Современные аграрные преобразования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании критического анализа литературных источников выявить особенности аграрных преобразований в Республике Беларусь, а также проблемы агропромышленного комплекса страны и перспективы его развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
I. Аграрные преобразования: основные теоретические аспекты…………………7
1.1 Структура АПК и сущность аграрной реформы на современном этапе…….7 1.2 Составляющие аграрных преобразований……………………………………10
1.3 Зарубежный опыт аграрных преобразований………………………………..15
1.3.1 Аграрные преобразования в России и других странах СНГ………………15
1.3.2 Основные направления аграрных преобразований в зарубежных странах17
II. Развитие агропромышленного комплекса в Республики Беларусь……………….20
2.1 Характеристика и формирование белорусской модели АПК……………….20
2.2 Проблемы развития АПК РБ и пути их решения…………………….………27
2.3 Перспективные направления совершенствования агропромышленного комплекса…………………………………………………………………….……..30 Заключение………………………………………………………………………….34
Список используемых источников………………………………………………..36
Приложение………………………………………………………..………………..38

Работа содержит 1 файл

Современные аграрные преобразования в Республике Беларусь.docx

— 118.00 Кб (Скачать)

    Изучение  многочисленных научных трудов показало, что категория эффективности  вообще рассматривается как результативность какого-либо процесса или явления.

    Исходя  из этого, эффективность аграрной реформы можно рассматривать как результативность процесса преобразования производственных отношений в агропромышленном секторе экономики.

    Результат преобразований в аграрной сфере - качественный и количественный показатель способности  аграрного сектора обеспечить устойчивый рост производства, создать оптимальные  условия жизни и труда на основе рационального использования средств производства, финансов и окружающей среды.

    Исследования  показали, что основными результатами аграрных преобразований являются экономические, социальные и экологические результаты.

    Экономические результаты аграрной реформы проявляются  через способность аграрного  сектора экономики, агропромышленного  производства создавать экономический  эффект, обеспечивать достижение устойчивого  экономического роста производства продукции, надежное удовлетворение общественных потребностей в продуктах питания  и сельскохозяйственном сырье при  оптимальных затратах труда и  средств.

    К экономическим результатам следует  отнести также степень использования  имеющихся в АПК страны производительных сил.

    Социальные  результаты проявляются в условиях труда, жизни и быта населения, работников, занятых в агропромышленном производстве, обслуживании, культуре, здравоохранении  и т.п. Эти результаты имеют очень  большое значение и являются также  основными, поскольку они в конечном счете определяют отношение людей к труду, их трудовую активность в развитии эффективного производства.

    Экологические результаты проявляются в непосредственном влиянии мероприятий реформы  на состояние окружающей природной  среды, уровень ее сохранения и рационального  использования.

    Центральным методологическим вопросом является обоснование  критерия эффективности аграрной реформы. Лишь на основе решения его создаются  объективные предпосылки для  того, чтобы выдержать единую методологическую и методическую основу, обеспечить взаимную согласованность в оценке эффективности. Выбор такого критерия имеет принципиально важное значение для обоснования всей системы показателей оценки эффективности аграрной реформы. Очевидно, критерий эффективности аграрной реформы должен отражать, прежде всего, главные цели реформирования АПК и основные пути их реализации. Поэтому в определении критерия эффективности должны найти свое отражение наряду с целями и экономической результативностью функционирования экономики, также и признаки, характеризующие социальную экологическую эффективность переходных процессов [5].

    Таким образом, на основании сформулированных принципов должны быть разработаны: всесторонняя научно обоснованная концепция проведения аграрной реформы; последовательность   ее   осуществления   при   постоянном   анализе результатов и внесении необходимых корректив; политика государственного регулирования социально-экономических преобразований, выделение необходимых приоритетов и этапов экономического развития; ориентиры социальной направленности проводимых преобразований; четкие и ясные цели реформ, понятные обществу и поддерживаемые им.

    Критерий  эффективности аграрной реформы  как максимизация решения задачи обеспечения экономического роста  в агропромышленном секторе и  удовлетворения общественных потребностей в высококачественной продукции  по доступным ценам определяется через:

  • новые формы финансово-хозяйственных отношений;
  • оптимизацию затрат средств и труда;
  • технологическое переоснащение производства и механизацию ручного
  • труда;
  • сокращение потерь сельхозсырья за счет своевременной, качественной переработки, совершенствование системы хранения и доставки продукции потребителю;
  • реализацию продукции непосредственно производителем, исключая посреднические структуры.

    Также следует сказать несколько слов и о направлениях аграрных реформ. 

Одним из основных направлений аграрной реформы  является переход к многоукладной  экономике в сельском хозяйстве, под которой следует понимать экономику, основанную на рациональном сочетании различных форм собственности  и хозяйствования. Формы собственности  и хозяйствования — понятия разнопорядковые, но не взаимоисключающие. Различные формы хозяйствования могут иметь одну и ту же форму собственности. Так, и в колхозах, и в товариществах с ограниченной ответственностью, и в кооперативах коллективно-долевая форма собственности.

    Еще одно направление аграрной реформы  — приватизация III сферы АПК, включающая совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственного  сырья, а также реализацию конечного продукта. Преобразования предприятий перерабатывающей промышленности, заготовок, хранения, материально-технического снабжения и обслуживания должны проводиться при непосредственном и активном участии сельских товаропроизводителей, так, чтобы они имели контрольный пакет акций (51 %) приватизируемых предприятий и могли влиять на прохождение сельскохозяйственной продукции по всей цепочке — от производителя до потребителя, участвовали в формировании и распределении прибыли. К сожалению, приватизация перерабатывающих предприятий и других предприятий III сферы была осуществлена по варианту, при котором контрольный пакет акций оставался у трудового коллектива (второй вариант приватизации). В результате в большинстве случаев сельские товаропроизводители были фактически отстранены от этого процесса.

    Не  менее важными направлениями  реформы являются развитие рыночной инфраструктуры агропромышленного  комплекса, формирование экономических  условий функционирования АПК. Эти  направления вовремя не были оценены  должным образом. Предполагалось, что  рынок сам будет регулировать спрос и предложение, взаимоотношения  продавцов и покупателей. Централизованную систему закупок сельскохозяйственной продукции разрушили, а необходимые  рыночные структуры созданы не были: нет продовольственных и зерновых бирж, маркетинговых центров, необходимой  системы информации и т. д.

    Одно  из решающих направлений аграрной реформы  — создание устойчивого экономического механизма, регулирующего взаимоотношения государства с сельским товаропроизводителем через инвестиционную, ценовую, кредитную и налоговую политику [6]. 
 

    1. Зарубежный  опыт аграрных преобразований
 

      1.3.1Аграрные преобразования в России и других странах СНГ 

     Проводимые  в странах СНГ радикальные  аграрные рыночные реформы в стратегическом плане характеризуются принципиальными  изменениями в формах собственности, социальной структуре, методах и  механизме хозяйствования. При этом нельзя не отметить, что в тактике  реформирования, его темпах, в масштабах  приватизации, в использовании рыночных инструментов и регулирующих функций  государства, а также в правовом обеспечении аграрной реформы нередко  принимались поспешные, непродуманные  подходы и решения. Во многом такие  решения обусловлены политическими  факторами, низким уровнем научного обоснования самой концепции  реформы, недоучетом степени созревания ее социальной базы, шоковыми мерами в  осуществлении аграрной политики. Это  не могло не сказаться на результатах  экономического и социального развития сельского хозяйства.

     Экономический анализ происходящих процессов показывает, что в общественном сознании людей, в экономических исследованиях  аграрной тематики те или иные изменения  в производственных отношениях, в  динамике количественных и качественных показателей оцениваются иногда с прямо противоположных позиций. Часто специалисты, заведомо негативно  относящиеся к проводимым реформам, оперируют данными об уровне и  динамике производства сельскохозяйственной продукции до и после начала осуществляемых преобразований и на этой основе делают выводы, что реформирование дает лишь отрицательные результаты.

     Однако  комплексный анализ проводимых преобразований позволяет сделать иные выводы и  оценки. Во-первых, для объяснения тех  или иных причин и тенденций в  социально-экономическом развитии аграрного сектора необходим  широкий народнохозяйственный подход, учет макроэкономической ситуации, реальной емкости рынка, платежеспособного  спроса, объективных последствий  структурной перестройки и т.д. Во-вторых, о результатах аграрной реформы можно будет судить лишь после ее завершения, для чего потребуются  полтора-два десятилетия последовательных, поэтапных преобразований, особенно в области земельных отношений, формирования земельного рынка, создания действительно новой социальной структуры на селе. В-третьих, сами результаты функционирования прежней и формирующейся  новой, рыночной системы нельзя сводить  к количественным характеристикам, которые к тому же должны быть объективными, сопоставимыми.

     Основной  аргумент противников реформ - спад производства. Но при анализе этого  показателя надо учитывать, что в  годы господства административно-командных  методов хозяйствования и управления объемы производимой продукции существенно  завышались, так как сами эти методы, их связь с плановыми разверстками, поощрение за их выполнение (или, наоборот, санкции) толкали хозяйства на приписки.

     После начала реформ потери и приписки утратили свои прежние основы. Сужение рынка  сбыта, которое нельзя ставить в  зависимость от аграрной реформы, реорганизации  колхозов и совхозов, приватизации (которая, кстати, во многом носит пока формальный характер), объективно заставляет сельских товаропроизводителей сокращать  производство. В новой системе  экономических отношений, в условиях реальной хозяйственной самостоятельности  товаропроизводителей приписки в принципе исключаются. Более того, в сложившихся  общеэкономических условиях, при  существующей налоговой системе  хозяйства стремятся снижать  свои показатели производства и доходов.

     При учете этих факторов получается, что  оценка результатов аграрной реформы  по количественным результатам требует  существенной корректировки, вплоть до сопоставления наполненности прилавков  продовольственных магазинов и  рынка вообще отечественными продуктами до и после начала преобразований. Не будем также забывать, что и  отечественное продовольствие до начала реформы в значительном масштабе производилось за счет импорта, особенно зерна [7].

     Думается, негативные тенденции в сельской экономике и социальной сфере  села ошибочно относить на счет самой  реформы и рынка. В переходный период, когда исправляются деформации прежней системы, эти тенденции  в определенных пределах неизбежны, объективны, причем во многом они связаны  с  разрушением единого экономического пространства с его устоявшимися межреспубликанскими связями и  взаимными поставками. В остальном "виновата" не реформа, не рынок, а  то, как осуществляется реформа, как  производители овладевают рыночным механизмом, как государство регулирует рынок и осуществляет целевую  протекционистскую поддержку села.  
 

1.3.2 Основные направления аграрных преобразований в зарубежных странах 

     Говоря  об аграрных преобразованиях в зарубежных странах, в аграрно-правовой литературе раскрываются только три основных региона: Восточная Европа, Юго-Восточная  Азия, Латинская Америка и, следовательно, три различные юридические модели реформирования агропромышленного  производства. Между тем большим  своеобразием отличаются земельные  и аграрные преобразования в странах  Африки, которые еще не получили достаточного освещения в аграрно-правовой литературе.

     Для стран Восточной Европы — Болгарии, Венгрии, Восточных земель Германии, Польши, Чехии, Румынии, Словакии —  основными направлениями реформирования аграрных и земельных правоотношений являются разгосударствление и приватизация земельной собственности, преобразование государственного и  кооперативного секторов сельской экономики, организация крестьянских (фермерских) хозяйств.

     Реформирование  аграрных и земельных, социально-экономических  правоотношений в Китайской Народной Республике и других странах Юго-Восточной  и Южной Азии отличается большим  своеобразием. В Китае вместо уравниловки  народных коммун была введена система  семейного подряда, нормативно урегулирована  процедура наделения землей крестьянских подворий. Там получила распространение  так называемая «сельская индустрия», давшая новые рабочие места миллионам  сельских тружеников. Все это дало как ощутимый рывок в росте  урожайности сельскохозяйственных культур, особенно зерновых, так и  весомое пополнение промышленной продукции  за счет «сельской индустрии», несмотря на отказ от какой бы то ни было эволюции в сторону частной собственности  на землю или отказ от жесткого регулирования сельской экономики.

Информация о работе Современные аграрные преобразования в Республике Беларусь