Современное состояние финансового рынка в Республике Казахстан и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования является изучение и анализ современного состояния финансового рынка Казахстана, определение значимости его для экономики государства и выявление основных проблем и перспектив развития.
Для достижения цели дипломной работы были решены следующие задачи:
- рассмотрение структуры и функций финансового рынка;
выявление основных направлений совершенствования финансового сектора докризисный период;
выявление основных направлений совершенствования развития финансового рынка на современном этапе;
выявление основных проблем финансового сектора Казахстана и определение путей их решения;
рассмотрение новых видов финансовых инструментов на финансовом рынке; финансовый рынок казахстан экономический кризис
- стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО СТРУКТУРА
1.1 Экономическая сущность и функции финансового рынка
1.2 Структура финансовых рынков
1.3 Особенности финансового рынка Казахстана
. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КАЗАХСТАНА
2.1 Оценка финансовых операций отдельных сегментов финансового рынка и пути их решения
.2 Обращение новых видов финансовых инструментов
2.3 Основные направления совершенствования финансового сектора в докризисный период
. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
3.1 Состояние финансового рынка Казахстана в предкризисный период
3.2 Стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

фин рынок.docx

— 789.55 Кб (Скачать)

Оправданность и своевременность  данных мер получили свое подтверждение  в результате воздействия колебаний  на международных рынках капитала на состояние банковского сектора  Казахстана.

В целях минимизации рисков банковского сектора, а также  приближения регулирования банковского  сектора Казахстана к международным  стандартам, проводится работа по осуществлению  перехода банковской системы Казахстана на новое соглашение адекватности капитала Базельского комитета по Банковскому надзору International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards (Базель II). До конца года будет разработан план перехода на Базель II, и предложен нашим банкам на рассмотрение.

Устойчивый рост экономики  республики в последние годы и  принятые государством меры по реформированию национальной страховой индустрии  способствовали ускоренному развитию этой отрасли.

Анализ итогов развития страхования  свидетельствует о том, что данный сектор экономики развивается достаточно высокими темпами.

На 1 сентября 2007 года на финансовом рынке республики, в соответствии с выданными Агентством лицензиями действует 41 страховая (перестраховочная) организация, при этом лицензии на осуществление  деятельности по страхованию жизни  имеют 6 организаций, по обязательному  страхованию ГПО владельцев транспортных средств - 30 организаций. Также на рынке  страховых услуг осуществляют деятельность 14 страховых брокеров и 39 актуариев.

За восемь месяцев 2007 года совокупные активы страховых организаций  увеличились на 61,3%, составив на 1 сентября 2007 года 179,3 млрд. тенге. Совокупный собственный  капитал увеличился на 70,0% и составил 107,7 млрд. тенге. Сумма страховых  резервов составила 93,3 млрд. тенге.

В определенной степени возросло доверие населения к страховому сектору, ведется работа по повышению  уровня защиты законных интересов страхователей. В целях совершенствования системы  обязательного страхования и  повышения его эффективности  в первом полугодии текущего года был принят законодательный акт, которым внесены поправки в условия  проведения таких важных и социально  значимых видов обязательного страхования, как обязательное страхование ответственности  автовладельцев и работодателей. Кроме  того, внедрен институт страхового омбудсмана для защиты прав потребителей страховых услуг. Данные поправки позволят повысить уровень страховой защиты участников дорожного движения и работающего населения страны.

На сегодняшний день казахстанский  рынок ценных бумаг уже обеспечивает наличие полноценного механизма  для удовлетворения взаимных интересов  инвесторов и эмитентов (данная оценка находит подтверждение в результатах  обзора международными экспертами стран  Центральной, Восточной Европы и  СНГ). И хотя потенциал рынка ценных бумаг реализован далеко не в полном объеме, его позитивные достижения и тенденции развития налицо.

На рынке корпоративных  ценных бумаг количество акционерных  обществ с действующими выпусками  на 1 сентября 2007 года составило 2 196 обществ. Также на рынке действуют 99 брокеров-дилеров, 17 регистраторов, банков-кастодианов, 11 организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА), 54 управляющих инвестиционным портфелем и 2 трансфер-агента.

За прошедший год был  осуществлен пересмотр и совершенствование  правовой основы фондового рынка  и его регулирования, В целях  поэтапного внедрения комплекса  мероприятий дальнейшего совершенствования  системы и методов защиты прав и интересов инвесторов, а также  перехода на международные стандарты  раскрытия информации на рынке ценных бумаг, которые осуществляются на базе адаптации норм директив Европейского союза по раскрытию информации принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу защиты прав инвесторов", В целях повышения инвестиционной грамотности населения приняты Программа повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности на 2007-2009 годы и План мероприятий по развитию фондового рынка и повышения инвестиционной активности населения на фондовом рынке.

Однако, для дальнейшего развития фондового рынка Казахстана имеются определенные проблемы и сложности. Текущее состояние фондового рынка Казахстана характеризуется в целом низкой ликвидностью вторичного рынка. Контрольные пакеты акций находятся в руках стратегических инвесторов, которые в основном не заинтересованы в продаже акций миноритарным акционерам.

Таким образом, в целях  активизации развития фондового  рынка страны необходимо принять  комплекс эффективных и действенных  мер.

Активизация выхода эмитентов  на фондовый рынок является одним  из факторов повышения ликвидности  отечественного рынка ценных бумаг, что возможно посредством проведения определенной информационно-разъяснительной работы с акционерными обществами, а также дальнейшего размещения пакетов ценных бумаг, принадлежащих государству, среди широкого круга инвесторов.

Кроме того, будет проводиться  дальнейшая работа по полноценному развитию Регионального финансового центра города Алматы.

С учетом реализации мероприятий  по модернизации экономики с использованием 30-ти корпоративных лидеров страны необходимо предусмотреть внедрение  требования по их обязательному функционированию в форме at. пионерных обществ, а размещению ценных бумаг корпоративных лидеров на организованном фондовой рынке Республики Казахстан с возможным создание специального индекса для указанных компаний на торговой площадке.

Немаловажной мерой) развитии инфраструктуры рынка ценных бумаг  будет осуществяляться создание единой базы учета прав на ценные бумаги, а также учета перехода прав собственности по ним, в результате чего будет установлен порядок учета ценных бумаг в системе ведения ценных бумаг аналогичной порядку, установленному дм системы учета номинальной держания, что в свою очередь позволит решить проблему! "карманными" регистратор! ми и будет способствовав повышению уровня прозрачности структуры собственников ценных бумаг, защиту прав инвесторов.

Распространение электронного документооборота необходимость вовлечена  населения регионов в деятельность на фондовом рынке требует дальнейшего 1 пользования 1Т-технологм процессе деятельности профессиональных участник рынка, например, в части; работы с  клиентами было бы целесообразным внедрена приема электронных заявок на покупку-продажу  ценны* бумаг с использованием электронной  подписи или электронного ключа.

Существенным дополнением  инфраструктуры рынка ценных бумаг  явится появление первого казахского рейтингового агентства.

Все перечисленные меры необходимо внедрять с учетом наилучшего международного опыта и уровня развития отечественного финансового рынка.

В Казахстане создана нормативная  правовая база для функционирования накопительных пенсионных фондов, организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, включающая вопросы регулирования их деятельности, в т.ч. путем пруденциального регулирования.

Со времени создания пенсионное законодательство неоднократно совершенствовалось, в т.ч. по вопросам прав граждан на пенсионное обеспечение, создания и деятельности накопительных пенсионных фондов и их регулирования, управления пенсионными активами.

На 1 сентября 2007 года пенсионные накопления вкладчиков (получателей) составили 1 086,4 млрд. тенге или с приростом  за август текущего года на 17,4 млрд.тенге или 1,63%. При этом общее поступление пенсионных взносов, увеличившись за август на 18,0 млрд. тенге (2,23%), составило на 1 сентября 2007 года 824,2 млрд. тенге.

В целях дальнейшего совершенствования  системы регулирования и надзора  пенсионного сектора Агентством уделено особое внимание совершенствованию  показателей доходности для НПФ  и определению границ их ответственности; расширению перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов; внедрению международных стандартов деятельности накопительных пенсионных фондов; созданию стимулов для улучшения  корпоративного управления.

В настоящее время Агентством совместно с Министерством труда  и другими заинтересованными  государственными органами разрабатывается  законопроект, предусматривающий уплату пенсионных взносов за счет бюджетных  средств женщинам, находящимся в  отпуске по уходу за ребенком, внедрение  обязательных профессиональных взносов  на опасных производствах, возможность  самостоятельного выбора вкладчиком стратегии  инвестирования пенсионных активов.

Агентство, придавая большое  значение вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, повышению их образовательного уровня и повышению прозрачности деятельности финансовых организаций, в апреле т.г. запустило новый вариант своего сайта. Теперь на сайте Агентства размещаются сведения о выполнении банками второго уровня принятых на себя обязательств по исполнению мер по повышению прозрачности своей деятельности в рамках заключенных с Агентством Меморандумов, сведения о выполнении пруденциальных нормативов, сведения по классификации активов и условных обязательств, о собственном капитале, обязательствах и активах и др. Созданы такие разделы: Основы финансовой грамотности; Финансовый словарь.

Кроме того, в связи с  наличием таких вопросов, как правильность определения банками второго  уровня размера начисленных вознаграждений по договорам займов и банковского  вклада, взимание банками завышенных ставок вознаграждения по кредитам и  комиссий в оплату банковских услуг, установление дополнительных расходов для клиентов, не предусмотренных  кредитной политикой банков, например, оплата непредвиденных расходов, открытие карт-счетов и т.д., а также изменения  условий действующих договоров, ухудшающих права заемщиков (увеличение ставок вознаграждения) Агентством принята новая редакция Правил исчисления банками второго уровня ставок вознаграждения при распространении информации о величинах вознаграждения по финансовым услугам.

Дальнейшая деятельность Агентства будет направлена на решение  задач, обозначенных в соответствующих  программных документах по развитию секторов финансового рынка, на обеспечение  роста и поддержания высокого качества финансовых услуг, а также  прозрачность и стабильность финансового  рынка.

В первую очередь, это будет, конечно, дальнейшее ужесточение мер  по минимизации рисков, связанных  с внешним заимствованием. Необходимость  этих мер, принимая во внимание последние  события на международных рынках капитала, как я полагаю, не вызывает сомнений со стороны банковского  сообщества.

Позвольте, пользуясь случаем, поздравить всех работников финансовой сферы с профессиональным праздником - Днем финансистов и пожелать успехов, больших достижений в своей деятельности.

Развитие отечественного финансового рынка в настоящий  исторический период примечательно  двумя особенностями, которые следуют  одна из другой. Во-первых, развитие финансового  рынка носит амбивалентный характер, во-вторых, на отечественный рынок  не распространяется логика второго  закона диамата "перехода количественных изменений в качественные".

Амбивалентность развития финансового  сектора заключается в том, что  из года в год финансовый сектор в целом демонстрирует опережающие  темпы роста активов в сравнении  с ростом экономики. С другой стороны, в абсолютном выражении растут обязательства  субъектов финансового рынка, как  перед нерезидентами, так и перед  резидентами, растет сегмент кредитования, в его рамках активно развивается  кредитование потребительское,которое, являя собой дело прибыльное, несет в себе сообразные риски. Вместе с тем, рост абсолютных показателей не сопровождается кардинальными качественными изменениями.

Данный обзор посвящен рассмотрению динамики основных количественных показателей секторов финансового  рынка.

Рынок банковских услуг.

В 2006 году банковский сектор Республики Казахстан развивался в  условиях сохраняющихся темпов экономического роста, так по оперативным данным ВВП составил 9 738,8 млрд. тенге и  реальный рост составил 10,6%. В прошедшем  году для банковского и в целом  финансового сектора был характерен рост, опережающий темпы роста  экономики в целом. Так, за 2006 год  совокупные активы банковского сектора  выросли на 96,5% и составили на 01.01.2007 года 8 872,0 млрд. тенге, превысив аналогичный  прошлогодний показатель на 28,6 процентных пункта.

По состоянию на 1 января 2007 года основная доля активов банковского  сектора приходится на резидентов Казахстана - 75,5% от общего объема активов, и только 24,5% (26,5% на 1 января 2006 года) от общего объема активов размещено среди нерезидентов.

Вместе с ростом активов, выросли и обязательства банковского  сектора. Так обязательства банковского  сектора составили 8 001,6 млрд. тенге, увеличившись на 96,4% и превысив аналогичный  показатель за 2005 год на 28,0 процентных пункта. При этом, отношение обязательств к активам в банковском секторе  составило 90,2%, не изменившись по сравнению  с 2005 годом.

Величина обязательств перед  нерезидентами составила 4 129,6 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 2005 годом в 2 раза (99,8%). Преобладающую  часть внешних обязательств банков составляют вклады дочерних организаций специального назначения (37,7% от внешних обязательств), которые увеличились за отчетный период на 80,6% и составили по состоянию на 01.01.2007 года 1 557,1 млрд. тенге. Также в структуре внешних обязательств 33,8% составляют займы, привлекаемые от международных финансовых организаций и банков, которые увеличились за отчетный период на 133,4% и составили по состоянию на 01.01.2007 года 1 397,8 млрд. тенге. Другим источником поступления заемных средств является эмиссия и размещение банками долговых ценных бумаг. Стоимость выпущенных в обращение ценных бумаг составила 5,8% от внешних обязательств, которые увеличились за отчетный период на 23,7 млрд. тенге и составили по состоянию на 01.01.2007 года 240,5 млрд. тенге.

Информация о работе Современное состояние финансового рынка в Республике Казахстан и пути совершенствования