Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:02, курсовая работа
Цель: анализ сущности основ функционирования международного рынка услуг и его особенностей, а также определение основных проблем, тенденций и перспектив дальнейшего развития мирового рынка услуг.
Задачи данной работы:
показать сущность мирового рынка услуг, в частности раскрыть понятие «услуга» на мировом рынке и ее отличительные особенности;
выделить основные классификации услуг, существующие в современной научной литературе;
проанализировать основные проблемы и тенденции формирования и развития мирового рынка услуг
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ 5
Сущность и специфические особенности международного рынка услуг………………………………………………………………………5
Особенности регулирования международного рынка услуг …...……9
Классификация услуг, реализуемых на мировом рынке…………….11
РАЗДЕЛ 2. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 16
Основные проблемы развития международного рынка услуг….…..16
Современные тенденции развития сферы услуг……………………..26
Динамика и перспективы развития международного рынка услуг....35
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..52
В случае регулирования на отраслевом уровне используются специализированные межправительственные организации (например, ИКАО – Организация международной гражданской авиации; ИМО – Международная морская организация; ВТО – Всемирная туристическая организация и др.). В случае регионального уровня – регулирование внешнего рынка осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений (например, Европейского Союза).
Под экспортом услуг понимается предоставление нерезиденту, под импортом – получение от нерезидента различных видов услуг.(экономика торговля).
Термин «торговля услугами» включает:
• услуги, предоставляемые с территории одной страны‐члена на территорию другой страны‐члена;
• услуги, предоставляемые на территории одной страны потребителям
любой другой страны (туризм);
• услуги посредством присутствия учреждения или коммерческой
организации одной страны на территории любой другой страны
(банковские);
• услуги, предоставляемые физическими лицами одной страны на
территории любой другой страны (строительные проекты, инженерно‐
консультационные)[2].
Термин «поставка услуг» означает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг. В силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым (invisible) экспортом и импортом. Более того, в отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).
В основу международного механизма регулирования услуг были положены принципы функционирования ВТО.
Долгое время услуги, согласно
Международной стандартной
Несмотря на всю условность
определения понятия и
Развитие материального
производства, являющееся фундаментальной
основой прогресса сферы услуг,
а также международное
В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на 11 видов, в рамках которых существуют подвиды: транспорт (грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные); связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); строительство; страхование (рисков, личное); финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные платежи; другие бизнес‐услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); правительственные услуги.
Существует и классификация услуг, в соответствии с которой услуги подразделяются на:
Большая часть услуг производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть с точки зрения международной экономики является не торгуемой. В эту классификацию входят коммунальные услуги, образовательные, услуги здравоохранения, социальные и личные услуги, услуги ресторанов, гостиниц и т.д[5].
В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам. В Мировом банке, например, принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода:
•факторные услуги (factor services) — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);
•нефакторные услуги (nonfactor services) — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).
Во время международных
переговоров о либерализации
торговли используется классификация
ВТО, включающая более 600 разновидностей
услуг. Классификация услуг основана
на Международной
Классификация торгуемых услуг Таблица 1.1
№ |
Виды услуг |
Подвиды услуг |
Содержание услуг |
1 |
Транспортные услуги |
Пассажирские перевозки |
Международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг |
Грузовые перевозки |
Международная перевозка грузов всеми видами транспорта | ||
2 |
Поездки |
Деловые |
Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки) |
Личные |
Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм) | ||
3 |
Услуги связи |
Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи | |
4 |
Строительные услуги |
Комплекс услуг по строительству объектов за рубежом | |
5 |
Страхование |
Оказание услуг по страхованию нерезидентов страховыми компаниями–резидентами | |
6 |
Финансовые услуги |
Финансовое посредничество
между резидентами и | |
7 |
Компьютерные и информационные услуги |
Консультации в области компьютерных программ, обработка данных, пользование базами данных, обслуживание компьютеров, подписка на информационные линии и т.д. | |
8 |
Роялти и лицензионные платежи |
Пользование правами собственности на объекты промышленной собственности и авторские и смежные права | |
9 |
Другие бизнес–услуги |
Посреднические |
Комплекс посреднических услуг по поиску партнера, исследованию рынка и т.д. |
Лизинг |
Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования | ||
10 |
Личные, культурные и рекреационные услуги |
Аудиовизуальные услуги |
Услуги по производству фильмов, радио– телевизионных программ, компакт–дисков |
Прочие |
Услуги, связанные с проведением выставок, спортивных и иных мероприятий | ||
11 |
Правительственные услуги |
Услуги по поставе товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира |
И торговля товарами, и торговля услугами наряду с некоторыми другими статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с переговорами о либерализации торговли товарами. Однако существуют и серьезные качественные различия между товарами и услугами и торговлей ими.
Очевидно также, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:
•услуги, связанные с инвестициями (investmentrelated services), — банковские, гостиничные и профессиональные услуги;
•услуги, связанные с торговлей (traderelated services), — транспорт, страхование;
• услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей (tradeandinvestment related services), — связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.
Существует полезное с аналитической точки зрения деление международных сделок с услугами в зависимости от характера поведения продавца и покупателя услуг.
Таблица 1.2
Потребитель не перемещается |
Потребитель перемещается | |
Производитель не перемещается |
А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги |
В. Поездки (туризм), образование и медицинские услуги |
Производитель перемещается |
С. Прямые иностранные инвестиции, временная трудовая миграция |
поездки в третьи страны, организованные фирмами-нерезидентами |
Как видно, данная классификация включает не только услуги в традиционном смысле, но и движение факторов производства, которые являются носителями этих услуг. Некоторые услуги в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть классифицированы в различных клетках матрицы[5].
Услуги можно также классифицировать следующим образом[4].
Таблица 1.3
Виды услуг, реализуемых на мировом рынке | |
Социально‐культурные |
наука, научное обслуживание, образование, медицина, физическая культура, социальное обслуживание, искусство, культура, туризм, другие рекреационные услуги |
Производственно‐ Сбытовые |
строительство, транспорт, связь, складское хозяйство, коммунальное обслуживание, торговля, реклама, биржевые, посреднические, операции с недвижимостью, аренда, в том числе оборудования, услуги по изучению рынков, контролю за качеством, послепродажное обслуживание |
Социально‐бытовые |
бытовые услуги, общественное питание, гостиничное обслуживание |
Финансово‐страховые |
финансовые, банковские, страховые и т.н. |
Профессиональные |
консалтинг, инжиниринг, юридические, бухгалтерские, информационно‐ вычисли‐ тельные услуги |
В документах Всемирной торговой организации выделяют следующие основные формы международной торговли услугами:
• поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;
• перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм,
образование, медицина);
• временное перемещение за границу физического лица ‐ поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);
• коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги)[16].
РАЗДЕЛ 2. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Участие различных стран
в мировом рынке услуг
Очевидно, что расширение международной торговли услугами, важность отражения реальных ее масштабов настойчиво диктуют необходимость совершенствования методологии учета оборота услуг на внешнем рынке.
Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг