Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: анализ сущности основ функционирования международного рынка услуг и его особенностей, а также определение основных проблем, тенденций и перспектив дальнейшего развития мирового рынка услуг.
Задачи данной работы:
показать сущность мирового рынка услуг, в частности раскрыть понятие «услуга» на мировом рынке и ее отличительные особенности;
выделить основные классификации услуг, существующие в современной научной литературе;
проанализировать основные проблемы и тенденции формирования и развития мирового рынка услуг

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ 5
Сущность и специфические особенности международного рынка услуг………………………………………………………………………5
Особенности регулирования международного рынка услуг …...……9
Классификация услуг, реализуемых на мировом рынке…………….11

РАЗДЕЛ 2. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 16
Основные проблемы развития международного рынка услуг….…..16
Современные тенденции развития сферы услуг……………………..26
Динамика и перспективы развития международного рынка услуг....35

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..52

Работа содержит 1 файл

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ (Автосохраненный) - копия.docx

— 101.28 Кб (Скачать)

Развитие мирового рынка  услуг немыслимо без совершенствования  регулирования торговли услугами. Мировая  торговля услугами на протяжении многих лет регулировалась на двусторонней основе. Основными участниками этих отношений были либо суверенные государства, либо государство и инофирма. Однако в результате появления международной  сети услуг, базирующихся на применении современных технических средств связи и ЭВМ, снизилась эффективность традиционных методов регулирования в этой сфере, что, в свою очередь, стало препятствовать полной реализации экономического потенциала достижений НТП в сфере услуг. Появилась необходимость в создании универсального эффективного международного механизма, который бы координировал внешнеторговые отношения в данной области. В 90-х гг. ХХ века постепенно стал осуществляться переход от экстенсивной системы национального регулирования обмена услугами к созданию международного механизма регулирования торговли услугами путем выработки общих правил для всей их сферы.

 Экстенсивная система  национального регулирования обмена  услугами включала в себя различные  формы таможенного контроля, дискриминационные  правила и ограничения для  иностранных фирм, контроль за ценами, системами стандартов и лицензированием.

 Все регламентируемые  меры можно разделить на пять  групп:

1. К первой группе относятся  ограничения, касающиеся движения  товаров, рабочей силы, капитала  и информации. Например, в соответствии  с законами принимающей страны  может быть запрещено использование  информации, обработанной за рубежом;

2. Включает ограничения,  связанные с прямыми зарубежными  инвестициями;

3. Третью группу составляют  правила, запрещающие предоставление  некоторых видов услуг современными  фирмами.

Например, в ряде стран  иностранным фирмам запрещено прямое личное страхование граждан;

4. Объединены ограничения,  связанные с регламентированием  порядка использования иностранной  фирмой рабочей силы и услуг,  предоставляемых отечественными  фирмами;

5. Относятся все виды  государственной помощи, включая  субсидирование и госзакупки, а также особые требования по ведению бухгалтерской и финансовой отчетности, предъявляемой к иностранным компаниям.

 Выработка же общих правил торговли услугами на внешнем рынке должна способствовать расширению международной торговли на основании консенсуса о применении в практике обмена услугами следующих общих принципов: рыночной конкуренции, наибольшего благоприятствования, недискриминации, единства прочтения законов и гласности, а также взаимных гарантий о неприменении национальных законов в ущерб иностранных партнеров, специального и дифференцированного отношения к развивающимся странам. Этих принципы, по мнению специалистов, могут быть положены в основу международного регулирующего механизма при условии уточнения формулировок некоторых из них.

 Для выработки эффективного  механизма регулирования торговли  услугами используются уже имеющиеся  институциональные структуры, в  том числе ВТО (Всемирная торговая  организация).

 Возможность реального  создания механизма регулирования  зависит во многом от того, насколько четко будет сформулировано  понятие «услуга».

 Огромным шагом вперед  была выработка путем длительных  переговоров Генерального соглашения  о торговле услугами (ГАТС) в ходе  Уругвайского раунда торговых  переговоров (1986-1994 гг.). ГАТС –  самостоятельное соглашение, определяющее  правила международной торговли  услугами и механизм его регулирования.  До этого не существовало какого-либо  многостороннего соглашения по  торговле услугами, имевшего широкий международный охват. Отдельные договоренности были между более узким кругом участников, включая Европейский Союз и Северо-Американское соглашение о свободной торговле (НАФТА) и др.

 Инициатива разработки  общих правил, регулирующих торговлю  услугами, принадлежала развитым  странам (особенно США), которые  доминируют в международном обороте  услуг и преследуют цели максимальной  реализации своих интересов в  этой области.

 В ходе переговоров  страны столкнулись с двумя  группами сложнейших проблем,  решение которых происходит постепенно. Первая группа проблем, отмечают  эксперты, носит технический характер  и проистекает из природы торговли  услугами как таковой и используемых  правительствами механизмов регулирования  торговли услугами. Вторая группа проблем связана со способами, которыми услуги могут быть поставлены.

В 1995 г. Генеральное соглашение о торговле услугами вступило в действие. Оно содержало:

1. положения, определяющие  основные обязанности членов  ВТО в области торговли услугами;

2. приложение о специальном  статусе отдельных видов услуг;

3. списки первоначальных  взаимных уступок по доступу  на рынки услуг;

4. определяет принципы  использования национального режима  и режима наибольшего благоприятствования  в сфере международной торговли  услугами.

 В целом, Генеральное соглашение о торговле представляло собой весьма содержательный объемный документ. Оно включало в себя как блок общих обязательств, которые применяются ко всей торговле услугами, так и являющиеся предметом переговоров набор специфических обязательств, касающиеся торгового режима в определенных секторах услуг.

В настоящее время ВТО интенсивно ведет работу по организационным, административным и правовым проблемам электронной торговли. В мае 1998 г. ВТО была принята Декларация о глобальной электронной торговле.

В 2001 году комиссией ООН  принято «Руководство по статистике международной торговли услугами». В нем особое внимание уделяется  таким видам услуг, как телекоммуникации, финансовые услуги, услуги, связанные  с Интернетом, перемещение физических лиц. Для внедрения руководства  в отечественную практику потребуются  соответствующие адаптация и  ресурсы. Единый методологический подход в области учета услуг будет  способствовать развитию статистики международной торговли услугами [13].

Необходимость обновления Руководства  по статистике международной торговли услугами связана с возрастанием их роли в обороте мировой торговли. «Руководство» расширяет статистическое определение международной торговли услугами, не изменяя международные  стандарты формирования статистических данных. В нем дается основа и  набор рекомендаций, которые позволят предоставлять широкий круг статистических данных по международной торговле услугами.

Рассматриваемый документ предлагает четыре возможных метода учета международной  торговли услугами с учетом местоположения как поставщика, так и потребителя услуг, являющихся объектом торговли.

Первый из этих методов  представляет собой трансграничную поставку, когда поставщики услуг  в одной стране предоставляют  услуги потребителям в другой стране без перемещения поставщика или  потребителя на территорию другой страны.

Второй метод учитывает  потребление за границей и характеризует  процесс, посредством которого потребитель, являющийся резидентом одной страны, перемещается в другую страну для  получения услуги. Кроме того, предприятия  в той или иной стране могут  поставлять услуги в международном масштабе посредством деятельности своих иностранных филиалов за рубежом.

Третий метод поставки называется коммерческим присутствием, при котором поставщик перемещается в страну потребителя для предоставления услуги.

Четвертый метод характеризуется  присутствием физических лиц и по сути аналогичен предыдущему методу, когда физическое лицо (поставщик) перемещается в страну потребителя (физического лица) для предоставления услуги.

Рекомендации, касающиеся определения, стоимостной оценки, классификации  и отражения в учете торговли услугами между резидентами и  нерезидентами содержатся в Руководстве  по составлению платежного баланса.

Степень монополизации мировой  торговли услугами гораздо выше, чем  международной торговли товарами. Однако разнообразные виды услуг мировой  торговли не сложились еще в рынок  с четко выделенными общими свойствами. Вместе с тем важнейшие тенденции  количественного роста и качественных изменений уже могут быть отмечены. Среди них: во-первых, приоритетное присутствие транcнациональных корпораций, для которых внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи услуг; во-вторых, научно-технический прогресс ввел новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники, что позволило отказаться от личного контакта продавца и покупателя; в-третьих, снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг[20].

Защита внутреннего рынка  в сфере услуг осуществляется с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные максимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Ограничения могут касаться:

    • максимального уровня иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;
    • количества учреждаемых правительств иностранных компаний;
    • объема предоставляемых иностранцами услуг;
    • численности иностранного персонала;
    • выбора организационной формы компании;
    • общего количества иностранных поставщиков услуг в данном секторе.

 В целом же международное  регулирование обмена услугами  должно быть ориентировано на  наиболее эффективный вариант  разделения труда в мировом  сообществе и на создание условий  для ускорения прогресса в  сфере услуг. В то же время  оно должно стимулировать развитие  сферы услуг в странах, пока  еще отстающих в этой области.

Значение и объемы услуг  в национальных хозяйствах и мировой  экономике интенсивно возрастают. Усиливается  воздействие услуг на развитие общества, становится все более заметным их влияние в процессах производства, распределения и конечного использования  валового внутреннего продукта, формирования и реализации доходов населения, в повышении уровня жизни.

С развитием рыночных отношений, либерализацией внешнеэкономической  деятельности  возникли проблемы учета  и анализа экспорта и импорта  товаров и особенно услуг, оценки иностранных инвестиций, международного туризма, финансово-кредитных операций и других процессов. Эти процессы усилили необходимость сближения  действующих статистических основ  с международными стандартами, то есть вся статистическая, финансовая, банковская и учетная информация перекладывается  на методологическую и практическую основу, соответствующую международным  рекомендациям.

Особенно актуальными  являются проблемы формирования и развития рынка услуг во внешнеэкономической  деятельности. Ведь развитие современного международного рынка товаров и его насыщенность привели к увеличению спроса на услуги и развитию международного рынка услуг[18].

Официальная статистика платежного баланса, в которой указывается  ежегодный оборот по статье «Услуги», не может дать точного представления  о масштабах мировой торговли в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, нередко услуги сопровождают поставку товаров, и стоимость  услуги включается в цену товара.

Во-вторых, иногда невозможно определить стоимость услуги-товара (например, лечение больного с помощью  лекарств).

В-третьих, затруднительно рассчитать заработную плату иностранных рабочих, переводимую ими обратно в  страну, из которой они прибыли.

В-четвертых, в статистический учет не попадают доходы по банковским и страховым операциям, если они  реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

В-пятых, невозможно определить стоимость услуг во внутрифирменном  обмене ТНК.

В целом зарубежные эксперты констатируют тенденцию занижения  величины международной торговли услугами на 40-50% [16].

Важнейшим фактором положительных  тенденций развития является своевременная  и всесторонняя оценка влияния внешнеэкономической  деятельности на экономику страны, на ее платежный баланс, на социальную и культурную сферы. 

Во внешней торговле услугами к настоящему времени проблемными  остаются вопросы организации и  учета  международного туризма, страхования  отдельных процессов ВЭД. Действующая  практика учета и отчетности ограничивается узкой системой показателей, использует такие из них, которые не всегда отвечают международным рекомендациям, группировкам и классификациям. С точки зрения статистики проблемы, с которыми сталкивается, например, международный туризм, типичны  для всей сферы услуг. Трудности  формирования отчетности об экономической  деятельности в области туризма усиливаются отсутствием четкого разграничения между общеэкономическими и показателями туризма. В случаях недостаточного информационного обеспечения в зарубежной практике для получения недостающей информации прибегают к выборочным обследованиям. Однако отечественная статистика еще не накопила достаточного опыта их использования при изучении туризма.

Недостаточно разработанными являются методы сопоставления и  оценки нерыночных услуг, которые в  международных сравнениях считаются  «трудно сопоставимыми». В настоящее  время отсутствует общепризнанный метод сопоставления этих услуг. Используемые в практике сопоставлений  методы «реферативных паритетов  покупательных способностей» (ППС) и переоценки по элементам затрат (или прямой ценовый метод) имеют  как свои преимущества, так и недостатки. Метод «реферативных» ППС предлагает использование для оценки потребления  нерыночных услуг обобщающего ППС, исчисленного для конечного потребления  домашних хозяйств и базирующегося  в основном на рыночных ценах товаров. Так как в менее развитых странах  существует относительно низкий уровень  цен на услуги, то использование  таких ППС для нерыночных услуг  приводит к значительному занижению  объемов этих услуг.

Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг