Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: анализ сущности основ функционирования международного рынка услуг и его особенностей, а также определение основных проблем, тенденций и перспектив дальнейшего развития мирового рынка услуг.
Задачи данной работы:
показать сущность мирового рынка услуг, в частности раскрыть понятие «услуга» на мировом рынке и ее отличительные особенности;
выделить основные классификации услуг, существующие в современной научной литературе;
проанализировать основные проблемы и тенденции формирования и развития мирового рынка услуг

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ 5
Сущность и специфические особенности международного рынка услуг………………………………………………………………………5
Особенности регулирования международного рынка услуг …...……9
Классификация услуг, реализуемых на мировом рынке…………….11

РАЗДЕЛ 2. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 16
Основные проблемы развития международного рынка услуг….…..16
Современные тенденции развития сферы услуг……………………..26
Динамика и перспективы развития международного рынка услуг....35

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..52

Работа содержит 1 файл

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ (Автосохраненный) - копия.docx

— 101.28 Кб (Скачать)
    • международном (глобальном);
    • отраслевом (глобальном);
    • региональном;
    • национальном.

В случае регулирования на отраслевом уровне используются специализированные межправительственные организации (например, ИКАО – Организация международной гражданской авиации; ИМО – Международная морская организация; ВТО – Всемирная туристическая организация и др.). В случае регионального уровня – регулирование внешнего рынка осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений (например, Европейского Союза).

Под экспортом услуг понимается предоставление нерезиденту, под импортом – получение от нерезидента различных видов услуг.(экономика торговля).

Термин «торговля услугами»  включает:

• услуги, предоставляемые  с территории одной страны‐члена на территорию другой страны‐члена;

• услуги, предоставляемые  на территории одной страны потребителям

любой другой страны (туризм);

• услуги посредством присутствия  учреждения или коммерческой

организации одной страны на территории любой другой страны

(банковские);

• услуги, предоставляемые  физическими лицами одной страны на

территории любой другой страны (строительные проекты, инженерно‐

консультационные)[2].

Термин «поставка услуг» означает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг. В силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым (invisible) экспортом и импортом. Более того, в отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).

В основу международного механизма  регулирования услуг были положены принципы функционирования ВТО.

Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услут была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны[2].

 

    1. Классификация услуг, реализуемых на мировом рынке

 

Несмотря на всю условность определения понятия и классификации  услуг, многие из них, особенно в последние  десятилетия, являются предметом международной  торговли, находят свое отражение  на счете текущих операций платежного баланса и поэтому являются предметом  рассмотрения наукой о международной  экономике.

Развитие материального  производства, являющееся фундаментальной  основой прогресса сферы услуг, а также международное разделение труда в сфере услуг привели  к значительному разнообразию видов  услуг[3].

 В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на 11 видов, в рамках которых существуют подвиды: транспорт (грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные); связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); строительство; страхование (рисков, личное); финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные платежи; другие бизнес‐услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); правительственные услуги.

Существует и классификация  услуг, в соответствии с которой  услуги подразделяются на:

    • не торгуемые;
    • торгуемые.

Большая часть услуг производится и потребляется исключительно в  национальных рамках, то есть с точки  зрения международной экономики  является не торгуемой. В эту классификацию  входят коммунальные услуги, образовательные, услуги здравоохранения, социальные и  личные услуги, услуги ресторанов, гостиниц и т.д[5].

В аналитических целях  огромное разнообразие торгуемых услуг  обычно группируют по различным признакам. В Мировом банке, например, принят расширительный подход к услугам, в  число которых включается и движение дохода:

•факторные услуги (factor services) — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

•нефакторные услуги (nonfactor services) — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

Во время международных  переговоров о либерализации  торговли используется классификация  ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. Классификация услуг основана на Международной стандартизированной  промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и  признаваемой в большинстве стран  мира[16].

Классификация торгуемых  услуг                     Таблица 1.1

Виды услуг

Подвиды услуг

Содержание услуг

1

Транспортные услуги

Пассажирские перевозки

Международная перевозка  пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг

   

Грузовые перевозки

Международная перевозка  грузов всеми видами транспорта

2

Поездки

Деловые

Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)

   

Личные

Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)

3

Услуги связи

 

Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи

4

Строительные услуги

 

Комплекс услуг по строительству  объектов за рубежом

5

Страхование

 

Оказание услуг по страхованию  нерезидентов страховыми компаниями–резидентами

6

Финансовые услуги

 

Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами  (услуги по открытию аккредитивов, обмену валюты, брокерские услуги и т.д.)

7

Компьютерные и информационные услуги

 

Консультации в области  компьютерных программ, обработка данных, пользование базами данных, обслуживание компьютеров, подписка на информационные линии и т.д.

8

Роялти и лицензионные платежи

 

Пользование правами собственности  на объекты промышленной собственности  и авторские и смежные права

9

Другие бизнес–услуги

Посреднические

Комплекс посреднических услуг по поиску партнера, исследованию рынка и т.д.

   

Лизинг

Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого  транспортного оборудования

10

Личные, культурные и рекреационные  услуги

Аудиовизуальные услуги

Услуги по производству фильмов, радио– телевизионных программ, компакт–дисков

   

Прочие

Услуги, связанные с проведением  выставок, спортивных и иных мероприятий

11

Правительственные услуги

 

Услуги по поставе товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира


 

И торговля товарами, и торговля услугами наряду с некоторыми другими  статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с  переговорами о либерализации торговли товарами. Однако существуют и серьезные  качественные различия между товарами и услугами и торговлей ими.

Очевидно также, что предоставление услуг в большинстве случаев  происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому  в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся  на:

•услуги, связанные с  инвестициями (investmentrelated services), — банковские, гостиничные и профессиональные услуги;

•услуги, связанные с  торговлей (traderelated services), — транспорт, страхование;

• услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей (tradeandinvestment related services), — связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.

Существует полезное с  аналитической точки зрения деление  международных сделок с услугами в зависимости от характера поведения  продавца и покупателя услуг.

Таблица 1.2

 

Потребитель не перемещается

Потребитель перемещается

Производитель не перемещается

А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги

В. Поездки (туризм), образование  и медицинские услуги

Производитель перемещается

С. Прямые иностранные инвестиции, временная трудовая миграция

поездки в третьи страны, организованные фирмами-нерезидентами


 

Как видно, данная классификация  включает не только услуги в традиционном смысле, но и движение факторов производства, которые являются носителями этих услуг. Некоторые услуги в зависимости  от конкретных обстоятельств могут  быть классифицированы в различных  клетках матрицы[5].

Услуги можно также  классифицировать следующим образом[4].

Таблица 1.3

Виды услуг, реализуемых  на мировом рынке

Социально‐культурные

наука, научное обслуживание, образование, медицина,

физическая культура,

социальное обслуживание,

искусство, культура, туризм,

другие рекреационные  услуги

Производственно‐

Сбытовые

строительство, транспорт, связь,

складское хозяйство,

коммунальное обслуживание,

торговля, реклама, биржевые,

посреднические, операции с

недвижимостью, аренда, в  том

числе оборудования,

услуги по изучению рынков,

контролю за качеством,

послепродажное обслуживание

Социально‐бытовые

бытовые услуги, общественное

питание,

гостиничное обслуживание

Финансово‐страховые

финансовые, банковские,

страховые и т.н.

Профессиональные

консалтинг, инжиниринг,

юридические,

бухгалтерские, информационно‐

вычисли‐

тельные услуги


 

В документах Всемирной торговой организации выделяют следующие  основные формы международной торговли услугами:

• поставка услуг через  границу (трансграничная торговля), когда  торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;

• перемещение потребителя  услуг в страну их производителя (туризм,

образование, медицина);

• временное перемещение  за границу физического лица ‐ поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);

• коммерческое присутствие  поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги)[16].

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. МИРОВОЙ  РЫНОК УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ

    1. Основные проблемы развития международного рынка услуг

 

Участие различных стран  в мировом рынке услуг отличается масштабами экспорта и импорта услуг, их структурой и динамикой. При этом следует подчеркнуть сложность  и несовершенство статистического  учета мировой торговли услугами. Как считают зарубежные специалисты, величина международной торговли услугами занижена на 40-50%. Во многом это объясняется  тем, что в статистике:

  • многие виды услуг включаются в экспорт и импорт физических товаров (например, не всегда инжиниринговые услуги отделяются от поставки машин и оборудования при выполнении подрядных работ за границей, а по экспертным оценкам, расходы на такие услуги, как монтаж, обучение персонала, послепродажное обслуживание могут превышать 40% стоимости контракта);
  • недостаточно учитываются посреднические услуги, выполняемые на территории других стран;
  • многие международные операции с услугами, особенно оказываемые одними подразделениями фирм другим, часто вообще не учитываются в платежном балансе;
  • до начала 90-х гг. ХХ века ряд стран с переходной экономикой какое-то время не рассчитывали данных о торговле услугами;
  • методология учета различных статей услуг до недавнего времени сильно отличалась в отдельных странах.

Очевидно, что расширение международной торговли услугами, важность отражения реальных ее масштабов  настойчиво диктуют необходимость  совершенствования методологии учета оборота услуг на внешнем рынке.

Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг