Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: анализ сущности основ функционирования международного рынка услуг и его особенностей, а также определение основных проблем, тенденций и перспектив дальнейшего развития мирового рынка услуг.
Задачи данной работы:
показать сущность мирового рынка услуг, в частности раскрыть понятие «услуга» на мировом рынке и ее отличительные особенности;
выделить основные классификации услуг, существующие в современной научной литературе;
проанализировать основные проблемы и тенденции формирования и развития мирового рынка услуг

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ 5
Сущность и специфические особенности международного рынка услуг………………………………………………………………………5
Особенности регулирования международного рынка услуг …...……9
Классификация услуг, реализуемых на мировом рынке…………….11

РАЗДЕЛ 2. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 16
Основные проблемы развития международного рынка услуг….…..16
Современные тенденции развития сферы услуг……………………..26
Динамика и перспективы развития международного рынка услуг....35

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..52

Работа содержит 1 файл

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ (Автосохраненный) - копия.docx

— 101.28 Кб (Скачать)

Появилась необходимость  в создании универсального эффективного международного механизма, который  бы координировал внешнеторговые отношения  в данной области. Для выработки эффективного механизма регулирования торговли услугами используются уже имеющиеся институциональные структуры, в том числе ВТО (Всемирная торговая организация).

Инициатива разработки общих  правил, регулирующих торговлю услугами, принадлежала развитым странам (особенно США), которые доминируют в международном  обороте услуг и преследуют цели максимальной реализации своих интересов  в этой области.

В целом же международное  регулирование обмена услугами должно быть ориентировано на наиболее эффективный  вариант разделения труда в мировом  сообществе и на создание условий  для ускорения прогресса в  сфере услуг. В то же время оно  должно стимулировать развитие сферы  услуг в странах, пока еще отстающих  в этой области.

Важно подчеркнуть, что несвоевременное  решение стратегических задач развития сферы услуг на уровне международных  требований и стандартов в будущем  угрожает потерей определенных приоритетов  государства. Поэтому реализация всего  спектра стратегических и тактических  задач, связанных с развитием  мирового рынка услуг, ограничено во времени и требует первоочередного  решения.

Именно в последние  годы наблюдается значительное увеличение масштабов и разнообразия международной  торговли услугами: на долю услуг приходится свыше четверти от всего мирового торгового оборота, она достигла в начале XXI века почти 2 трлн. долларов (по некоторым оценкам, около 3 трлн.).

Не менее важная причина  развития сферы услуг ‐ глубокие преобразования в системе общественных потребностей. Усложнение техники, технологий, структуры производства, рост жизненного уровня населения и его социальной активности, а также совершенствование самого человека (повышение образовательного и культурного уровня и т. д.) последовательно расширяли спектр потребностей производства и населения.

Становление экономики услуг ‐ универсальный процесс, свойственный всем странам. Но реализуется он в каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития.

Потенциал мировой торговли услугами огромен. Согласно экспертным оценкам, в международный оборот вовлечено сейчас лишь около 7% мирового производства услуг.

Феномен быстрой экспансии  международной торговли услугами связывают  с действием ряда условий и  факторов.

Доминирующее положение  в международной торговле услугами занимают наиболее развитые государства: США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Нидерланды и др. На их долю приходится около 75% мирового экспорта и импорта услуг

Различные страны весьма сильно отличаются друг от друга по степени развития тех или иных услуг, поэтому у стран наблюдаются различные конкурентные преимущества, что определяет их специализацию на мировом рынке услуг.

Следует заметить, что некоторые  страны имеют аномально высокую  долю коммерческих услуг в экспортных поступлениях (более 30%). Как правило, это характерно для тех стран, где весьма сильно развита индустрия  туризма, а производственный сектор в своей экономике относительно невелик (Греция, Тунис, Египет, Турция). Противоположная ситуация отмечается в странах, являющихся крупными поставщиками сырьевых ресурсов.

По мере своего развития международный рынок услуг становится, с одной стороны, более разнообразным, а с другой, структурированным. Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО)

Международная статистика свидетельствует, что в последние годы структура  рынка услуг претерпевает существенные изменения: в экспорте значительно  снизилась доля транспортных услуг  и, напротив, динамично растут туристские услуги, особенно высокими темпами  увеличиваются деловые услуги, связанные  с экспортом технологий, знаний, информации.

В последние годы отмечается быстрое развитие международной  торговли наукоемкими, в том числе  инжиниринговыми, консультационными  услугами, для которых характерны высокая степень специализации  и разнообразия видов. Традиционные виды затрат на сырье, материалы, транспорт и связь всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно‐компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью и т. д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных промышленных отраслях и в самих отраслях этой сферы.

Особое значение для услуг  имела политика либерализации внешнеэкономических  отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных  экономических объединений и  организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС.

Экспорт услуг — это  важная и наиболее динамичная часть  международной торговли. Темпы роста  торговли услугами превышают темпы  роста товарной торговли. Это свидетельствует  о том, что торговля услугами не только дополняет, но и отчасти замещает торговлю товарами.

Таким образом, обмен услугами занимает важное место в международной торговле, имея неоспоримые преимущества и перспективы, основанные на дальнейшем развитии капиталовложений, как материальных так и наукоемких в различные сектора рынка услуг. Существенной чертой последних десятилетий стало формирование глобального рынка услуг, в который вовлечены все без исключения страны, что диктует необходимость решения проблем данного рынка, а также определение приоритетных перспектив его развития, так как рынок услуг является одним из определяющих факторов конкурентоспособности на мировом уровне. Он характеризуется высокой динамикой, быстрым научно-техническим прогрессом, сложностью унифицированного подхода к регулированию ввоза и вывоза услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Учебные пособия:

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: [Учебник] / Е.Ф Авдокушин. - М.: Юристъ, 2001. - 368 с.
  2. Беляев М.И. Мировая экономика: [Учеб. пособие] / М.И. Беляев – Москва, 2009. – 307 с.
  3. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: : [Учеб. пособие] / В.Б. Буглай, Н.Н.Ливенцев. - М., 2003.
  4. Киреев А. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения, 2000. – Режим  доступа: http://kireev1.ru/mezhdunarodnaya-torgovlya-uslugami/torgovlya-tovarami-i-torgovlya-uslugami.html
  5. Киреев А.П. Международная экономика: [Учебное пособие для вузов] / А.П. Киреев, В 2 ч. - Ч. I, II. - М., 1997, 1999.
  6. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: [Учебник] / Н.А.Миклашевская, А.В. Холопов. - М., 1998.
  7. Мировая экономика: [Учебник] / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2007.
  8. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: [Учебное пособие для вузов] / М.В. Елова [и др.]; Под ред. А.К. Шуралина, Н.С. Цыпиной. – М.: Логос, 2000.
  9. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: [Учеб. пособие] – М., 2000. – 151с.
  10. Осьмовa М.Н. Глобализация мирового хозяйства: [Учеб. пособие] / A.B. Бойченко, М.Н.Осьмовa. ИНФРА-М, 2006.
  11. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: [Учебник] / В.В. Покровская. - М.: Юрист, 1999. - С. 334-351.
  12. Пузакова Е.П. Мировая экономика: [Учебник] / Е.П. Пузакова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  13. Социально-экономическая статистика: [Учебное пособие] / Под ред. А.В.Сидоровой.- Донецк: Издательство «УкрНТЭК», 2001.- 236 с.
  14. Фомичев В.И. Международная торговля: [Учебник] / В.И. Фомичев, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.

 

Иностранное издание:

  1. Liberalizing International Transactions in Services: a Handbook. UNCTAD, World Bank. — Geneva, 1994

Материалы конференций, съездов:

  1. Руководство по статистике международной торговли услугами: [Издание Организации Объединенных Наций] / Департамент по экономическим и социальным вопросам / Статистический отдел / Статистические документы / Серия М № 86 - Нью-Йорк: 2004. – 200с.

Статьи:

  1. Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет // МЭ и МО. - 2001. - №9.
  2. Воронина Н. А. Тенденции и проблемы развития мирового рынка услуг / Н. А. Воронина // Институт развития бизнеса и  стратегий Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А., Россия,  Режимдоступа.:http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Economics/16_106584.doc.htm
  3. Григорян С. Организационно-правовые основы и особенности ВТО // Хозяйство и право. - 2000. - №2.
  4. Демидова Л.В. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – №2 . – С. 24 - 32.
  5. Иванов Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития. // Мэ и МО. - 2000. - №3.
  6. Мовсесян А.Г. Изменения в системе мирового хозяйствования // Экономист. - 2000. - №12.
  7. Пефтиев В. Развивающийся мир: глобализация и регионализация / МЭ и МО. - 2000. - №7.
  8. Приписнов В. Основные сдвиги в мировой хозяйственной конъюнктуре // МЭ ИМО, - 1999.
  9. Ширай В.И. Мировая экономика и международные экономические отношения / В.И. Ширай. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

 


Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг