Социологическое исследование трудового коллектива предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных факторов успеха любой организации являются устойчивые взаимоотношения с клиентами («клиентский капитал»). В настоящее время вузы должны обратить особое внимание на отношения со своими клиентами - абитуриентами, студентами, выпускниками, работодателями.
Актуальность такой позиции взаимоотношений с абитуриентами, студентами, выпускниками для российских вузов определяется следующим.

Содержание

Введение
1. Социологический опрос как метод социологического исследования.
1.1. Вид социологического исследования, его программа и методы.
1.2. Этапы проведения социологического опроса.
2. Субъекты социологического опроса.
3. Основные направления развития взаимоотношений с выпускниками вузов.
3.1. Использование программного комплекса SPSS для подготовки и обработки данных по социологическому опросу.
3.2. Основные выводы и рекомендации.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик по исустс.docx

— 121.57 Кб (Скачать)

Следовательно, у выпускников в целом есть желание сотрудничать с вузом, барьерами  в готовности взаимодействовать  с вузом являются отсутствие у  выпускников определённых ресурсов и слабой информационной связью выпускников  и университетов, относительная  неразвитость каналов взаимодействия между данными категориями людьми.

Также уровень  возможностей студентов влияет на их участие в жизни вуза. Например, выпускник обладающий известностью, общественной популярностью  охотнее  согласится участвовать в ассоциации выпускников (корреляционная связь, доказывающая данное предположение составляет 0,307). А если он имеет какие-либо знания, полезные для развития образования  в вузе, то выпускник помимо участия  в ассоциации выпускников может  также участвовать в образовательном  процессе данного вуза (0,314); в мероприятиях, проводимых вузом; сможет поддерживать  личные и деловые контакты с сотрудниками вуза (0,316). Аналогичное участие будет  проявлять выпускник, если  у него появятся возможности привлечения  специалистов вуза для проведения исследований. В целом выпускник будет поддерживать связи с вузом, если у него будут  какие-либо возможности, выгодно отличающие его от остальных выпускников  или ему будет необходима помощь вуза в личных или деловых проблемах.

Отсюда можно сделать  выводы об инструментах, наиболее эффективных  для формирования клиентского капитала вуза после выпуска студентов. [5.]

 

 

 

 

 

 

3.2. Основные  выводы и рекомендации.

Рекомендации  вуза заметно зависят от удовлетворенности вузом в целом  и оценкой качества образования. При этом удовлетворенность вузом в целом зависит от таких факторов как: учебный процесс, события в области научной  деятельности и жизнь в вузе в целом. Аналогично не позитивные рекомендации влияют доверие вузу и чувство гордости. Исходя из вышенаписанного, следует, что доверие к вузу произрастает от организованного учебного процесса, а гордость  - от событий в области научной  деятельности и от чувства престижности. От чувства гордости вузом, также зависит, пошел бы респондент обучаться в данный вуз, если ему понадобится второе высшее образование, и если бы можно было  вернуть время, пошел бы именно в этот вуз.

Достаточно  заметная связь между  такими факторами  как личные и деловые контакты с сотрудниками вуза  и связи с сотрудниками данного вуза и чувство морального обязательства по отношению к ним (сотрудникам) и/или вузу в целом. Исходя из этого, можно выявить что непосредственно личные контакты могут привлечь вузу большое количество клиентов, работодателей, спонсоров. Наблюдается связь по готовности трудоустраивать студентов, привлекать специалистов ВУЗа для исследований.

У представленных вузов выявлены следующие «узкие места»:

  1. Организация внеучебного процесса для заочников.
  2. Реклама вузов.
  3. Общение со  студентами других вузов, международная деятельность.

Анализируя  статистические данные можно придти к выводу, что выпускники выбиты из системы деятельности вузов. Можно проводить полезные социальные мероприятия (посадка деревьев и т. д.). При этом, вовлекать в такие мероприятия школьников.

Исходя из результатов  исследования, основные возможности развития лояльности и мотивированности клиентов вузов заключаются в следующем:

1. Для эффективного управления клиентским капиталом требуется регулярно исследовать  интересы, лояльность, ресурсы и готовность к сотрудничеству у абитуриентов, студентов и выпускников. Без этой информации невозможно определить эффективные инструменты работы с клиентами для конкретного вуза. 

2. Необходимо развивать «опережающее» вовлечение клиентов в жизнь вуза. В случае со школьниками это могут быть детские университеты; для студентов – вовлечение в науку; для выпускников – менторство и т.д. 

3. Информационные технологии в настоящее время стали ключевым инструментом управления клиентским капиталом вуза. При формировании киберпространства вуза следует обращать особое внимание на его эффективность с точки зрения формирования отношений с абитуриентами, студентами, выпускниками.

4. Эмпирические  исследования однозначно подтверждают  приоритетное значение качества  образования для формирования  лояльности клиентов вуза. Для  студента и выпускника мерилом  качества образования являются  возможности социального и профессионального  роста. Это означает, что особое  внимание вуз должен обратить  на практическую ценность обучения, уровень его притязательности, раскрытие  индивидуальных талантов студентов.

5. Важную роль в обеспечении лояльности клиентов вуза играет «академическая интеграция» студентов во время обучения. Отсюда вытекает необходимость их вовлечения в совершенствование образовательного процесса, повышение интерактивности занятий и т.д.

6. Для укрепления  лояльности клиентов требуется  не только постоянно развивать  сервис в соответствии с их  запросами, но и активно продвигать  его, делать общедоступным. Согласно  результатам исследований, наибольшее  влияние на лояльность клиентов  имеют качество материальных  сервисных объектов и качество услуг, связанных напрямую с образовательным процессом.

7. Лояльность  выпускников в первую очередь  зависит от их эмоциональной  привязанности к вузу. Для укрепления  эмоциональной связи необходимо  вовлечение как можно большего числа студентов в различные вузовские мероприятия - конференции, походы, театральные постановки, организация работы объединений студентов и выпускников.

8. От взаимодействия  с вузом выпускники в первую  очередь ждут обмена информацией,  положительных эмоций, расширения  круга контактов, помощи в карьере.  Для эффективной работы с выпускниками  требуется ведение базы данных  выпускников, разработка и реализация  программы мероприятий и программы  сервиса для выпускников, плана  привлечения выпускников к участию  в учебном процессе.

9. Как и  во многих других областях, в вузе действует правило Парето: немногие выпускники и студенты, обладающие большим объемом ресурсов, власти, знаний обеспечивают основной вклад в формирование клиентского капитала вуза. Поэтому особое внимание следует уделить идентификации и вовлечению «топ-выпускников» в сотрудничество. [5.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Отношение выпускников к вузу, в котором они ранее обучались, сложная система взглядов, принципов, эмоций. Обычно на отношение выпускников к вузу влияют такие факторы, как: учебный процесс, события в области научной и международной  деятельности и жизнь в вузе в целом, доверие вузу и чувство гордости.

Для раскрытия  удовлетворенности вузом, мотивированности и лояльности выпускников по отношению  к вузу был проведён социологический  опрос в городе Ижевске в марте-апреле 2011 года. Сбор информации осуществлялся частично по электронной почте, частично путем личного интервью. Конечная численность обработанных анкет составила 200 штук. Анализ данных проводился с использованием программы SPSS, с использованием корреляционно-регрессионного анализа и сводки данных в таблицы.

Респондентами стали выпускники различных вузов УР. 90% опрошенных закончили три крупнейших вуза Ижевска. Упор был сделан на выпускниках очной формы обучения – их доля в выборке составила 148 человек, или 74%. По времени завершения учебы в выборке 24% окончили менее чем 3 года назад, 27% завершили обучение от 3 до 10 лет назад, 27% - от 10 до 20 лет и 21% - более чем 20 лет назад.  Выборка смещена относительно генеральной совокупности по характеристике «должность респондента», в ней сверхпропорционально представлены руководители: 4% опрошенных относятся к руководителям высшего звена, 18% - к руководителям среднего и 14% - низшего звена; остальные – рабочие, служащие, неработающие и т.д.

На основании  опроса можно сделать ряд выводов.

Во-первых, вузы УР имеют ряд слабых мест, например, слабая организация внеучебного  процесса у заочников.

Во-вторых,  анализируя статистические данные можно придти к выводу, что выпускники выбиты из системы деятельности вузов. Можно проводить полезные социальные мероприятия (посадка деревьев и т. д.). При этом, вовлекать в такие мероприятия школьников.

В-третьих, необходимо развивать «опережающее» вовлечение клиентов в жизнь вуза. В случае со школьниками это могут быть детские университеты; для студентов – вовлечение в науку; для выпускников – менторство и т.д. 

Лояльность  выпускников в первую очередь  зависит от их эмоциональной привязанности  к вузу. Для укрепления эмоциональной  связи необходимо вовлечение как можно большего числа студентов в различные вузовские мероприятия - конференции, походы, театральные постановки, организация работы объединений студентов и выпускников. От взаимодействия с вузом выпускники в первую очередь ждут обмена информацией, положительных эмоций, расширения круга контактов, помощи в карьере. Для эффективной работы с выпускниками требуется ведение базы данных выпускников, разработка и реализация программы мероприятий и программы сервиса для выпускников, плана привлечения выпускников к участию в учебном процессе.

В целом управление лояльностью и мотивированностью выпускников вуза имеет много перспектив и, возможно, в ближайшем будущем вуз станет для студента настоящим домом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Социологические исследования. - 

http://www.ref.by/refs/72/17106/1.html

2. Готлиб А. С. Качественная методология социологического исследования: исследовательские стратегии: 22.00.01 – Самара, 2005. – 402 с.

3. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований /З.А.Петрова. – М., 2007.

4. Социологический опрос и его виды. –

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sociologicheskoe-issledovanie.html

5. Макаров А. М., Ибрагимова Г. И. Моделирование развития клиентского капитала вуза в сфере высшего профессионального образования: Научная статья. Ижевск, 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

АНКЕТА

Уважаемые дамы и господа! Этот опрос  проводится с целью совершенствования  системы высшего профессионального  образования в Удмуртии путем  развития взаимодействия вузов со своими выпускниками. В случае, если Вы закончили  несколько вузов, заполните анкету по одному их них (на Ваш выбор). В  случае, если Вы получили в этом вузе несколько специальностей, заполните  анкету относительно той, которую Вы считаете основной для себя.

1. Какой вуз Вы закончили? 

а) УдГУ    б) ИжГТУ   в)ИжГСХА    другой вуз (какой)__________________________

 

2. Вы получили в этом вузе:

а) одну специальность                     б) несколько специальностей

 

3. В каком году Вы завершили обучение? _________

 

4. Ваша форма обучения:

 а) очная  бюджетная              б) очная внебюджетная

 в) заочная  бюджетная          г)  заочная внебюджетная

 

5. Направление профессионального обучения:

а) экономика и управление    б)  юриспруденция    в ) техническое

г) естественнонаучное          д)   медицинское            

 другое (какое)_______________

 

6. Насколько Вы удовлетворены обучением в Вашем вузе? Варианты ответов (1 – абсолютно не удовлетворен; 5- сложно сказать; 10 – абсолютно удовлетворен)

Удовлетворенность обучения в ВУЗе. Удовлетворенность в целом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Удовлетворенность обучения в ВУЗе. Качеством обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Удовлетворенность обучения в ВУЗе. Организацией учебного процесса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Удовлетворенность обучения в ВУЗе. Участием студентов в развитии учебного процесса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Удовлетворенность обучения в ВУЗе.  Поддержкой студенческих инициатив от администрации вуза

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Удовлетворенность обучения в ВУЗе.  Участием в научной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Удовлетворенность обучения в ВУЗе.  Участием в международной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Удовлетворенность обучения в ВУЗе.  Культурной, спортивной и прочей внеучебной деятельностью

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Удовлетворенность обучения в ВУЗе.  Отношениями с людьми, связями в вузе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Удовлетворенность обучения в ВУЗе. Возможностями трудоустройства, карьеры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Информация о работе Социологическое исследование трудового коллектива предприятия