Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: анализ сущности основ функционирования международного рынка услуг и его особенностей, а также определение основных проблем, тенденций и перспектив дальнейшего развития мирового рынка услуг.
Задачи данной работы:
показать сущность мирового рынка услуг, в частности раскрыть понятие «услуга» на мировом рынке и ее отличительные особенности;
выделить основные классификации услуг, существующие в современной научной литературе;
проанализировать основные проблемы и тенденции формирования и развития мирового рынка услуг

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ 5
Сущность и специфические особенности международного рынка услуг………………………………………………………………………5
Особенности регулирования международного рынка услуг …...……9
Классификация услуг, реализуемых на мировом рынке…………….11

РАЗДЕЛ 2. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 16
Основные проблемы развития международного рынка услуг….…..16
Современные тенденции развития сферы услуг……………………..26
Динамика и перспективы развития международного рынка услуг....35

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..52

Работа содержит 1 файл

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ (Автосохраненный) - копия.docx

— 101.28 Кб (Скачать)

Признаки, определяющие интеграцию услуг в общество.

Стирание секторальных границ. Традиционные секторальные границы, базирующиеся на критерии основного вида деятельности компании, начинают разрушаться. Все  чаще производство промышленных товаров  подразумевает одновременное предоставление услуг, составляющих вторичную деятельность: технически сложные товары сегодня не продаются на рынке в «чистом» виде, это, как правило, так называемый «компак» — комплексный пакет (товар + услуга). Количество и качество таких услуг — это существенный фактор конкурентоспособности компании. В свою очередь, это расширяет список видов деятельности компании и затрудняет определение ее основного вида. Гетерогенность услуг приводит к стиранию границ между секторами[23].

Изменения в производственном процессе. Методы производства изменяются в такой же мере, как растут деловые  и потребительские услуги. Необходимость  предоставлять комплексный пакет (товар + услуга) вызывает необходимость использования гибких производственных структур, заменяющих старые иерархические или пирамидальные структуры[25].

Повсеместное использование  новых прикладных технологий. Изменения  в производственных системах тесно  связаны с распространением новых  технологий и особенно с внедрением информационных технологий. Как компании, так и индивидуумы широко используют новые технологии в повседневной деятельности в масштабах, немыслимых еще сравнительно недавно, поскольку технологии были ограничены в рамках специфических видов деятельности. Расширение их использования обусловило, среди прочих причин, гибкость производственных систем и появление комплексных пакетов.

Интернационализация и усложнение рынков. Изменения в производстве и новые технологии сблизили географические рамки бизнеса, сократили расстояния. Рынки приблизились, хотя одно временно и стали более сложными. Потребность  проникновения на новые рынки, ныне доступные, включает потребность в  информации и услугах, способствующих соединению различных географических мест. Интернационализация капитала также внесла свой вклад в возникновение  «экономики услуг». Услуги и интернационализации  имеют все более тесные связи  между собой.

Динамика и структура  сферы услуг. В современной экономике  существует более 600 видов различных  услуг. Для этой сферы характерно очень высокое разнообразие видов  деятельности. Тем не менее их можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных, подразделений: транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, кредитно-финансовая сфера, страхование, операции с недвижимостью, услуги производству и обращению, ремонт и обслуживание автотранспорта, культурно-рекреационные услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др.

Общая высокая динамика, характерная для всей сферы, одно временно — результат различных  темпов роста отдельных отраслей сферы услуг. В развитых странах по темпам роста лидируют деловые услуги. Это службы маркетинга и рекламы, компьютерные и телекоммуникационные услуги, лизинговые операции, научно- исследовательские фирмы, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерно-строительные и архитектурные услуги, бухгалтерские и аудиторские услуги, размножение документации и многое другое. В рамках классификации услуг деловые услуги выделяются как подгруппа. Критерием определения является клиентура, которой предназначены такие услуги. Большей частью это услуги не для индивидуального или коллективного потребления, а для производственных организаций, т.е. для компаний. Они оказываются в реальном секторе экономики и направлены в конечном итоге на повышение конкурентоспособности фирм.

Быстрее всего развиваются  компьютерные, телекоммуникационные, консультационные, страховые и кредитно-финансовые услуги. Компьютерные услуги формируют  базовые черты новой экономики  и в конечном счете определяют конкурентоспособность страны на мировом рынке. Функции консультационного бизнеса — разработка и предоставление клиентам научных решений самых разных хозяйственных проблем в виде информации, экспертизы, консультаций, а также участие в управлении, изучение рынков, разработка и реализация мер по повышению эффективности и т.д. Успешно развивается рекрутинговый бизнес, который позволяет, с одной стороны, обеспечивать оптимальными рабочими местами лиц, ищущих работу, а с другой — обеспечивать компании наиболее квалифицированными кадрами.

Воздействие научно-технического прогресса. Важнейшим фактором усложнения, совершенствования и высокой  динамики сферы услуг выступает  научно-технический прогресс. Он радикально меняет основные характеристики этой сферы и традиционные представления  о ней, ее в роль в развитых странах. По существу, можно сказать, что именно сфера услуг оказалась в центре НТП, который коренным образом изменил  ее материально-техническую основу, созданную на фундаменте информационных технологий и компьютерной техники.

В сфере услуг сформировалась собственная база НИОКР. Вслед за банками, медициной, телекоммуникациями, компьютерным бизнесом собственные  научные исследования развертывают и фирмы, действующие в других отраслях этой сферы. Ее доля в общих  расходах предпринимательства на НИОКР  растет очень быстро, и уже достигла в США — 27%, в Англии — 19, Канаде — даже 30%[3].

В результате само понятие  «услуги» резко изменилось: если раньше оно ассоциировалось в основном с услугами транспорта, связи, бытовыми услугами, то теперь лицо этой сферы  определяется группой наукоемких отраслей — телекоммуникациями, кредитно-финансовыми и страховыми услугами, сферами образования, медицины и культуры, деловыми услугами наукоемкого характера. Традиционные же услуги занимают второстепенные позиции как по общей доле фирм, оказывающих эти услуги, так и по числу занятых и приросту рабочих мест.

Услуги на мировом рынке. Как уже было отмечено, информационные технологии и телекоммуникации позволяют  преодолевать барьеры в международной  торговле услугами. В принципе услуги гораздо более привязаны географически, чем товары, многие из них вообще нетранспортабельны или обращаются только на внутреннем рынке. Поэтому  так важны для международной  торговли новые технологии в сфере  услуг, позволяющие перешагнуть национальные границы и интегрироваться в глобальный рынок. Особенно большой толчок этому процессу дало широкое распространение с середины 1990-х гг. интернета и других сетевых систем передачи информации. Их использование облегчило оказание многих видов профессиональных, финансовых, информационных, медицинских и образовательных услуг. Благодаря Интернету исчезли факторы времени и расстояния, что значительно упростило как импорт, так и экспорт услуг. Информационные технологии, к примеру, открыли невиданные ранее возможности для проникновения на мировой рынок небольших компаний. Появление виртуального рыночного пространства означает, что размеры фирмы перестают служить показателем географического охвата клиентов и видов деятельности. Производители услуг предлагают их на рынках других стран, не покидая при этом территорию своих стран, используя передачу услуг через информационные сети. Использование информационных технологий может коренным образом изменить сложившееся представление о том, что сравнительными преимуществами в области экспорта высокотехнологичных услуг обладают только развитые страны; сегодня с ними успешно конкурируют и некоторые развивающиеся страны. В 1990-е гг. основным направлением коммерческого использования информационно-коммуникационных технологий стала электронная торговля.

Экспорт услуг — это  важная и наиболее динамичная часть  международной торговли. Темпы роста  торговли услугами превышают темпы  роста товарной торговли. Это свидетельствует  о том, что торговля услугами не только дополняет, но и отчасти замещает торговлю товарами.

Быстрые темпы развития международной  торговли услугами объясняются двумя  группами факторов.

Во-первых, значительная часть  услуг носит сопутствующий характер по отношению к товарной торговле. Увеличение товарной торговли вызывает адекватное увеличение торговли услугами, непосредственно связанными с движением  товаров: транспортировки, хранения, страхования, банковских услуг, рекламы и др. Кроме  того, рост в международной торговле доли технически сложной продукции вызывает необходимость организации предпродажного и послепродажного сервиса.

Во-вторых, высокими темпами развивается торговля услугами, непосредственно не связанными с товарной торговлей. Международный туризм, деловые, финансовые, образовательные, медицинские, информационные и иные услуги являются предметом высокого спроса на мировом рынке вследствие целой совокупности факторов: влияния научно-технического прогресса, повышения доходов населения, изменения структуры его спроса в пользу нематериальных благ, снижения расходов на использование телекоммуникационных сетей и др[7].

Тем не менее в настоящее время объем трансграничной торговли благодаря быстрому развитию электронной торговли, развитию телекоммуникационных сетей быстро растет. Более того, при помощи электронных средств связи возможно отчасти заме нить «коммерческое присутствие» и «присутствие физического лица», т.е. третий и четвертый способы поставки услуг — трансграничной торговлей, поскольку с любой информацией, записанной в цифровой форме, можно работать на расстоянии. Экспортеры услуг могут использовать трансграничные поставки во внутрифирменных отношениях, во взаимодействии с клиентами и стратегическими партнерами или (в случае «коммерческого присутствия») со штаб-квартирами вне зависимости от фактического способа предоставления услуг.

Национальные меры регулирования  призваны, с одной стороны, защитить жизненно важные национальные, культурные, социальные, политические интересы, а  с другой — стимулировать производство услуг национальными производителями, что особенно важно для стран  со слабой экономикой. Однако такие  барьеры существенно ограничивают деятельность ТНК развитых стран  — главных поставщиков услуг. Основным методом их преодоления, очевидно, является предоставление режима наибольшего  благоприятствования и национального режима применительно к импорту иностранных услуг или к их производству в стране потребления.

Таким образом, обмен услугами занимает важное место в международной  торговле. Существенной чертой последних  десятилетий стало формирование глобального рынка услуг, в который  вовлечены все без исключения страны. Он характеризуется высокой  динамикой, быстрым научно-техническим  прогрессом, сложностью унифицированного подхода к регулированию ввоза  и вывоза услуг[10].

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Становление зрелого международного рынка товаров и его насыщенность привели к увеличению спроса на услуги, что вызвало интенсивное развитие международного рынка услуг. Международный  рынок услуг, в целом, представляет собой рынок купли‐продажи услуг на мировом рынке.

Понятие «услуга» имеет широкий  спектр определений.

В общем виде под услугами принято понимать разнообразные  виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде. Услуга представляет собой специфический продукт труда, обусловленный своими отличными от материальных товаров особенностями. Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный оборот.

Регулирование международной  торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним  разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи  не общие черты, но общие тенденции, даюшие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых

моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

В настоящее время мировой  рынок услуг регулируется на четырех уровнях. В основу международного механизма регулирования услуг были положены  принципы функционирования ВТО.

Развитие материального  производства, являющееся фундаментальной  основой прогресса сферы услуг, а также международное разделение труда в сфере услуг привели  к значительному разнообразию видов  услуг.

Во время международных  переговоров о либерализации  торговли используется классификация  ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. Классификация услуг основана на Международной стандартизированной  промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира. В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам. В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода, также существуют классификации услуг в соответствии со способами их доставки. В документах Всемирной торговой организации выделяют основные формы международной торговли услугами в зависимости от деления международных сделок с услугами в зависимости от характера поведения продавца и покупателя услуг.

Торговля услугами ‐ важная часть мирохозяйственных связей.

С развитием рыночных отношений, либерализацией внешнеэкономической  деятельности  возникли проблемы учета  и анализа экспорта и импорта  товаров и особенно услуг, оценки иностранных инвестиций, международного туризма, финансово-кредитных операций и других процессов. Эти процессы усилили необходимость сближения  действующих статистических основ  с международными стандартами, то есть вся статистическая, финансовая, банковская и учетная информация перекладывается  на методологическую и практическую основу, соответствующую международным  рекомендациям.

Выработка же общих правил торговли услугами на внешнем рынке  должна способствовать расширению международной  торговли на основании консенсуса о  применении в практике обмена услугами следующих общих принципов: рыночной конкуренции, наибольшего благоприятствования, недискриминации, единства прочтения законов и гласности, а также взаимных гарантий о неприменении национальных законов в ущерб иностранных партнеров, специального и дифференцированного отношения к развивающимся странам. Этих принципы, по мнению специалистов, могут быть положены в основу международного регулирующего механизма при условии уточнения формулировок некоторых из них.

Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг