Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: анализ сущности основ функционирования международного рынка услуг и его особенностей, а также определение основных проблем, тенденций и перспектив дальнейшего развития мирового рынка услуг.
Задачи данной работы:
показать сущность мирового рынка услуг, в частности раскрыть понятие «услуга» на мировом рынке и ее отличительные особенности;
выделить основные классификации услуг, существующие в современной научной литературе;
проанализировать основные проблемы и тенденции формирования и развития мирового рынка услуг

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ 5
Сущность и специфические особенности международного рынка услуг………………………………………………………………………5
Особенности регулирования международного рынка услуг …...……9
Классификация услуг, реализуемых на мировом рынке…………….11

РАЗДЕЛ 2. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 16
Основные проблемы развития международного рынка услуг….…..16
Современные тенденции развития сферы услуг……………………..26
Динамика и перспективы развития международного рынка услуг....35

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..52

Работа содержит 1 файл

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ (Автосохраненный) - копия.docx

— 101.28 Кб (Скачать)

Динамику сферы услуг  определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического характера. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг потребительского назначения, вызвано требованиями закона возвышения потребностей. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги и особенно быстро на услуги высокого класса.

Еще более динамично росли  потребности в услугах со стороны  производства, и расходы такого рода стали во всех отраслях крупной статьей общих издержек бизнеса.

Традиционные виды затрат на сырье, материалы, транспорт и  связь всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно‐компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью и т. д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных промышленных отраслях и в самих отраслях этой сферы.

Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или иной период рядом других ‐ социальных, структурных.

Дополнительные потребности  в услугах, прежде всего бытовых  и социальных, порождал непрерывный процесс урбанизации. В результате систематического перемещения населения в города подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственный сельскому образу жизни, а функции, ранее выполнявшиеся в рамках домашнего хозяйства, передавались специализированным структурам общественного производства. Сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство после Второй мировой войны. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг. Крупный по размерам и разнообразный по назначению комплекс услуг вызвала к жизни массовая автомобилизация: ускоренно развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов

(кафетерии, кинотеатры  и т. д.).

Глубочайшее и многоплановое  воздействие на сферу услуг оказала  крупномасштабная структурно‐технологическая перестройка материального производства в развитых странах в 70‐80‐х гг. Экономический кризис, с наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой переход от индустриальной модели к постиндустриальной, во главе которой стоят высокотехнологичные отрасли промышленности и сфера услуг. На этой волне особенно энергично стали выдвигаться на передовые позиции в хозяйственной структуре «продвинутые», наукоинтенсивные виды услуг.

В кризисной ситуации к  тому же резко возросли потребности  промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, способствующих решению многочисленных проблем реструктуризации, сбытовых, организационно‐управленческих, структурных, внедрения технологических инноваций и повышения эффективности.

В последние два десятилетия  на мировом рынке услуг четко  проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов.

Увеличилась доля туризма  в экспорте услуг, что обусловлено  ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма.

По темпам абсолютного  роста и по значимости в общем  объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги.

Исторически большинство  услуг, за исключением транспорта и  связи, длительное время развивались как бы в стороне от технического прогресса, опираясь в основном на использование трудовых ресурсов и несложных, иногда даже примитивных технологий, и эта ситуация до последнего времени менялась довольно медленно. Новая волна научно‐ технического прогресса захватила и эту сферу, и услуги стали широчайшим полем для применения его последних достижений, прежде всего электроники и информационно‐коммуникативных технологий ИКТ).

Принципиально важен для  многих услуг такой результат  ИКТ, как делокализация производства, возможность накопления и хранения, что подрывает довольно сильные ограничения роста услуг, обусловленные родовой спецификой ‐ совпадением производства и потребления во времени и пространстве, нетранспортабельностью продукта. Новые технологии позволяют передавать услуги на любое расстояние и в любое время, накапливать их и хранить в закодированном виде на материальных носителях или в электронной форме. При этом значительно улучшаются качественные

характеристики: потребители  получают доступ к огромному массиву  информации и услугам высокого класса в режиме реального времени, пользуются преимуществами более широкого выбора услуг, иными словами, получают более высокую полезность в расчете на единицу затрат. На основе новых технологий становятся реальностью непосредственные контакты на расстоянии потребителей и производителей таких прежде территориально фиксированных услуг, как образование, медицина, культурно‐ развлекательные, юридические, страховые, консалтинг т. д. Интенсивным

технологическим изменениям подвержены не только новые, но и традиционные отрасли ‐ транспорт, торговля; буквально преображаются в прошлом крайне далекие от техники сферы ‐ медицина, финансовые услуги, а также библиотеки, музеи, театры, эстрада, развлекательные  парки и т. д. Для этой сферы особенно важно применение научных подходов и решений в организационно‐управленческой области вследствие особо сильного влияния этого фактора на эффективность в высокотрудоемких отраслях, да и технологические нововвеения зачастую не дают здесь должного эффекта без

сопутствующей организационно‐структурной перестройки бизнеса[9].

 

 

    1. Динамика и перспективы развития международного рынка услуг

 

Динамика сферы услуг  складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно‐компьютерными, консультационными, аудиторско‐бухгалтерскими услугами и т. д. В функции этих услуг входят диффузия в хозяйстве новых технологий, разработка и распространение организационно‐управленческих моделей, методов повышения эффективности использования ресурсов и т. д. Быстрее всего растут объемы

информационно‐компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса ‐ производственным, финансовым, управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес‐услуг ‐ но подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.

К быстрорастущему ядру рассматриваемой  сферы относятся также услуги телекоммуникаций и кредитно‐финансовых учреждений. Опираясь на новые технологии и результаты либерализации рынков, эти отрасли вышли в последние десятилетия на новый виток развития и ныне играют решающую роль в технологическом прогрессе общества и глобализации экономики.

Сравнительно высокие  темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим.

Высокие позиции занимает и сфера образования. К услугам  этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более высокие требования, диктуемые переходом к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных ценностей современного человека. Высокие темпы роста в течение длительного времени неизменно сохраняют и различные виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво увеличиваются масштабы туризма, в том числа международного, как и множества других форм активного отдыха, а также услуг киноиндустрии, видео‐ и аудиобизнеса, в клубной деятельности самого разного профиля. Ряд других услуг развивается более умеренными темпами, на уровне , средних показателей по сфере услуг или по хозяйству в целом. Под влиянием противодействующих факторов складывается динамика торговли и транспорта.

Относительное сужение позиций  вещной продукции в структуре  хозяйства, транспортировкой и реализацией которой полностью или частично заняты эти отрасли, сдерживает рост потребностей в их функциях. Но такие черты современного производства, как углубление специализации, деконцентрация, дифференциация спроса, значительно усложняют состав товарной массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения в процессе воспроизводства.

Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных связей. Этот процесс, довольно медленный на протяжении большей части прошлого века, в последние 1,5‐2 десятилетия получает сильнейшее ускорение. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали, многосторонне стимулируя их рыночную экспансию, уже упомянутые факторы: либерализация экономики и научно‐технический прогресс. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных экономических объединений и организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС.

Не менее сильным ускорителем  интеграции услуг в мировое хозяйственное пространство послужила научно‐техническая революция и в первую очередь ИКТ. С позиций глобализации услуг принципиальное значение имеет такой результат новых технологий, как делокализация производства услуг, в результате чего многие услуги отрываются от национальной почвы, приобретают способность участвовать в торговых сделках на внешних рынках.

С конца прошлого века процесс  глобализации услуг получает новое  мощное ускорение с появлением Интернета, изначально ориентированного на наднациональные потоки реализации товаров и услуг.

В последние два‐три десятилетия XX в. и в начале нового века активизируется и такой канал глобализации услуг, как межстрановое перемещение их потребителей и производителей. Стабильно высокими темпами растут потоки туристов, а также лиц, выезжающих за рубеж с деловыми и иными целями.

Масштабы международной  миграции существенно увеличиваются за счет производителей услуг ‐ физических лиц, выезжающих за рубеж в поисках выгодной работы.

Постиндустриальную стадию производства в странах Запада часто  определяют и как «экономику услуг». Одна из главных закономерностей  общественного развития — это  опережающий рост сферы услуг  в сравнении с материальным производством  и расширение ее хозяйственных позиций.

Сфера услуг охватывает множество  отраслей и видов хозяйственной  деятельности, направленных на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом. Услуги, включающие такие виды деятельности, как грузовые и пассажирские перевозки, финансовое посредничество, телекоммуникации, торговля, гостиничный бизнес и общественное питание, образование, здравоохранение, бухгалтерские услуги и многое другое, имеют существенную долю в ВВП любой страны. Даже в странах с низкими доходами услуги обеспечивают создание более трети ВВП. Сфера услуг вносит существенный вклад в производство других товаров и услуг, а производители нуждаются в услугах для доведения своих товаров до конечных потребителей[5].

Но роль этого сектора  в современной экономике связана  не только и не столько с его  преобладанием в структуре хозяйства. В сфере услуг формируются  такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной  деятельности. Важнейшее значение имеют  глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в  самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие постиндустриального  общества и создают необходимые  предпосылки для его дальнейшего  прогресса.

Существует немало скорее дополняющих друг друга, чем противоречащих объяснений причин высокой динамики сферы услуг в развитых странах. В частности: повышение доходов  населения ведет к изменению  структуры его потребления в  пользу нематериальных благ и услуг; где индустриализация ведет к  увеличению сектора услуг — сворачивание ряда промышленных отраслей, сопровождающееся уменьшением количества рабочих  мест, имеет своим результатом  сокращение доли промышленности в ВВП  и занятости и рост соответствующих  долей сферы услуг; это так называемая тертиаризация экономик, т.е. увеличение доли третичного сектора; усиливается интеграция материальных и нематериальных эле ментов производства; происходят изменения в характере экономического роста — среди его источников важнейшее значение приобретают научные знания и человеческий фактор; потребности в развитии услуг выходят за рамки сугубо экономических — процесс гуманизации экономического роста сопровождается расширением комплекса услуг, направленных на совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его культурных, духовных и социальных запросов; развитию услуг способствуют процессы приватизации и дерегулирования многих отраслей — транспорта, телекоммуникаций, финансовых и страховых услуг, а также либерализация внешнеэкономических связей;

Новые технологии снимают  технические барьеры в передаче услуг на расстояние и таким образом  открывают для них мировой  рынок. Исследования сферы услуг  подтверждают, что жизнеспособная «экономика услуг» должна сочетать в себе услуги и развитое материальное производство. Многие виды услуг тесно связаны  с производством, опираются на развитую материальную базу. Вследствие этого  возникают новые формы общественного  разделения труда. В экономической  литературе появился даже термин «серви- индустриальная экономика», что отражает активный процесс интеграции секторов материального производства, прежде всего промышленности, и услуг. Наилучший пример — это бурное развитие деловых услуг, выделившихся из промышленности и тесно связанных с ней.

Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг