Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа
Одним из основных факторов успеха любой организации являются устойчивые взаимоотношения с клиентами («клиентский капитал»). В настоящее время вузы должны обратить особое внимание на отношения со своими клиентами - абитуриентами, студентами, выпускниками, работодателями.
Актуальность такой позиции взаимоотношений с абитуриентами, студентами, выпускниками для российских вузов определяется следующим.
Введение
1. Социологический опрос как метод социологического исследования.
1.1. Вид социологического исследования, его программа и методы.
1.2. Этапы проведения социологического опроса.
2. Субъекты социологического опроса.
3. Основные направления развития взаимоотношений с выпускниками вузов.
3.1. Использование программного комплекса SPSS для подготовки и обработки данных по социологическому опросу.
3.2. Основные выводы и рекомендации.
Заключение
Список литературы
Приложение
Следовательно,
у выпускников в целом есть
желание сотрудничать с вузом, барьерами
в готовности взаимодействовать
с вузом являются отсутствие у
выпускников определённых ресурсов
и слабой информационной связью выпускников
и университетов, относительная
неразвитость каналов взаимодействия
между данными категориями
Также уровень
возможностей студентов влияет на их
участие в жизни вуза. Например,
выпускник обладающий известностью,
общественной популярностью охотнее
согласится участвовать в ассоциации
выпускников (корреляционная связь, доказывающая
данное предположение составляет 0,307).
А если он имеет какие-либо знания,
полезные для развития образования
в вузе, то выпускник помимо участия
в ассоциации выпускников может
также участвовать в
Отсюда можно сделать выводы об инструментах, наиболее эффективных для формирования клиентского капитала вуза после выпуска студентов. [5.]
3.2. Основные выводы и рекомендации.
Рекомендации вуза заметно зависят от удовлетворенности вузом в целом и оценкой качества образования. При этом удовлетворенность вузом в целом зависит от таких факторов как: учебный процесс, события в области научной деятельности и жизнь в вузе в целом. Аналогично не позитивные рекомендации влияют доверие вузу и чувство гордости. Исходя из вышенаписанного, следует, что доверие к вузу произрастает от организованного учебного процесса, а гордость - от событий в области научной деятельности и от чувства престижности. От чувства гордости вузом, также зависит, пошел бы респондент обучаться в данный вуз, если ему понадобится второе высшее образование, и если бы можно было вернуть время, пошел бы именно в этот вуз.
Достаточно заметная связь между такими факторами как личные и деловые контакты с сотрудниками вуза и связи с сотрудниками данного вуза и чувство морального обязательства по отношению к ним (сотрудникам) и/или вузу в целом. Исходя из этого, можно выявить что непосредственно личные контакты могут привлечь вузу большое количество клиентов, работодателей, спонсоров. Наблюдается связь по готовности трудоустраивать студентов, привлекать специалистов ВУЗа для исследований.
У представленных вузов выявлены следующие «узкие места»:
Анализируя статистические данные можно придти к выводу, что выпускники выбиты из системы деятельности вузов. Можно проводить полезные социальные мероприятия (посадка деревьев и т. д.). При этом, вовлекать в такие мероприятия школьников.
Исходя из результатов исследования, основные возможности развития лояльности и мотивированности клиентов вузов заключаются в следующем:
1. Для эффективного управления клиентским капиталом требуется регулярно исследовать интересы, лояльность, ресурсы и готовность к сотрудничеству у абитуриентов, студентов и выпускников. Без этой информации невозможно определить эффективные инструменты работы с клиентами для конкретного вуза.
2. Необходимо развивать «опережающее» вовлечение клиентов в жизнь вуза. В случае со школьниками это могут быть детские университеты; для студентов – вовлечение в науку; для выпускников – менторство и т.д.
3. Информационные технологии в настоящее время стали ключевым инструментом управления клиентским капиталом вуза. При формировании киберпространства вуза следует обращать особое внимание на его эффективность с точки зрения формирования отношений с абитуриентами, студентами, выпускниками.
4. Эмпирические
исследования однозначно
5. Важную роль в обеспечении лояльности клиентов вуза играет «академическая интеграция» студентов во время обучения. Отсюда вытекает необходимость их вовлечения в совершенствование образовательного процесса, повышение интерактивности занятий и т.д.
6. Для укрепления
лояльности клиентов требуется
не только постоянно развивать
сервис в соответствии с их
запросами, но и активно
7. Лояльность
выпускников в первую очередь
зависит от их эмоциональной
привязанности к вузу. Для укрепления
эмоциональной связи
8. От взаимодействия
с вузом выпускники в первую
очередь ждут обмена
9. Как и во многих других областях, в вузе действует правило Парето: немногие выпускники и студенты, обладающие большим объемом ресурсов, власти, знаний обеспечивают основной вклад в формирование клиентского капитала вуза. Поэтому особое внимание следует уделить идентификации и вовлечению «топ-выпускников» в сотрудничество. [5.]
Заключение
Отношение выпускников к вузу, в котором они ранее обучались, сложная система взглядов, принципов, эмоций. Обычно на отношение выпускников к вузу влияют такие факторы, как: учебный процесс, события в области научной и международной деятельности и жизнь в вузе в целом, доверие вузу и чувство гордости.
Для раскрытия удовлетворенности вузом, мотивированности и лояльности выпускников по отношению к вузу был проведён социологический опрос в городе Ижевске в марте-апреле 2011 года. Сбор информации осуществлялся частично по электронной почте, частично путем личного интервью. Конечная численность обработанных анкет составила 200 штук. Анализ данных проводился с использованием программы SPSS, с использованием корреляционно-регрессионного анализа и сводки данных в таблицы.
Респондентами стали выпускники различных вузов УР. 90% опрошенных закончили три крупнейших вуза Ижевска. Упор был сделан на выпускниках очной формы обучения – их доля в выборке составила 148 человек, или 74%. По времени завершения учебы в выборке 24% окончили менее чем 3 года назад, 27% завершили обучение от 3 до 10 лет назад, 27% - от 10 до 20 лет и 21% - более чем 20 лет назад. Выборка смещена относительно генеральной совокупности по характеристике «должность респондента», в ней сверхпропорционально представлены руководители: 4% опрошенных относятся к руководителям высшего звена, 18% - к руководителям среднего и 14% - низшего звена; остальные – рабочие, служащие, неработающие и т.д.
На основании опроса можно сделать ряд выводов.
Во-первых, вузы УР имеют ряд слабых мест, например, слабая организация внеучебного процесса у заочников.
Во-вторых, анализируя статистические данные можно придти к выводу, что выпускники выбиты из системы деятельности вузов. Можно проводить полезные социальные мероприятия (посадка деревьев и т. д.). При этом, вовлекать в такие мероприятия школьников.
В-третьих, необходимо развивать «опережающее» вовлечение клиентов в жизнь вуза. В случае со школьниками это могут быть детские университеты; для студентов – вовлечение в науку; для выпускников – менторство и т.д.
Лояльность выпускников в первую очередь зависит от их эмоциональной привязанности к вузу. Для укрепления эмоциональной связи необходимо вовлечение как можно большего числа студентов в различные вузовские мероприятия - конференции, походы, театральные постановки, организация работы объединений студентов и выпускников. От взаимодействия с вузом выпускники в первую очередь ждут обмена информацией, положительных эмоций, расширения круга контактов, помощи в карьере. Для эффективной работы с выпускниками требуется ведение базы данных выпускников, разработка и реализация программы мероприятий и программы сервиса для выпускников, плана привлечения выпускников к участию в учебном процессе.
В целом управление лояльностью и мотивированностью выпускников вуза имеет много перспектив и, возможно, в ближайшем будущем вуз станет для студента настоящим домом.
Список литературы
1. Социологические исследования. -
http://www.ref.by/refs/72/
2. Готлиб А. С. Качественная методология социологического исследования: исследовательские стратегии: 22.00.01 – Самара, 2005. – 402 с.
3. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований /З.А.Петрова. – М., 2007.
4. Социологический опрос и его виды. –
http://www.grandars.ru/
5. Макаров А. М., Ибрагимова Г. И. Моделирование развития клиентского капитала вуза в сфере высшего профессионального образования: Научная статья. Ижевск, 2011.
Приложение
АНКЕТА
Уважаемые дамы и господа! Этот опрос
проводится с целью совершенствования
системы высшего
1. Какой вуз Вы закончили?
а) УдГУ б) ИжГТУ в)ИжГСХА
другой вуз (какой)_______________________
2. Вы получили в этом вузе:
а) одну специальность
3. В каком году Вы завершили обучение? _________
4. Ваша форма обучения:
а) очная бюджетная б) очная внебюджетная
в) заочная бюджетная г) заочная внебюджетная
5. Направление профессионального обучения:
а) экономика и управление б) юриспруденция в ) техническое
г) естественнонаучное д) медицинское
другое (какое)_______________
6. Насколько Вы удовлетворены обучением в Вашем вузе? Варианты ответов (1 – абсолютно не удовлетворен; 5- сложно сказать; 10 – абсолютно удовлетворен)
Удовлетворенность обучения в ВУЗе. Удовлетворенность в целом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Удовлетворенность обучения в ВУЗе. Качеством обучения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Удовлетворенность обучения в ВУЗе. Организацией учебного процесса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Удовлетворенность обучения в ВУЗе. Участием студентов в развитии учебного процесса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Удовлетворенность обучения в ВУЗе. Поддержкой студенческих инициатив от администрации вуза |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Удовлетворенность обучения в ВУЗе. Участием в научной деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Удовлетворенность обучения в ВУЗе. Участием в международной деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Удовлетворенность обучения в ВУЗе. Культурной, спортивной и прочей внеучебной деятельностью |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Удовлетворенность обучения в ВУЗе. Отношениями с людьми, связями в вузе |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Удовлетворенность обучения в ВУЗе. Возможностями трудоустройства, карьеры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Информация о работе Социологическое исследование трудового коллектива предприятия