Совершенствование процесса кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – анализ технологии кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и совершенствование процесса кредитования в современных условиях.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы кредитования физических лиц в современных условиях
1.1 Кредитование физических лиц: понятие, сущность, виды кредитования
1.2 Нормативно-правовое регулирование процесса кредитования в Российской Федерации
1.3 Тенденции развития кредитования физических лиц в современных условиях
2. Технология кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка
2.2 Анализ процесса кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.3. Анализ кредитного портфеля ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
3. Совершенствование процесса кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
3.1 Особенности кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в современных условиях
3.2 Мероприятия по совершенствованию процесса кредитования, оценка их эффективности
Заключение

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 178.02 Кб (Скачать)

1 группа – Документация, подтверждающая  юридическую правомочность заемщика: учредительный договор, устав,  свидетельство о регистрации,  сведения о руководстве предприятия,  контракты и лицензии на поставку  продукции;

2 группа – Документация, характеризующая  экономическое состояние клиента  и материальную гарантированность  возврата кредита: бухгалтерский  баланс, отчет о прибылях и  убытках, приложения к бухгалтерскому  балансу – формы 3-5, прогноз  денежных потоков, выписки из  лицевых счетов (в рублях и  валюте), бизнес-план, технико-экономическое  обоснование, гарантии, поручительства, страховые полисы, кредитные договора  с другими банками.

3 группа – Документация по  оформлению ссуд (кредитная документация): срочные обязательства, кредитный  договор, договор о залоге, карточка  образцов подписей и печатей.

Наряду с письменным обращением в банк за ссудой в отдельных странах  существует специальная документальная форма - общее заявление-обязательство заемщика выполнять требования, вытекающие из условий кредитной сделки. Такая специальная форма отсутствует в большинстве развитых стран (ее, к примеру, нет ни в Германии, ни во Франции), она заменена собственно кредитным соглашением, имеющим трафаретную обязательную форму, в том числе декларирующую обязательство клиента соблюдать требования и правила кредитного учреждения. Отказались от практики представления данного обязательства и российские коммерческие банки. Наряду с данным заявлением используются срочные обязательства.

Срочное обязательство представляется по определенной форме, оно фиксирует  обязательство заемщика погасить данный кредит, взятый под определенные цели, в фиксированной сумме и в  конкретный срок.

Этих обязательств может быть несколько: все зависит от того, на какой  срок предоставлена ссуда - условный или конкретный. В прежней российской практике банки использовали как  срочные обязательства с условным, так и конкретным сроком погашения  кредита. Конкретный срок фиксировал дату, при наступлении которой ссуда  должна быть клиентом погашена. Условный срок определял дату, когда срок погашения ссуды пересматривался (данное срочное обязательство заменялось на другое, новое обязательство). Многие российские банки перестали требовать  от клиентов срочные обязательства, имея при этом в виду, что срок погашения ссуды зафиксирован в  кредитном договоре, что с юридической  точки зрения при правильном его  составлении оказывается достаточным  основанием для списания средств  со счетов заемщика в погашение ссудной  задолженности.

Кредитный договор является важнейшим  документом, определяющим права и  обязанности участников кредитной  сделки. В нем содержатся экономическая  и юридическая ответственность  сторон. Строго определенной формы  кредитного договора, рекомендуемой  коммерческим банкам Центральным банком РФ, не существует. В таких странах, как Германия, Австрия, рекомендованы  типовые формы кредитного договора как с юридическими, так и физическими  лицами. Во Франции такая типовая  форма разработана исключительно для индивидуальных заемщиков, полагая, что банковская практика настолько многообразна, что рекомендовать какую-то единую модель кредитного соглашения не представляется возможным.

И тем не менее кредитный договор  имеет вполне определенный остов, вокруг которого строится вся схема соглашения. Разумеется, он фиксирует полное наименование участников, их юридические адреса; предмет договора, сумму, срок, порядок  погашения, процентную ставку, размер комиссионных, обеспечение и гарантии. В целом достаточно точно определяются условия кредитования. Особое значение придается кредитным оговоркам, дающим право банку в случае задержки платежа, несоблюдения договорных условий  реализовать свое право на возвращение  кредита и уплаты процента за счет ресурсов и имущества как самого клиента, так и его гарантов. Специальные  разделы посвящены обязанностям как клиента, так и банка.

Помимо кредитного договора при  необходимости может заключаться  также договор о залоге. Практически  происходит так: если залог присутствует в кредитной сделке, то договор  о залоге заключается обязательно, причем зачастую для прочности подписи  клиента и банка дополнительно  заверяются нотариусом. Положение о  порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) обязывает банки иметь также  ряд внутренних документов, в том  числе отражающих:

- политику банка по размещению (предоставлению) кредитов;

- учетную политику и подходы  к ее реализации;

- процедуру принятия решений  по кредитованию;

- распределение полномочий между  подразделениями и должностными  лицами;

- порядок кредитования клиентов  кредитной организации.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены экономическая сущность кредита и обеспечения по кредиту, а также организация кредитования физических лиц.

В следующей части работы проведем анализ организации работы коммерческого  банка по кредитованию физических и  физических лиц на примере конкретного  банка – ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

 

2. Технология  кредитования физических лиц  в ООО «Хоум Кредит энд Финанс  Банк»

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика банка

 

С самого начала своего развития корпоративный  и розничный бизнес эмитента строился на предоставлении клиентам полного  спектра конкурентоспособных высокотехнологичных банковских продуктов и услуг, включающих расчетно-кассовое обслуживание, валютообменные операции, операции с ценными бумагами, привлечение денежных средств в депозиты, консультационные и многие другие.

С апреля 2002 г. ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» входит в группу компаний Home Credit, которая работает на восточно-европейском рынке потребительского кредитования с 1997 года, и входит в международную группу компаний PPF - одну из крупнейших компаний Европы. После вхождения Банка в международную группу компаний PPF приоритетным направлением бизнеса стало потребительское кредитование. В соответствии со своей стратегией Банк расширяет свою сферу деятельности путем перехода от монопродуктового банка к полноценному розничному банку, предоставляющим клиентам полный спектр банковских услуг (Устав банка – приложение 1).

Приоритетными направлениями деятельности ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»  является предоставление кредитов и финансовых услуг физическим лицам в сегменте банковской розницы: на покупку потребительских товаров непосредственно в местах продаж, а также предоставление кредитов на основе пластиковых карт и кредитов наличными через сеть собственных офисов, а также через партнерскую сеть. С октября 2008 года банк активно реализует свою стратегию перехода в полноценный розничный банк путем предложения клиентам новой линейки депозитных продуктов (вклады, дебетовые карты) через филиальную сеть. Условия кредитования (размер первоначального взноса, срок кредита, процентная ставка и пр.) зависят от вида кредита, стоимости товаров, приобретаемых в кредит, кредитного продукта, категории риска товара/продавца/клиента.

ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»  предоставляет потребительские  кредиты (в основном на приобретение бытовой, аудио/видео техники, мебели, мобильных телефонов – свыше 50 категорий товаров.) через широкую сеть магазинов-партнеров в Москве и регионах Российской Федерации. Услуги Банка доступны более чем в 1 200 городах в 80 регионах Российской Федерации. Клиентами Банка по программе потребительского кредитования могут стать жители России в возрасте от 18, имеющие стабильный источник дохода и постоянную прописку в одном из регионов страны, где банк предоставляет свои услуги.

Банк предлагает своим клиентам с положительной кредитной историей доступ к новым продуктам и  предложениям, используя прямую почтовую рассылку (direct mail) и телемаркетинговые  кампании, что позволяет повысить эффективность взаимодействия эмитента с клиентами и увеличить прибыльность в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В рамках этих мероприятий предлагаются такие продукты, как кредиты на основе пластиковых карт и кредиты наличными, которые стали предлагаться клиентам с 2006 г. В ноябре 2004 г. эмитент приступил к выпуску расчетных карт Maestro международной платежной системы MasterCard International. В ноябре 2008 г. ООО «ХКФ Банк» стал членом международной платежной системы VISA. Одной из основных задач банка является быть клиентоориентированным банком, который может предложить своим клиентам, как из числа существующих, так и из числа потенциальных потребителей, конкурентоспособные условия кредитования, которые смогут удовлетворить потребительские запросы, а также полный спектр банковских и финансовых услуг для построения долгосрочных отношений с клиентом. По состоянию на отчетный период общее количество клиентов, получивших кредит в Банке, составило более 16,8 млн. человек.

Согласно исследованию Банка Usage & Attitude, посвященного изучению отношения потребителей к брендам банков и их продуктам, ООО « ХКФ Банк» входит в топ-5 банков по уровню знания бренда: этот показатель составил 72% от общего числа опрошенных. Для повышения качества обслуживания клиентов, Банк использует хорошо развитую сеть собственных банковских офисов, общее количество которых составляет 175 офисов, и сеть банкоматов. Клиенты Банка могут также использовать более чем 40 000 пунктов приема платежей, благодаря сотрудничеству Банка с ФГУП «Почта России» для внесения платежей в счет погашения задолженности по кредиту Для упрощения процедуры внесения платежей часть необходимой для погашения кредита информации содержится на бланках в закодированном виде, которые клиент получает сразу после предоставления Банком кредита

ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк", один из лидеров российского рынка  банковской розницы, работает на российском рынке с 2002 года.

По итогам 6 месяцев 2009 (МСФО) года активы банка составили 93,462 млрд. рублей, капитал  – 22,541 млрд. рублей, кредитный портфель – 71,104 млрд. рублей. Чистая прибыль  по итогам первого полугодия 2009 года составила 920 млн. рублей.

По состоянию на 30.06.2009 г. доля ООО  «ХКФ Банк» на рынке товарного  кредитования составила 26%, доля на рынке  кредитных карт – 10%. Региональная сеть Банка состоит из 83 представительств, 172 офисов и 6 филиалов на территории России. Банк "Хоум Кредит" предлагает своим клиентам широкое разнообразие кредитных продуктов с различными условиями. Продукты представлены в более чем 29 тыс. магазинах-партнерах в 1200 городах России. Клиентами банка являются более 16 млн человек. Реализуя переход от монолайнера к универсальному розничному банку, ХКФБ успешно вышел на рынок депозитов для физических лиц. За шесть месяцев 2009 года депозитная база банка увеличилась вдвое – с 810 млн руб. до 2 610 млн руб., – продемонстрировав прирост в более чем 200%.

Вклад банка "Хорошие новости" был по достоинству оценен не только клиентами, но и бизнес-сообществом: Банк получил бронзовую награду конкурса "БРЭНД ГОДА/ EFFIE 2008" в категории "Финансовые организации. Продукты и услуги".

ООО «ХКФ Банк» активно работает с текущими счетами, дебетовыми картами  на новой банковской IT-платформе. ХКФБ также активно развивает собственную сеть банкоматов, состоящую сегодня из 218 банкоматов, укрепляя тем самым базу для дальнейшего перехода в универсальный розничный банк. Основа работы ООО «ХКФ Банк» в России – принцип ответственного кредитования и прозрачности бизнеса. Благодаря передовым технологиям кредитования Банк предлагает клиентам простые и быстрые решения, объективные условия и стремится к взаимовыгодному партнерству. В банке принят Кодекс ответственного кредитования.

Успехи банка постоянно отмечаются профессиональными кругами. По итогам опроса Экспертного совета премии "Финансовый Олимп" ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» был признан лучшим розничным банком в категории "Потенциал и перспектива". По итогам национально банковской премии банк получил награду в 2 номинациях: "За развитие банковских услуг в регионах России" и как "Информационно открытый банк".

В апреле 2008 года рамках 4-й ежегодной  церемонии награждения премией "Финансовая элита России" Банк "Хоум Кредит" объявлен победителем в номинации "Банк года в сфере потребительского кредитования". ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» является членом Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков, Национальной валютной ассоциации, Национальной фондовой ассоциации и Московской международной валютной биржи.

Таким образом, приоритетным направлением деятельности ООО "Хоум Кредит энд  Финанс Банк" является потребительское кредитование. В 2009 г. банк вышел на рынок депозитов для физических лиц. За шесть месяцев 2009 года депозитная база банка увеличилась на 200% - до 2 610 млн. руб.

Рассмотрим более подробно основные экономические показатели деятельности банка на основе анализа балансов банка за 2006-2008 гг. (приложения 2, 5, 8) и отчетов о прибылях и убытках (приложения 3, 6, 9). Анализ динамики показателей на конец 3 квартала 2009 г. по сравнению c данными на конец 3 квартала 2008 г., выявляет следующие изменения:

- увеличение процентных доходов на 129%, связанное с отражением на балансе Банка портфеля кредитных карт при закрытии сделки по секьютиризации, а также с изменением учетной политики по сравнению с 2008 годом в части учета комиссий по кредитам физических лиц;

- внесение вклада в имущество  Банка в размере 1 млрд. руб.;

- уменьшение комиссионных доходов, связанное с изменением учетной политики Банка по сравнению с 2008 годом в части учета комиссий по кредитам физических лиц;

- рост процентных расходов на 102%, обусловленный увеличением объемов и стоимости привлекаемых средств в связи с изменением рыночной конъюнктуры;

- рост доходов по операциям с иностранной валютой на 7,1 млрд. руб., полученный из-за реализованных курсовых разниц по операциям хеджирования;

- увеличение прочих операционных доходов, произошедшее в первую очередь за счет получения дохода от завершения в первом полугодии 2009 года сделки по секьюритизации части портфеля кредитных карт.

Так же можно отметить, что операционные расходы в 3 квартале 2009 года сократились  на 29% благодаря сокращению общебанковских расходов, связанных с оптимизацией бизнеса.

Информация о работе Совершенствование процесса кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»