Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: анализ сущности основ функционирования международного рынка услуг и его особенностей, а также определение основных проблем, тенденций и перспектив дальнейшего развития мирового рынка услуг.
Задачи данной работы:
показать сущность мирового рынка услуг, в частности раскрыть понятие «услуга» на мировом рынке и ее отличительные особенности;
выделить основные классификации услуг, существующие в современной научной литературе;
проанализировать основные проблемы и тенденции формирования и развития мирового рынка услуг

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ 5
Сущность и специфические особенности международного рынка услуг………………………………………………………………………5
Особенности регулирования международного рынка услуг …...……9
Классификация услуг, реализуемых на мировом рынке…………….11

РАЗДЕЛ 2. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 16
Основные проблемы развития международного рынка услуг….…..16
Современные тенденции развития сферы услуг……………………..26
Динамика и перспективы развития международного рынка услуг....35

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..52

Работа содержит 1 файл

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ (Автосохраненный) - копия.docx

— 101.28 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И.ВЕРНАДСКОГО

 

 

экономический факультет

кафедра международной экономики

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

Современное состояние, проблемы и перспективы

 развития мирового  рынка услуг.

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 201 группы, 2 курса

дневной формы обучения

Ткачук Марины Викторовны

 

Научный руководитель

к.г.н., доцент

Побирченко Виктория Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ                              5

    1. Сущность  и специфические особенности международного рынка услуг………………………………………………………………………5
    2. Особенности регулирования международного рынка услуг …...……9
    3. Классификация услуг, реализуемых на мировом рынке…………….11

 

РАЗДЕЛ 2. МИРОВОЙ  РЫНОК УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ                                                                          16

    1. Основные проблемы развития международного рынка услуг….…..16
    2. Современные тенденции развития сферы услуг……………………..26
    3. Динамика и перспективы развития международного рынка услуг....35

 

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..46

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..52

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В настоящее время развитие международного рынка услуг во многом определяет развитие мировой экономики в целом и экономик отдельных стран, способствует повышению конкурентоспособности на мировом уровне, создает благоприятные условия для дальнейшего продвижения в систему мирового сообщества. Развитие  рынка услуг в последние годы сопровождается высокими темпами роста объемов продаж на внутреннем и внешнем сегментах, существенными структурными сдвигами спектра оказываемых услуг, постоянным внедрением нового коммуникационного оборудования. Предоставление  услуг на современном этапе – самая динамичная статья мировой торговли. В условиях дальнейшего развития рыночной конкуренции возрастает актуальность развития мирового рынка услуг и разработки принципов, механизмов его функционирования, которые смогут обеспечить динамичный и перспективный рост сферы услуг на мировом уровне и в отдельных секторах в частности.

Степень изученности проблемы. На протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество. Становление же зрелого международного рынка товаров и его насыщенность привели к увеличению спроса на услуги, что вызвало интенсивное развитие международного рынка услуг, что диктует необходимость более детального изучения проблемы.

Цель: анализ сущности основ функционирования международного рынка услуг и его особенностей, а также определение основных проблем, тенденций и перспектив дальнейшего развития мирового рынка услуг.

 

 

 

Задачи данной работы:

    1. показать сущность мирового рынка услуг, в частности раскрыть понятие «услуга» на мировом рынке и ее отличительные особенности;
    2. выделить основные классификации услуг, существующие в современной научной литературе;
    3. проанализировать основные проблемы и тенденции формирования и развития мирового рынка услуг;
    4. оценить перспективы дальнейшего развития сферы услуг в контексте ее международной значимости.

Объект исследования –  это международный рынок услуг.

Предмет исследования –  это услуга как таковая и ее значение на мировом рынке.

В курсовой работе были использованы: метод исторического и логического  анализа – при раскрытии сущности и форм существующих видов услуг  на мировом рынке, а также в  анализе истории развития динамики рынка услуг; структурный метод  и метод статистического анализа  – при исследовании тенденций  формирования мирового рынка услуг; сравнительный анализ – для оценки значимости развития сферы услуг  в отдельных странах; метод системного подхода – при исследовании и обобщении проблем и перспектив дальнейшего развития мирового рынка услуг и его роли в мировом экономическом пространстве.

В данной работе рассмотрены  состав и структура  мирового  рынка  услуг, его  специфика,  регулирование,  охарактеризованы   проблемы, тенденции и перспективы развития международного рынка услуг.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемых источников.

   

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ

    1. Сущность  и специфические особенности международного рынка услуг

 

На протяжении многих лет  услуги практически не изучались  теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество. Для целей раскрытия понятия  используем определение, принятое в  справочнике «Либерализация международных  операций с услугами», разработанном  ЮНКТАД и Мировым банком в середине 90-х годов:

Услуги (services) - изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей[15].

Становление зрелого международного рынка товаров и его насыщенность привели к увеличению спроса на услуги, что вызвало интенсивное развитие международного рынка услуг.

Международный рынок услуг – это купля‐продажа услуг на мировом рынке.

Понятие «услуга» имеет широкий  спектр иных определений.

Услуга – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц на основе договорных отношений  между производителем и потребителем услуг, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений[9].

Услуга ‐ целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.

Услуга представляет собой  специфический продукт труда, который  не приобретает вещественной формы, и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда. Таковы, например, услуги транспортных компаний, строительных фирм, предприятий связи, информационных агентств и т.д. Их труд производит определенный продукт в невещественной форме, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления и т.д. Таким образом, услуга как специфический продукт труда выступает не в форме материального товара, а самого труда, выполняющего определенные функции в современном обществе[11].

В общем виде под услугами принято понимать разнообразные  виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.

Услуга в отличие от вещного продукта труда не может  быть накоплена, а процессы ее производства и потребления во времени совпадают. Тем не менее, последствия потребления  услуги могут иметь материальный и долговременный характер: груз оказывается  перевезенным, информация получена потребителем, связь между партнерами обеспечена и т.д.

Несмотря на всю условность определения понятия, многие услуги особенно в последние десятилетия  прошлого века являются предметом международной  торговли, находят свое отражение  на счете текущих операций платежного баланса страны.

Отличия услуг от товаров  в материальной форме в том, что, во‐первых, они невидимы; во‐вторых, не поддаются хранению; в‐третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются  особенности международной торговли услугами по сравнению с международной  торговлей товарами.

Существует два вида услуг:

• услуги, которые опосредуются вещно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные);

• услуги, не связанные с  материальными продуктами. Их действие

направлено на человека или  на условия, в которых он находится, их

производство неотделимо от потребления (нематериальные).

• специфической отраслью услуг является международный туризм.

К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся:

• регулирование внутри страны соответствующими положениями

законодательства;

• отсутствие или наличие  факта пересечения услугой границы  не выступает критерием ее экспорта;

• услуги не хранятся, они  производятся и одновременно потребляются;

• производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой (в большинстве стран находятся в полной или частичной государственной собственности), чем сфера материального производства;

• международная торговля услугами оказывает большое воздействие  на

торговлю товарами;

• не все виды услуг в  отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного  потребления).

Торговля услугами ‐ важная часть мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах непосредственно связан с научно‐техническим прогрессом и повышением экономической эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично возрастает. На сферу услуг приходится: в США ‐ 73% рабочих мест, в ФРГ ‐ 41, в Италии ‐ 35%.

Выделяют такжем следующие особенности услуг как предмета торговли:

• отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают

материальную форму в  виде компьютерных программ на магнитных

носителях, кинолент, различной документации и т. д.);

• наличие всех признаков  товара (обладают общественной потребительной стоимостью);

• услуги полезны не как  вещь, а как деятельность определенного  направления;

• неоднородны или изменчивы по качеству;

• производятся и потребляются одновременно;

• при экспорте‐импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению;

• не все виды пригодны для  вовлечения во внешнеторговые оборот

(коммунальные услуги  и т.п.);

• имеют тесную связь  с рынком рабочей силы;

• ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их

ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров,

вовлеченных в международный товарооборот;

• имеют специфическую  нормативно‐правовую базу своегс регулирования как на национальном, так и на международном уровне.

Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь  промышленный характер или удовлетворять  личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д.

Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный  оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие в личное потребление (за исключением образования и  здравоохранения).

Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться  государственными и частными производителями. Государственный сектор ‐ суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения.Частный некоммерческий сектор ‐ музеи, благотворительные организации, церковь, больницы. Коммерческий сектор ‐ авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч.

Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК[2].

    1. Особенности регулирования международного рынка услуг

 

Регулирование международной  торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи не общие черты, но общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых

моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

В настоящее время мировой  рынок услуг регулируется на четырех  уровнях:

Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг