Социологическое исследование трудового коллектива предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных факторов успеха любой организации являются устойчивые взаимоотношения с клиентами («клиентский капитал»). В настоящее время вузы должны обратить особое внимание на отношения со своими клиентами - абитуриентами, студентами, выпускниками, работодателями.
Актуальность такой позиции взаимоотношений с абитуриентами, студентами, выпускниками для российских вузов определяется следующим.

Содержание

Введение
1. Социологический опрос как метод социологического исследования.
1.1. Вид социологического исследования, его программа и методы.
1.2. Этапы проведения социологического опроса.
2. Субъекты социологического опроса.
3. Основные направления развития взаимоотношений с выпускниками вузов.
3.1. Использование программного комплекса SPSS для подготовки и обработки данных по социологическому опросу.
3.2. Основные выводы и рекомендации.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик по исустс.docx

— 121.57 Кб (Скачать)

 

Анализ намерений выпускников показал следующее (таблица 8). Лояльность выпускников в целом достаточно высока, почти половина из них наверняка готова рекомендовать свой вуз, пройти в нем обучение снова, направить туда своих детей. Доля тех, кто наверняка готов вступить в ассоциацию выпускников, оказывать помощь в карьере студентам вуза, кооперироваться с вузом в науке и образовании существенно выше доли тех, кто это активно делает в настоящее время. Это говорит о том, что лояльность и мотивированность выпускников используется вузами не до конца. Особое место занимают намерения в области спонсорства – число тех, кто готов к нему, очень невелико. Впрочем, здесь необходимо учесть, что спонсорство является скорее вершиной развития отношений с выпускниками, и его непросто заслужить, особенно учитывая крайне низкую активность работы вузов Ижевска в этой области.

Таблица 8.

Намерения выпускников  в области взаимодействия с вузом

Намерения выпускников

Доля оценок 9 и 10

Доля оценок 6 и ниже

Если бы можно было вернуть время, пошли ли бы Вы снова учиться в  данный вуз?

44

32

Будете ли Вы рекомендовать обучение в данном вузе своим знакомым, друзьям, родственникам?

46

35

Пошли бы Вы учиться в данный вуз, если в дальнейшем потребуется второе высшее образование, магистратура и  т.д.?

41

35

Хотели ли бы Вы, чтобы Ваши дети учились  в данном вузе?

38

45

Вступили ли бы Вы в ассоциацию (неформальное объединение) выпускников вуза?

27

58

Готовы ли Вы оказывать помощь в  карьере выпускников?

10

77

Готовы ли Вы к кооперации с вузом  в области образования и науки?

14

76

Готовы ли вы оказать спонсорскую  помощь?

1,5

94


 

Следующий вопрос  работы – какие факторы и инструменты  влияют на формирование и использование  лояльности выпускников как во время, так и после учебы.

В этой связи необходимо отметить, что удовлетворенность  выпускников своим пребыванием  в вузе в целом достаточно неплохая – средний балл 7,6 (доля оценок 9 и 10 – 34%, 6 баллов и ниже – 28%). Наибольшая удовлетворенность отмечается в области отношений с людьми в вузе (средний балл 7,8) и качеством обучения (7,5). Наименьшая удовлетворенность – возможностями трудоустройства (6,5), участием в научной деятельности (6,4), поддержкой студенческих инициатив со стороны администрации вуза (6,1), участием в развитии учебного процесса (6,0) и особенно - участием в международной деятельности (4,6). По последним пяти позициям доля оценивших удовлетворенность на 9 и 10 баллов находится в пределах 10-25%; доля же поставивших 6 баллов и менее  составляет 55-80%. Уровень доверия к вузу в целом оценен в 7,6 баллов.

Таким образом, наиболее слабые места в деятельности вузов, существенно  снижающие общую удовлетворенность, связаны с интеграцией студентов, с их вовлечением в жизнь вуза, в совершенствование образования, в научную и международную  работу.

Важное значение для  формирования лояльности к вузу имеют  вовлеченность выпускников и  барьеры переключения. Вовлеченность  в товарную категорию «услуги  в области высшего профессионального  образования» по данным нашего опроса является скорее высокой: оценка важности обучения в среднем составила 7,6 по 10-балльной шкале; оценка уровня риска  – 6,5; уровень позитивности эмоций (удовольствия), связанных с жизнью в вузе, был  оценен на 7,8 баллов. Барьеры переключения оцениваются скорее как низкие: значение когнитивных барьеров оценено в  среднем в 6,6 баллов, территориальной  близости  - в 5,4 балла, моральных  обязательств – 4,6 баллов. Это значит, что для формирования лояльности выпускников особое значение имеет  их приверженность вузу.

Какие события и инструменты  повлияли на формирование удовлетворенности  выпускников обучением в вузе,  на формирование эмоциональных и  когнитивных аспектов отношения  к вузу? Оценка эмоций, связанных  с вузом, проводилась нами по 10-балльной шкале, где 10 означало крайне позитивные эмоции, удовольствие; 5 – отсутствие выраженных эмоций; 1 – выраженные негативные эмоции. С эмоциональной точки зрения жизнь в вузе в целом была оценена на 7,8 баллов. Средние по выборке оценки выше 7 баллов получили общение с другими студентами (8,1), общение с преподавателями и сотрудниками, контакты с яркими личностями среди персонала вуза, события в рамках учебного процесса, культурные, спортивные и прочие мероприятия.  Наиболее низкие оценки получили реклама вуза (5,7), представительство вуза в Интернет (5,6), а также события в сфере международной деятельности (5,0).  

Отсюда следует, по крайней  мере, три вывода. Во-первых, основные позитивные эмоции в вузе связаны  с общением, а это значит, что  возможности для такого общения  необходимо развивать. Во-вторых, следует  обратить особое внимание на улучшение  эмоциональной насыщенности рекламно-информационной составляющей деятельности вуза. Наконец, самое слабое место в эмоциональном  плане – международная деятельность, в которой большинство студентов  просто не принимало участия.

Кроме эмоций, на удовлетворенность  влияет когнитивная оценка преимуществ  вуза перед конкурентами. Оценка воспринятых  выпускниками преимуществ производилась  по 10-балльной шкале, где 10 означало, что  вуз намного превосходит конкурентов; 5 – примерно такой же; 1 – намного  уступает конкурентам. Средняя оценка превосходства составила 5,8. Несколько  выше среднего превосходство оценивалось  по таким позициям, как яркие личности среди персонала вуза (6,3), отношение  преподавателей и сотрудников к  студентам (6,2), качество образования (6,0). Замыкающая тройка факторов – деятельность вуза в Интернет (5,2), международная  деятельность (5,1) и реклама (5,0). Это  означает, что в большинстве своем  выпускники не видят у своего вуза ни особых преимуществ, ни недостатков, считают его примерно таким же, как все. Это негативный момент с  точки зрения формирования лояльности. Вуз должен уметь профилироваться, формировать сильные позиции, развивать  и пропагандировать их.

Кроме событий во время  обучения, на лояльность выпускников  влияет их мнение о состоянии вуза в настоящее время. Это мнение оценивалось через согласие выпускников  с рядом высказываний об их вузе по 10-балльной шкале (10- абсолютно согласен, 1 – совершенно не согласен). Наиболее благоприятным является мнение выпускников  о научном и кадровом потенциале (6,7), лидерстве на рынке образования (6,0) и престижности образования (5,8) в своем вузе. Несколько хуже оценивается  способность вуза одерживать победы в различных конкурсах (5,7), внешний  вид и интерьер зданий (5,6), а также  активность вуза по вовлечению своих  выпускников во взаимодействие (5,0). Наконец, наименьшие оценки получили реклама  вуза (4,9) и материалы о вузе в  СМИ (4,9). И вновь рекламно-информационная деятельность вузов оценивается  выпускниками наиболее низко, что говорит  о необходимости ее активного  совершенствования.

Наконец, выпускникам был  задан вопрос об их заинтересованности в различных формах взаимодействия с вузом (10 баллов – очень заинтересованы, 1 – совершенно не заинтересованы). Наибольший интерес вызвали четыре варианта: использование ресурсов вуза – баз данных, библиотек и т.д. (5,8); дополнительное образование (5,6); участие  в мероприятиях для выпускников (5,5); доступ к базе данных выпускников (5,4). Наименьшие оценки получили льготы при покупке продукции кооперирующихся  с вузом фирм (4,4); кураторство  над студентами (4,4); использование  помещений вуза для проведения своих  мероприятий (4,1); приобретение продукции  с символикой вуза.

          Следующим этапом в исследовании  выпускников – оценка связи  между ответами выпускников по  вопросам, отражающим их удовлетворенность  обучением и реальными действиями, на которые способны выпускники. На данном этапе с помощью  программы SPSS были подсчитаны показатели корреляции Пирсона. Полученные коэффициенты были проанализированы  в соответствии со шкалой:

0,1 -0,3- слабая  корреляционная связь;

0,3 – 0,5 –  умеренная корреляционная связь; 

0,5 – 0,7 –  заметная корреляционная связь; 

0,7 – 0,9 –  высокая корреляционная связь; 

0,9 – 0,99 –  весьма высокая корреляционная  связь. 

Данная шкала  является универсальной при проведении КРА.

Не наблюдалось  ответов со связью более 0,7, поэтому  можно предположить о чрезмерной изменчивости окружающей экономической  и политической среды в УР, вследствие чего  выпускники не могут абсолютно  точно прогнозировать свое поведение  даже на ближайший промежуток времени.

Большое влияние  на то, как будет действовать выпускник  после обучения в вузе, оказывает  удовлетворённость этого человека процессом жизни в вузе. Жизнь в вузе зависит от большинства факторов: учебная и внеучебная деятельность, окружающая обстановка, дизайн и даже социально-политический климат в УР. На удовлетворённость будут влиять такие факторы, как удовлетворённость учебным процессом, внеучебной деятельностью, международной деятельностью выпускника, отношениями в вузе, возможность трудоустройства после завершения обучения и др. Все опрашиваемые выпускники, если бы был шанс вернуться в вуз, то они, вероятно, вернулись бы в свой, выбранный ранее, университет. Эту вероятность доказывает достаточно заметная связь с удовлетворенностью (0,483). Единственным слабым звеном выступает международная деятельность – это означает, что УР в целом имеет слабую связь с иностранными коллегами, по крайней мере, для выпускников, окончивших вуз более 20 лет назад. На современный момент жизни всех вузов УР можно отметить налаживание отношений с иностранными вузами.

Но по сравнению  с вопросом  «Если бы можно  было вернуть время, пошли ли бы Вы снова учиться в данный вуз?»  вопрос «Пошли бы Вы учиться в данный вуз, если в дальнейшем потребуется  второе высшее образование, магистратура и т.д.?» не включает такие факторы как поддержка студенческих инициатив от администрации вуза, внеучебная жизнь и возможности трудоустройства, карьеры. Вероятно, что данные факторы повлияют на решение выпускника, при условии, что будут на должном уровне все остальные представленные факторы, влияющие на удовлетворённость.

На рекомендации со стороны выпускников влияют качество обучения (0,522) и удовлетворённость  в целом (0,558). Слабая связь проявляется  с факторами  участие студентов  в развитии учебного процесса, поддержка  студенческих инициатив от администрации  вуза, участие в международной  деятельности, внеучебная деятельность и возможности трудоустройства, карьеры.

Вступление  в ассоциацию выпускников имеет  слабую связь с карьерой и трудоустройством (0,185). Можно прийти к выводу, что  если выпускник не доволен своей  специальностью, полученной в ВУЗе, то не следует ожидать от него вступления в ассоциацию выпускников.

Является  заметной связью вопроса «Хотели  ли бы Вы, чтобы Ваши дети учились  в данном вузе?» с такими факторами  как: удовлетворённость в целом (0,454), удовлетворённость учебным процессом (0,425-организацией учебным процессом  и 0,484 – качеством обучения),  отношениями  в вузе (0,333), участие в научной  деятельности (0,435). Если студент в  процессе обучения не почувствует влияние  вышеназванных факторов, то в будущем  это снизит возможное число абитуриентов в вузе.

Аналогичный интерес представляет связь между  участием в жизни вуза и готовностью с ним взаимодействовать (таблица 9). Поскольку участие в жизни вуза студентов создает определенную базу связей между людьми, эмоций и перспектив трудоустройства после окончания обучения, то именно разнообразие в жизнедеятельности студентов в университетах и будет влиять на дальнейшую готовность выпускников взаимодействовать с вузом.

 

Таблица 9.

Корреляционная  связь между участием в жизни  вуза и готовностью с ним взаимодействовать

 

Готовы ли Вы при необходимости  оказать спонсорскую помощь данному  вузу?

Готовы ли Вы содействовать в трудоустройстве  в Вашей организации выпускников  данного вуза?

Готовы ли Вы к кооперации с вузом  в научной и образовательной  сфере (научные исследования, Ваше участие  в образовательном процессе и  т.д.)?

В ассоциации выпускников (неформальное объединение выпускников при  вузе)

0,225

0,218

0,182

Личные и деловые контакты с  сотрудниками вуза

0,172

0,278

0,468

В мероприятиях, проводимых вузом

0,347

0,289

0,422

В социальных сетях, форумах и т.д., связанных с вузом


0,423

0,399

0,378

Оказание спонсорской помощи

0,249

0,088

0,117

Поддержка в трудоустройстве в  Вашей организации выпускников  данного вуза

0,120

0,393

0,321

Участие в образовательном процессе данного вуза

0,090

0,203

0,494

Совместные научные или прикладные исследования с данным вузом

0,100

0,104

0,403


 

По мнению выпускников, спонсорская помощь может  быть оказана вузу, если в процессе обучения выпускники активно участвовали  в жизни вуза: в мероприятиях, проводимых вузом, общение в социальных сетях и форумах, связанных с  вузом.

На готовность трудоустройства в организации  – места работы выпускника оказывает  влияние наличие возможности  трудоустройства и наличие рабочих  мест (Поддержка в трудоустройстве  в организации выпускников данного  вуза – 0,393).

Наиболее  экстенсивная связь наблюдается  при готовности выпускника к кооперации с вузом в научной и образовательной  сфере. С данной готовность связаны:  личные и деловые контакты с сотрудниками вуза; мероприятия, проводимые вузом; социальные сети и форумы, связанные с вузом; участие в образовательном процессе данного вуза, уже имеющиеся совместные научные или прикладные исследования с данным вузом в период обучения в нём. Корреляционная связь между уровнем возможности выпускника и готовностью взаимодействовать с вузом представлена в таблице 10.

Таблица 10.

Корреляционная  связь между уровнем возможности  выпускника и готовностью взаимодействовать с вузом

 

Готовы ли Вы при необходимости  оказать спонсорскую помощь данному  вузу?

Готовы ли Вы содействовать в трудоустройстве  в Вашей организации выпускников  данного вуза

Готовы ли Вы к кооперации с вузом  в научной и образовательной  сфере (научные исследования, Ваше участие  в образовательном процессе и  т.д.)?

Количество людей, на которых Вы влияете 

0,196

0,369

0,402

Известность, общественная популярность

0,244

0,275

0,397

Знания, полезные для  развития образования в вузе


0,223

0,443

0,563

Финансовые возможности для спонсорства, благотворительности

0,328

0,116

0,173

Возможности трудоустройства молодых  специалистов

0,154

0,524

0,365

Возможности  привлечения специалистов вуза для проведения исследований

0,196

0,386

0,510


 

На готовность оказать спонсорскую помощь вузу прежде всего влияет наличие финансовых возможностей для спонсорства, благотворительности. На содействие в трудоустройстве  соответственно наличие возможности  трудоустройства, вызванное наличием свободных мест на месте работы выпускника и занимаемой должностью. Помимо этого, на содействие в трудоустройстве  влияют такие возможности выпускника, как:  возможности  привлечения  специалистов вуза для проведения исследований; знания, полезные для развития образования  в вузе и количество подчиненных  работников выпускнику и тех работников, на которых он влияет. Дл того, чтобы  выпускник был готов  к кооперации с вузом в научной и образовательной  сфере, у него должны быть следующие  возможности: в первую очередь знания, полезные для развития образования  в вузе и возможности  привлечения  специалистов вуза для проведения исследований. Также могут быть возможности  трудоустройства молодых специалистов; известность, общественная популярность; количество подчиненных работников выпускнику и тех работников, на которых выпускник влияет.

Информация о работе Социологическое исследование трудового коллектива предприятия