Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:02, курсовая работа
Цель: анализ сущности основ функционирования международного рынка услуг и его особенностей, а также определение основных проблем, тенденций и перспектив дальнейшего развития мирового рынка услуг.
Задачи данной работы:
показать сущность мирового рынка услуг, в частности раскрыть понятие «услуга» на мировом рынке и ее отличительные особенности;
выделить основные классификации услуг, существующие в современной научной литературе;
проанализировать основные проблемы и тенденции формирования и развития мирового рынка услуг
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ 5
Сущность и специфические особенности международного рынка услуг………………………………………………………………………5
Особенности регулирования международного рынка услуг …...……9
Классификация услуг, реализуемых на мировом рынке…………….11
РАЗДЕЛ 2. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 16
Основные проблемы развития международного рынка услуг….…..16
Современные тенденции развития сферы услуг……………………..26
Динамика и перспективы развития международного рынка услуг....35
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..52
Считается, что метод сопоставления
нерыночных услуг на основе переоценки
элементов затрат в большей мере
согласован с используемыми методами
расчетов динамических рядов показателей
ВВП в постоянных ценах, принятых
в СНС. Основным недостатком этого
метода является то, что он не учитывает
различия в производительности труда
(трудоемкости отдельных видов услуг).
Это менее существенно в
Из-за отсутствия более совершенного метода сопоставления нерыночных услуг в практике международных сравнений пока используется метод переоценки по элементам затрат, но для его применения необходима надежная и сравнимая в международном плане исходная информация об оплате труда занятых по профессиям. Поиск альтернативных методов измерения выпуска нерыночных услуг и средств их выражения в постоянных ценах является одним из вопросов интенсивного изучения специалистами разных стран и международных организаций.
Информация об экспорте-импорте
товаров и услуг служит основой
для составления
Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших приоритетных составляющих стратегии экономического роста. Она выполняет особую роль в обеспечении интеграции экономики государства в мировое экономическое хозяйство, международное разделение труда, в ускорении вхождения экономических, правовых и других российских структур в систему международных стандартов, в частности, стандартов ВТО и ЕС, участие нашей страны в деятельности международных экономических, научно-технических и других учреждений и организаций.
Важно подчеркнуть, что несвоевременное
решение стратегических задач развития
сферы услуг на уровне международных
требований и стандартов в будущем
угрожает потерей определенных приоритетов
государства. Поэтому реализация всего
спектра стратегических и тактических
задач, связанных с развитием
мирового рынка услуг, ограничено во
времени и требует
2.2. Современные тенденции развития сферы услуг
Мировой рынок услуг –
важное явление современных
Важнейшая закономерность XXI в. ‐ трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную, или экономику услуг. В основе этого объективного процесса лежит поступательное движение производительных сил, что в свою очередь влечет за собой рост производительности труда и других факторов производства.
Не менее важная причина развития сферы услуг ‐ глубокие преобразования в системе общественных потребностей. Усложнение техники, технологий, структуры производства, рост жизненного уровня населения и его социальной активности, а также совершенствование самого человека (повышение образовательного и культурного уровня и т. д.) последовательно расширяли спектр потребностей производства и населения.
Становление экономики услуг ‐ универсальный процесс, свойственный всем странам.
Но реализуется он в каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития. В странах экономически слабо развитых хозяйственная деятельность сводится преимущественно к производству вещной продукции. Чем выше уровень развития хозяйства, производительности труда, тем выше роль в структуре экономики трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуги. Эти закономерности на рубеже веков проявляются в полной мере.
Примечательна заметная дифференциация по степени развития сферы услуг в группе ведущих стран. Несомненным лидером в ее становлении и прогрессе на протяжении прошлого века являются США. Сосредоточив в конце этого периода более 1/3 мирового производства услуг, эта страна прокладывает путь для стран‐последователей, задает ориентиры по многим магистральным направлениям общего поступательного движения в области структурных тенденций, воспроизводственных пропорций, социальных отношений, глобализации, держит первенство в сфере технологий.
Потенциал мировой
торговли услугами огромен.
Феномен быстрой экспансии
международной торговли
Во-первых, общим условием,
определяющим масштабы, структуру,
тенденции и динамику развития
мирового рынка услуг,
Во-вторых, длительный
экономический подъем в
В-третьих, реально
и активно протекающий процесс
глобализации выступает мощным
фактором развития мирового
В-четвертых, важнейшую
роль в развитии мирового
a) революционные технологические изменения в средствах связи и на транспорте превратили в товары целый ряд так называемых нефакторных услуг. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг, а применение новых средств спутниковой связи и видеотехники, системы Интернет дало возможность в некоторых случаях вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя услуги;
b) ускорение темпов технологического прогресса в области телекоммуникаций и информатики повлекло за собой появление новых форм торговли услугами. Речь идет о международном коммерческом обмене информацией, в котором либо базы данных становятся объектом внешней торговли, либо фирмы таким образом поддерживают контакт со своими зарубежными филиалами;
c) технологический прогресс позволил увеличить спрос на те виды услуг, которые и раньше имели товарную форму (финансовые, банковские, страховые услуги).
Доминирующее положение в международной торговле услугами занимают наиболее развитые государства: США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Нидерланды и др. На их долю приходится около 75% мирового экспорта и импорта услуг, причем впереди с большим отрывом идут США (около 20% экспорта и 15% импорта услуг). Экспорт услуг всех развивающихся стран составляет 20%, а импорт на 5-10% больше.
Роль восточно-европейских
государств и стран СНГ в
международной торговле
Следует заметить, что
некоторые страны имеют
Для оценки уровня
специализации данной страны
на экспорте услуг в западной
статистике принято
По мере своего развития международный рынок услуг становится, с одной стороны, более разнообразным, а с другой, структурированным: в нем все отчетливее можно выделить специализированные (узкие) рынки, например рынок информационных услуг, туристских, транспортных, финансовых, инжиниринговых, консалтинговых и т.д. Международная статистика свидетельствует, что в последние годы структура рынка услуг претерпевает существенные изменения: в экспорте значительно снизилась доля транспортных услуг и, напротив, динамично растут туристские услуги, особенно высокими темпами увеличиваются деловые услуги, связанные с экспортом технологий, знаний, информации.
Известно, что различные
страны весьма сильно
Например, швейцарские
фирмы сильны в банковском
деле, торговле, организации материально-
Английские фирмы занимают
прочные позиции в страховании,
Шведским фирмам принадлежит
лидирующее положение в
Сингапурские фирмы
сильны в судоремонте,
Американским фирмам
принадлежит лидерство в
Корея специализируется
на консультационных и
Как видим, хотя
развитые страны имеют внутри
страны мощную сферу услуг,
на мировой рынок они
В последние годы
отмечается быстрое развитие
международной торговли
За прошедшие сто лет сама сфера услуг кардинально преобразилась. В начале XX века круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги. Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) ‐ от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план
выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда.
Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается не в изоляции от материального производства в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудо‐функции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно‐технического, административного и другого персонала и степень его участия в производстве вещного продукта. По мере роста производства товаров и услуг многократно разветвляются усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, в вещном производстве расходы на
услуги становятся все
более крупой статьей общих производственных
издержек. В последние десятилетия XX в.
взаимосвязь двух типов хозяйственной
деятельности поднимается на новую ступень:
в новых технологиях универсального применения
услуги и вещный продукт практически неразделимы,
сливаются воедино. Наиболее рельефно
это взаимопроникновение выражено в отраслях
услуг информационно‐коммуникационног
Трансформацию производства и общества в направлении услуг исследователи часто определяют как «тихую революцию», подчеркивая тем самым не только фундаментальный характер и общественную значимость этого сдвига, но и постепенный ход изменений, а также отсутствие каких-либо катаклизмов, разрушительных форм и последствий «врастания» нематериальных видов деятельности в общую хозяйственную систему.
Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг