Совершенствование сетевой структуры фитнесс-клуба "Три Океана"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

В последние годы второго тысячелетия обозначились принципиальные изменения социальной и экономической структуры общества, причинами которых стали некоторые исторические события, которые оказали сильное влияние на устройство капиталистического общества. С распадом советского союза капиталистические страны потеряли историческую оппозицию, что увеличило степень свободы развития капитализма и трансформации капиталистических отношений. Связанное с этим окончание холодной войны ликвидировало угрозу фатальной катастрофы человеческой цивилизации.

Содержание

ВвЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты развития сетевых структур в организациях сервиса и туризма
Сущность сетевой организации
История и эволюция сетевого маркетинга
Сетевые структуры в области фитнеса
Глава 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕТЕВЫХ СТРУКТУР в сервисных организациях
2.1. Конфигурирование сетевых организаций: принципы и методы
2.2. Методы исследования сервисной деятельности
2.3. Методы оценки сетевых структур в организациях сервисной сферы
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕТЕВОЙ СТРУКТУРЫ ФИТНЕСС-КЛУБА «ТРИ ОКЕАНА»
Оценка сервисной деятельности фитнесс-клуба «Три океана»
Оценка сетевой структуры фитнесс-клуба
Рекомендации по совершенствованию сетевой структуры фитнесс-центра «Три океана»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Диплом (новый) (Восстановлен).docx

— 447.60 Кб (Скачать)

— выпуск продукции кластера в расчете на среднегодовую численность занятых,

— создание дополнительных рабочих мест,

— доля валовой добавленной стоимости продукции кластера в валовом региональном продукте (ВРП),

— коэффициент локализации, рассчитанный как отношение удельного веса выпуска продукции отрасли региона в ВРП к удельному весу той же отрасли в валовом внутреннем продукте, и др.

     Применительно к сетевым объединениям оценка эффективности должна непременно осуществляться с позиций комплексного подхода, учитывая множественность форм и механизмов интеграции, отраслевую и региональную специфику, разнообразие плоскостей взаимодействия участников (см. табл.).

     Обобщив многочисленные методы оценки функционирования сетевых предпринимательских структур, следует отметить, что в отечественной экономической литературе наиболее распространенным является метод «затраты-эффективность», согласно которому эффективность системы оценивается как отношение результативности к затратам на ее развитие.

 

     Таблица - Ключевые факторы эффективности сетевых партнерских объединений

Плоскости взаимодействия

Факторы роста эффективности  сети

НИОКР

Укрепление, расширение научно-технической  базы

Устранение дублирующих  разработок

Ускорение темпов обновления номенклатурного ряда и технологической  системы

Укрепление, модернизация технологической  базы

Производство

Оптимизация объемов деятельности, получение эффекта масштаба

Усиление плотности связей между стадиями производственного процесса, НИОКР и сферой распределения продукции на основе выделения бизнес-процессов

Использование передового опыта  организации производственного  процесса

Рационализация структуры  и размеров производственных фондов и запасов

Ускорение оборачиваемости  авансированного капитала

Маркетинг

Усиление контроля над  рыночным пространством

Рационализация расходов, связанных с исследованием рынка  и продвижением товаров

Устранение дублирующих  функций

Использование продвинутых  марок

Управление

Использование высококвалифицированного персонала, новейших технических средств и технологий

Расширение и рационализация информационной базы

Укрепление и совершенствование  коммуникационных связей

Положение на рынке

Рост конкурентоспособности  на отраслевом рынке

Усиление влияния на состояние  рынка

Снижение рисков деятельности

Инвестиции

Рост инвестиционной привлекательности  на основе снижения инвестиционных рисков

Увеличение объемов и  улучшение условий привлечения  инвестиций

Возрастание отдачи и ускорение  окупаемости инвестиций

Инновации

Расширение свободы выбора направлений развития

Увеличение инновационных  возможностей за счет роста потенциала и конкуретоспособности

Ускорение темпов инновационного обновления


 

     Ценность сети определяется прежде всего количеством имеющихся в ней узлов и связей: чем оно больше, тем выше внутреннее многообразие в сети и эффективность взаимодействий. Вместе с тем для любого сетевого образования характерно наличие синергетического эффекта, многократно увеличивающего эффект совместного ведения дел. Предложенный в статье инструментарий позволит оценить эффективность уже существующих сетей, спрогнозировать перспективы возникновения новых партнерств, дать рекомендации по разработке эффективной региональной политики, направленной на максимальное использование преимуществ сетевых объединений в развитии национальной экономики.

 

2.3 Методы оценки сетевых  структур в организациях сервисной сферы

 

          Являясь одним из способов экономической интеграции предприятий, сетевые структуры занимают достойное место в обеспечении эффективности промышленного производства интеграции предприятий.

     Процессы интеграции  осуществляются или в виде  «жестких» структур (холдингов, концернов), формирующим мегафирму с внутрифирменным  взаимодействием предприятий, или в виде «мягких» объединений (ассоциаций, альянсов, коалиций), реализуемых, как правило на основе сетевого межфирменного взаимодействия [Егорова Н.Е. Количественные методы при анализе сетевых структур – М:Компания Спутник +, 2004].

     Сетевая организация  понимается как совокупность разнообразных фирм, обеспечивающих непрерывное функционирование друг друга.

     Существуют  так называемые внешние эффекты: положительные и отрицательные экстерналии сетевых организаций. Вокруг сделки с положительными эффектами складывается сеть связей и отношений со стороны третьих лиц, ее поддерживающих. Если же сделка порождает отрицательные экстерналии, то сетевая организация будет стремиться эти эффекты минимизировать, нивелировать или интериоризировать в зависимости от имеющихся обстоятельств.

     Обозначим предельные внешние выгоды (MEB) и предельные внешние издержки (MEC).

     Если разделить предельные социальные выгоды (MSB) и предельные частные выгоды (MPB), а также предельные социальные издержки (MSC) и предельные частные издержки (MPC). то причиной внешних эффектов становится несовпадение социальных и частных величин. Если, например, издержки договора между двумя лицами ложатся на третье лицо, возникает отрицательный внешний эффект. Внешние эффекты — это издержки или выгоды третьих лиц (не участвующих в производстве) от какой-либо активности.

MEC = MSC – MPC,

MEB = MSB – MPB

    P S2 = MSC                         P 

   D   C  S1 = MPC                             E

  P2     B                                            D C

    P1 A                         L S = MSC

                                                D= MSB            PB

  F                                                                   PA D2 = MSB

                                                                      F                                  D1 = MPB

     0           Q1      Q2                   Q                  Q1        Q2 Q

 

                     а                                                      б

     Рисунок - Внешние эффекты: а — отрицательный; б — положительный

     Предложение без учета отрицательного воздействия на окрестных жителей показано линией S1. Тогда как если бы его заставили оплатить все социальные издержки, то предложение было бы на меньшем уровне S2. Поскольку Q2 > Q1 имеет место перепроизводство благ, производство которых связано с отрицательными внешними эффектами. Если производителя заставить оплатить внешний эффект (перейти из точки равновесия А в точку равновесия В), то цены возрастают, а объемы производства снижаются.

    Р. Патюрель рассматривает это явление как метод управления компаниями и считает, что «сетизация – это метод стратегического менеджмента, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения соответствия целей с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктуры» [Патюрель, Р. Создание сетевых организационных структур / Р. Патюрель. // Проблемы теории и практики управления. –2007. - №3. – С. 25.].

     Сетевые связи, отмечает В.В. Радаев, характеризуются тремя принципиальными чертами, подчеркивающими их социальный характер укорененностью, связанностью, реципрокностью (взаимностью) [Радаев, В.В. Социология рынков: к формированию нового направления / В.В. Радаев. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – С. 34.]. Сетевой подход исходит их того, что хозяйственные агенты с большей долей вероятности вступают в отношения с теми, с кем они имели дело ранее, убедившись в надежности уже известных партнеров.

     Применительно к инфраструктурной сфере, речь идет о стремлении закрепить положительные экстерналии, которые возникают в процессе ее функционирования.

     Обосновывая необходимость создания инфраструктурных сетей, мы опираемся на идею «структурных пустот», обосновываемую Р. Бертом [Burt, R.S. Structural Holes: The Social Structure of Competition. – Cambridge: Harvard University Press, 1995. / В кн.: Радаев, В.В. Социология рынков: к формированию нового направления / В.В. Радаев. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – С. 35-37.]. Структурная пустота образуется в том случае, когда контрагенты данного хозяйственного агента не связаны между собой, т.е. принадлежат к разным сетям и связываются воедино посредством данного агента, занимающего центральную позицию.

     По утверждениям Р. Берта, эффективность функционирования фирмы в значительной мере зависит от той степени, в какой этой фирме удалось максимизировать количество структурных пустот в структуре своих связей. Это порождено, как минимум, двумя обстоятельствами. Во-первых, каждая нередуцируемая связь выводит агента на какую-то другую сеть или на новый кластер взаимосвязей, в котором циркулирует иная информация, вращаются дополнительные потенциальные и реальные ресурсы. Во-вторых, такая позиция позволяет агенту, находящемуся в центре несводимой связи, манипулировать действиями своих контрагентов, которые не имеют возможности прояснить отношения в ходе непосредственных контактов

друг с другом. Возможность выступить в роли посредника или просто наличие выбора между конкурентами обещает немалые выгоды. По выражению Р. Берта, «выигрывает третий», ибо способен действовать по известному принципу «разделяй и властвуй».

     Таким образом, инфраструктурные сети образуются не только в результате взаимодействия с поставщиками и потребителями, но также с конкурентами, с которыми не осуществляются экономические трансакции.

    Х. Уайт показывает, что фирмы группируются в кластеры не по наличию и характеру непосредственных связей, а по принципам структурного соответствия и структурной эквивалентности в соотношениях объема – цены

– качества продуктов и  услуг, т.е. по принципу улавливания всех эффектов рыночной сделки, а не только тех, которые характеризуют прямой обмен «деньги – товар», «товар – деньги». Как подчеркивает ученый, «рынки представляют собой хорошо различимые группы производителей, которые наблюдают друг за другом. Давление со стороны покупателей создает своеобразное зеркало, в котором производители видят не потребителей, а самих себя» [White, H.C. Where do Markets Come From? // American Journal of Sociology. – 2001. – Vol. 87. – P. 543].

     Рынок в данной концепции – это, прежде всего, сложный сигнальный механизм, который помогает фирмам выбрать и обустроить в зависимости от величины внешнего эффекта определенные ниши, не существующие в готовом виде.

     Целью функционирования сетевой инфраструктуры является улавливание положительных экстерналий и обеспечение условий их воспроизводства в расширенном масштабе. Рассмотрим характеристики отношений складывающихся в инфраструктурных сетях.

     Акселерация. Каждый участник инфраструктурной сети, вступая во взаимодействия с другими контрагентами, оказывает мультипликативный эффект и на всю сеть через синергетическое влияние, характерное для системы в целом, и испытывает сетевой эффект одновременно. Например, с ростом числа потребителей увеличивается число комплементарных товаров, растет качество обслуживания, совершенствуются потребительские характеристики товаров и т.п. В то же время, чем больше потребителей в сети, тем больше возможностей для ее развития в результате использования единых стандартов, подходов, совместимых технологий.

     Стандартизация. Объединение субъектов, испытывающих влияние внешних эффектов, способствует выработке согласованных требований и подходов к оценке влияния эффектов и возможностей их использования. По сути дела в рамках сети создаются стандарты оценки тех или иных экстерналий. Стандарты устанавливают порог эффективности, качества, а также обеспечивают уверенность в сотрудничестве и надежность во взаимодействиях. В рамках сети действие стандартов усиливается в зависимости от количества людей, их использующих. Классическим примером являются пластиковые карточки: чем больше пользователей, тем

больше магазинов принимают их к оплате, тем больше банки ставят банкоматов и т.д.

     Интернализация – это превращение внешних издержек во внутренние в результате объединения предприятий, производящих те или иные блага. Улавливание внешних эффектов может происходить более эффективно, если для этой цели созданы специализированные фирмы, для которых внешние эффекты как чьи-то издержки, становятся внутренними затратами, которые необходимо окупить в процессе предоставления рыночных услуг.

     Информатизация. Для максимизации использования и широкого распространения положительных эффектов важным фактором выступает возможность быстрого обучения субъектов сетевой организации [См.: Mashiko, Aoki. Toward in Economic Model of the Japanese Firm // Journal of Economic Literature. – 1990. – V. 28. – P. 1-27].

     В условиях неопределенности фирмы ищут партнеров, которые могли бы дополнить их технологически, организационно, конструкторски и др. Сотрудничество позволяет сократить время выведения новых идей на рынок, а вовлеченность в широкую сеть совместных научно-исследовательских проектов предоставляет компаниям доступ к широкому набору разнообразных информационных источников, что, несомненно, усиливает действие положительных экстерналий.

     Интенсификация. Компании, участвующие в совместных проектах, стремятся создать единую схему, посредством которой они смогут учиться у своих партнеров. При создании таких схем они вынуждены углублять отношения и усиливать связи между собой для обеспечения непрерывного потока обмена информацией.

     Сетевая инфраструктура или объединение в сетевой организации получателей внешних эффектов, в свою очередь, в соответствии с системным принципом обратной связи, оказывает влияние на участников сделки. Сеть сама становится источником экстерналий в области информации, образования, инвестиций, экологии [См.: Лесных, В.В. Положительные экстерналии развития ОПК / В.В. Лесных, Е.В. Попов. – Екатеринбург, 2005.

– С. 41-55].

     Информационные экстерналии. Классическим примером положительных информационных экстерналий является финансирование отдельными фирмами научных исследований и разработок, результаты которых часто становятся достоянием широкого круга заинтересованных лиц. Патенты или лицензии могут явиться средством устранения положительных внешних эффектов информационного производства. К отрицательным информационным экстерналиям можно отнести, например, негативное влияние рекламы на телезрителей, которая занимает много эфирного времени – информационного пространства. Государство законодательными актами стремится минимизировать влияние этих эффектов.

Информация о работе Совершенствование сетевой структуры фитнесс-клуба "Три Океана"