Социологическое исследование трудового коллектива предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных факторов успеха любой организации являются устойчивые взаимоотношения с клиентами («клиентский капитал»). В настоящее время вузы должны обратить особое внимание на отношения со своими клиентами - абитуриентами, студентами, выпускниками, работодателями.
Актуальность такой позиции взаимоотношений с абитуриентами, студентами, выпускниками для российских вузов определяется следующим.

Содержание

Введение
1. Социологический опрос как метод социологического исследования.
1.1. Вид социологического исследования, его программа и методы.
1.2. Этапы проведения социологического опроса.
2. Субъекты социологического опроса.
3. Основные направления развития взаимоотношений с выпускниками вузов.
3.1. Использование программного комплекса SPSS для подготовки и обработки данных по социологическому опросу.
3.2. Основные выводы и рекомендации.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик по исустс.docx

— 121.57 Кб (Скачать)

Остальные факторы рассматривались после проведения социологического опроса.

 Всего было получено 208 анкет от респондентов, проживающих  в Удмуртской республике. После  удаления неполных анкет осталось 202; из них для упрощения расчетов  в базу данных было введено  ровно 200. В выборке оказалось 46,5% мужчин и 53,5% женщин, 90% опрошенных закончили три крупнейших вуза Ижевска. Распределение респондентов по крупнейшим вузам представлено на рис. 1.

Рис.1. Распределение респондентов по крупнейшим вузам

Структура выборочной совокупности была задана методом квотирования со смещением от структуры генеральной  совокупности по ряду показателей. Смещение предпринято с целью более  тщательного изучения групп выпускников, оказывающих наибольшее влияние  на формирование клиентского капитала вуза.

Во-первых, упор был сделан на выпускниках очной формы обучения – их доля в выборке составила 148 человек, или 74%. По поводу заочников  была выдвинута гипотеза, что в  рамках этой формы обучения лояльность и мотивация фактически не формируется, поэтому в выборку включена лишь небольшая  группа заочников. Во-вторых, были заданы квоты по времени, которое  прошло после окончания вуза для  того, чтобы проследить различия в  поведении выпускников в зависимости  от данного фактора. По времени завершения учебы в выборке 24% окончили менее  чем 3 года назад, 27% завершили обучение от 3 до 10 лет назад, 27% - от 10 до 20 лет и 21% - более чем 20 лет назад.  В-третьих, выборка смещена относительно генеральной совокупности по характеристике «должность респондента», в ней сверхпропорционально представлены руководители: 4% опрошенных относятся к руководителям высшего звена, 18% - к руководителям среднего и 14% - низшего звена; остальные – рабочие, служащие, неработающие и т.д. Это сделано для того, чтобы сформировать достаточные группы для исследования лояльности и мотивации людей, обладающих значительными ресурсами (отметим, что для руководителей высшего звена этого сделать не удалось, их численность составляет всего лишь 8 человек). Направление профессионального обучения и форма обучения руководящих должностей представлены в таблицах 1 и 2 соответственно.

Таблица 1.

Распределение респондентов-руководителей по направлению профессионального обучения и занимаемой должности.

 

Направление профессионального обучения

экономика и управление

юриспруденция

техническое

естественнонаучное

медицинское

другое направление

 

 

руководитель низшего звена

6

 

 

12

3

2

4

 

 

руководитель среднего звена (или  малой организации)

13

2

14

2

2

3

 

 

руководитель высшего звена в  средней или крупной организации

1

1

3

1

1

1


 

Наибольшую долю опрашиваемых занимают руководители среднего звена  с техническим направлением профессионального  обучения. Количество руководителей, закончивших экономический факультет составляет 20 человек, это второй результат после технических факультетов (29 человек).

Таблица 2.

Распределение респондентов по форме обучения и занимаемой должности.

Ваша должность в настоящее  время

 

Ваша форма обучения

очная бюджетная

очная внебюджетная

заочная бюджетная

заочная внебюджетная

           

 

 

специалист, служащий

56

13

10

19

 

 

руководитель низшего звена

20

1

4

3

 

 

руководитель среднего звена (или  малой организации)

28

4

3

 

 

 

 

руководитель высшего звена в  средней или крупной организации

6

1

1

 

 

 

Согласно статистическим данным таблицы,  руководители отдают предпочтение очной бюджетной форме обучения, как и большинство респондентов. Наименее популярной оказалась заочная внебюджетная форма обучения.

Для презентации распределения должностей и по форме обучения, и по направлению профессионального обучения необходимо создать сводную таблицу 3 по данным факторам.

 

Таблица 3.

Распределение респондентов по направлению профессионального  обучения, форме обучения и занимаемой должности.

 

 

Ваша должность в настоящее  время

не работаю

специалист, служащий

руководитель низшего звена

рабочий

руководитель среднего звена (или  малой организации)

руководитель высшего звена в  средней или крупной организации

 

 

очная бюджетная форма обучения

 

экономика и управление

7

19

2

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

юриспруденция

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

техническое

2

12

12

2

11

3

 

 

 

 

 

 

естественнонаучное

1

11

3

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

медицинское

1

7

1

 

 

2

1

 

 

 
 

другое направление

 

 

6

2

 

 

3

1

 

 
 

 

 
             
 

очная внебюджетная

 

экономика и управление

2

7

1

 

 

3

 

 
 

форма обучения

               

 

 

 

 
 

юриспруденция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 
 

техническое

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 
             

 

 

 

 
 

естественнонаучное

 

 

3

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 
 

другое направление

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заочная бюджетная форма обучения

 

экономика и управление

4

3

2

1

1

1

 

 

 

 
 

юриспруденция

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

техническое

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 
 

естественнонаучное

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 
 

другое направление

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 
                 

 

 

заочная внебюджетная форма обучения

 

экономика и управление

3

11

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 
 

юриспруденция

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

техническое

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

медицинское

 

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

другое направление


 

 

Все опрошенные были также  классифицированы по количеству полученных  специальностей, независимо от вуза, формы обучения и направления профессионального обучения. При данном опросе не учитывалась разница между бакалавриатом и специалитетом. Полученные результаты представлены на рис. 2.

 

 

 

 

Рис.2. Распределение респондентов  по количеству полученных специальностей

 

 

Распределение респондентов по направлениям профессионального обучения представлено в таблице 4.

Таблица 4.

Распределение респондентов по направлению  профессионального обучения.

 

 Направления профессионального образования

Количество респондентов

Проценты

 

экономика и управление

80

40,0

 

 

юриспруденция

7

3,5

 

 

техническое

55

27,5

 

 

естественнонаучное

27

13,5

 

 

медицинское

13

6,5

 

 

другое направление

17

8,5

 

Не ответили

1

0,5

Всего

200

100,0


 

 

 

Большая часть  совокупной выборки представлена выпускниками экономических факультетов. Помимо представленных направлений, выпускники выбирали военное и гуманитарное направления профессионального обучения.

В целом генеральная  совокупность является разнообразной  по структуре и сложной по анализируемым  факторам и признакам (форма обучения, направлению профессионального  обучения, количеством полученных специальностей и т. д.). [5.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные  направления развития взаимоотношений  с выпускниками вузов.

3.1. Использование  программного комплекса SPSS для подготовки и обработки данных по социологическому опросу.

 

Результаты проведенного социологического опроса невозможно обработать вручную, поскольку данные представляют сложную базу взаимосвязанной информации. Благодаря сложности полученных данных и особенности социального опроса, его направленности на определенные категории респондентов, выводы имеют прикладной интерес для вузов УР.

Анализ данных проводился с использованием программы SPSS, с использованием корреляционно-регрессионного анализа и сводки данных в таблицы. В первом приближении  выводы по итогам социологического опроса заключаются в следующем.

Относительно значения выпускников для достижения целей  вузов выяснилось, что заметная их часть обладает существенными ресурсами.  Можно утверждать, что, по мнению опрошенных, влиянием на большое число людей  обладает около 7,5% из них; популярностью, общественной известностью - 4%; знаниями, полезными вузу-6,5%; финансовыми ресурсами - 1%; возможностями трудоустройства  молодых специалистов - 6,5%; возможностями  привлечения вуза для проведения научных исследований – 4,5%. Учитывая, что вузы Ижевска ежегодно выпускали 15-20 тысяч человек, речь может идти о сотнях, если не о тысячах людей, обладающих существенным объемом ценных для вуза ресурсов.

Изучение фактического поведения выпускников, представляющего  ценность для вузов, показало очень низкую их активность (таблица 5). Очевидно, что потенциал выпускников по большинству позиций используется далеко не полностью.  Достаточно упомянуть, что в выборке только  руководителей 36%, но при этом активное содействие в трудоустройстве выпускников своих вузов принимает только 5%; практически нет спонсоров и благотворителей, выпускники не проявляют интереса к мероприятиям вуза и его представительству в Интернет и т.д.

Таблица 5.

Взаимодействие выпускников  с вузами (%)

Форма участия

В целом по выборке

Постоянное (активное)

Время от времени

Участие в ассоциации выпускников

0

9

Контакты с сотрудниками вуза

10

20

Участие в мероприятиях вуза

2

16

Участие в социальных сетях, форумах и т.д.

2,5

12

Спонсорская помощь

0

3

Помощь в трудоустройстве  выпускников

5

10

Участие в образовательном  процессе

4,5

8,5

Совместные научные  исследования с вузом

2

8,5


 

Ещё одним моментом, выявленным в результате проведенного исследования, является финансирование обучения в  вузе. Выпускники бюджетной формы  обучения намного лояльнее и мотивированнее своих товарищей внебюджетной формы обучения. Данную закономерность отражает удовлетворенность обучением (таблица 6).

 

Таблица 6.

Удовлетворенность обучением  выпускников вуза

(средний балл по 10-балльной  шкале)

 

Бюджет

Внебюджет

Удовлетворенность в целом

7,72

7,18

Качеством обучения

7,64

7,04

Организацией учебного процесса

7,44

6,74

Участием студентов в развитии учебного процесса

5,97

6,20

Поддержкой студенческих инициатив  от администрации вуза

6,11

5,96

Участием в научной деятельности

6,57

5,92

Участием в международной деятельности

4,42

5,06

Культурной, спортивной и прочей внеучебной деятельностью

5,27

6,80

Отношениями с людьми, связями в  вузе

7,89

7,60

Возможностями трудоустройства, карьеры

6,64

6,00


 

Как и предполагалось, уровень участия в жизни вузов  выпускников заочной формы обучения существенно ниже, чем у закончивших  вуз очно, прежде всего за счет заочников, обучавшихся за свой счет (таблица 7). Это означает, что с точки зрения формирования клиентского капитала выпускники заочной формы, особенно «платники», в целом практически не имеют значения, их деятельность является выбитой из культурной жизни вузов. Они не являются, в большей степени, мотивированны и лояльны по отношению к собственному вузу. Работу с этой группой целесообразно ограничивать налаживанием взаимодействия с теми, кто достиг определенного положения.

 

Таблица 7.

Участие в жизни вуза выпускников очной и заочной  формы обучения (средний балл по 10-балльной шкале)

Формы участие в жизни вуза

Заочники

Очники

Личные и деловые контакты с  сотрудниками вуза

2,22

3,37

В мероприятиях, проводимых вузом 

1,57

2,23

В социальных сетях, форумах и т.д., связанных с вузом 

1,45

2,18

Поддержка в трудоустройстве в  Вашей организации выпускников  данного вуза

1,33

2,38

Участие в образовательном процессе данного вуза

1,26

2

В ассоциации выпускников (неформальное объединение выпускников при  вузе)

1,20

1,7

Совместные научные или прикладные исследования с данным вузом

1,16

1,85

Оказание спонсорской помощи

1,08

1,3

Информация о работе Социологическое исследование трудового коллектива предприятия