Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:02, курсовая работа
Цель: анализ сущности основ функционирования международного рынка услуг и его особенностей, а также определение основных проблем, тенденций и перспектив дальнейшего развития мирового рынка услуг.
Задачи данной работы:
показать сущность мирового рынка услуг, в частности раскрыть понятие «услуга» на мировом рынке и ее отличительные особенности;
выделить основные классификации услуг, существующие в современной научной литературе;
проанализировать основные проблемы и тенденции формирования и развития мирового рынка услуг
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ 5
Сущность и специфические особенности международного рынка услуг………………………………………………………………………5
Особенности регулирования международного рынка услуг …...……9
Классификация услуг, реализуемых на мировом рынке…………….11
РАЗДЕЛ 2. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 16
Основные проблемы развития международного рынка услуг….…..16
Современные тенденции развития сферы услуг……………………..26
Динамика и перспективы развития международного рынка услуг....35
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..52
Признаки, определяющие интеграцию услуг в общество.
Стирание секторальных границ. Традиционные секторальные границы, базирующиеся на критерии основного вида деятельности компании, начинают разрушаться. Все чаще производство промышленных товаров подразумевает одновременное предоставление услуг, составляющих вторичную деятельность: технически сложные товары сегодня не продаются на рынке в «чистом» виде, это, как правило, так называемый «компак» — комплексный пакет (товар + услуга). Количество и качество таких услуг — это существенный фактор конкурентоспособности компании. В свою очередь, это расширяет список видов деятельности компании и затрудняет определение ее основного вида. Гетерогенность услуг приводит к стиранию границ между секторами[23].
Изменения в производственном процессе. Методы производства изменяются в такой же мере, как растут деловые и потребительские услуги. Необходимость предоставлять комплексный пакет (товар + услуга) вызывает необходимость использования гибких производственных структур, заменяющих старые иерархические или пирамидальные структуры[25].
Повсеместное использование новых прикладных технологий. Изменения в производственных системах тесно связаны с распространением новых технологий и особенно с внедрением информационных технологий. Как компании, так и индивидуумы широко используют новые технологии в повседневной деятельности в масштабах, немыслимых еще сравнительно недавно, поскольку технологии были ограничены в рамках специфических видов деятельности. Расширение их использования обусловило, среди прочих причин, гибкость производственных систем и появление комплексных пакетов.
Интернационализация и усложнение рынков. Изменения в производстве и новые технологии сблизили географические рамки бизнеса, сократили расстояния. Рынки приблизились, хотя одно временно и стали более сложными. Потребность проникновения на новые рынки, ныне доступные, включает потребность в информации и услугах, способствующих соединению различных географических мест. Интернационализация капитала также внесла свой вклад в возникновение «экономики услуг». Услуги и интернационализации имеют все более тесные связи между собой.
Динамика и структура сферы услуг. В современной экономике существует более 600 видов различных услуг. Для этой сферы характерно очень высокое разнообразие видов деятельности. Тем не менее их можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных, подразделений: транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, кредитно-финансовая сфера, страхование, операции с недвижимостью, услуги производству и обращению, ремонт и обслуживание автотранспорта, культурно-рекреационные услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др.
Общая высокая динамика, характерная для всей сферы, одно временно — результат различных темпов роста отдельных отраслей сферы услуг. В развитых странах по темпам роста лидируют деловые услуги. Это службы маркетинга и рекламы, компьютерные и телекоммуникационные услуги, лизинговые операции, научно- исследовательские фирмы, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерно-строительные и архитектурные услуги, бухгалтерские и аудиторские услуги, размножение документации и многое другое. В рамках классификации услуг деловые услуги выделяются как подгруппа. Критерием определения является клиентура, которой предназначены такие услуги. Большей частью это услуги не для индивидуального или коллективного потребления, а для производственных организаций, т.е. для компаний. Они оказываются в реальном секторе экономики и направлены в конечном итоге на повышение конкурентоспособности фирм.
Быстрее всего развиваются
компьютерные, телекоммуникационные,
консультационные, страховые и кредитно-
Воздействие научно-технического
прогресса. Важнейшим фактором усложнения,
совершенствования и высокой
динамики сферы услуг выступает
научно-технический прогресс. Он радикально
меняет основные характеристики этой
сферы и традиционные представления
о ней, ее в роль в развитых странах.
По существу, можно сказать, что именно
сфера услуг оказалась в центре
НТП, который коренным образом изменил
ее материально-техническую
В сфере услуг сформировалась собственная база НИОКР. Вслед за банками, медициной, телекоммуникациями, компьютерным бизнесом собственные научные исследования развертывают и фирмы, действующие в других отраслях этой сферы. Ее доля в общих расходах предпринимательства на НИОКР растет очень быстро, и уже достигла в США — 27%, в Англии — 19, Канаде — даже 30%[3].
В результате само понятие «услуги» резко изменилось: если раньше оно ассоциировалось в основном с услугами транспорта, связи, бытовыми услугами, то теперь лицо этой сферы определяется группой наукоемких отраслей — телекоммуникациями, кредитно-финансовыми и страховыми услугами, сферами образования, медицины и культуры, деловыми услугами наукоемкого характера. Традиционные же услуги занимают второстепенные позиции как по общей доле фирм, оказывающих эти услуги, так и по числу занятых и приросту рабочих мест.
Услуги на мировом рынке.
Как уже было отмечено, информационные
технологии и телекоммуникации позволяют
преодолевать барьеры в международной
торговле услугами. В принципе услуги
гораздо более привязаны
Экспорт услуг — это важная и наиболее динамичная часть международной торговли. Темпы роста торговли услугами превышают темпы роста товарной торговли. Это свидетельствует о том, что торговля услугами не только дополняет, но и отчасти замещает торговлю товарами.
Быстрые темпы развития международной торговли услугами объясняются двумя группами факторов.
Во-первых, значительная часть
услуг носит сопутствующий
Во-вторых, высокими темпами развивается торговля услугами, непосредственно не связанными с товарной торговлей. Международный туризм, деловые, финансовые, образовательные, медицинские, информационные и иные услуги являются предметом высокого спроса на мировом рынке вследствие целой совокупности факторов: влияния научно-технического прогресса, повышения доходов населения, изменения структуры его спроса в пользу нематериальных благ, снижения расходов на использование телекоммуникационных сетей и др[7].
Тем не менее в настоящее время объем трансграничной торговли благодаря быстрому развитию электронной торговли, развитию телекоммуникационных сетей быстро растет. Более того, при помощи электронных средств связи возможно отчасти заме нить «коммерческое присутствие» и «присутствие физического лица», т.е. третий и четвертый способы поставки услуг — трансграничной торговлей, поскольку с любой информацией, записанной в цифровой форме, можно работать на расстоянии. Экспортеры услуг могут использовать трансграничные поставки во внутрифирменных отношениях, во взаимодействии с клиентами и стратегическими партнерами или (в случае «коммерческого присутствия») со штаб-квартирами вне зависимости от фактического способа предоставления услуг.
Национальные меры регулирования
призваны, с одной стороны, защитить
жизненно важные национальные, культурные,
социальные, политические интересы, а
с другой — стимулировать производство
услуг национальными
Таким образом, обмен услугами занимает важное место в международной торговле. Существенной чертой последних десятилетий стало формирование глобального рынка услуг, в который вовлечены все без исключения страны. Он характеризуется высокой динамикой, быстрым научно-техническим прогрессом, сложностью унифицированного подхода к регулированию ввоза и вывоза услуг[10].
ВЫВОДЫ
Становление зрелого международного
рынка товаров и его
Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений.
В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде. Услуга представляет собой специфический продукт труда, обусловленный своими отличными от материальных товаров особенностями. Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный оборот.
Регулирование международной торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи не общие черты, но общие тенденции, даюшие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых
моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.
В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях. В основу международного механизма регулирования услуг были положены принципы функционирования ВТО.
Развитие материального
производства, являющееся фундаментальной
основой прогресса сферы услуг,
а также международное
Во время международных
переговоров о либерализации
торговли используется классификация
ВТО, включающая более 600 разновидностей
услуг. Классификация услуг основана
на Международной
Торговля услугами ‐ важная часть мирохозяйственных связей.
С развитием рыночных отношений,
либерализацией внешнеэкономической
деятельности возникли проблемы учета
и анализа экспорта и импорта
товаров и особенно услуг, оценки
иностранных инвестиций, международного
туризма, финансово-кредитных операций
и других процессов. Эти процессы
усилили необходимость
Выработка же общих правил
торговли услугами на внешнем рынке
должна способствовать расширению международной
торговли на основании консенсуса о
применении в практике обмена услугами
следующих общих принципов: рыночной
конкуренции, наибольшего
Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг