Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:46, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование маркетинговой деятельности на предприятии и разработка направлений по ее совершенствованию. Достижение поставленной цели представляется возможным посредством решения следующих задач:
дать определение системы управления маркетингом в организации;
проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
исследовать систему управления маркетингом на предприятии;
провести SWOT-анализ предприятия;
предоставить рекомендации по улучшению системы управления маркетингом на предприятии.
Введение
4
1 Теоретические аспекты формирования маркетинговой деятельности предприятия
8
1.1 Маркетинг как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия
8
1.2 Сущность и факторы комплекса маркетинговых коммуникаций на предприятии
14
1.3 Реклама и ее роль в продвижении товара на рынке
20
1.4 Законодательное регулирование розничной торговли в РФ
30
2 Анализ деятельности ООО «АВС-МОТОРС»
36
2.1 Общая характеристика организации
36
2.2 Экспресс-анализ экономической деятельности предприятия
39
2.3 Анализ маркетинговой деятельности ООО «АВС-МОТОРС»
48
2.4 Анализ нормативных документов, регламентирующих маркетинговую деятельность в ООО «АВС-Моторс»
60
3 Пути повышения эффективности управления маркетинговой деятельностью ООО «АВС-МОТОРС»
65
3.1 Обоснование путей повышения эффективности управления маркетинговой деятельностью ООО «АВС-Моторс»
65
3.2 Разработка проекта Положения по обучению и повышению квалификации руководителей, специалистов и служащих ООО «АВС-Моторс»
67
3.3Разработка проекта Положения о порядке формирования заработной платы руководителей, специалистов и служащих отдела маркетинга ООО «АВС-Моторс»
74
3.4 Перечень мероприятий по стимулированию трудовой деятельности работников отдела маркетинга ООО «АВС-Моторс»
81
Заключение
83
Список использованных источников
Из таблицы 7 видно, что:
1) рентабельность продаж за 2010г. увеличилась в сравнении с 2009г. на 140 %, т.е. если в 2009г. на единицу продукции приходилось 1 коп. прибыли, то в 2010г. этот показатель вырос до 2,4 коп.
Таким образом, рентабельность продаж следует оценить как неудовлетворяющую нормативному значению, которое начинается с отметки в 14 коп.
2) снизилась экономическая рентабельность 2009г., т.е. эффективность использования всего имущества предприятия в 2008г. составляет 0,9 %, то в 2009г. этот показатель равен 0,6, что также не соответствует нормативному значению.
Рисунок 4 - Соотношение показателей финансовых результатов[10]
3) показатель затратоотдачи показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 рубль затрат. В 2008г. – 42 коп, в 2009г. – 6,6 коп., в 2010г. – 16 коп., т.е. за 2010г. показатель увеличился более чем в 2 раза..
Таким образом, многие показатели рентабельности прибыли за анализируемый период увеличились. Всё это свидетельствует о стабилизации финансового состояния предприятия. Финансовый анализ состояния компании тесно связан с организацией коммерческой деятельности. Ведь успешное ведение сбытовой и коммерческой деятельности в конечном итоге окажет положительное влияние на основные финансовые показатели: прибыль, рентабельность, ликвидность и платежеспособность.
Поэтому необходимо провести анализ маркетинговой деятельности ООО «АВС-Моторс».
2.3 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АВС-МОТОРС»
Для анализа маркетинговой деятельности предприятия необходимо исследовать внешнюю и внутреннюю среду окружения торгового предприятия ООО «АВС-Моторс». Экономические факторы, определяющие состояние внутренней среды организации предоставлены в таблице 8.
Таблица 8 – Факторы внутренней среды организации ООО «АВС-Моторс» [43, с. 159]
Сферы деятельности | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Торговля | 1. Высокий потенциал торговых помещений предприятия; 2. Удобное территориальное расположение автосалона. | 1. Низкий запас товара; 2. Низкая эффективность использования торговых площадей предприятия |
2. Кадры | 1. Организационная структура линейного типа; 2. Высококвалифицированный управленческий и рабочий персонал; 3. Наличие в структуре предприятия специалиста по маркетингу | 1. Значительное число управленческого персонала; 2. Неэффективная система стимулирования труда; |
3. Маркетинг | 1. Высокий маркетинговый потенциал развития указанных секторов реализуемого товара | 1. Низкая эффективность мероприятий по информированию и привлечению потенциальных клиентов; 2. Отсутствие программы и стратегии маркетинга; 3. Отсутствие маркетинговых исследований по изучению рынка. |
4. Организация и управление | 1. Большой стаж работы руководителей | 1. Не определены цели и стратегии развития организации |
5. Финансы | 1. Низкая величина заемных средств; 2. Порядок ведения финансовой отчетности и ее достоверность соответствует требованиям руководящих документов, что подтверждается материалами проверок | 1. При составлении финансовых планов предприятия не производится анализ рентабельности отдельных видов товаров; 2. Уровень оплаты труда не соответствует уровню рентабельности общества |
Изучение аналитической таблицы 8 позволяет сделать следующие выводы:
1) необходимо разработать маркетинговую стратегию организации и определить основные направления развития общества;
2) удобное территориальное размещение предприятия и удобство подъездных путей позволяет надеяться на перспективное развитие общества;
3) сегмент оказания услуг в сфере предоставления аренды торговых помещений пока ещё не слишком насыщен.
Одной из основных характеристик отрасли и конкурентной ситуации, без анализа которой нельзя разработать полноценную стратегию, является интенсивность конкуренции. Для ее анализа предлагается использовать «Пятифакторную модель конкуренции» Майкла Портера (Рисунок 5).
В отрасли присутствует обычно пять факторов конкуренции:
конкуренция между участниками отрасли;
угроза со стороны новых конкурентов в отрасли;
конкуренция со стороны продавцов товаров-заменителей;
конкурентное давление поставщиков, вызванное необходимостью взаимодействия с ними и обязательствами перед ними;
конкурентное давление потребителей, вызванное необходимостью взаимодействия с ними и обязательствами перед ними.
Наибольшее значение имеет конкуренция между существующими предприятиями отрасли. В ходе анализа внутриотраслевой конкуренции устанавливается состав конкурентов, степень интенсивности конкуренции, условия ее роста. Интенсивность конкуренции определяется следующими основными факторами: большое число конкурентов или примерное равенство их сил, медленный рост отрасли, отсутствие дифференциации продукции, высокий уровень постоянных издержек, высокие выходные барьеры.
Конкуренция со стороны товаров-заменителей зависит от стоимости переориентации на их потребителя (сопутствующих затрат, связанных с их использованием). Чем ниже цена товара-заменителя, выше его качества и ниже стоимость переориентации на заменитель, тем значительнее давление конкурентных сил со стороны предприятий, производящих данные товары.
При изучении поставщиков анализируется стоимость поставляемого товара, гарантии качества, соблюдение условий поставки, выясняется степень зависимости от поставщиков. При изучении покупателей анализируются их местоположение, объем и периодичность закупок, чувствительность покупателя к цене, наличие особых требований к товару, финансовые возможности покупателя, уровень его информированности.
Для определения внутреннего потенциала предприятия и оценки его сильных и слабых сторон, составляется таблица 9.
Анализ потенциала предприятия, его сильных и слабых сторон, представленных в таблице 9, позволяет сделать следующие выводы:
1) для предприятия ООО «АВС-Моторс» большая часть всех основных показателей находится на среднеотраслевом уровне и соответствует отраслевым стандартам. Данный факт может свидетельствовать о достаточно устойчивом положении общества на рынке отрасли;
2) наилучшая ситуация в настоящее время в сфере маркетинга, лишь один показатель ниже среднеотраслевого значения: номенклатура продукции, остальные показатели превышают средние по отрасли;
3) в сферах менеджмента и персонала положение организации несколько хуже, часть позиций находятся ниже отраслевого значения, это такие показатели как численность управленческого аппарата, четкость распределения функций, а также расходы на повышение квалификации кадров. Это означает необходимость в реорганизации организационной структуры ООО, а также необходимость принятия срочных мер для повышения эффективности управленческой деятельности в организации;
4) в сфере производства (то есть розничной торговли) положение предприятия в основном соответствует отраслевым стандартам и требованиям, большинство показателей находятся на среднеотраслевом уровне. В то же время необходимо отметить, что часть показателей не соответствуют необходимым требованиям: показатели проектирования и планирования, а также показатели прямых издержек реализации;
5) в сфере финансовой деятельности предприятия в основном показатели также находятся на среднеотраслевом уровне. Некоторые финансовые показатели находятся выше отраслевого уровня и свидетельствуют о достаточно высокой экономической эффективности деятельности предприятия;
6) предлагаемые в данной работе мероприятия должны обеспечить существенное повышение показателей эффективности деятельности предприятия.
Любая организация находится и функционирует в окружении. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. При этом организация, в свою очередь, в качестве компенсации за это должна отдавать результаты своей деятельности во внешнюю среду. Таким образом, организация находится в состоянии постоянного взаимообмена с внешней средой. Во внешней среде можно выделить макроокружение и среду непосредственного окружения.
К внешним факторам относятся:
размах деятельности фирмы и степень разнообразия реализуемой продукции, диверсифицированность фирмы;
общий характер и природа недавних приобретений фирмы и продаж ею части своей собственности;
структура и направленность деятельности фирмы за последний период;
возможности, на которые была ориентирована фирма в последнее время; отношение к внешним угрозам.
На результат деятельности ООО «АВС-Моторс» оказывает влияние ряд факторов, которые компания не в состоянии полностью контролировать. Хотя многие из подобных факторов являются макроэкономическими и влияют на все предприятия отрасли в целом, отдельные стороны бизнеса могут быть особенно «чувствительны» к определенным факторам риска.
88
Рисунок 5 – Модель сил конкуренции для отрасли торговли автомобилями и запчастями
88
Таблица 9 – Оценка слабых и сильных сторон предприятия[11]
Характеристики | Варианты оценки | Удельный вес, % | Итоговая оценка | Сильнейший конкурент | ||||
хуже |
| лучше | ||||||
-2 | -1 | 0 | 1 | 2 |
|
|
| |
Маркетинг | Конк.1 | |||||||
Доля рынка, контролируемая предприятием |
|
| * |
|
| 0,02 | 0 |
|
Цены на товары и услуги |
|
| * |
|
| 0,04 | 0 |
|
Орг.сбыта: знание потребностей покупателей |
|
|
| * |
| 0,04 | +0,04 |
|
Сервисное послепродажное обслуживание |
|
| * |
|
| 0,03 | 0 |
|
Рекламная деятельность |
|
|
| * |
| 0,04 | +0,04 |
|
Номенклатура продукции |
| * |
|
|
| 0,02 | -0,02 |
|
Финансы | Конк.1 | |||||||
Оценка структуры активов |
|
|
| * |
| 0,03 | +0,03 |
|
Доход на активы |
|
|
| * |
| 0,04 | +0,04 |
|
Инвестиционные ресурсы |
|
| * |
|
| 0,02 | 0 |
|
Размер собственности |
| * |
|
|
| 0,03 | -0,03 |
|
Производство | Конк.3 | |||||||
Стоимость сырья, доступности, отнош. с пост-ми |
|
| * |
|
| 0,04 | 0 |
|
Расположение производственных мощностей |
|
|
| * |
| 0,02 | +0,02 |
|
Использование оборудования |
|
| * |
|
| 0,03 | 0 |
|
Возраст технологического оборудования |
|
| * |
|
| 0,02 | 0 |
|
Проектирование, составление графика работы |
| * |
|
|
| 0,02 | -0,02 |
|
Контроль качества |
|
| * |
|
| 0,04 | 0 |
|
Численность рабочих |
|
| * |
|
| 0,02 | 0 |
|
Возможности расширения продаж |
|
|
| * |
| 0,03 | +0,03 |
|
Технология | Конк.3 | |||||||
Расходы на НИОКР |
| * |
|
|
| 0,03 | -0,03 |
|
Применяемые стандарты и степень их совмест-ти |
|
|
| * |
| 0,03 | +0,03 |
|
Новые продукты |
| * |
|
|
| 0,02 | -0,02 |
|
Организация и управление | Конк.2 | |||||||
Тип организационной структуры |
|
| * |
|
| 0,02 | 0 |
|
Престиж и имидж фирмы |
|
|
| * |
| 0,02 | +0,02 |
|
Организационный климат, культура |
|
| * |
|
| 0,03 | 0 |
|
Численность управленческого персонала |
| * |
|
|
| 0,02 | -0,02 |
|
Четкость разделения полномочий и функций |
| * |
|
|
| 0,04 | -0,04 |
|
Скорость реакции управл. на измен. вн среды |
|
| * |
|
| 0,025 | 0 |
|
Продолжение таблицы 9
Характеристики | Варианты оценки | Удельный вес, % | Итоговая оценка | Сильнейший конкурент | ||||
хуже |
| лучше | ||||||
-2 | -1 | 0 | 1 | 2 |
|
|
| |
Степень гибкости оргструктуры управления |
|
| * |
|
| 0,02 | 0 |
|
Персонал | Конк.3 | |||||||
Структура персонала |
|
| * |
|
| 0,02 | 0 |
|
Условия найма |
|
| * |
|
| 0,03 | 0 |
|
Система вознаграждения |
|
|
| * |
| 0,04 | +0,04 |
|
Расходы на повышение квалификации кадров |
| * |
|
|
| 0,03 | -0,03 |
|
Текучесть кадров |
|
| * |
|
| 0,025 | 0 |
|
Профессиональный опыт работников |
|
| * |
|
| 0,04 | 0 |
|
Итого |
|
|
|
|
| 1 | +0,08 |
|