Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью данной работы будет всесторонний анализ существующего положения на рынке труда в Республике Казахстан и основных тенденций его развития.
Задачи исследования:
- изучение понятия, сущности и характеристики основных показателей рынка труда и занятости;
- рассмотрение сущности безработицы с точки зрения современной
экономической теории;
- анализ современного состояния рынка труда РК
Введение
1 Рынок труда, его сущность и структура
1.1 Рынок труда и его субъекты…………………………………………………8
1.2 Занятость и безработица…………………………………………….………12
1.3 Основные концепции рынка труда…………………………………………19
2 Анализ современного состояния рынка труда
2.1 Основные показатели рынка труда РК……………………………………..29
2.2 Анализ ситуации на молодежном рынке труда Республики Казахстан………………………………………………………………………....37
3 Государственное регулирование рынка труда в РК. Опыт других стран
3.1 Основные принципы, направления и методы…………………………...…50
3.2 Управление занятостью……………………………………………………..52
3.3 Масштабы и причины высокой безработицы среди специалистов: опыт других стран…………………………………………………………………...…57
Заключение……………………………………………………………………..59
Список использованной литературы……………
Для регистрации в качестве безработного необходимо обратиться в
районный отдел Управления занятости и социальных программ города Алматы по месту жительства и предъявить следующие документы:
Кроме этого, лицо, ищущее работу, прилагает сведения о полученных доходах (носят заявительный характер).
Иностранцы и лица без гражданства предоставляют, кроме того, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан и удостоверение лица без гражданства с отметкой о регистрации в органах внутренних дел.
Оралманы предоставляют удостоверение оралмана, выданное территориальными органами уполномоченного органа по вопросам миграции населения.
В соответствии со статьей 14 Закона РК «О занятости населения» государством предоставляется следующая социальная защита от безработицы:
1) содействие в трудоустройстве;
2) профессиональная подготовка, переподготовка, повышение
квалификации;
3) организация общественных работ и оплата труда безработных, занятых на общественных работах;
4) оказание государственной
адресной социальной помощи
Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации:
Уполномоченный орган направляет на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации:
1) безработных в случае, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации;
2) занятых и лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных;
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации производятся по направлению уполномоченного органа в организациях образования либо на предприятиях, имеющих право на образовательную деятельность, в соответствии с законодательством Республики Казахстан за счет бюджетных средств с учетом потребности рынка труда в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Безработные, занятые и лица, занятые уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные, входящие в
целевые группы.
Лица, направленные уполномоченным органом на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, самовольно, без уважительной причины прекратившие обучение, повторно могут направляться на обучение по истечении года со дня повторной регистрации (обращения) в уполномоченном органе.
Организация общественных работ:
Общественные работы - виды трудовой деятельности, организуемые исполнительными органами, не требующие предварительной профессиональной подготовки работника, имеющие социально-полезную направленность и выполняемые гражданами по направлению уполномоченных органов по вопросам занятости для обеспечения их временной занятостью.
Размер оплаты труда безработных, участвующих на общественных работах, составляет две минимальные заработные платы за счет средств местного бюджета.
Общественные работы организуются путем создания временных рабочих мест и имеют следующие особенности:
1) предназначены специально для безработных;
2) количество рабочих мест практически не ограничено, работы носят временный характер и для их организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии;
3) возможность
организовать работы на
4) обладают экономической,
социальной и экологической
5) предоставляют
возможность временного
По решению местных исполнительных органов:
1) определяются
спрос и предложение на
2) утверждаются
перечень организаций в
На лиц, участвующих в оплачиваемых общественных работах, распространяются трудовое законодательство Республики Казахстан, законодательство Республики Казахстан о социальном обеспечении и страховании.
Лица, самовольно, без уважительной причины прекратившие участие в общественных работах, повторно могут направляться только по истечении трех месяцев со дня повторной регистрации (обращения) в уполномоченном
органе.
Социальные рабочие места:
Социальное рабочее место - рабочее место, создаваемое работодателем на договорной основе с местным исполнительным органом, для трудоустройства безработных из целевых групп с частичной компенсацией затрат работодателя на оплату их труда.
Размер частичной компенсации затрат работодателя на оплату труда безработных составляет две минимальные заработные платы в месяц за счет средств местного бюджета.
Социальное рабочее место организуется путем предоставления или создания временных рабочих мест и имеет следующие особенности:
1) предназначено специально для целевых групп;
2) количество рабочих мест не ограничено, работа носит временный характер и для ее организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии.
Порядок отбора работодателей, предлагающих организацию социальных рабочих мест, определяется местным исполнительным органом.
Организация молодежной практики:
На молодежную практику могут быть направлены выпускники высших учебных заведений, колледжей и лицеев не старше 29 лет при условии, что со дня получения документа об образовании прошло не более 12 месяцев. Участие выпускников в молодежной практике допускается на срок не более 6 месяцев. Оплата труда участников молодежной практики производится из бюджетных средств.
Целью молодежной практики является приобретение первоначального опыта работы по профессии, содействие в трудоустройстве и повышение конкурентоспособности на рынке труда выпускников организаций профессионального образования.
По окончании молодежной практики работодателем выдается выпускнику отзыв, где описывается информация о полученных навыках и опыте.
Молодежная практика проводится на предприятиях, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики, и не может быть организована на предприятиях, финансируемых за счет средств государственного бюджета.
Для участия в молодежной практике необходимо обратиться в районные отделы Управления занятости и социальных программ города Алматы по месту жительства.
Программа занятости населения-2020:
Министерством труда и социальной защиты населения разработана Программа занятости населения-2020, которая состоит из 3-х этапов:
1 этап – с 1 июля 2011 года как пилотный проект
2 этап - 2012– 2015 годы
3 этап – 2016-2020 годы
Целью программы является повышение уровня доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости.
Реализация программы в первую очередь направлена на обучение,
трудоустройство, содействие в открытии и расширении собственного дела по месту жительства, а в случае отсутствия таких возможностей - содействие добровольному переезду в точки экономического роста.
Реализация программы будет осуществляться по трем направлениям:
1. Обучение и трудоустройство самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения, которое включают в себя:
консультации по вопросам обучения и трудоустройства;
направление на бесплатные курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, с выплатой стипендии;
предоставление субсидий обучающимся на проезд до места обучения и обратно, проживание в общежитии или возмещение затрат на аренду жилья;
поиск подходящих вакансий и содействие трудоустройству, в том числе на социальные рабочие места;
частичное субсидирование заработной платы;
психологическую адаптацию.
В случае отсутствия возможностей трудоустройства участникам Программы, прошедшим профессиональное обучение, предлагается участие во втором или третьем направлениях Программы.
2. Содействие развитию предпринимательства на селе:
Стимулирование
предпринимательства направлено на
повышение экономической
Участникам Программы оказывается государственная поддержка, включающая:
1) обучение основам предпринимательства;
2) предоставление микрокредитов;
3) развитие и обустройство недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры для проектов, реализуемых в рамках Программы;
4) предоставление консультативных услуг.
Условия микрокредитования участников Программы следующие:
3. Повышение мобильности трудовых ресурсов:
Данное направление предусматривает меры повышения мобильности трудовых ресурсов за счет содействия добровольному переселению граждан из регионов с низким экономическим потенциалом в центры экономической активности.
3.3 Масштабы и причины высокой безработицы среди специалистов: опыт других стран
Вторая по численности группа безработных - лица, не имеющие законченного среднего образования (их удельный вес колеблется от 40% в Венгрии до 25% в Польше), третья - работники с общим средним образованием. Самая малочисленная категория безработных - специалисты с высшим образованием, доля которых в общей безработице составляет от 2-3% в Венгрии и Словакии до 4-5% в Чехии и Польше и 8% в Болгарии. Что касается размеров незанятости среди отдельных категорий работников, то в Польше (лидере по уровню безработицы среди стран ЦВЕ) среди лиц, имеющих высшее образование, она составляет 5,5%, среднее специальное - 13,2, общее среднее - 16,3, профессиональное - 15,5%. В Румынии (государстве с менее высоким уровнем безработицы) незанятость среди лиц со средним и средним специальным образованием достигает 15,8%, не имеющих среднего образования - 7,5%; специалистов с высшим образованием - 6,1%.).
Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. Предпосылкой безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике в результате кризисных явлений 2008 года.
Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:
- Федеральная служба государственной статистики;
- Федеральная служба по труду и занятости;
-Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ.
Однако, методика расчетов такова, что не учитывается скрытая безработица (те безработные, которые не получают пособия по безработице, т.е. не состоят на бирже труда). Поэтому полученный уровень безработицы в стране ниже уровня, полученного в результате социального обследования, опросов населения и предприятий.
Анализируя динамику
безработицы в России можно убедиться,
что в доперестроечный период
практически отсутствовала
Информация о работе Современное состояние рынка труда Республики Казахстан