Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:39, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – анализ технологии кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и совершенствование процесса кредитования в современных условиях.
Введение
1. Теоретические основы кредитования физических лиц в современных условиях
1.1 Кредитование физических лиц: понятие, сущность, виды кредитования
1.2 Нормативно-правовое регулирование процесса кредитования в Российской Федерации
1.3 Тенденции развития кредитования физических лиц в современных условиях
2. Технология кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка
2.2 Анализ процесса кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.3. Анализ кредитного портфеля ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
3. Совершенствование процесса кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
3.1 Особенности кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в современных условиях
3.2 Мероприятия по совершенствованию процесса кредитования, оценка их эффективности
Заключение
1 группа – Документация, подтверждающая
юридическую правомочность
2 группа – Документация, характеризующая
экономическое состояние
3 группа – Документация по
оформлению ссуд (кредитная документация):
срочные обязательства,
Наряду с письменным обращением в банк за ссудой в отдельных странах существует специальная документальная форма - общее заявление-обязательство заемщика выполнять требования, вытекающие из условий кредитной сделки. Такая специальная форма отсутствует в большинстве развитых стран (ее, к примеру, нет ни в Германии, ни во Франции), она заменена собственно кредитным соглашением, имеющим трафаретную обязательную форму, в том числе декларирующую обязательство клиента соблюдать требования и правила кредитного учреждения. Отказались от практики представления данного обязательства и российские коммерческие банки. Наряду с данным заявлением используются срочные обязательства.
Срочное обязательство представляется по определенной форме, оно фиксирует обязательство заемщика погасить данный кредит, взятый под определенные цели, в фиксированной сумме и в конкретный срок.
Этих обязательств может быть несколько:
все зависит от того, на какой
срок предоставлена ссуда - условный
или конкретный. В прежней российской
практике банки использовали как
срочные обязательства с
Кредитный договор является важнейшим документом, определяющим права и обязанности участников кредитной сделки. В нем содержатся экономическая и юридическая ответственность сторон. Строго определенной формы кредитного договора, рекомендуемой коммерческим банкам Центральным банком РФ, не существует. В таких странах, как Германия, Австрия, рекомендованы типовые формы кредитного договора как с юридическими, так и физическими лицами. Во Франции такая типовая форма разработана исключительно для индивидуальных заемщиков, полагая, что банковская практика настолько многообразна, что рекомендовать какую-то единую модель кредитного соглашения не представляется возможным.
И тем не менее кредитный договор имеет вполне определенный остов, вокруг которого строится вся схема соглашения. Разумеется, он фиксирует полное наименование участников, их юридические адреса; предмет договора, сумму, срок, порядок погашения, процентную ставку, размер комиссионных, обеспечение и гарантии. В целом достаточно точно определяются условия кредитования. Особое значение придается кредитным оговоркам, дающим право банку в случае задержки платежа, несоблюдения договорных условий реализовать свое право на возвращение кредита и уплаты процента за счет ресурсов и имущества как самого клиента, так и его гарантов. Специальные разделы посвящены обязанностям как клиента, так и банка.
Помимо кредитного договора при
необходимости может
- политику банка по размещению (предоставлению) кредитов;
- учетную политику и подходы к ее реализации;
- процедуру принятия решений по кредитованию;
- распределение полномочий
- порядок кредитования клиентов кредитной организации.
Таким образом, в данной главе были
рассмотрены экономическая
В следующей части работы проведем анализ организации работы коммерческого банка по кредитованию физических и физических лиц на примере конкретного банка – ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
2. Технология кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка
С самого начала своего развития корпоративный и розничный бизнес эмитента строился на предоставлении клиентам полного спектра конкурентоспособных высокотехнологичных банковских продуктов и услуг, включающих расчетно-кассовое обслуживание, валютообменные операции, операции с ценными бумагами, привлечение денежных средств в депозиты, консультационные и многие другие.
С апреля 2002 г. ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» входит в группу компаний Home Credit, которая работает на восточно-европейском рынке потребительского кредитования с 1997 года, и входит в международную группу компаний PPF - одну из крупнейших компаний Европы. После вхождения Банка в международную группу компаний PPF приоритетным направлением бизнеса стало потребительское кредитование. В соответствии со своей стратегией Банк расширяет свою сферу деятельности путем перехода от монопродуктового банка к полноценному розничному банку, предоставляющим клиентам полный спектр банковских услуг (Устав банка – приложение 1).
Приоритетными направлениями деятельности ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» является предоставление кредитов и финансовых услуг физическим лицам в сегменте банковской розницы: на покупку потребительских товаров непосредственно в местах продаж, а также предоставление кредитов на основе пластиковых карт и кредитов наличными через сеть собственных офисов, а также через партнерскую сеть. С октября 2008 года банк активно реализует свою стратегию перехода в полноценный розничный банк путем предложения клиентам новой линейки депозитных продуктов (вклады, дебетовые карты) через филиальную сеть. Условия кредитования (размер первоначального взноса, срок кредита, процентная ставка и пр.) зависят от вида кредита, стоимости товаров, приобретаемых в кредит, кредитного продукта, категории риска товара/продавца/клиента.
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» предоставляет потребительские кредиты (в основном на приобретение бытовой, аудио/видео техники, мебели, мобильных телефонов – свыше 50 категорий товаров.) через широкую сеть магазинов-партнеров в Москве и регионах Российской Федерации. Услуги Банка доступны более чем в 1 200 городах в 80 регионах Российской Федерации. Клиентами Банка по программе потребительского кредитования могут стать жители России в возрасте от 18, имеющие стабильный источник дохода и постоянную прописку в одном из регионов страны, где банк предоставляет свои услуги.
Банк предлагает своим клиентам
с положительной кредитной
Согласно исследованию Банка Usage & Attitude, посвященного изучению отношения потребителей к брендам банков и их продуктам, ООО « ХКФ Банк» входит в топ-5 банков по уровню знания бренда: этот показатель составил 72% от общего числа опрошенных. Для повышения качества обслуживания клиентов, Банк использует хорошо развитую сеть собственных банковских офисов, общее количество которых составляет 175 офисов, и сеть банкоматов. Клиенты Банка могут также использовать более чем 40 000 пунктов приема платежей, благодаря сотрудничеству Банка с ФГУП «Почта России» для внесения платежей в счет погашения задолженности по кредиту Для упрощения процедуры внесения платежей часть необходимой для погашения кредита информации содержится на бланках в закодированном виде, которые клиент получает сразу после предоставления Банком кредита
ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк", один из лидеров российского рынка банковской розницы, работает на российском рынке с 2002 года.
По итогам 6 месяцев 2009 (МСФО) года активы банка составили 93,462 млрд. рублей, капитал – 22,541 млрд. рублей, кредитный портфель – 71,104 млрд. рублей. Чистая прибыль по итогам первого полугодия 2009 года составила 920 млн. рублей.
По состоянию на 30.06.2009 г. доля ООО «ХКФ Банк» на рынке товарного кредитования составила 26%, доля на рынке кредитных карт – 10%. Региональная сеть Банка состоит из 83 представительств, 172 офисов и 6 филиалов на территории России. Банк "Хоум Кредит" предлагает своим клиентам широкое разнообразие кредитных продуктов с различными условиями. Продукты представлены в более чем 29 тыс. магазинах-партнерах в 1200 городах России. Клиентами банка являются более 16 млн человек. Реализуя переход от монолайнера к универсальному розничному банку, ХКФБ успешно вышел на рынок депозитов для физических лиц. За шесть месяцев 2009 года депозитная база банка увеличилась вдвое – с 810 млн руб. до 2 610 млн руб., – продемонстрировав прирост в более чем 200%.
Вклад банка "Хорошие новости" был по достоинству оценен не только клиентами, но и бизнес-сообществом: Банк получил бронзовую награду конкурса "БРЭНД ГОДА/ EFFIE 2008" в категории "Финансовые организации. Продукты и услуги".
ООО «ХКФ Банк» активно работает
с текущими счетами, дебетовыми картами
на новой банковской IT-платформе. ХКФБ
также активно развивает
Успехи банка постоянно
В апреле 2008 года рамках 4-й ежегодной церемонии награждения премией "Финансовая элита России" Банк "Хоум Кредит" объявлен победителем в номинации "Банк года в сфере потребительского кредитования". ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» является членом Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков, Национальной валютной ассоциации, Национальной фондовой ассоциации и Московской международной валютной биржи.
Таким образом, приоритетным направлением деятельности ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" является потребительское кредитование. В 2009 г. банк вышел на рынок депозитов для физических лиц. За шесть месяцев 2009 года депозитная база банка увеличилась на 200% - до 2 610 млн. руб.
Рассмотрим более подробно основные экономические показатели деятельности банка на основе анализа балансов банка за 2006-2008 гг. (приложения 2, 5, 8) и отчетов о прибылях и убытках (приложения 3, 6, 9). Анализ динамики показателей на конец 3 квартала 2009 г. по сравнению c данными на конец 3 квартала 2008 г., выявляет следующие изменения:
- увеличение процентных доходов на 129%, связанное с отражением на балансе Банка портфеля кредитных карт при закрытии сделки по секьютиризации, а также с изменением учетной политики по сравнению с 2008 годом в части учета комиссий по кредитам физических лиц;
- внесение вклада в имущество Банка в размере 1 млрд. руб.;
- уменьшение комиссионных доходов, связанное с изменением учетной политики Банка по сравнению с 2008 годом в части учета комиссий по кредитам физических лиц;
- рост процентных расходов на 102%, обусловленный увеличением объемов и стоимости привлекаемых средств в связи с изменением рыночной конъюнктуры;
- рост доходов по операциям с иностранной валютой на 7,1 млрд. руб., полученный из-за реализованных курсовых разниц по операциям хеджирования;
- увеличение прочих операционных доходов, произошедшее в первую очередь за счет получения дохода от завершения в первом полугодии 2009 года сделки по секьюритизации части портфеля кредитных карт.
Так же можно отметить, что операционные расходы в 3 квартале 2009 года сократились на 29% благодаря сокращению общебанковских расходов, связанных с оптимизацией бизнеса.