Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью данной работы будет всесторонний анализ существующего положения на рынке труда в Республике Казахстан и основных тенденций его развития.
Задачи исследования:
- изучение понятия, сущности и характеристики основных показателей рынка труда и занятости;
- рассмотрение сущности безработицы с точки зрения современной
экономической теории;
- анализ современного состояния рынка труда РК
Введение
1 Рынок труда, его сущность и структура
1.1 Рынок труда и его субъекты…………………………………………………8
1.2 Занятость и безработица…………………………………………….………12
1.3 Основные концепции рынка труда…………………………………………19
2 Анализ современного состояния рынка труда
2.1 Основные показатели рынка труда РК……………………………………..29
2.2 Анализ ситуации на молодежном рынке труда Республики Казахстан………………………………………………………………………....37
3 Государственное регулирование рынка труда в РК. Опыт других стран
3.1 Основные принципы, направления и методы…………………………...…50
3.2 Управление занятостью……………………………………………………..52
3.3 Масштабы и причины высокой безработицы среди специалистов: опыт других стран…………………………………………………………………...…57
Заключение……………………………………………………………………..59
Список использованной литературы……………
Спецификой модели рынка труда в трансформирующих экономиках является расширение теневой его составляющей. Казахстанский рынок труда распался на два самостоятельных, независимых друг от друга рынка:
- организованный рынок
труда, механизм
- теневой, неорганизованный рынок труда, «обслуживающий подавляющую массу национальных трудовых ресурсов, занятых по преимуществу в мелких и мельчайших предприятиях, относящихся к «серой», теневой экономике»
Второй важной характеристикой рынка труда является близкая к монопсонической его структура. Различные рыночные структуры определяют состояние локальных рынков, в том числе и рынка труда - отраслевого или территориального. А так как на отраслевых и территориальных рынках труда преобладает монопсоническая модель, то и макроэкономическую структуру рынка труда Казахстана можно охарактеризовать как монопсоническую. Этот монопсонизм носит социально-экономический характер, т.к. единственным субъектом спроса на рынке труда, продолжающим нанимать работников, являются вновь создаваемые коммерческие структуры. Монопсонизм казахстанского рынка труда поддерживается низкой степенью институционализации рынка труда. Старые формальные институты, регулирующие занятость в плановой экономике, разрушены, такие как, обязательное распределение выпускников ВУЗов, требование прописки при приеме на работу и др. Новые формальные институты рынка труда начинают создаваться государством. В национальных рамках критерием выделения региональных моделей рынка труда выступает степень деловой активности в регионе.
Основные показатели рынка труда на 1 апреля 2012 г.
По данным управлений
координации занятости и
На 1 апреля 2012 года на учете в органах занятости состояло 58,3 тыс. чел., из них 25,5 тыс. чел., т.е. 43,8 процента, жители сельской местности. В числе безработных 36,6 тыс. чел. или 62,8 процента женщины, 37,4 процентов, т.е. 21,8 тыс. чел. молодежь в возрасте 16-29 лет.
При содействии органов
занятости населения
За истекшие месяцы 2012 года охвачены общественной работой 27,1 тыс. чел. или 31,4 процента к числу обратившихся, из их числа 15,7 тыс. чел. жители сельской местности. Из числа лиц, направленных на общественные работы, около 33 процентов оказывали помощь организациям жилищно-коммунального хозяйства в уборке территорий городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, более 26,4 процента граждан приняли участие в экологическом оздоровлении регионов (озеленение и благоустройство).
В 2011 году численность безработных составляла 473 тыс. человек, уровень безработицы – 5,4%, в сравнении с данными 2010 года этот показатель уменьшился на 23,6 тыс. человек, уровень безработицы – на 0,4 %.
По данным Агентства РК по статистике численность экономически активного населения в 2011 году, в сравнении с показателем за 2010 года, увеличилась на 163,9 тыс. человек (или на 1,9%) и составила 8774,6 тыс. человек, численность занятого населения составила 8301,6 тыс. человек или увеличилась на 2,4% (приложение 1).
По данным управлений
координации занятости и
На 1 января 2012 года на учете в органах занятости состояло 36,6тыс. чел., из них 16,3 тыс. чел., т.е. 44,6 процента, жители сельской местности. В числе безработных 23,8 тыс. чел. или 65,1 процента женщины, 33,4 процентов, т.е. 12,2 тыс. чел. молодежь в возрасте 16-29 лет.
При содействии органов
занятости населения
За истекший 2011 год охвачены общественной работой 104,5 тыс. чел. или 32,4 процента к числу обратившихся, из их числа 62,3 тыс. чел. жители сельской местности. Из числа лиц, направленных на общественные работы, около 33 процентов оказывали помощь организациям жилищно-коммунального хозяйства в уборке территорий городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, более 26,4 процента граждан приняли участие в экологическом оздоровлении регионов (озеленение и благоустройство).
По данным Агентства РК по статистике численность экономически активного населения во 2 квартале 2011 года, в сравнении со 2 кварталом 2010 года, увеличилась на 51 тыс. человек (или на 0,6%) и составила 8671,4 тыс. человек, численность занятого населения составила 8204,4 тыс. человек или увеличилась на 1,1%.
Во 2 квартале 2010 года численность безработных составляла 503,9 тыс. человек, уровень безработицы – 5,8%, во 2 квартале 2011 года этот показатель уменьшился на 36,9 тыс. и составила 467 тыс. человек, уровень безработицы – 5,4 %.
По данным Агентства РК по статистике численность экономически активного населения в 3 квартале 2011 года, в сравнении с 3 кварталом 2010 года, увеличилась на 262,8 тыс. человек (или на 3,1%) и составила 8915,6 тыс. человек, численность занятого населения составила 8443,3 тыс. человек или увеличилась на 3,4%.
В 3 квартале 2010 года численность безработных составляла 481,6 тыс. человек, уровень безработицы – 5,6%, в 3 квартале 2011 года этот показатель уменьшился на 9,6 тыс. и составила 472,3 тыс. человек, уровень безработицы – 5,3 %. (Приложение 2)
По данным управлений
координации занятости и
На 1 октября 2011 года на учете в органах занятости состояло 78,7 тыс. чел., из них 33,5 тыс. чел., т.е. 42,5 процента, жители сельской местности. В числе безработных 48,6 тыс. чел. или 61,8 процента женщины, 45 процентов, т.е. 35,4 тыс. чел. молодежь в возрасте 14-29 лет.
При содействии органов
занятости населения
За истекшие месяцы 2011 года охвачены общественной работой 85,4 тыс. чел. или 33,6 процента к числу обратившихся, из их числа 51,4 тыс. чел. жители сельской местности. Из числа лиц, направленных на общественные работы, около 33 процентов оказывали помощь организациям жилищно-коммунального хозяйства в уборке территорий городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, более 26,4 процента граждан приняли участие в экологическом оздоровлении регионов (озеленение и благоустройство).
За отчетный период 2011
года в соответствии с региональными
программами занятости населени
По данным Агентства РК по статистике численность экономически активного населения в 3 квартале 2011 года, в сравнении с 3 кварталом 2010 года, увеличилась на 262,8 тыс. человек (или на 3,1%) и составила 8915,6 тыс. человек, численность занятого населения составила 8443,3 тыс. человек или увеличилась на 3,4%.
Во 3 квартале 2010 года численность безработных составляла 481,6 тыс. человек, уровень безработицы – 5,6%, в 3 квартале 2011 года этот показатель уменьшился на 9,6 тыс. и составила 472,3 тыс. человек, уровень безработицы – 5,3 %.
Основные показатели
зарегистрированного рынка
За 2010 год в местные органы по вопросам занятости населения обратилось 434,3 тыс. граждан, граждане, проживающие в сельской местности, в числе обратившихся составили 183,9 тыс. чел. или 42,3 процента.
На 1 января 2011 года на учете в органах занятости состояло 35,4 тыс. безработных, из них 16,6 тыс. чел., т.е. 46,9 процента, жители сельской местности. В числе безработных 23,5 тыс. чел. или 66,4 процента женщины, 8,1 тыс. чел., т.е. 22,9 процента, молодежь в возрасте 14-29 лет.
При содействии органов занятости населения на местах трудоустроено 381,7 тыс.чел. или 87,9 процента к общему числу обратившихся в уполномоченные органы граждан. Из них 165,5 тыс. чел., т.е. 43,4 процента, задействованы на работах по Дорожной карте. Жители сельской местности из числа трудоустроенных составляют 166,4 тыс. чел. или 43,6 процента.
На социальные рабочие места, созднанные в 2010 году, трудоустроены46,6 тыс. чел., т.е. 12,2 процента от общего числа трудоустроенных. 36 тыс. или 77,4 процента были трудоустроены в рамках реализации Дорожной карты.
За 2010 год охвачены общественной работой 100,3 тыс. чел. или 23,1 процента к числу обратившихся. Из их числа 58,7 тыс. чел., т.е. 58,5 процента, жители сельской местности.
В 2010 году58,1 тыс. чел, т.е. 13,4 процента к числу обратившихся, были направлены на профессиональную подготовку или переподготовку, повышение квалификации.
Завершили обучение 56,3тыс. чел., т.е. 96,9 процента к числу направленных на переподготовку. Из числа безработных, прошедших профобучение и переподготовку, 41,4 тыс. чел., т.е. 73,5 процента, были трудоустроены в соответствии с приобретенной специальностью. (Приложение 3)
Безусловно, "Дорожная карта" по итогам текущего года дала положительные результаты. На ее реализацию в этом году потрачено 191,5 млрд тенге. Необходимо особо отметить, что только рабочих мест в рамках "Дорожной карты" создано 320 тыс. (258,5 тыс. на ремонтных работах и 61,5 тыс. социальных рабочих мест). Это не считая 35 тыс. рабочих мест для прохождения молодежной практики.
После ее всплеска в I квартале до 6,9% уровень безработицы в III квартале снизился до 6,3%. Это хороший показатель.
Однако ремонтные работы в рамках "Дорожной карты" дают временную занятость на период реализации конкретного проекта. Поэтому в завершающей стадии программы очень важным вопросом становится трудоустройство и дальнейшая судьба высвобожденных работников. По прогнозам 133 тыс. человек вновь останутся без работы. На данный момент эта цифра уже превышает 125 тыс. В этом направлении принимается ряд комплексных мер. Это прежде всего трудоустройство на постоянные рабочие места, потому что помимо рабочих мест в рамках этой программы в стране ежегодно появляются новые вакансии на дорожных работах. Это обеспечение занятости на общественных работах, переподготовка кадров, направление на социальные рабочие места.
Сегодня уже 90 тыс. человек, или 72,4%, оказано содействие в занятости. До конца года мы планируем обеспечить местами максимальное количество высвобожденных работников.
Учитывая положительный эффект от госпрограммы, было решено продолжить ее реализацию и в 2010 году. Для этого правительством выделяется из республиканского бюджета 100 млрд тенге. Сейчас проходит отбор проектов для реализации с учетом вопросов занятости. Министерство труда и социальной защиты предлагает придерживаться тех же направлений, что и в текущем году. Большая часть этих денег будет направлена на ремонтные работы наших внутренних объектов. Это система жилищно-коммунального хозяйства, дороги, объекты социальной инфраструктуры, сельские населенные пункты. Естественно, мы сохраним направление на создание социальных рабочих мест и развитие молодежной практики, которое тоже показало свою эффективность. И третье направление - это переподготовка кадров.
Что касается иностранных работников, они привлекаются по четырем категориям: первые руководители, руководители структурных подразделений и специалисты, представители рабочих специальностей и сезонные низкоквалифицированные работники. Если в 2007-2008 годах рабочие специальности составляли более 50% рынка труда, то в нынешнем году эта цифра уменьшилась до 30%, большая часть приходится на топ-менеджеров.
В Казахстане действует определенная система отбора, некая разрешительная система.
При этом существует балльная система по трем критериям: образование, стаж работы и востребованность в Казахстане. Говоря проще, если у работника есть ученая степень, высшее образование, то он по этой категории получает высокие баллы. То же самое происходит и со стажем работы. К тому же специальность привлекаемого иностранного работника должна обязательно попасть в список востребованных.
Вместе с тем существуют особые условия привлечения иностранцев. Так, отечественные владельцы компаний, доказав свою потребность в иностранном работнике, при его привлечении обязаны создать дополнительно рабочие места для казахстанских граждан либо провести профессиональную подготовку или переподготовку казахстанских кадров, в том числе с заменой по специальностям, по которым привлекается иностранная рабочая сила, или же по востребованным специальностям на региональном рынке труда.
Еще одно условие - непосредственная замена иностранной рабочей силы местными кадрами. За 10 месяцев текущего года 2375 компаний, которые привлекли к работе иностранцев, создали за счет этого более 19,5 тыс. дополнительных рабочих мест для казахстанских граждан. Они переподготовили и провели профессиональную подготовку более 14 тыс. казахстанских граждан и порядка 19 тыс. человек повысили свою квалификацию. Кроме того, произошла непосредственная замена 2742 иностранных работников на отечественных.
Информация о работе Современное состояние рынка труда Республики Казахстан