Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью данной работы будет всесторонний анализ существующего положения на рынке труда в Республике Казахстан и основных тенденций его развития.
Задачи исследования:
- изучение понятия, сущности и характеристики основных показателей рынка труда и занятости;
- рассмотрение сущности безработицы с точки зрения современной
экономической теории;
- анализ современного состояния рынка труда РК
Введение
1 Рынок труда, его сущность и структура
1.1 Рынок труда и его субъекты…………………………………………………8
1.2 Занятость и безработица…………………………………………….………12
1.3 Основные концепции рынка труда…………………………………………19
2 Анализ современного состояния рынка труда
2.1 Основные показатели рынка труда РК……………………………………..29
2.2 Анализ ситуации на молодежном рынке труда Республики Казахстан………………………………………………………………………....37
3 Государственное регулирование рынка труда в РК. Опыт других стран
3.1 Основные принципы, направления и методы…………………………...…50
3.2 Управление занятостью……………………………………………………..52
3.3 Масштабы и причины высокой безработицы среди специалистов: опыт других стран…………………………………………………………………...…57
Заключение……………………………………………………………………..59
Список использованной литературы……………
Работа над новыми профессиональными стандартами проводится совместно с государственными органами, общественными объединениями работодателей и работников. Основу квалификационных требований сегодня разрабатывают сами работодатели. Первый пилотный проект посвящен профессиональным требованиям к работникам нефтегазовой отрасли. Если этот стандарт пройдет соответствующую экспертизу и будет принят членами специальной комиссии, то по этому образцу будут созданы требования для всех отраслей экономики. Таким образом, изменения профессиональных стандартов, связанные напрямую с образовательными, позволят удовлетворить спрос современной экономики на квалифицированные кадры.
Что предпринимается государством в целях решения проблемы трудоустройства молодых специалистов?
По инициативе Президента
РК Н.Назарбаева в 2009 году был создан
Национальный совет по развитию технического
и профессионального
Так, по данным Агентства РК по статистике, показатель уровня молодежной безработицы 2005 года с 13,4% снизился по итогам 2009 года до 5,9%. На расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки РК, состоявшемся 3 февраля 2010 года Министр Ж.Туймебаев сообщил о том, что реализуются проекты общенациональная инициатива "Ауыл жастары" на 2009-2011 годы, "С дипломом в село", "Молодежный кадровый резерв", "Жастар Отанѓа", "Молодежная практика". В отчете министра Ж. Туймебаева не было сказано о результатах данных проектов, поэтому попробуем проанализировать деятельность каждого из них.
По результатам деятельности проекта «Молодежный кадровый резерв» в 2009 году зачислены в резерв 32 кандидата из 1000 претендентов, которые уже прошли обучение и стажировку. По словам исполнительного секретаря МК «Жас Отан» Н.Утешева после всех этапов отбора количество претендентов к зачислению в кадровый резерв составит 300 человек. Из 300 претендентов 70 резервистов, успешно прошедших все этапы конкурса и имеющих наиболее высокий рейтинг, зачисляются в кадровый резерв республиканского уровня. Оставшиеся 230 претендентов зачисляются в резерв регионального уровня. Зачисление в кадровый резерв является рекомендацией к рассмотрению продвижения резервиста для занятия более высокой должности либо рекомендацией к его поступлению на государственную службу. Да этот проект также вносит свою лепту в трудоустройство студентов, но лишь обучившихся по специальности «государственное и местное управление», «политология». Однако что такое 300 студентов, которые проходят несколько этапов отбора для имеющихся 600 000 обучающихся в Республике?
Как известно, данная программа рассчитана на 2008-2010 годы и предполагает проведение комплексного плана мероприятий, осуществление которого позволит создать базу для выявления, воспитания и продвижения молодых партийных кадров, публичных молодых политиков и работников государственного аппарата. Программа охватывает всю перспективную молодежь Казахстана. Таким образом, за весь период с 2008 по 2010 гг. реализации программы планируется привлечение трех тысяч молодых специалистов в различные органы государственной службы. Обустроить 3000 студентов за три года из имеющихся 600 000 в среднем за год, эта малая доля в деле обустройства всех выпускников ВУЗ-ов по разным специальностям.
По проекту «Ауыл жастары» в селах к примеру Жамбылского региона уже работают 200 молодых специалистов. Каждому из них были выданы подъемные в размере 70 месячных расчетных показателей. С набором педкадров, как оказалось, проблем у работодателей не было, а вот с трудоустройством молодых медицинских специалистов вопрос до сих пор так и остался открытым. Как отметил в своем докладе председатель ОО «Ауыл Жастары» Ихтияр Мурзахметов, нежелание работать в сельской местности у молодежи возникает в основном по двум причинам: из-за отсутствия достойной высокооплачиваемой работы и современной инфраструктуры. Считаю, что эти проблемы без помощи государства молодежи решить невозможно, - пояснил И. Мурзахметов. По его мнению, помимо господдержки, нужны и реальные действия местных исполнительных органов. В частности, при корректировке районных бюджетов акимы должны предусмотреть дополнительные средства и для обучения наиболее способной молодежи тем профессиям, которые наиболее востребованы на селе. А также необходимо изыскать в бюджетах районов дополнительные средства и использовать другие механизмы для предоставления льготного жилья молодым специалистам, оказания помощи в приобретении скота, земельных участков, при необходимости - обеспечить их детей местами в дошкольных учреждениях. В свою очередь, аким Жамбылской области Канат Бозумбаев заявил, что со следующего года молодые специалисты, пожелавшие работать на селе, смогут получить кредит до 900 тысяч тенге на срок до 15 лет практически по нулевой ставке. Данную практику рационально было бы внедрить и в других регионах с целью мотивации и привлечения молодых специалистов в села. Деятельность данного проекта также рассчитана всего на 2 года.
Своеобразной попыткой решения данной проблемы была акция «С дипломом в село». По данным Министерства сельского хозяйства в 2009 году 6 582 специалиста социальной сферы направились работать в сельскую местность. Данная акция внесла свою лепту в трудоустройство 6582 молодых специалистов, но это всего лишь чуть больше чем 1 % из всего контингента 600 000.
Проект «Молодежная практика» начал реализовываться в 2009 году в рамках «Дорожной карты» и за это время достиг больших успехов. Проект направлен в качестве дополнительной меры для приобретения выпускниками первоначального опыта работы по полученной специальности, без которого очень сложно конкурировать с более опытными специалистами. Максимальный срок, на который рассчитана практика, – шесть месяцев.
На молодежную практику направляются выпускники учреждений высшего и среднего профессионального образования. Ее продолжительность - не более шести месяцев. Однако нет информационной прозрачности данного проекта. О ходе реализации данной программы или о том, куда конкретно были потрачены указанные денежные средства в СМИ не сообщается. В целом, известно, что в рамках расширения программ молодежной практики заключены договора почти с 13 тысячами предприятий, на которые направлены для трудоустройства более 51 тысячи выпускников. По словам исполняющего обязанности начальника управления по вопросам молодежной политики города Алматы Бахтияра Макена в 2009 году были трудоустроены 3044 молодых специалиста. Заключено более 1000 договоров с работодателями на трудоустройство будущих профессионалов.
3 Государственное регулирование рынка труда
3.1 Основные принципы, направления и методы
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.
Если безработица превышает естественный уровень (7% от общего числа занятых в народном хозяйстве), то необходимо вмешательство государства.
Современная государственная политика не может базироваться на идее, что социальное развитие должно отойти на второй план по отношению к экономическому благополучию. Напротив, задача состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой государственной системе социальной поддержки населения.
При таком понимании роли социальной и экономической составляющих развития безработица не может рассматриваться как экономически оправданная. Сокращается покупательная способность населения, бюджеты теряют налогоплательщиков, а предприятия - кадры, увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу, становится непременным условием социальной и экономической стабильности, устойчивого развития, успеха проведения реформ.
Состояние рынка труда является результатом влияния многих экономических и социальных факторов, также как и рынок труда становится силой, воздействующей на них. Поэтому нейтрализация безработицы может достигаться в более широком контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений политики.
Тесная связь занятости и экономики необходима для обеспечения стабильного роста производства и занятости. Политика, которая улучшает функционирование рынка труда и способствует приспособлению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск падения экономического роста, позитивно влияет на возможности стабилизации развития. Чем более успешной будет политика, которая направлена на поддержание безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.
С точки зрения
влияния на занятость, эффективность
макроэкономической политики должна определяться
ее позитивным воздействием на способность экономики
поддерживать баланс между повышением
производительности на стадии подъема
и созданием новых рабочих мест для безработных
граждан, и тех, кто впервые или повторно
вступает на рынок труда. Повышение и поддержание
высокой способности экономики к безинфляционной
«генерации занятости» в целом составляет
задачу экономической политики.
Таблица 6
Направления государственной политики, влияющей на стабильность рынка труда и занятости
Направления |
Направления действий |
Экономические возможности для занятости |
- антиинфляционная политика; - налоговая политика; - поддержка инвестиционной активности; - промышленная политика; - региональная
политика развития рабочих - внешнеэкономическая политика |
Защита труда |
- наем и увольнение; - рабочее время; - заработная плата; - управление персоналом; - безопасность труда; - нейтрализация дискриминации; - коллективные соглашения и договор |
Социальное страхование и социальная помощь |
- социальная помощь; - льготы для семей; - помощь инвалидам; - помощь малообеспеченным; - социальное
страхование: от несчастных |
Образование |
- общее образование - профессиональное первичное - стационарное образование; - профессиональное дополнительное образование; - обучение на производстве |
3.2 Управление занятостью
Основная цель систем управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд.
Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Она осуществляется Министерством экономики, Министерством труда и социального развития, другими министерствами и ведомствами.
Непосредственное управление занятостью осуществляют органы службы занятости. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости.
Принято выделять два типа воздействия на уровень занятости: пассивную и активную. Активный тип воздействия (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях); Пассивный (выплата пособий безработным).
Большое влияние
на рынок труда оказывают
Посреднически-вспомогательная роль государства на рынке труда, частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.
В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.
Меры косвенного
регулирования рынка труда
Таким образом,
современное государственное
Информация о работе Современное состояние рынка труда Республики Казахстан