Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:02, курсовая работа
Цель: анализ сущности основ функционирования международного рынка услуг и его особенностей, а также определение основных проблем, тенденций и перспектив дальнейшего развития мирового рынка услуг.
Задачи данной работы:
показать сущность мирового рынка услуг, в частности раскрыть понятие «услуга» на мировом рынке и ее отличительные особенности;
выделить основные классификации услуг, существующие в современной научной литературе;
проанализировать основные проблемы и тенденции формирования и развития мирового рынка услуг
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ 5
Сущность и специфические особенности международного рынка услуг………………………………………………………………………5
Особенности регулирования международного рынка услуг …...……9
Классификация услуг, реализуемых на мировом рынке…………….11
РАЗДЕЛ 2. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 16
Основные проблемы развития международного рынка услуг….…..16
Современные тенденции развития сферы услуг……………………..26
Динамика и перспективы развития международного рынка услуг....35
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..52
Развитие мирового рынка
услуг немыслимо без
Экстенсивная система
национального регулирования
Все регламентируемые меры можно разделить на пять групп:
1. К первой группе относятся
ограничения, касающиеся
2. Включает ограничения,
связанные с прямыми
3. Третью группу составляют
правила, запрещающие
Например, в ряде стран иностранным фирмам запрещено прямое личное страхование граждан;
4. Объединены ограничения,
связанные с
5. Относятся все виды государственной помощи, включая субсидирование и госзакупки, а также особые требования по ведению бухгалтерской и финансовой отчетности, предъявляемой к иностранным компаниям.
Выработка же общих правил торговли услугами на внешнем рынке должна способствовать расширению международной торговли на основании консенсуса о применении в практике обмена услугами следующих общих принципов: рыночной конкуренции, наибольшего благоприятствования, недискриминации, единства прочтения законов и гласности, а также взаимных гарантий о неприменении национальных законов в ущерб иностранных партнеров, специального и дифференцированного отношения к развивающимся странам. Этих принципы, по мнению специалистов, могут быть положены в основу международного регулирующего механизма при условии уточнения формулировок некоторых из них.
Для выработки эффективного
механизма регулирования
Возможность реального
создания механизма
Огромным шагом вперед
была выработка путем
Инициатива разработки
общих правил, регулирующих торговлю
услугами, принадлежала развитым
странам (особенно США), которые
доминируют в международном
В ходе переговоров
страны столкнулись с двумя
группами сложнейших проблем,
решение которых происходит
В 1995 г. Генеральное соглашение о торговле услугами вступило в действие. Оно содержало:
1. положения, определяющие
основные обязанности членов
ВТО в области торговли
2. приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;
3. списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;
4. определяет принципы
использования национального
В целом, Генеральное соглашение о торговле представляло собой весьма содержательный объемный документ. Оно включало в себя как блок общих обязательств, которые применяются ко всей торговле услугами, так и являющиеся предметом переговоров набор специфических обязательств, касающиеся торгового режима в определенных секторах услуг.
В настоящее время ВТО интенсивно ведет работу по организационным, административным и правовым проблемам электронной торговли. В мае 1998 г. ВТО была принята Декларация о глобальной электронной торговле.
В 2001 году комиссией ООН принято «Руководство по статистике международной торговли услугами». В нем особое внимание уделяется таким видам услуг, как телекоммуникации, финансовые услуги, услуги, связанные с Интернетом, перемещение физических лиц. Для внедрения руководства в отечественную практику потребуются соответствующие адаптация и ресурсы. Единый методологический подход в области учета услуг будет способствовать развитию статистики международной торговли услугами [13].
Необходимость обновления Руководства
по статистике международной торговли
услугами связана с возрастанием
их роли в обороте мировой торговли.
«Руководство» расширяет
Рассматриваемый документ предлагает четыре возможных метода учета международной торговли услугами с учетом местоположения как поставщика, так и потребителя услуг, являющихся объектом торговли.
Первый из этих методов представляет собой трансграничную поставку, когда поставщики услуг в одной стране предоставляют услуги потребителям в другой стране без перемещения поставщика или потребителя на территорию другой страны.
Второй метод учитывает потребление за границей и характеризует процесс, посредством которого потребитель, являющийся резидентом одной страны, перемещается в другую страну для получения услуги. Кроме того, предприятия в той или иной стране могут поставлять услуги в международном масштабе посредством деятельности своих иностранных филиалов за рубежом.
Третий метод поставки
называется коммерческим присутствием,
при котором поставщик
Четвертый метод характеризуется присутствием физических лиц и по сути аналогичен предыдущему методу, когда физическое лицо (поставщик) перемещается в страну потребителя (физического лица) для предоставления услуги.
Рекомендации, касающиеся определения, стоимостной оценки, классификации и отражения в учете торговли услугами между резидентами и нерезидентами содержатся в Руководстве по составлению платежного баланса.
Степень монополизации мировой
торговли услугами гораздо выше, чем
международной торговли товарами. Однако
разнообразные виды услуг мировой
торговли не сложились еще в рынок
с четко выделенными общими свойствами.
Вместе с тем важнейшие тенденции
количественного роста и
Защита внутреннего рынка в сфере услуг осуществляется с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные максимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Ограничения могут касаться:
В целом же международное
регулирование обмена услугами
должно быть ориентировано на
наиболее эффективный вариант
разделения труда в мировом
сообществе и на создание
Значение и объемы услуг
в национальных хозяйствах и мировой
экономике интенсивно возрастают. Усиливается
воздействие услуг на развитие общества,
становится все более заметным их
влияние в процессах
С развитием рыночных отношений,
либерализацией внешнеэкономической
деятельности возникли проблемы учета
и анализа экспорта и импорта
товаров и особенно услуг, оценки
иностранных инвестиций, международного
туризма, финансово-кредитных операций
и других процессов. Эти процессы
усилили необходимость
Особенно актуальными являются проблемы формирования и развития рынка услуг во внешнеэкономической деятельности. Ведь развитие современного международного рынка товаров и его насыщенность привели к увеличению спроса на услуги и развитию международного рынка услуг[18].
Официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «Услуги», не может дать точного представления о масштабах мировой торговли в силу ряда обстоятельств.
Во-первых, нередко услуги сопровождают поставку товаров, и стоимость услуги включается в цену товара.
Во-вторых, иногда невозможно определить стоимость услуги-товара (например, лечение больного с помощью лекарств).
В-третьих, затруднительно рассчитать заработную плату иностранных рабочих, переводимую ими обратно в страну, из которой они прибыли.
В-четвертых, в статистический учет не попадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.
В-пятых, невозможно определить стоимость услуг во внутрифирменном обмене ТНК.
В целом зарубежные эксперты констатируют тенденцию занижения величины международной торговли услугами на 40-50% [16].
Важнейшим фактором положительных тенденций развития является своевременная и всесторонняя оценка влияния внешнеэкономической деятельности на экономику страны, на ее платежный баланс, на социальную и культурную сферы.
Во внешней торговле услугами к настоящему времени проблемными остаются вопросы организации и учета международного туризма, страхования отдельных процессов ВЭД. Действующая практика учета и отчетности ограничивается узкой системой показателей, использует такие из них, которые не всегда отвечают международным рекомендациям, группировкам и классификациям. С точки зрения статистики проблемы, с которыми сталкивается, например, международный туризм, типичны для всей сферы услуг. Трудности формирования отчетности об экономической деятельности в области туризма усиливаются отсутствием четкого разграничения между общеэкономическими и показателями туризма. В случаях недостаточного информационного обеспечения в зарубежной практике для получения недостающей информации прибегают к выборочным обследованиям. Однако отечественная статистика еще не накопила достаточного опыта их использования при изучении туризма.
Недостаточно разработанными
являются методы сопоставления и
оценки нерыночных услуг, которые в
международных сравнениях считаются
«трудно сопоставимыми». В настоящее
время отсутствует
Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы развития мирового рынка услуг