Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью данной работы будет всесторонний анализ существующего положения на рынке труда в Республике Казахстан и основных тенденций его развития.
Задачи исследования:
- изучение понятия, сущности и характеристики основных показателей рынка труда и занятости;
- рассмотрение сущности безработицы с точки зрения современной
экономической теории;
- анализ современного состояния рынка труда РК
Введение
1 Рынок труда, его сущность и структура
1.1 Рынок труда и его субъекты…………………………………………………8
1.2 Занятость и безработица…………………………………………….………12
1.3 Основные концепции рынка труда…………………………………………19
2 Анализ современного состояния рынка труда
2.1 Основные показатели рынка труда РК……………………………………..29
2.2 Анализ ситуации на молодежном рынке труда Республики Казахстан………………………………………………………………………....37
3 Государственное регулирование рынка труда в РК. Опыт других стран
3.1 Основные принципы, направления и методы…………………………...…50
3.2 Управление занятостью……………………………………………………..52
3.3 Масштабы и причины высокой безработицы среди специалистов: опыт других стран…………………………………………………………………...…57
Заключение……………………………………………………………………..59
Список использованной литературы……………
Кроме освоенных средств на гранты, государство теряет и на привлечении иностранных специалистов в те или иные отрасли по вышеназванным причинам. Как известно заработная плата иностранного специалиста в несколько раз превышает заработную плату отечественного работника. Приток иностранной рабочей силы в республику может обернуться возникновением деструктивных тенденций, дестабилизирующих обстановку в стране.
Из всего вышеназванного, следует, что отсутствие налаженного механизма между потенциальным работником и потенциальным работодателем еще в стенах ВУЗа наносит колоссальный ущерб национальным интересам нашей страны.
Согласно аналитическому
докладу Департамента внутренне
Диаграмма 5 Выбор наиболее эффективных методов поиска работы
В вопросах занятости одним из важных моментов является поиск работы. Оказалось, что эффективных методов поиска работы у молодых сегодня не так много. В числе наиболее предпочитаемых оказались два: через знакомых и по объявлениям. Поиск работы через своих знакомых и родственников предпочли сегодня 32,2% молодых алматинцев.
Таким образом, данные диаграммы показывают, что определенных изменений требует и система предложения поиска работы. Ярмарки вакансий (во всяком случае, в том виде, в котором они проводятся сейчас) себя не оправдывают. Молодежь старается действовать через знакомых и родственников. Требует усиления работы и биржи труда, и организации по трудоустройству. Учитывая востребованность газетных объявлений о вакансиях возможно издание городской газеты или создание сайта, связанных с биржей труда и организациями по трудоустройству. Завершением комплексного подхода была бы организация переподготовки специалистов по заявкам работодателей, бирж труда и организаций по трудоустройству. В связи с экономическим кризисом, следует полагать, что на сегодня работу через знакомых и родственников ищут гораздо больше, нежели 32,2 %.
4) Освоению полученной специальности на практике препятствует и то, что молодого выпускника со студенческой скамьи без опыта работы работодатель обычно не берет. А если повезет и способный выпускник пройдет испытательный срок с результатом приема его на работу, то размер заработной оплаты не соответствует ожиданиям и запросам молодого специалиста. Согласно социологическому республиканскому исследованию среди казахстанских студентов, проведенному Международным институтом современной политики в 2007г. выяснилось, что для подавляющего большинства студентов «опыт работы» ассоциируется с «квалифицированным работником» - ближайшим социальным окружением: профессией, коллективом, работой, страной. Как показал проведенный опрос, у 55,7% студентов нет опыта работы по своей специальности и это, по их мнению, главная проблема (смотрите диаграмму 6). По мнению студентов, опыт работы по полученной специальности является одним из главных и приоритетных факторов успешного трудоустройства на высокооплачиваемую работу.
Следует отметить, что в республике отсутствует служба, координирующая работу по профессиональной ориентации, оказанию помощи молодежи в профессиональном самоопределении с учетом потребностей экономики страны.
Диаграмма 6 Результаты опроса
Ситуация по содействию ВУЗа прохождению студентами учебной или производственной практики согласно проведенному республиканскому опросу среди казахстанских студентов выглядит следующим образом. Как выяснилось, 36% казахстанских студентов считает, что ВУЗ содействует прохождению практики.
Диаграмма 7 Результаты опроса
Таким образом, так называемая «тенденция выживания» молодых специалистов оказывает негативное влияние на демографическую, и на социально-экономическую ситуацию в стране.
Диаграмма 8 Основные причины молодежной безработицы
Две причины выявлены в качестве основных – «низкая заработная плата» (22,6%) и «отсутствие опыта» - 17,0%. Надо полагать, что работа, которую предлагают молодым, не устраивает их в первую очередь по причине низкой оплаты. В то же время, молодежь достаточно трезво оценивает свои возможности и указывает в качестве одной из главных причин отсутствие трудового опыта, который для многих работодателей становится сегодня главным условием при приеме на работу вчерашних выпускников.
Высокая конкуренция на рынке труда (9,8%) и отсутствие полезных связей (13,0%) выступили не менее значимыми среди причин молодежной безработицы. Первая из этих причин выступает в качестве характерной для Алматы, где, несмотря на огромное количество предприятий малого и среднего бизнеса, наблюдается жесткая конкуренция на рынке рабочей силы. Относительно второй необходимо отметить, что до сих пор еще устроиться на работу без знакомств очень непросто. С другой стороны, практика представления рекомендательных писем, принятая во многих странах, есть несколько иная форма устройства на работу по знакомству.
Как видно из диаграммы, следующие три причины, имеют примерно равное числовое значение, однако выступают проявлениями разных детерминант: отсутствие надлежащей квалификации (9,5%), отсутствие государственной поддержки (8,4%) и незаинтересованность работодателей (8,2%). Первая причина характеризует качество рабочей силы сегодня, преодоление проблемы зависит, в основном, от самих работников. Вторая причина обусловливает необходимость создания целевой программы поддержки молодежи, в которой нашли бы свое место и проблемы занятости. Наконец, нежелание работодателей трудоустраивать молодых специалистов вполне понятно, однако государственное вмешательство в виде предоставления квот в виде арендного жилья, к примеру, молодым специалистам видимо также является необходимостью для решения сложившейся ситуации.
Таким образом, молодежь сегодня не работает не потому, что работы нет (на отсутствие рабочих мест ссылается лишь 4,5% опрошенных), а потому, что предлагаемая зарплата ее не устраивает. В то же время, молодые сталкиваются с «заколдованным кругом» в поисках работы: для ее получения нужен опыт, а получить его можно, лишь работая где-то.
Если общая
оценка социально-экономической
Диаграмма 9 Основные требования, которым должна отвечать работа
Среди этих требований то, которое отличает прагматичную молодежь рыночной эпохи – хороший заработок. С другой стороны, именно это условие является базовым для удовлетворения потребностей современного человека в создании семьи, приобретении жилья, получении образования, помощи родным и т.д. Вместе с тем, обращает на себя внимание, что второе место занимает опция «любимое дело». Это характеризует алматинскую молодежь с лучшей стороны.
Безусловно, "Дорожная карта" по итогам текущего года дала положительные результаты. На ее реализацию в этом году потрачено 191,5 млрд тенге. Необходимо особо отметить, что только рабочих мест в рамках "Дорожной карты" создано 320 тыс. (258,5 тыс. на ремонтных работах и 61,5 тыс. социальных рабочих мест). Это не считая 35 тыс. рабочих мест для прохождения молодежной практики.
После ее всплеска в I квартале до 6,9% уровень безработицы в III квартале снизился до 6,3%. Это хороший показатель.
Однако ремонтные работы в рамках "Дорожной карты" дают временную занятость на период реализации конкретного проекта. Поэтому в завершающей стадии программы очень важным вопросом становится трудоустройство и дальнейшая судьба высвобожденных работников. По прогнозам 133 тыс. человек вновь останутся без работы. На данный момент эта цифра уже превышает 125 тыс. В этом направлении принимается ряд комплексных мер. Это прежде всего трудоустройство на постоянные рабочие места, потому что помимо рабочих мест в рамках этой программы в стране ежегодно появляются новые вакансии на дорожных работах. Это обеспечение занятости на общественных работах, переподготовка кадров, направление на социальные рабочие места.
Сегодня уже 90 тыс. человек, или 72,4%, оказано содействие в занятости. До конца года мы планируем обеспечить местами максимальное количество высвобожденных работников.
Учитывая положительный эффект от госпрограммы, было решено продолжить ее реализацию и в 2010 году. Для этого правительством выделяется из республиканского бюджета 100 млрд тенге. Сейчас проходит отбор проектов для реализации с учетом вопросов занятости. Министерство труда и социальной защиты предлагает придерживаться тех же направлений, что и в текущем году. Большая часть этих денег будет направлена на ремонтные работы наших внутренних объектов. Это система жилищно-коммунального хозяйства, дороги, объекты социальной инфраструктуры, сельские населенные пункты. Естественно, мы сохраним направление на создание социальных рабочих мест и развитие молодежной практики, которое тоже показало свою эффективность. И третье направление - это переподготовка кадров.
Сегодня иностранные работники привлекаются по четырем категориям: первые руководители, руководители структурных подразделений и специалисты, представители рабочих специальностей и сезонные низкоквалифицированные работники. Если в 2007-2008 годах рабочие специальности составляли более 50% рынка труда, то в нынешнем году эта цифра уменьшилась до 30%, большая часть приходится на топ-менеджеров.
В Казахстане действует определенная система отбора, некая разрешительная система.
При этом существует балльная система по трем критериям: образование, стаж работы и востребованность в Казахстане. Говоря проще, если у работника есть ученая степень, высшее образование, то он по этой категории получает высокие баллы. То же самое происходит и со стажем работы. К тому же специальность привлекаемого иностранного работника должна обязательно попасть в список востребованных.
Вместе с тем существуют особые условия привлечения иностранцев. Так, отечественные владельцы компаний, доказав свою потребность в иностранном работнике, при его привлечении обязаны создать дополнительно рабочие места для казахстанских граждан либо провести профессиональную подготовку или переподготовку казахстанских кадров, в том числе с заменой по специальностям, по которым привлекается иностранная рабочая сила, или же по востребованным специальностям на региональном рынке труда.
Еще одно условие - непосредственная замена иностранной рабочей силы местными кадрами. За 10 месяцев текущего года 2375 компаний, которые привлекли к работе иностранцев, создали за счет этого более 19,5 тыс. дополнительных рабочих мест для казахстанских граждан. Они переподготовили и провели профессиональную подготовку более 14 тыс. казахстанских граждан и порядка 19 тыс. человек повысили свою квалификацию. Кроме того, произошла непосредственная замена 2742 иностранных работников на отечественных.
За последние годы у нас наблюдается наибольшее привлечение иностранной рабочей силы в строительстве. В этом году 29 400 иностранцев работают на казахстанском рынке. Из них порядка 65% привлекаются именно в строительную отрасль. Традиционно 10-12% - в горнодобывающую и обрабатывающую промышленность. Довольно хороший удельный вес привлечения наблюдается в сфере, связанной с операциями недвижимого имущества.
В основном это строители. Они составляют 25% от всех привлекаемых в Казахстан работников строительной отрасли. 20% этого сектора - работники из Китая, 7-8% приходится на долю Индии и Великобритании. Это что касается дальнего зарубежья. Из стран СНГ в нашу страну приехали работать порядка 2000 человек, 916 из них - из Российской Федерации, остальные - работники из Кыргызстана, Азербайджана и Украины.
- Произойдут ли какие-либо
принципиальные изменения в
- Буквально в конце сентября внесены изменения в действующее правило определения квоты и условий привлечения иностранной рабочей силы. В первую очередь мы постарались либерализовать этот процесс с акцентом на привлечение высококвалифицированных специалистов. Особые условия варьируются в зависимости от количества привлекаемых работодателем иностранных работников, от категорий, на которые они привлекаются. Например, если работодатель привлекает работника по 1-й категории, то есть первого руководителя, то по вносимым изменениям на него не будут возлагаться обязанности по обязательной замене иностранца казахстанским специалистом. Местные предприниматели говорят, что за один год довольно сложно подготовить топ-менеджера для замены. Кроме того, теперь предприниматель вправе сам выбрать, какое из условий он готов выполнить.
В соответствии с новыми правилами ежегодное распределение квоты, в том числе в разрезе регионов, будет размещаться на сайте Минтруда, информация будет доступна и понятна каждому. Несмотря на то что разрешение на привлечение иностранных работников выдается на один год, есть отдельные нормы, когда его можно продлить. Однако это возможно только в отношении иностранцев, привлекаемых по 1-й и 2-й категориям.
- Как вы считаете, достаточно
ли конкурентоспособны
- Сегодня в Казахстане есть некий дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов. Это ситуация, когда квалификационные требования, знания, навыки не совсем соответствуют потребностям работодателей. Те требования, которые прописаны в квалификационных справочниках, устарели, они не совсем соответствуют современным условиям экономики. Поэтому в настоящее время ведется очень большая работа по разработке профессиональных стандартов. Для появления на казахстанском рынке труда кадров, соответствующих современным требованиям, необходимо, чтобы их изначально готовила система образования.
Информация о работе Современное состояние рынка труда Республики Казахстан