Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа
Одним из основных факторов успеха любой организации являются устойчивые взаимоотношения с клиентами («клиентский капитал»). В настоящее время вузы должны обратить особое внимание на отношения со своими клиентами - абитуриентами, студентами, выпускниками, работодателями.
Актуальность такой позиции взаимоотношений с абитуриентами, студентами, выпускниками для российских вузов определяется следующим.
Введение
1. Социологический опрос как метод социологического исследования.
1.1. Вид социологического исследования, его программа и методы.
1.2. Этапы проведения социологического опроса.
2. Субъекты социологического опроса.
3. Основные направления развития взаимоотношений с выпускниками вузов.
3.1. Использование программного комплекса SPSS для подготовки и обработки данных по социологическому опросу.
3.2. Основные выводы и рекомендации.
Заключение
Список литературы
Приложение
Анализ намерений выпускников показал следующее (таблица 8). Лояльность выпускников в целом достаточно высока, почти половина из них наверняка готова рекомендовать свой вуз, пройти в нем обучение снова, направить туда своих детей. Доля тех, кто наверняка готов вступить в ассоциацию выпускников, оказывать помощь в карьере студентам вуза, кооперироваться с вузом в науке и образовании существенно выше доли тех, кто это активно делает в настоящее время. Это говорит о том, что лояльность и мотивированность выпускников используется вузами не до конца. Особое место занимают намерения в области спонсорства – число тех, кто готов к нему, очень невелико. Впрочем, здесь необходимо учесть, что спонсорство является скорее вершиной развития отношений с выпускниками, и его непросто заслужить, особенно учитывая крайне низкую активность работы вузов Ижевска в этой области.
Таблица 8.
Намерения выпускников в области взаимодействия с вузом
Намерения выпускников |
Доля оценок 9 и 10 |
Доля оценок 6 и ниже |
Если бы можно было вернуть время, пошли ли бы Вы снова учиться в данный вуз? |
44 |
32 |
Будете ли Вы рекомендовать обучение в данном вузе своим знакомым, друзьям, родственникам? |
46 |
35 |
Пошли бы Вы учиться в данный вуз, если в дальнейшем потребуется второе высшее образование, магистратура и т.д.? |
41 |
35 |
Хотели ли бы Вы, чтобы Ваши дети учились в данном вузе? |
38 |
45 |
Вступили ли бы Вы в ассоциацию (неформальное объединение) выпускников вуза? |
27 |
58 |
Готовы ли Вы оказывать помощь в карьере выпускников? |
10 |
77 |
Готовы ли Вы к кооперации с вузом в области образования и науки? |
14 |
76 |
Готовы ли вы оказать спонсорскую помощь? |
1,5 |
94 |
Следующий вопрос работы – какие факторы и инструменты влияют на формирование и использование лояльности выпускников как во время, так и после учебы.
В этой связи необходимо отметить, что удовлетворенность выпускников своим пребыванием в вузе в целом достаточно неплохая – средний балл 7,6 (доля оценок 9 и 10 – 34%, 6 баллов и ниже – 28%). Наибольшая удовлетворенность отмечается в области отношений с людьми в вузе (средний балл 7,8) и качеством обучения (7,5). Наименьшая удовлетворенность – возможностями трудоустройства (6,5), участием в научной деятельности (6,4), поддержкой студенческих инициатив со стороны администрации вуза (6,1), участием в развитии учебного процесса (6,0) и особенно - участием в международной деятельности (4,6). По последним пяти позициям доля оценивших удовлетворенность на 9 и 10 баллов находится в пределах 10-25%; доля же поставивших 6 баллов и менее составляет 55-80%. Уровень доверия к вузу в целом оценен в 7,6 баллов.
Таким образом, наиболее слабые
места в деятельности вузов, существенно
снижающие общую
Важное значение для
формирования лояльности к вузу имеют
вовлеченность выпускников и
барьеры переключения. Вовлеченность
в товарную категорию «услуги
в области высшего
Какие события и инструменты повлияли на формирование удовлетворенности выпускников обучением в вузе, на формирование эмоциональных и когнитивных аспектов отношения к вузу? Оценка эмоций, связанных с вузом, проводилась нами по 10-балльной шкале, где 10 означало крайне позитивные эмоции, удовольствие; 5 – отсутствие выраженных эмоций; 1 – выраженные негативные эмоции. С эмоциональной точки зрения жизнь в вузе в целом была оценена на 7,8 баллов. Средние по выборке оценки выше 7 баллов получили общение с другими студентами (8,1), общение с преподавателями и сотрудниками, контакты с яркими личностями среди персонала вуза, события в рамках учебного процесса, культурные, спортивные и прочие мероприятия. Наиболее низкие оценки получили реклама вуза (5,7), представительство вуза в Интернет (5,6), а также события в сфере международной деятельности (5,0).
Отсюда следует, по крайней
мере, три вывода. Во-первых, основные
позитивные эмоции в вузе связаны
с общением, а это значит, что
возможности для такого общения
необходимо развивать. Во-вторых, следует
обратить особое внимание на улучшение
эмоциональной насыщенности рекламно-информационной
составляющей деятельности вуза. Наконец,
самое слабое место в эмоциональном
плане – международная
Кроме эмоций, на удовлетворенность
влияет когнитивная оценка преимуществ
вуза перед конкурентами. Оценка воспринятых
выпускниками преимуществ производилась
по 10-балльной шкале, где 10 означало, что
вуз намного превосходит
Кроме событий во время
обучения, на лояльность выпускников
влияет их мнение о состоянии вуза
в настоящее время. Это мнение
оценивалось через согласие выпускников
с рядом высказываний об их вузе
по 10-балльной шкале (10- абсолютно согласен,
1 – совершенно не согласен). Наиболее
благоприятным является мнение выпускников
о научном и кадровом потенциале
(6,7), лидерстве на рынке образования
(6,0) и престижности образования (5,8)
в своем вузе. Несколько хуже оценивается
способность вуза одерживать победы
в различных конкурсах (5,7), внешний
вид и интерьер зданий (5,6), а также
активность вуза по вовлечению своих
выпускников во взаимодействие (5,0).
Наконец, наименьшие оценки получили реклама
вуза (4,9) и материалы о вузе в
СМИ (4,9). И вновь рекламно-
Наконец, выпускникам был
задан вопрос об их заинтересованности
в различных формах взаимодействия
с вузом (10 баллов – очень заинтересованы,
1 – совершенно не заинтересованы).
Наибольший интерес вызвали четыре
варианта: использование ресурсов вуза
– баз данных, библиотек и т.д.
(5,8); дополнительное образование (5,6); участие
в мероприятиях для выпускников
(5,5); доступ к базе данных выпускников
(5,4). Наименьшие оценки получили льготы
при покупке продукции
Следующим этапом в
0,1 -0,3- слабая корреляционная связь;
0,3 – 0,5 –
умеренная корреляционная
0,5 – 0,7 –
заметная корреляционная связь;
0,7 – 0,9 – высокая корреляционная связь;
0,9 – 0,99 – весьма высокая корреляционная связь.
Данная шкала является универсальной при проведении КРА.
Не наблюдалось ответов со связью более 0,7, поэтому можно предположить о чрезмерной изменчивости окружающей экономической и политической среды в УР, вследствие чего выпускники не могут абсолютно точно прогнозировать свое поведение даже на ближайший промежуток времени.
Большое влияние
на то, как будет действовать
Но по сравнению с вопросом «Если бы можно было вернуть время, пошли ли бы Вы снова учиться в данный вуз?» вопрос «Пошли бы Вы учиться в данный вуз, если в дальнейшем потребуется второе высшее образование, магистратура и т.д.?» не включает такие факторы как поддержка студенческих инициатив от администрации вуза, внеучебная жизнь и возможности трудоустройства, карьеры. Вероятно, что данные факторы повлияют на решение выпускника, при условии, что будут на должном уровне все остальные представленные факторы, влияющие на удовлетворённость.
На рекомендации со стороны выпускников влияют качество обучения (0,522) и удовлетворённость в целом (0,558). Слабая связь проявляется с факторами участие студентов в развитии учебного процесса, поддержка студенческих инициатив от администрации вуза, участие в международной деятельности, внеучебная деятельность и возможности трудоустройства, карьеры.
Вступление в ассоциацию выпускников имеет слабую связь с карьерой и трудоустройством (0,185). Можно прийти к выводу, что если выпускник не доволен своей специальностью, полученной в ВУЗе, то не следует ожидать от него вступления в ассоциацию выпускников.
Является
заметной связью вопроса «Хотели
ли бы Вы, чтобы Ваши дети учились
в данном вузе?» с такими факторами
как: удовлетворённость в целом (0,454),
удовлетворённость учебным
Аналогичный интерес представляет связь между участием в жизни вуза и готовностью с ним взаимодействовать (таблица 9). Поскольку участие в жизни вуза студентов создает определенную базу связей между людьми, эмоций и перспектив трудоустройства после окончания обучения, то именно разнообразие в жизнедеятельности студентов в университетах и будет влиять на дальнейшую готовность выпускников взаимодействовать с вузом.
Таблица 9.
Корреляционная
связь между участием в жизни
вуза и готовностью с ним
Готовы ли Вы при необходимости оказать спонсорскую помощь данному вузу? |
Готовы ли Вы содействовать в |
Готовы ли Вы к кооперации с вузом в научной и образовательной сфере (научные исследования, Ваше участие в образовательном процессе и т.д.)? | |
В ассоциации выпускников (неформальное объединение выпускников при вузе) |
0,225 |
0,218 |
0,182 |
Личные и деловые контакты с сотрудниками вуза |
0,172 |
0,278 |
0,468 |
В мероприятиях, проводимых вузом |
0,347 |
0,289 |
0,422 |
В социальных сетях, форумах и т.д., связанных с вузом |
0,423 |
0,399 |
0,378 |
Оказание спонсорской помощи |
0,249 |
0,088 |
0,117 |
Поддержка в трудоустройстве в Вашей организации выпускников данного вуза |
0,120 |
0,393 |
0,321 |
Участие в образовательном процессе данного вуза |
0,090 |
0,203 |
0,494 |
Совместные научные или |
0,100 |
0,104 |
0,403 |
По мнению выпускников, спонсорская помощь может быть оказана вузу, если в процессе обучения выпускники активно участвовали в жизни вуза: в мероприятиях, проводимых вузом, общение в социальных сетях и форумах, связанных с вузом.
На готовность
трудоустройства в организации
– места работы выпускника оказывает
влияние наличие возможности
трудоустройства и наличие
Наиболее
экстенсивная связь наблюдается
при готовности выпускника к кооперации
с вузом в научной и
Таблица 10.
Корреляционная
связь между уровнем
Готовы ли Вы при необходимости оказать спонсорскую помощь данному вузу? |
Готовы ли Вы содействовать в |
Готовы ли Вы к кооперации с вузом в научной и образовательной сфере (научные исследования, Ваше участие в образовательном процессе и т.д.)? | |
Количество людей, на которых Вы влияете |
0,196 |
0,369 |
0,402 |
Известность, общественная популярность |
0,244 |
0,275 |
0,397 |
Знания, полезные для развития образования в вузе |
0,223 |
0,443 |
0,563 |
Финансовые возможности для |
0,328 |
0,116 |
0,173 |
Возможности трудоустройства молодых специалистов |
0,154 |
0,524 |
0,365 |
Возможности привлечения специалистов вуза для проведения исследований |
0,196 |
0,386 |
0,510 |
На готовность
оказать спонсорскую помощь вузу
прежде всего влияет наличие финансовых
возможностей для спонсорства, благотворительности.
На содействие в трудоустройстве
соответственно наличие возможности
трудоустройства, вызванное наличием
свободных мест на месте работы выпускника
и занимаемой должностью. Помимо этого,
на содействие в трудоустройстве
влияют такие возможности выпускника,
как: возможности привлечения
специалистов вуза для проведения исследований;
знания, полезные для развития образования
в вузе и количество подчиненных
работников выпускнику и тех работников,
на которых он влияет. Дл того, чтобы
выпускник был готов к кооперации
с вузом в научной и
Информация о работе Социологическое исследование трудового коллектива предприятия