Современные аграрные преобразования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании критического анализа литературных источников выявить особенности аграрных преобразований в Республике Беларусь, а также проблемы агропромышленного комплекса страны и перспективы его развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
I. Аграрные преобразования: основные теоретические аспекты…………………7
1.1 Структура АПК и сущность аграрной реформы на современном этапе…….7 1.2 Составляющие аграрных преобразований……………………………………10
1.3 Зарубежный опыт аграрных преобразований………………………………..15
1.3.1 Аграрные преобразования в России и других странах СНГ………………15
1.3.2 Основные направления аграрных преобразований в зарубежных странах17
II. Развитие агропромышленного комплекса в Республики Беларусь……………….20
2.1 Характеристика и формирование белорусской модели АПК……………….20
2.2 Проблемы развития АПК РБ и пути их решения…………………….………27
2.3 Перспективные направления совершенствования агропромышленного комплекса…………………………………………………………………….……..30 Заключение………………………………………………………………………….34
Список используемых источников………………………………………………..36
Приложение………………………………………………………..………………..38

Работа содержит 1 файл

Современные аграрные преобразования в Республике Беларусь.docx

— 118.00 Кб (Скачать)

     Среди авторов существует и другая точка  зрения о содержании аграрной реформы. Так, в работе В.А. Иванова и С.Д. Носика реформа в аграрном секторе  экономики рассматривается как "комплекс мероприятий по совершенствованию  управления, планирования и экономического стимулирования, т.е. процесс совершенствования  производственных отношений".

     Уточняя сущность аграрной реформы, авторы этой точки зрения отмечают, что она  состоит в усилении роли экономических  методов и стимулов в управлении народным хозяйством, коренном улучшении  государственного планирования, расширении хозяйственной самостоятельности  и инициативы предприятий, всемерном  внедрении и совершенствовании  хозрасчета, повышении ответственности  и материальной заинтересованности производственных коллективов в  результатах своей деятельности, а также в том, чтобы с помощью  системы экономических стимулов более рационально сочетать интересы каждого труженика, предприятия, отрасли и общества в целом. Другими словами, сущность аграрной реформы представляется в совершенствовании производственных отношений, без решения центрального вопроса отношений собственности на средства производства.

     Противоречивость  такого определения аграрной реформы, по мнению ряда авторов, заключается  в том, что оно упрощает рассматриваемую  категорию до уровня комплекса экономических  и организационных мероприятий. В этом случае под аграрной реформой можно понимать любую систему  организационно-экономических мер, направленных на развитие сельскохозяйственного  производства.

     Существует  и общее определение реформы, которая трактуется как "преобразование, изменение, переустройство" какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не меняющее основ  существующей социальной структуры, предусматривающее  более или менее прогрессивные  преобразования.

     Аграрная  реформа - регулируемые государством процессы по совершенствованию системы производственных, хозяйственных, финансовых отношений  между государством (финансовой структурой), сельхозтоваропроизводителем, переработчиком, сферой реализации и потребителем, а также комплекс мер, направленный на повышение производительности и престижности труда, осуществление расширенного производства, решение социальных проблем тружеников села на основе использования достижений науки, передового практического опыта и развития технологий механизации ручного труда, производств переработки, упаковки, хранения и доставки потребителю сельскохозяйственной продукции [5].

     Реформирование  сельского хозяйства на современном  этапе направлено на переход к  рыночной экономике. Непременные условия  развития рыночных отношений — формирование многоукладной экономики, приватизация собственности в аграрном секторе. Многоукладность предполагает функционирование различных форм собственности и хозяйствования при условии максимального использования их ресурсного потенциала, эффективного ведения хозяйства и расширенного воспроизводства.

     В результате аграрной реформы происходят принципиальные изменения производственных отношений, заключающиеся в переходе от административных методов хозяйствования к преимущественно экономическим, рыночным, в повышении самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

     Таким образом, основной признак преобразований в аграрной сфере несет в своем  содержании изменение организационно-правовых форм и экономических отношений  хозяйствующих субъектов, направленных на упорядочение и взаимосвязь производственных, хозяйственных и финансовых отношений  не только в сфере производства, но и в отношениях между производителем и потребителем через взаимосвязь  цен, количество и качество продукции, а также сбыт. 

    1. Составляющие  аграрных преобразований
 

    Аграрная  реформа осуществляется в сложной  социально-экономической ситуации, для которой характерны инфляция, диспаритет цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, резкое сокращение государственной поддержки сельского хозяйства.

    Цели  аграрной реформы — обеспечение  устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, повышение  его экономической эффективности, удовлетворение потребностей общества в качественных продуктах питания  и улучшение социальных условий  в сельской местности. Для достижения этих целей необходимо было повысить социальную активность крестьян, развить  у них инициативу и предприимчивость на основе расширения хозяйственной  самостоятельности, предоставления права  самим распоряжаться землей, другими  средствами производства, произведенной  продукцией и вырученными денежными  средствами.

    Основные  принципы аграрной реформы:

    - Свобода выбора форм собственности  и хозяйствования. Каждый человек  может выбрать ту форму собственности  и хозяйствования, которая в наибольшей  степени соответствует его интересам  и возможностям.

      -Добровольность  в проведении преобразований.  Аграрная реформа должна осуществляться  не под давлением сверху, а  на основе заинтересованности  трудовых коллективов в проводимых  преобразованиях.

      - Последовательность в проведении  реформ. Реорганизация колхозов  и

совхозов  предполагает не только смену организационно-правовых форм  хозяйствования,  но  и  изменение   структуры  управления, внутрихозяйственных производственно-экономических  отношений и т. д. Делать это следует  с учетом особенностей каждого предприятия.

     - Превращение крестьянина в реального  собственника при любой форме

хозяйствования  через наделение его землей и  выделение имущественного пая. Использование  собственником земельной доли и  имущественного пая должно быть направлено на создание наиболее приемлемых форм хозяйствования с учетом сложившихся экономических условий и особенностей развития сельского хозяйства в нашей стране.

      - Открытость    аграрных    преобразований,    обеспечение    широкой

пропаганды  мероприятий, проводимых в агропромышленном комплексе [6].

    Важным  направлением аграрной реформы является реформирование земельных отношений  в целях создания равных возможностей для развития различных форм хозяйствования на земле и рационального ее использования.

    Однако  необходимо уточнить и развить важнейшие  принципы проведения аграрной реформы.

    Один  из основополагающих принципов - участие и действия людей в процессе реформирования аграрной сферы экономики должны основываться на их убежденности, желании и осведомленности.

    Как убедительно свидетельствует исторический опыт, успех проведения аграрной реформы  в значительной степени предопределяется общностью политических и экономических  целей всех слоев общества, а также  законодательным аграрным преобразованием, которому должно предшествовать широкое  гласное обсуждение возможных направлений  и методов его реформирования. Лишь соблюдение этого принципа в  процессе преобразований позволяет  рассчитывать на успех.

    Немаловажное  значение в процессе аграрных преобразований имеют и другие принципы.

    Принцип научной обоснованности и методической последовательности действий, основанных на экспериментах. Как показывает опыт проведения аграрных реформ, их успех  в значительной степени обеспечивается взвешенной, научно обоснованной аграрной политикой, рассчитанной не на конъюнктуру  сегодняшнего дня, а на фундаментальное  развитие в перспективе. В этом отношении  поучителен современный опыт Китая, где вначале была выработана общая  научно обоснованная концепция реформ, которая затем конкретизировалась по отраслям, регионам и срокам осуществления. Проводились эксперименты в отдельных  районах страны, затем этот опыт обобщался на государственном уровне, и лишь потом принималось решение, в каком виде и в какие сроки  нововведения следует распространять на всю страну, или прекратить эксперименты как не выдержавшие испытания  на практике.

    Принцип системности и последовательности в проведении аграрной реформы. Отставание аграрной сферы экономики - одна из острых социальных, экономических и  политических проблем. Однако, как показал  долголетний опыт, отдельными мероприятиями  ее решить невозможно. Напрашивается  вывод о необходимости системного и комплексного подхода к проведению аграрной реформы, что обусловлено  следующими обстоятельствами:

  • во-первых, следует учитывать, что реформирование аграрной сферы экономики осуществляется не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими отраслями народного хозяйства. Как правило, аграрная реформа является составной частью общеэкономических преобразований в стране. В то же время экономическая реформа осуществляется системой политических, экономических, финансовых, социальных и других мер;
  • во-вторых, реализация отдельных направлений и мер (земельная реформа, либерализация цен, приватизация, акционирование и др.) без увязки с другими взаимосвязанными звеньями может привести к непредсказуемым последствиям.

    Только  соблюдение принципа системности и  последовательности будет способствовать тому, чтобы все элементы реформы  были взаимоувязаны и обеспечивали развитие и рост сельскохозяйственного  производства.

    Принцип добровольности выбора форм производства, собственности, распределения, обмена и присвоения материальных благ. Аграрные преобразования более результативны, когда осуществляются ненасильственными методами. Давление на крестьян, их запугивание, освобождение от работы, выселение крестьян, не желавших выхода из общин в прошлом, или давление на них с целью выхода из коллективных хозяйств в последнее время, использование административных и силовых структур лишь усиливают негативное восприятие массами аграрной реформы, предвзятое отношение к тем, кто уже создал свое собственное хозяйство.

    Радикальные экономические реформы в аграрном секторе нередко приводят к существенным изменениям как условий жизни  общества в целом, так и отдельных  людей, порождают, как правило, разнонаправленную  реакцию отдельных слоев и  групп общества, что обусловлено  их объективными и субъективными  политическими, экономическими и социальными  интересами. Это положение должно обязательно учитываться, чтобы  процесс реализации реформы был  наиболее безболезненным, а главное, четко регулируемым.

    Помимо  отмеченных принципов в процессе проведения аграрной реформы следует  учитывать также принцип государственного протекционизма по отношению к агропромышленному  сектору экономики. Как свидетельствует  мировой опыт, одним из главных  условий эффективного развития агропромышленного  комплекса, в том числе сельскохозяйственного  производства, является государственная  поддержка этих отраслей народного  хозяйства. Успех проводимых в мире аграрных реформ находился, как правило, в прямой зависимости от активной поддержки государства, действенности и эффективности его аграрной политики: государство может либо реально поддерживать и способствовать преобразованиям, либо проводить такую экономическую и финансово-кредитную политику, которая приведет к убыточности этой отрасли в целом, а значит и к свертыванию производства.

    Принцип государственного протекционизма вобрал в себя не только экономическую поддержку, но и активную инвестиционную, структурную, технологическую, кадровую, научно-техническую  и инновационную политику, нормативно-правовое регулирование, охрану окружающей среды, налоговую политику и ряд других мероприятий.

    Другими важнейшими принципами являются: принцип  повышения уровня знаний, и прежде всего основ рыночной экономики, людей, участвующих в преобразованиях, а также принцип научного сопровождения, управления и анализа аграрных преобразований.

    Важнейшим теоретико-методологическим вопросом проведения аграрной реформы на современном  этапе является вопрос об эффективности  преобразований в агропромышленной сфере экономики. Однако до настоящего времени нет однозначного ответа на вопрос, что следует понимать под эффективностью аграрной реформы [6].

    Одни  авторы считают, что эффективность  аграрных реформ проявляется в принципиальном изменении форм собственности, в  создании новых организационно-правовых форм предприятий и т.п. Другие, рассматривая эту категорию, отмечают, прежде всего, ее многогранность, подчеркивая при  этом, что такое понятие охватывает различные стороны агропромышленного  производства. Подавляющее же большинство  авторов вообще не используют понятие  эффективности аграрной реформы.

Информация о работе Современные аграрные преобразования в Республике Беларусь