агрогородок на базе центров сельсоветов и центральных усадеб сельскохозяйственных организаций;

     обеспечить  полную газификацию домов (квартир), в том числе перевод не менее 20 процентов их на потребление природного газа;

     улучшить  снабжение сельских потребителей электроэнергией  за счет строительства и реконструкции  не менее 15 тыс. километров электрических  сетей;

     полностью удовлетворить потребности сельского  населения в качественной питьевой воде за счет реконструкции и развития систем центрального и локального водоснабжения;

     обеспечить  все сельские населенные пункты стационарной или мобильной связью;

     провести  реконструкцию и ремонт 4,3 тыс. километров местных автомобильных дорог, обеспечив  транспортную связь районных центров  с агрогородками и другими населенными пунктами;

     охватить  не менее 85 процентов сельских детей дошкольным образованием;

     создать амбулатории общей врачебной  практики с обслуживанием населения в радиусе 10 – 15 километров и укомплектовать медицинские учреждения на селе специалистами общей врачебной практики;

     создать 186 качественно новых сельских учреждений культуры: домов социально-культурных услуг, центров ремесел, фольклора, усадебно-этнографических туристических комплексов и др., возобновить деятельность передвижных библиотек;

     открыть при сельских общеобразовательных  школах филиалы детско-юношеских  спортивных школ, развивать агро- и экотуризм;

     увеличить к 2010 году оказание бытовых услуг  в сельской местности по сравнению  с 2004 годом не менее чем в 1,5 раза;

     возобновить работу магазинов в 800 населенных пунктах, дополнительно открыть 140 торговых объектов типа мини-магазинов, осуществить  реконструкцию и ремонт 210 магазинов  с переводом их на новые формы  обслуживания, сформировать надежную систему обеспечения сельских жителей  товарами расширенного ассортимента;

     дополнительно создать на селе более 16,2 тыс. рабочих  мест;

     сократить потери от пожаров и других чрезвычайных ситуаций, минимизировать число людей, погибших от пожаров в сельской местности;

Информация о работе Современные аграрные преобразования в Республике Беларусь