Современное состояние рынка труда Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы будет всесторонний анализ существующего положения на рынке труда в Республике Казахстан и основных тенденций его развития.
Задачи исследования:
- изучение понятия, сущности и характеристики основных показателей рынка труда и занятости;
- рассмотрение сущности безработицы с точки зрения современной
экономической теории;
- анализ современного состояния рынка труда РК

Содержание

Введение
1 Рынок труда, его сущность и структура
1.1 Рынок труда и его субъекты…………………………………………………8
1.2 Занятость и безработица…………………………………………….………12
1.3 Основные концепции рынка труда…………………………………………19
2 Анализ современного состояния рынка труда
2.1 Основные показатели рынка труда РК……………………………………..29
2.2 Анализ ситуации на молодежном рынке труда Республики Казахстан………………………………………………………………………....37
3 Государственное регулирование рынка труда в РК. Опыт других стран
3.1 Основные принципы, направления и методы…………………………...…50
3.2 Управление занятостью……………………………………………………..52
3.3 Масштабы и причины высокой безработицы среди специалистов: опыт других стран…………………………………………………………………...…57
Заключение……………………………………………………………………..59
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа 11 мая (1).doc

— 6.25 Мб (Скачать)

За последние годы у нас наблюдается наибольшее привлечение иностранной рабочей силы в строительстве. В этом году 29 400 иностранцев работают на казахстанском рынке. Из них порядка 65% привлекаются именно в строительную отрасль. Традиционно 10-12% - в горнодобывающую и обрабатывающую промышленность. Довольно хороший удельный вес привлечения наблюдается в сфере, связанной с операциями недвижимого имущества.

Больше  всего иностранных рабочих приезжает  из Турции.

В основном это строители. Они составляют 25% от всех привлекаемых в Казахстан работников строительной отрасли. 20% этого сектора - работники из Китая, 7-8% приходится на долю Индии и Великобритании. Это что касается дальнего зарубежья. Из стран СНГ в нашу страну приехали работать порядка 2000 человек, 916 из них - из Российской Федерации, остальные - работники из Кыргызстана, Азербайджана и Украины.

В конце сентября внесены изменения в действующее правило определения квоты и условий привлечения иностранной рабочей силы. В первую очередь мы постарались либерализовать этот процесс с акцентом на привлечение высококвалифицированных специалистов. Особые условия варьируются в зависимости от количества привлекаемых работодателем иностранных работников, от категорий, на которые они привлекаются. Например, если работодатель привлекает работника по 1-й категории, то есть первого руководителя, то по вносимым изменениям на него не будут возлагаться обязанности по обязательной замене иностранца казахстанским специалистом. Местные предприниматели говорят, что за один год довольно сложно подготовить топ-менеджера для замены. Кроме того, теперь предприниматель вправе сам выбрать, какое из условий он готов выполнить.

В соответствии с новыми правилами ежегодное распределение квоты, в том числе в разрезе регионов, будет размещаться на сайте Минтруда, информация будет доступна и понятна каждому. Несмотря на то что разрешение на привлечение иностранных работников выдается на один год, есть отдельные нормы, когда его можно продлить. Однако это возможно только в отношении иностранцев, привлекаемых по 1-й и 2-й категориям.

В Казахстане есть некий дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов. Это ситуация, когда квалификационные требования, знания, навыки не совсем соответствуют потребностям работодателей. Те требования, которые прописаны в квалификационных справочниках, устарели, они не совсем соответствуют современным условиям экономики. Поэтому в настоящее время ведется очень большая работа по разработке профессиональных стандартов. Для появления на казахстанском рынке труда кадров, соответствующих современным требованиям, необходимо, чтобы их изначально готовила система образования.

Работа над новыми профессиональными стандартами  проводится совместно с государственными органами, общественными объединениями работодателей и работников. Основу квалификационных требований сегодня разрабатывают сами работодатели. Первый пилотный проект посвящен профессиональным требованиям к работникам нефтегазовой отрасли. Если этот стандарт пройдет соответствующую экспертизу и будет принят членами специальной комиссии, то по этому образцу будут созданы требования для всех отраслей экономики. Таким образом, изменения профессиональных стандартов, связанные напрямую с образовательными, позволят удовлетворить спрос современной экономики на квалифицированные кадры.

По оценкам российских кадровых компаний, основанным на запросах работодателей на подбор персонала, рынок труда в Казахстане в 2011 году вырос на 12% по сравнению с 2010 годом.

Рост количества вакансий в 2011 году показали следующие отрасли:

  • Промышленность;
  • Товары народного потребления;
  • Медицина и фармацевтика;
  • Банки и финансовая сфера;
  • IT/Телекоммуникации

Наибольшая  активность приходится на северные и центральные регионы страны. Все больше компаний открывают свои офисы и представительства в столице, и если в прошлом предпочтение отдавалось Алматы, как экономическому центру страны, то за последний год Астана также заняла лидирующие позиции. В этих регионах наиболее активно развивается промышленный сектор, наибольший спрос приходится на технических специалистов. Что касается рынка труда города Алматы, то здесь одинаково умеренные темпы роста показывают все сектора. Наибольшее количество вакансий Алматы приходится на рынок товаров народного потребления, фармацевтики, IT, Телеком. Самыми востребованными специалистами остаются менеджеры по продажам и опытные руководители различных подразделений и сфер.

На сегодняшний день рынок труда можно охарактеризовать как «рынок кандидата», так как проблема дефицита квалифицированных кадров в стране все еще актуальна, и высококвалифицированные специалисты диктуют свои условия работодателю. Вместе с тем соискатели проявляют более высокую активность при рассмотрении новых предложений о работе, по сравнению с прошлыми годами. По данным исследования АНКОРа «Мотивация персонала: карьерные ожидания соискателей», 63% специалистов при поиске работы рассматривают одновременно 2-3 предложения о работе, 9% рассматривают 4-5 предложений, а 20% — лишь одно предложение. Наиболее популярными для переезда все еще остаются города Алматы, Астана, а также Акмолинская и Западно-Казахстанская области. Наибольший отток персонала наблюдается в Южно-Казахстанской области в Алматы (30%), в Астану (28%).

Что ждет рынок  труда Казахстана в 2012 году?

В 2012 году ожидается  дальнейший рост рынка труда. Будут  по-прежнему расти такие направления индустриального сектора, как нефтехимия, добыча, промышленное оборудование. Также будут активно развиваться сектора IT и телеком, которые показывали хорошую динамику и в 2011 году. В связи с расширением этих сегментов рынка, будет расти и потребность в технических специалистах разных направлений и профилей.

При сохранении текущих тенденций на рынке наиболее востребованными специалистами в 2012 году будут:

  • Специалисты, менеджеры по продажам
  • Руководители отделов продаж
  • Менеджеры по работе с ключевыми клиентами
  • Инженеры, технологи, технические специалисты
  • IT-программисты, web-разработчики
  • Медицинские представители, региональные менеджеры

2.2 Анализ ситуации на молодежном рынке труда Республики Казахстан

Поддержка и развитие конкурентоспособности  молодежи является очень актуальным и стратегическим приоритетом государственной политики Республики Казахстан. Конкурентоспособная казахстанская молодежь - залог успешного вхождения нашей страны в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. В ежегодных посланиях Президента народу страны основное внимание уделяется построению и развитию социально-ориентированного государства. Основным фактором формирования и дальнейшего устойчивого развития  социально-ориентированного государства является формирование и развитие, отвечающей современным, международным требованиям и стандартам в условиях усиливающейся глобализации, отечественной конкурентоспособной молодежи. Наличие такой молодежи – залог процветания нации, залог развитого гражданского общества, а значит и базовых институтов демократии нашей страны. Основополагающим фактором формирования  конкурентоспособной молодежи является ее высокая квалифицированность и востребованность в условиях рыночной экономики. Такая молодежь формирует активное гражданское общество, составляет  средний класс – основу  любого государства. Наличие в стране активной конкурентоспособной молодежи есть гарант  эффективного функционирования гражданского общества, стабильного  развития среднего класса. Что является  фундаментом  страны  для дальнейшего процветания и укреплении казахстанских позиций в международном сообществе.   Как известно, принята концепция поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 2008-2015гг.

В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева

народу "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира" Глава государства указал на необходимость "проведения оптимизации сети вузов для развития системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров". Безусловно, современная конкурентоспособная молодежь формируется в стенах высшей школы страны. В Республике Казахстан одним из приоритетных направлений государственной политики является доступ и качество молодежи к высшему образованию.  За годы суверенитета нашей страной было сделано немало в этом направлении, но все же есть ряд моментов, требующих особого внимания.  Что мы понимаем под понятием конкурентоспособная молодежь? Это квалифицированный, востребованный в современных рыночных условиях, мобильный и легкообучаемый молодой специалист с хорошим уровнем английского. Таковы основные требования, предъявляемые к будущему конкурентоспособному специалисту, а ныне молодому выпускнику ВУЗа, уже не студенту, но пока и не специалисту. Работодатель не спешит принимать молодого выпускника со студенческой скамьи по той простой причине, что у дипломированного специалиста нет соответствующего опыта работы. 

Во-первых, молодые люди, поступая в ВУЗ на определенную специальность, ориентировались на текущую конъюнктуру на рынке труда. По окончании обнаруживается, что востребованы совершенно другие специальности. В таком случае, практически неизбежно состояние фрустрации, когда молодой специалист понимает, что ему некуда приложить полученные знания.

Во-вторых, несмотря на преимущественную тенденцию  увеличения количества грантов на технические специальности, специальности в сфере информационных технологий, а также био и нанотехнологии, профессорско-преподавательский состав университетов практически не меняется, а потому передаваемые студентам знания сохраняют преемственность, не ориентируясь на текущие потребности рынка работодателей.  Это происходит по следующим причинам:

  1. учебная программа утверждается чиновниками,  зачастую не компетентными и не основывающихся на прогнозах в сфере насущных потребностей рынка;  
    преподавателями являются, как правило, теоретики, к тому же чрезмерно зависимые от администрации вуза и государства;
  2. происходит отток качественных преподавательских молодых кадров из государственных ВУЗов в частные или в более высокооплачиваемые структуры;
  3. ориентация профессорско-преподавательского состава на  преподавателей достаточно преклонного возраста от 60 до 70 лет, особенно на гуманитарных факультетах. Дисциплины, проводимые преподавателями преклонного возраста  подаются с призмы субъективной точки зрения, стереотипов социалистического уклада, и не представляют актуальности. Что не соответствует требованиям индустриально-инновационного рынка нашей страны и не мотивирует студентов на регулярное посещение занятий;
  4. тенденция обновления  состава кафедр прослеживается  эпизодически;
  5. нет четких механизмов отбора на вакантные должности в университетах. Решения о приеме лиц на ту или иную должность принимаются в коридорах  руководства университета и не являются гарантией качества передаваемых  студентам знаний; 
  6. в университетах отсутствуют или мало используются современные, практические ориентированные, методики обучения;
  7. учебные программы перегружены лишними дисциплинами и чрезмерно     теоретичны, что не вызывает интереса у студентов;

9) процесс прохождения практики  в ВУЗах приобрел формальный характер и не связан с реальным привитием практических навыков и умений по освоению специальности, следствие излишней теоретизации учебного процесса. 

Часто теоретические знания дипломированного выпускника ВУЗа не совсем соответствуют требованиям работодателя, не говоря уже о практических навыках и умениях.   Таким образом, приобретаемая студентом квалификация в ВУЗе не отвечает требованиям реального времени.  Практика показывает, что большая часть дипломированных выпускников ВУЗов либо вынуждена работать не по специальности,  что и происходит в настоящее время, либо переучивается и получает более востребованную специальность.

Такая система обучения таит в себе несколько рисков:

1) Студенты, обучающиеся  на заочной форме обучения, как  правило, работают и причем  не по уже полученной специальности,  а там где больше платят. Таким  образом, источник денежных доходов,  а это  в основном временная  работа, может быть вовсе не  связан с полученными навыками и умениями в стенах ВУЗа.  Дорогая жизнь в мегаполисах (основное количество студентов и сосредоточено в крупных городах, действуя по принципу: большой город – большие возможности) все более способствует расширению такой тенденции. Зачастую такие студенты ограничиваются посещением нескольких занятий в период сессий (2 раза в год), а то и вовсе «процесс освоения специальности» упрощает коррупционная система в ВУЗах. Причем согласно проведенным опросам студентов система взяток одинаково развита как в технических, так и в гуманитарных ВУЗах. И  соотносится прямо пропорционально стоимости оплаты за обучение. Соответственно чем выше плата за обучение, тем больше «спрос» на взятки.

2) Кроме того, у нас  нет единых стандартов получения  второго высшего образования. В технических ВУЗах, к примеру, если 1-ая специальность соответствует общему профилю второй специальности, то срок обучения составляет  2 или 3 года.  А если первое образование гуманитарное, а второе – техническое, то период обучения составляет и вовсе все  4 или 5 лет.  Таким образом, время и ресурсы, затраченные самим обучающимся на получение специальности  оказываются невостребованными и требуют дополнительных расходов выпускниками для получения более востребованной второй специальности, что в ущерб, как самим выпускникам, так и государству.

3) А если дипломированный  выпускник ВУЗа обучался в  стенах университета по государственному  образовательному гранту? Ведь, у  нас в стране не предусмотрена   система трудоустройства выпускников, обучавшихся на бюджетной основе. На сегодняшний день 633 тысячи студентов обучаются в 145 казахстанских ВУЗах из них 200 тысяч в Алматы, большинство получает знания на платной основе, 34840 мест составляет госзаказ, который превышен по сравнению с 2008г. на 1350 мест.  Никаких стимулирующих мер по освоению получаемой специальности после завершения учебы со  стороны государства к таким учащимся не предусмотрено. Таким образом, денежные средства, выделенные на гранты для обучения в высших учебных заведениях страны, не оправдывают своего назначения и оказываются потраченными «впустую».

Информация о работе Современное состояние рынка труда Республики Казахстан