Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:39, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – анализ технологии кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и совершенствование процесса кредитования в современных условиях.
Введение
1. Теоретические основы кредитования физических лиц в современных условиях
1.1 Кредитование физических лиц: понятие, сущность, виды кредитования
1.2 Нормативно-правовое регулирование процесса кредитования в Российской Федерации
1.3 Тенденции развития кредитования физических лиц в современных условиях
2. Технология кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка
2.2 Анализ процесса кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.3. Анализ кредитного портфеля ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
3. Совершенствование процесса кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
3.1 Особенности кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в современных условиях
3.2 Мероприятия по совершенствованию процесса кредитования, оценка их эффективности
Заключение
С другой стороны, к негативным факторам, с точки зрения ООО КБ «ХКБ банк», является достаточно высокий риск. Чем же обусловлен подобный вывод? Во-первых, тем, что в нашей стране современная практика кредитования индивидуальных заемщиков имеет ряд сложностей:
а) анализ кредитоспособности индивидуальных клиентов на стадии, предшествующей выдаче ссуды, проводят далеко не все банки;
б) методики анализа кредитоспособности не всегда отвечают требованиям практики;
в) наличие обеспечения по ссуде нередко носит формальный характер.
Во-вторых, экономическая ситуация в стране (особенно после кризиса 1998 г.) негативно сказалась на организации кредитования частных клиентов.
Несмотря на подобные негативные моменты, ООО КБ «ХКБ банк» систематически работает над совершенствованием и расширением объектов кредитования.
2.3 Анализ кредитного портфеля ООО «Хоум Кредит Финанс Банк»
Среди традиционных видов банковской деятельности предоставление кредитов – основная операция, обеспечивающая их доходность и стабильность существования. Выдавая кредиты физическим и юридическим лицам, банк формирует свой кредитный портфель. Таким образом, кредитный портфель банка – это совокупность остатков задолженности по активным кредитным операциям на определенную дату. Клиентский кредитный портфель является его составной частью и представляет собой остаток задолженности по кредитным операциям банка с физическими и юридическими лицами на определенную дату.
Управление кредитным
Осуществляя кредитные операции, банк стремится не только к их объемному росту, но и к повышению качества кредитного портфеля. Таким образом, для эффективного управления кредитным портфелем необходим его анализ по различным количественным и качественным характеристикам как в целом по банку, так и по его структурным подразделениям.
Количественный анализ предполагает
изучение состава и структуры
кредитного портфеля банка в динамике
(за ряд лет, на квартальные даты
отчетного года) по ряду количественных
экономических критериев, к которым
относят: объем и структуру кредитных
вложений по видам; структуру кредитных
вложений по группам кредитополучателей;
сроки кредитов; своевременность
погашения предоставляемых
На основе качественной характеристики кредитного портфеля можно дать оценку соблюдения принципов кредитования и степени риска кредитных операций, перспектив ликвидности данного банка.
Таким образом, в любом банке состояние кредитного портфеля должно находиться под постоянным наблюдением.
Рассмотрим структуру
В 2008 году наиболее значительно возрос объем выданных кредитов предприятиям, работающим в сельскохозяйственной отрасли – увеличение составило 61000 тыс. руб. Соответственно в общем удельном весе возросла и стала наибольшей доля кредитов, выданных предприятиям, работающим в сельскохозяйственной отрасли с 20,9% в 2007 году до 38,6% в 2008.
Второе место занимают кредиты, выданные предприятиям строительной отрасли, но в 2008 г. объем кредитов, выданный данным предприятиям, увеличился незначительно – на 3000 тыс. руб., а удельный вес снизился с 41,8 % в 2007 г. до 31,7% в 2008 г.
Кредитование малого бизнеса в отраслевом разрезе ООО «ХКФ Банк» в г. Брянске представлено в таблице 7, данные которой подтверждают, что основной сферой деятельности малых предприятий является торговля и общественное питание, на долю которых приходится в четвертом квартале 2007 г. – 11 кредитов (45,83%) на сумму 37674000 рублей (63,00%), а первом квартале 2008 г. – 14 кредитов (46,67%) на сумму 48425000 рублей (65,00%).
Таблица 8 - Структура кредитного портфеля в отраслевом разрезе
Показатели кредитования |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Изменение 2008 г. к | |||
2006 г. |
2007 г. | ||||||
+/- |
% |
+/- |
% | ||||
Промышленность | |||||||
Количество выданных кредитов |
3 |
3 |
4 |
1 |
133,33 |
1 |
133,33 |
Удельный вес в общем объеме кредитования, % |
11,5 |
12,50 |
13,33 |
1,83 |
115,91 |
0,83 |
106,64 |
Сумма выданных кредитов, тыс. руб. |
5318 |
6279 |
7748 |
2430 |
145,69 |
1469 |
123,40 |
Удельный вес в общем объеме кредитования, % |
9,67 |
10,50 |
10,40 |
0,73 |
107,55 |
-0,1 |
99,05 |
Строительство | |||||||
Количество выданных кредитов |
3 |
4 |
4 |
1 |
133,33 |
0 |
100,00 |
Удельный вес в общем объеме кредитования, % |
18,33 |
16,67 |
13,33 |
-5 |
72,72 |
-3,34 |
79,96 |
Сумма выданных кредитов, тыс. руб. |
6228 |
7415,2 |
8195 |
1967 |
131,58 |
779,8 |
110,52 |
Удельный вес в общем объеме кредитования, % |
15,6 |
12,4 |
11,00 |
-4,6 |
70,51 |
-1,4 |
88,71 |
Торговля и общественное питание | |||||||
Количество выданных кредитов |
10 |
11 |
14 |
4 |
140,00 |
3 |
127,27 |
Удельный вес в общем объеме кредитования, % |
42,15 |
45,83 |
46,67 |
4,52 |
110,72 |
0,84 |
101,83 |
Сумма выданных кредитов, тыс. руб. |
31256 |
37674 |
48425 |
17169 |
154,93 |
10751 |
128,54 |
Удельный вес в общем объеме кредитования, % |
59,80 |
63,00 |
65,00 |
5,2 |
108,70 |
2 |
103,17 |
Здравоохранение | |||||||
Количество выданных кредитов |
2 |
2 |
3 |
1 |
150,00 |
1 |
150,00 |
Удельный вес в общем объеме кредитования, % |
7,95 |
8,33 |
10,00 |
2,05 |
125,79 |
1,67 |
120,05 |
Сумма выданных кредитов, тыс. руб. |
3516 |
4874 |
6332,5 |
2816,5 |
180,11 |
1458,5 |
129,92 |
Удельный вес в общем объеме кредитования, % |
7,66 |
8,00 |
8,5 |
0,84 |
110,97 |
0,5 |
106,25 |
Прочие | |||||||
Количество выданных кредитов |
4 |
4 |
5 |
1 |
125,00 |
1 |
125,00 |
Удельный вес в общем объеме кредитования, % |
16,79 |
16,67 |
16,67 |
-0,12 |
99,29 |
0 |
100,00 |
Сумма выданных кредитов, тыс. руб. |
3118,9 |
3647,8 |
3799,5 |
680,6 |
121,82 |
151,7 |
104,16 |
Удельный вес в общем объеме кредитования, % |
6,95 |
6,10 |
5,1 |
-1,85 |
73,38 |
-1 |
83,61 |
Несколько менее активно выдаются кредиты в строительной сфере: в период с 1.10.2007 по 31.12.2008 было выдано 4 кредита (16,67%) на сумму 7415200 руб. (12,40%), а в период с 1.01.2008 по 30.03.2008 – 4 кредита (13,33%) на сумму 8195000 руб. (11,00%).
В промышленности за четвертый квартал 2007 г. было выдано 3 кредита (12,50%) на сумму 6279000 руб. (10,50%), а в первый квартал 2008 года – 4 кредита (16,67%) на сумму 7415200 руб. В здравоохранении в период с 1.10.2007 по 31.12.2008 было выдано 2 кредита (8,33%) на сумму 4784000 руб. (8,00%), а в период с 1.01.2007 по 30.03.2008 – 3 кредита (10,00%) на сумму 6332500 руб. (8,50%).
В отраслевом разрезе кредитного портфеля ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» по малому бизнесу значительных изменений структуры не наблюдается, как и в первый, так и во второй исследуемый период наибольший удельный вес, больше половины от общего числа, занимают кредиты, выданные на развитие торговли и общественного питания количество которых увеличились за исследуемый период на 3 кредита (27,27%) на общую сумму 10751000 руб. или на 28,54%.
Все
остальные отрасли также
Около 87% кредитного портфеля ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» — кредиты на сумму меньше 25 тыс. руб. Средняя сумма кредита на конец 2008 г. составляет около 11 тыс. руб.
Потребительское кредитование - краткосрочный бизнес, соответственно, свыше 97% кредитного портфеля ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» погашается в течение 1 года.
Быстрое развитие торговых сетей в регионах России и широкое предложение кредитных продуктов ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» позволило значительно улучшить дифференциацию кредитного портфеля в географическом разрезе. Хотя Москва по-прежнему остается рынком, где потребительское кредитование наиболее востребовано (11% от всего кредитного портфеля ХКФБ на конец 2008 г.), доля московских заемщиков в общем портфеле ХКФБ продолжала сокращаться (14% по состоянию на конец 2007 г. и около 30% — на конец 2006 г.).
Условия потребительского кредитования
физических лиц в ООО «ХКФ Банк»
в г. Брянске представлены в программе
«Потребительское кредитование». Эта
Программа разработана
В таблице 9 представлены данные о кредитах, выданных физическим лицам ООО «ХКФ Банк» в 2006-2008 гг. Анализируя данные этой таблицы можно сделать вывод о тенденции к увеличению выдачи кредитов.
Таблица 9 - Кредиты, выданные физическим лицам ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в г. Брянске
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Темп роста | ||
2007 к 2006 г. |
2008 к 2007 г. | ||||
1 квартал |
68 |
89 |
114 |
130,88 |
128,09 |
2 квартал |
71 |
94 |
110 |
132,39 |
117,02 |
3 квартал |
69 |
101 |
135 |
146,38 |
133,66 |
4 квартал |
85 |
115 |
147 |
135,29 |
127,83 |
Итого |
293 |
399 |
506 |
136,18 |
126,82 |
Это можно объяснить ростом потребления населением товаров и услуг в России в последние годы, в частности за счет налоговых льгот, инвестирования, разнообразных программ кредитования. Ведь говоря о кредитовании физических в российской банковской практике, в первую очередь подразумевается именно этот вид заемщиков.
Увеличение выдачи кредитов в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в г. Брянске физическим лицам происходит уверенными темпами. Так к 2007 г. объемы кредитования физических лиц увеличились на 36%, а в 2008 году, по сравнению с 2006 годом произошло увеличение на 26%. Стоит отметить, что наблюдается рост выдачи кредитов не только по годам, но и поквартально.
Рассмотрим
структуру совокупного
Рисунок 3 - Структура кредитного портфеля ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в г. Брянске
Причем удельный вес кредитов по потребительскому ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в г. Брянске, в общей совокупности кредитного портфеля составляет 65,69%, что совпадает с основной стратегией развития ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» направленной на работу с субъектами малого бизнеса как одного из приоритетных направлений своей деятельности в будущем.
По данным таблицы 10 можно отметить, что ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» по срокам кредитования испытывает те же трудности что и большинство российских банков - недостаточно развито долгосрочное кредитование. В целом же за исследуемый период увеличилось как количество выдаваемых кредитов (на 3 и на 8 по сравнению с 2006 г. на 1 и на 3 года соответственно), так и сумма выданных кредитов (на 6820 тыс. руб. и на 15360 тыс. руб. по сравнению с 2006 г. на 1 и на 3 года соответственно).
Таблица 10 – Количество, сумма выданных кредитов по срокам кредитования
Показатели кредитования |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Изменение 2008 г. к | |||
2006 г. |
2007 г. | ||||||
+/- |
% |
+/- |
% | ||||
Количество выданных кредитов на срок до 1 года |
4 |
6 |
7 |
3 |
175,00 |
1 |
116,67 |
Удельный вес в общем объеме кредитования, % |
29 |
25,00 |
23,33 |
-5,67 |
80,45 |
-1,67 |
93,32 |
Сумма выданных кредитов, тыс. руб. |
13680 |
17800 |
20500 |
6820 |
149,85 |
2700 |
115,17 |
Удельный вес в общем объеме кредитования, % |
32,44 |
29,77 |
27,52 |
-4,92 |
84,83 |
-2,25 |
92,44 |
Количество выданных кредитов на срок до 3 лет |
12 |
16 |
20 |
8 |
166,67 |
4 |
125,00 |
Удельный вес в общем объеме кредитования, % |
59,86 |
65,00 |
66,67 |
6,81 |
111,38 |
1,67 |
102,57 |
Сумма выданных кредитов, тыс. руб. |
25640 |
31800 |
41000 |
15360 |
159,91 |
9200 |
128,93 |
Удельный вес в общем объеме кредитования, % |
48,16 |
53,18 |
55,03 |
6,87 |
114,26 |
1,85 |
103,48 |
Следует также отметить значительное преобладание 3-летних кредитов над кредитами, выдаваемыми на 1 год в течение всего исследуемого периода.
Рассмотрим более подробно порядок и условия предоставления потребительских кредитов в банке. Кредит предоставляется в рублях на сумму от 3000 до 450000 рублей сроком на 3, 6, 10, 12, 18, 24 или 36 месяцев по выбору клиента. Кредитная ставка – 19% годовых (по Стандартному кредиту). Комиссия за расчётное обслуживание (РО) - 1,9% от суммы кредита ежемесячно. Со многими магазинами банк проводит совместные акции, в рамках которых клиент может приобрести товар в кредит на удобных для него условиях, тогда кредитный продукт банка является «акционным». Банк предоставляет 34 наименования банковских продуктов для потребительского кредитования.