Современное состояние рынка труда Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы будет всесторонний анализ существующего положения на рынке труда в Республике Казахстан и основных тенденций его развития.
Задачи исследования:
- изучение понятия, сущности и характеристики основных показателей рынка труда и занятости;
- рассмотрение сущности безработицы с точки зрения современной
экономической теории;
- анализ современного состояния рынка труда РК

Содержание

Введение
1 Рынок труда, его сущность и структура
1.1 Рынок труда и его субъекты…………………………………………………8
1.2 Занятость и безработица…………………………………………….………12
1.3 Основные концепции рынка труда…………………………………………19
2 Анализ современного состояния рынка труда
2.1 Основные показатели рынка труда РК……………………………………..29
2.2 Анализ ситуации на молодежном рынке труда Республики Казахстан………………………………………………………………………....37
3 Государственное регулирование рынка труда в РК. Опыт других стран
3.1 Основные принципы, направления и методы…………………………...…50
3.2 Управление занятостью……………………………………………………..52
3.3 Масштабы и причины высокой безработицы среди специалистов: опыт других стран…………………………………………………………………...…57
Заключение……………………………………………………………………..59
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа 11 мая (1).doc

— 6.25 Мб (Скачать)

На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал у 62 % опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская компания HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании). Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников - сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета (15 %).

Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице  в России, но и породил спрос  на ряд профессий, ранее не слишком  популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.

В результате в 2009 году был достигнут максимальный уровень безработных после кризиса 1998 года. Согласно данным Росстата, число людей, ищущих работу, в России увеличилось до 7,7 миллиона человек, что составляет 10,2 % от экономически активного населения.

Таким образом, несмотря на различия в уровнях экономического развития стран и масштабах безработицы, общей чертой является значительная доля лиц, имеющих среднее специальное, среднее общее, высшее и профессиональное образование в суммарной численности безработных. Причины высокого уровня безработицы среди специалистов исследователи связывают, прежде всего с особенностями системы подготовки кадров, чрезмерно высоким уровнем специализации, ограничивающим возможности быстро найти подходящее место на рынке труда. По мнению Л.Дегтярь - д.э.н., главного научного сотрудника Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук «не сложилась еще адекватная новым условиям система переподготовки. Ее развитие тормозится многими факторами - недостаточной информацией о состоянии рынка труда, сложностью создания гибких программ переподготовки и отсутствием опыта  работы в этой области, серьезными финансовыми ограничениями в условиях экономического кризиса. При растущей безработице значительно более дорогостоящие, чем выплата пособий, схемы переподготовки оказываются малоэффективными.

 

Заключение 

 

Анализ состояния  рынка труда является одним из главных направлений социально-экономической  политики государства, ибо от этого  зависит уровень благосостояния в обществе, что позволяет проследить взаимосвязь между инфляционными, инвестиционными и социальными показателями, а также дает в целом представление о динамике экономического роста государства.

1. Рынок труда, подчиняется в целом законам спроса и предложения и представляет собой рынок особого рода, который имеет существенные отличия от других товарных рынков. На рынке труда регуляторами являются не только микро- и макроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера.

2. В экономической науке существует несколько основных концепций функционирования рынка труда. Ни неоклассическая, ни монетаристская, ни кейнсианская, ни институционалистская концепции в отдельности не дают полной и адекватной картины функционирования рынка труда, хотя и отражают его отдельные элементы.

3. Современный рынок труда в развитых странах с рыночной экономикой сегментирован на несколько не конкурирующих рынков. Это рынки квалифицированных (первичных) и неквалифицированных (вторичных) рабочих мест, рынки наукоемких и традиционных отраслей экономики.

4. В отраслевой структуре рабочей силы, прослеживаются следующие изменения: сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и увеличение их в сфере услуг. В профессиональной структуре рабочей силы преобладает категория работников умственного труда. Численность работников физического труда сокращается.

5. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В зависимости от причин возникновения безработицы выделяют несколько ее типов: структурную, циклическую, естественную, фрикционную, сезонную, скрытую и др. В среднем уровень безработицы у нас составляет 7-8 % от численности рабочей силы.

6. Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить:

- программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

- программы  по подготовке и переподготовке  кадров;

- программы  содействия найму рабочей силы;

- программы  по социальному страхованию безработицы;

- программа по трудоустройству молодых специалистов. 

7. Особое место в системе регулирования рынка труда занимают службы занятости. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В их функции входят регистрация безработных, их трудоустройство, изучение конъюнктуры рынка труда, тестирование, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий.

Что можно порекомендовать  в качестве путей решения проблемы трудоустройства молодых специалистов?

В этом аспекте  интересен и полезен опыт Российского  университета дружбы народов, где студенты всех факультетов проходят обязательную рабочую практику.   В последующем, как показывает практика, опыт работы в процессе обучения гарантирует студентам вуза успешное трудоустройство в крупнейших российских и зарубежных организациях. Многие выпускники РУДН‚ стажируясь за границей‚ принимают предложения о работе от западных компаний.

Такой опыт применим и в нашей стране. Однако  сложившаяся  система профессиональной подготовки в первую очередь формирует знания и очень важно совмещать такое обучение с более активной деятельностью. То есть, - привлекать работодателей к участию в учебном процессе. Такой синтез и поможет студентам получить настоящую профессию и найти потом работу. 
Известно, что выпускники, начавшие трудиться курса с третьего, гораздо легче находят работу, чем те, кто занимался одной учебой. Но с другой стороны, приобретая рабочий опыт, первые недоучиваются.

Поэтому лучше  всего было бы совместить учебу с  практикой, организованной каким-либо ресурсным центром, главной задачей которого являлась бы  координация будущих специалистов на последних курсах, организация их практики, обеспечение рабочим местом после окончания учебного заведения.  В функции такого центра могло бы входить создание баз данных  имеющихся вакансий в различных учреждениях г. Алматы  по   
различным  специальностям.  Создание баз данных и координация имеющихся вакансий и вакансий на перспективу в одном центре исключило бы такой порок нашего  общества, как коррупция.  Позволило бы координировать трудоустройство по специальности, и не допускать хаотичное трудоустройство молодых специалистов «куда придется». Исключило бы затраты со стороны студентов на получение второго высшего образования или переобучение, а также способствовало бы тому, что денежные средства, затраченные на госзаказ со стороны государства не ушли бы впустую, а по назначению.  Реальное трудоустройство молодых специалистов по специальности позволило бы скорректировать коньюнктуру рынка труда. Наконец, это своего рода социальная ответственность бизнеса. Такой проект пока можно было бы создать на базе  г. Алматы, как города, с большой концентрацией студентов и реальных рабочих мест, как пилотный. Далее, если проект оправдает ожидания, то можно было бы и создать сеть таких центров по республике в Астане, а также по мере необходимости  в городах областного значения. Реализация такого проекта способствовала бы становлению в республике по настоящему конкурентоспособной молодежи -  залога процветания нации.     

Достижение  высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Так как рынок  труда еще только формируется, его  функционирование невозможно без государственного регулирования. Главные, социально  значимые цели регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУEМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. «Экономическая теория», (под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича), 

           Санкт-Петербург, 2001 г.;

  1. «Экономика», (под ред. доктора экономических наук, профессора А.С. 

           Булатова), Москва, 2002 г;

  1. «Экономика и социология труда», Учебник для ВУЗов, Генкин Б.М,. Москва, 2002 г;
  2. «Экономика труда», Белокрылова О.С., Михалкина Я.В. (конспект лекций), Ростов-на-Дону, 2002 г
  3. «Занятость и рынок труда в переходной экономике, теория и практика» Белокрылова О.С., Заиченко А.А., г. Ростов-на-Дону, 1998 г.;
  4. «Основы изучения человеческого развития», Баркалов Н.Б., Иванов С.Ф., г. Москва, 1998 г.;
  5. «Наемный труд на переломных этапах развития экономики», Цвылев Р.И., Москва, 1999 г.;
  6. «Экономика рынка труда», Рабочая тетрадь студента, Карибджанова А.С., Алматы, 2000 г.;
  7. «Экономическая теория», Учебное пособие для ВУЗов, Борисов Е.Ф., Москва, 1999 г.;
  8. «Тенденции формирования современного рынка труда в РК», Лучанинова, 2003 г.;
  9. «Регулирование рынка труда и занятости человеческих ресурсов РК в условиях глобализации», Татибеков, Алматы, 2006 г.
  10. Бауржанов К. Ш. Рынок труда и занятость.//Транзитная экономика, № 8    2008, с. 18-25
  11. Никифоров А. А. Рынок труда: занятость и безработица. 2002 г.
  12. Рофе А.И., Збышко Б.Г. Рынок труда, занятость населения, экономика          ресурсов для труда. М.: изд."МИК", 2006 г.
  13. Ахмедьярова М. В. Проявление бедности в Казахстане.//Каржы – Каражат, №4 2008, с. 40-49
  14. Кэмбелл Р. <span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0

Информация о работе Современное состояние рынка труда Республики Казахстан