Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: анализ сущности основ функционирования международного рынка услуг и его особенностей, а также определение основных проблем, тенденций и перспектив дальнейшего развития мирового рынка услуг.
Задачи данной работы:
показать сущность мирового рынка услуг, в частности раскрыть понятие «услуга» на мировом рынке и ее отличительные особенности;
выделить основные классификации услуг, существующие в современной научной литературе;
проанализировать основные проблемы и тенденции формирования и развития мирового рынка услуг

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ 5
Сущность и специфические особенности международного рынка услуг………………………………………………………………………5
Особенности регулирования международного рынка услуг …...……9
Классификация услуг, реализуемых на мировом рынке…………….11

РАЗДЕЛ 2. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 16
Основные проблемы развития международного рынка услуг….…..16
Современные тенденции развития сферы услуг……………………..26
Динамика и перспективы развития международного рынка услуг....35

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..52

Работа содержит 1 файл

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ (Автосохраненный) - копия.docx

— 101.28 Кб (Скачать)

Считается, что метод сопоставления  нерыночных услуг на основе переоценки элементов затрат в большей мере согласован с используемыми методами расчетов динамических рядов показателей  ВВП в постоянных ценах, принятых в СНС. Основным недостатком этого  метода является то, что он не учитывает  различия в производительности труда (трудоемкости отдельных видов услуг). Это менее существенно в расчетах, охватывающих сравнительно короткий промежуток времени, чем в пространственных сопоставлениях, охватывающих страны с разным уровнем развития.

Из-за отсутствия более совершенного метода сопоставления нерыночных услуг  в практике международных сравнений  пока используется метод переоценки по элементам затрат, но для его  применения необходима надежная и сравнимая в международном плане исходная информация об оплате труда занятых по профессиям. Поиск альтернативных методов измерения выпуска нерыночных услуг и средств их выражения в постоянных ценах является одним из вопросов интенсивного изучения специалистами разных стран и международных организаций.

Информация об экспорте-импорте  товаров и услуг служит основой  для составления внешнеторгового  и платежного балансов страны. Общая  сумма  экспорта и импорта определяется в ценах мирового рынка и переводится  на внутренние цены. Необходимо отметить, что индексы экспортных и импортных  цен фиксируют изменение базовых  цен только на основные товары экспорта (импорта). Следовательно, методологической проблемой остается до сих пор  тот факт, что индексы экспортных (импортных) цен не охватывают экспорт (импорт) услуг.

Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших приоритетных составляющих стратегии экономического роста. Она выполняет особую роль в обеспечении интеграции экономики государства в мировое экономическое хозяйство, международное разделение труда, в ускорении вхождения экономических, правовых и других российских структур в систему международных стандартов, в частности, стандартов ВТО и ЕС, участие нашей страны в деятельности международных экономических, научно-технических и других учреждений и организаций. 

Важно подчеркнуть, что несвоевременное  решение стратегических задач развития сферы услуг на уровне международных  требований и стандартов в будущем  угрожает потерей определенных приоритетов  государства. Поэтому реализация всего  спектра стратегических и тактических  задач, связанных с развитием  мирового рынка услуг, ограничено во времени и требует первоочередного  решения[7].

 

 

 

2.2. Современные тенденции развития сферы услуг

 

Мировой рынок услуг –  важное явление современных международных  экономических отношений, развитие которого происходит стремительными темпами. Именно в последние годы наблюдается значительное увеличение масштабов и разнообразия международной торговли услугами: на долю услуг приходится свыше четверти от всего мирового торгового оборота, она достигла в начале XXI века почти 2 трлн. долларов (по некоторым оценкам, около 3 трлн.). Примечательно, что во внешнеторговом обороте темпы роста услуг примерно в 1,5 раза выше темпов роста физических товаров.

Важнейшая закономерность XXI в. ‐ трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную, или экономику услуг. В основе этого объективного процесса лежит поступательное движение производительных сил, что в свою очередь влечет за собой рост производительности труда и других факторов производства.

Не менее важная причина  развития сферы услуг ‐ глубокие преобразования в системе общественных потребностей. Усложнение техники, технологий, структуры производства, рост жизненного уровня населения и его социальной активности, а также совершенствование самого человека (повышение образовательного и культурного уровня и т. д.) последовательно расширяли спектр потребностей производства и населения.

Становление экономики услуг ‐ универсальный процесс, свойственный всем странам.

Но реализуется он в  каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития. В странах экономически слабо развитых хозяйственная деятельность сводится преимущественно к производству вещной продукции. Чем выше уровень развития хозяйства, производительности труда, тем выше роль в структуре экономики трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуги. Эти закономерности на рубеже веков проявляются в полной мере.

Примечательна заметная дифференциация по степени развития сферы услуг  в группе ведущих стран. Несомненным лидером в ее становлении и прогрессе на протяжении прошлого века являются США. Сосредоточив в конце этого периода более 1/3 мирового производства услуг, эта страна прокладывает путь для стран‐последователей, задает ориентиры по многим магистральным направлениям общего поступательного движения в области структурных тенденций, воспроизводственных пропорций, социальных отношений, глобализации, держит первенство в сфере технологий.

 Потенциал мировой  торговли услугами огромен. Согласно  экспертным оценкам, в международный  оборот вовлечено сейчас лишь  около 7% мирового производства  услуг.

 Феномен быстрой экспансии  международной торговли услугами  связывают с действием ряда  условий и факторов.

 Во-первых, общим условием, определяющим масштабы, структуру,  тенденции и динамику развития  мирового рынка услуг, является  быстрый рост самой сферы услуг  во всех развитых странах и  ее отдельных секторов в большинстве  государств мира. Так, если в  конце 50-х годов ХХ в. доля всех видов услуг в ВВП западных стран составляла около 55%, то к началу XXI века она достигла 70%.

 Во-вторых, длительный  экономический подъем в большинстве  стран мирового сообщества, наблюдаемый  в конце прошлого века, привел  к повышению темпов экономического  роста, деловой активности, производительности  труда, уровня доходности фирм, платежеспособности населения, развитию  общественного сектора экономики.  Более «мобильный» стиль жизни  (деловой и «обывательской») обусловил  не только значительный рост спроса на уже известные услуги, вовлеченные в мировой торговый оборот, но и расширение спектра новых услуг.

 В-третьих, реально  и активно протекающий процесс  глобализации выступает мощным  фактором развития мирового рынка  услуг, способствуя одновременно  углублению специализации стран  и разнообразию форм торговли  услугами.

 В-четвертых, важнейшую  роль в развитии мирового рынка  услуг, его структуры сыграл  и играет научно-технический прогресс. Он, в частности, привел к тому, что:

 a) революционные технологические изменения в средствах связи и на транспорте превратили в товары целый ряд так называемых нефакторных услуг. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг, а применение новых средств спутниковой связи и видеотехники, системы Интернет дало возможность в некоторых случаях вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя услуги;

 b) ускорение темпов технологического прогресса в области телекоммуникаций и информатики повлекло за собой появление новых форм торговли услугами. Речь идет о международном коммерческом обмене информацией, в котором либо базы данных становятся объектом внешней торговли, либо фирмы таким образом поддерживают контакт со своими зарубежными филиалами;

 c) технологический прогресс позволил увеличить спрос на те виды услуг, которые и раньше имели товарную форму (финансовые, банковские, страховые услуги).

Доминирующее положение  в международной торговле услугами занимают наиболее развитые государства: США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Нидерланды и др. На их долю приходится около 75% мирового экспорта и импорта услуг, причем впереди  с большим отрывом идут США (около 20% экспорта и 15% импорта услуг). Экспорт  услуг всех развивающихся стран  составляет 20%, а импорт на 5-10% больше.

 Роль восточно-европейских  государств и стран СНГ в  международной торговле услугами  незначительна: они экспортируют  и импортируют до 4% от мирового  оборота услуг.

 Следует заметить, что  некоторые страны имеют аномально  высокую долю коммерческих услуг  в экспортных поступлениях (более  30%). Как правило, это характерно  для тех стран, где весьма  сильно развита индустрия туризма,  а производственный сектор в  своей экономике относительно  невелик (Греция, Тунис, Египет, Турция). Противоположная ситуация отмечается  в странах, являющихся крупными  поставщиками сырьевых ресурсов, в том числе углеводородного  сырья.

 Для оценки уровня  специализации данной страны  на экспорте услуг в западной  статистике принято рассчитывать  специальный индекс. Он показывает  соотношение доли экспорта и  доли импорта услуг в ВНП  (i эксп./i имп.). В наибольшей степени ориентирован на экспорт сектор услуг Швейцарии, США, Испании, Австрии, Великобритании, Бельгии, Люксембурга, Италии, Франции.

 По мере своего развития международный рынок услуг становится, с одной стороны, более разнообразным, а с другой, структурированным: в нем все отчетливее можно выделить специализированные (узкие) рынки, например рынок информационных услуг, туристских, транспортных, финансовых, инжиниринговых, консалтинговых и т.д. Международная статистика свидетельствует, что в последние годы структура рынка услуг претерпевает существенные изменения: в экспорте значительно снизилась доля транспортных услуг и, напротив, динамично растут туристские услуги, особенно высокими темпами увеличиваются деловые услуги, связанные с экспортом технологий, знаний, информации.

 Известно, что различные  страны весьма сильно отличаются  друг от друга по степени  развития тех или иных услуг,  поэтому у стран наблюдаются  различные конкурентные преимущества, что определяет их специализацию  на мировом рынке услуг.

 Например, швейцарские  фирмы сильны в банковском  деле, торговле, организации материально-технического  обеспечения, обеспечении безопасности, консалтинге и обучении.

 Английские фирмы занимают  прочные позиции в страховании,  аукционной торговле, управлении  денежными операциями и в различных  отраслях консультационных услуг.

 Шведским фирмам принадлежит  лидирующее положение в специализированных  перевозках и экологическом инжиниринге.

 Сингапурские фирмы  сильны в судоремонте, обслуживании  авиалиний, портов и терминалов, и в полиграфии.

 Американским фирмам  принадлежит лидерство в управлении  гостиничным хозяйством, в бухгалтерском  учете, рекламе.

 Корея специализируется  на консультационных и строительных  услугах.

 Как видим, хотя  развитые страны имеют внутри  страны мощную сферу услуг,  на мировой рынок они поставляют  только определенный вид или  несколько видов услуг, по которым  у них весомые конкретные преимущества.

 В последние годы  отмечается быстрое развитие  международной торговли наукоемкими,  в том числе инжиниринговыми,  консультационными услугами, для  которых характерны высокая степень  специализации и разнообразия  видов[8].

За прошедшие сто лет  сама сфера услуг кардинально  преобразилась. В начале XX века круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги. Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) ‐ от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план

выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального  труда.

Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в  том, что она развивается не в изоляции от материального производства в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудо‐функции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно‐технического, административного и другого персонала и степень его участия в производстве вещного продукта. По мере роста производства товаров и услуг многократно разветвляются усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, в вещном производстве расходы на

услуги становятся все  более крупой статьей общих производственных издержек. В последние десятилетия XX в. взаимосвязь двух типов хозяйственной деятельности поднимается на новую ступень: в новых технологиях универсального применения услуги и вещный продукт практически неразделимы, сливаются воедино. Наиболее рельефно это взаимопроникновение выражено в отраслях услуг информационно‐коммуникационного комплекса, медиабизнесе, издательском деле.

Трансформацию производства и общества в направлении услуг  исследователи часто определяют как «тихую революцию», подчеркивая тем самым не только фундаментальный характер и общественную значимость этого сдвига, но и постепенный ход изменений, а также отсутствие каких-либо катаклизмов, разрушительных форм и последствий «врастания» нематериальных видов деятельности в общую хозяйственную систему.

Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг