Социологическое исследование трудового коллектива предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных факторов успеха любой организации являются устойчивые взаимоотношения с клиентами («клиентский капитал»). В настоящее время вузы должны обратить особое внимание на отношения со своими клиентами - абитуриентами, студентами, выпускниками, работодателями.
Актуальность такой позиции взаимоотношений с абитуриентами, студентами, выпускниками для российских вузов определяется следующим.

Содержание

Введение
1. Социологический опрос как метод социологического исследования.
1.1. Вид социологического исследования, его программа и методы.
1.2. Этапы проведения социологического опроса.
2. Субъекты социологического опроса.
3. Основные направления развития взаимоотношений с выпускниками вузов.
3.1. Использование программного комплекса SPSS для подготовки и обработки данных по социологическому опросу.
3.2. Основные выводы и рекомендации.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик по исустс.docx

— 121.57 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  «Удмуртский государственный университет»

Институт  экономики и управления

Кафедра «Экономика и социологи труда»

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему «Социологическое исследование трудового коллектива предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр. 060200-51                                                                Г. И. Ибрагимова

Проверил:

к. э. н., доцент                                                                                   Т. В. Плетнева

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2011

Содержание

 

 

Введение

1. Социологический опрос как метод социологического исследования.

1.1. Вид социологического исследования, его программа и методы.

1.2. Этапы проведения социологического  опроса.

2. Субъекты социологического опроса.

3. Основные направления развития взаимоотношений с выпускниками вузов.

3.1. Использование программного комплекса SPSS для подготовки и обработки данных по социологическому опросу.

3.2. Основные выводы и рекомендации.

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

Введение

Одним из основных факторов успеха любой организации  являются устойчивые взаимоотношения  с клиентами («клиентский капитал»). В настоящее время вузы должны обратить особое внимание на отношения со своими клиентами - абитуриентами, студентами, выпускниками, работодателями.

Актуальность  такой позиции взаимоотношений с абитуриентами, студентами, выпускниками для российских вузов определяется следующим.

Во-первых, падением числа абитуриентов вследствие демографического кризиса 90-х гг. прошлого века. Сокращение количества выпускников школ продолжалось до 2011 года; но и после, в течение как  минимум 5-6 лет, численность абитуриентов будет находиться на низком уровне. В этих кризисных условиях устойчивые отношения с клиентами особенно нужны вузам для сохранения объемов финансирования, материального и кадрового потенциала как предприятия.

Во-вторых, с  введением уровневой системы  обучения у студентов после бакалавриата появляется выбор – где продолжать обучение в магистратуре. Выбор будет зависеть от лояльности к вузу (насколько сильно со стороны вуза студенты были мотивированны обучаться в нём), которая сформировалось за время бакалавриата.

В-третьих, согласно требованиям новых образовательных стандартов для повышения качества образования вузы обязаны обеспечить активное  участие работодателей в совершенствовании учебного процесса. Это сложно, и хорошие взаимоотношения с выпускниками способны помочь в данном деле.

В-четвертых, от того, какое количество выпускников  вуза занимает ключевых посты в организациях-работодателях, от их лояльности своему вузу зависят  перспективы трудоустройства выпускников вуза.

В-пятых, конкурентоспособность  вуза в решающей степени зависит  от его кадрового потенциала.  Вузы заинтересованы в том, чтобы наиболее одаренные выпускники продолжили свою карьеру в их стенах, а это зависит от лояльности выпускника, сформированной во время учебы.

Поэтому основной целью курсовой работы является определить, насколько лояльны и мотивированны  выпускники по отношению к своим  вузам. Задачами данной работы являются:

1. Провести  социологическое исследование на  данную тематику.

2. Определить «узкие места» вузов.

3. Дать общие рекомендации по развитию взаимоотношений с выпускниками вузов. 

Исходя из этого, появляется необходимость в проведении социологического исследования лояльности и «мотивированности» выпускников вузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социологический  опрос как метод социологического  исследования.

1.1. Вид социологического  исследования, его программа и  методы.

Социологическое исследование — это процесс, состоящий  из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных единой целью  — получение достоверных и своевременных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения и выявления тенденций развития.

Различают три  основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.  
Разведывательное исследование — это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.  
Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики — от 20 до 100 человек.  
Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.  
Описательное исследование — это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа — большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия или группы населения региона.  
В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации. [1.]

Самый серьезный  вид социологического исследования — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. [2.]

Исходя из определений, данное исследование является аналитическим, поскольку в процессе проведения исследования изучается  совокупность многих факторов, влияющих на лояльность и мотивированность выпускников.

В социологическом  исследовании можно выделить три  основных этапа:

1) разработка  программы и приемов (методов) исследования;

2) проведение  эмпирического исследования;

3) обработка  и анализ данных, формирование  выводов, составление отчета.

Программа социологического исследования — это один из важнейших  социологических документов, в котором  содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. На данном этапе выбирается метод социологического исследования, в рамках курсовой работы – опрос, поэтому также разрабатывается анкета; выбирается генеральная совокупность опроса, место и момент проведения опроса.

Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика — понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования. [2.]

Помимо социологического опроса, рассмотренного в следующем  пункте данной курсовой работы, существуют следующие  
методы социологического исследования:

Наблюдение  — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются.

Эксперимент — метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.

Анализ документов — один из широко применяемых и эффективных Методов сбора первичной информации. [3.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Этапы  проведения социологического опроса.

Опрос — метод сбора социологической информации — предусматривает:  
1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;  
2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию.

В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику, и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.

Основными видами опроса в зависимости  от письменной или устной формы общения  с респондентами являются анкетирование  и интервью. В их основе лежит  совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам, и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.  
Интервью — целенаправленная беседа, цель которой — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.

Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

Опрос, проведённый автором курсовой работы, основывался на анкетах. Пример анкеты находится в приложении. Данная анкета является полузакрытой.

При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.

 На первом этапе определяются теоретические предпосылки опроса:  
1) цели и задачи (представлены во введении курсовой работы);

2) проблема;

3) объект  и предмет; 

4) операционное  определение исходных теоретических  понятий, нахождение эмпирических  индикаторов. 

В ходе второго этапа обосновывается выборка, определяется:  
1) генеральная совокупность (те слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса);  
2) правила поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки.  
На третьем этапе обосновывается опросный лист (вопросник):

1) содержательная  репрезентация проблемы исследования  в формулировке вопросов, предназначенных респондентам;

2) обоснование  вопросника относительно возможностей  опрашиваемой совокупности как источника искомой информации;

3) стандартизация  требований и инструкций для  анкетеров и интервьюеров по  организации и ведению опроса, установлению контакта с респондентом, регистрации ответов;

4) обеспечение  предварительных условий для  обработки результатов на ЭВМ;

5) обеспечение  организационных требований к опросу.

В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются  опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители  различных социальных групп, деятельность которых непосредственно связана  с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

В специализированных опросах главный  источник информации — компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические  знания, жизненный опыт позволяют  делать авторитетные заключения.  
Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.  Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов — метод экспертных оценок. Социологический опрос в курсовой работе является специализированным, поскольку респондентами данного исследования стали выпускники вузов. [4.]

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Субъекты социологического опроса.

Социологический опрос  выпускников вузов проводился в  г. Ижевске в марте-апреле 2011 года. Сбор информации осуществлялся частично по электронной почте, частично путем личного интервью. Количество респондентов, объём генеральной совокупности, был определён исходя из целей социологического исследования, то есть все люди окончившие высшее профессиональное образование. Для выборочной совокупности с учетом полноты охвата было решено опросить респондентов с разным направлением образования, годом получения образования, полом, должностью и различным вузом, в котором респонденты получали ВПО. Для определения общего числа респондентов выборочной совокупности в соответствии с заказом опроса было выдвинуто несколько направления групп респондентов:

    1. Распределение по полу: 50% - женщины; 50% -  мужчины.
    2. Распределение по должности: 10% - руководители высшего звена; 15% - руководители среднего звена; 15% - руководители низшего звена; 60% - рабочие, служащие, специалисты. Такое требование было выдвинуто исходя из загруженности и малочисленности категории руководителей.
    3. Распределение по возрасту окончания вуза/вузов: менее 3 лет – 25%; от 3 до 10  – 25%; от 10 до 20 – 25%; более 20 лет – 25%. То есть имеет место равнодолевое распределение.
    4. По форме образования: очное – не менее 70 %; заочное – не более 30%. Данное распределение было сделано исходя из заказа опроса. По мнению заказчика, очная форма образования больше времени проводит в вузах, чем заочное, поэтому развитие мотивированности и лояльности выпускников очного образования представляет наибольший интерес для исследования. Это требование являлось гипотезой, и было включено в список для проверки мнения заказчика.

Информация о работе Социологическое исследование трудового коллектива предприятия