Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа
Мировая экономика- сложный механизм, быстро изменяющийся в соответствии с мировой коньюктурой . Динамика мирового развития определяется изменением доли отдельных государств или групп стран в производстве мирового валового внутреннего продукта, темпов роста экономики.
Введение 3
1.Международная торговля 4
1.1.Межднародная торговля в системе МЭО 4
1.2.Концепции международной торговли 4
1.3.Динамика территориально-товарной структуры международной торговли 7
1.4.Международная торговля услугами «Электронная торговля» 12
2.Машиностроение 13
2.1.Общее машиностроение 16
2.2.Электротехника и электроника 17
2.3.Транспортное машиностроение 19
3.Социально-экономическая характеристика Юго-Восточной Азии 23
3.1.Природные условия и ресурсы 23
3.2.Население 24
3.3.Общая характеристика хозяйства 26
3.4.Промышленность 27
3.5.Внешнеэкономические связи 27
Заключение 28
Список литературы 29
В 1948 r. американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера-Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами.
В концепциях торговли, основанных на модели Д. Рикардо с дополнениями Хекшера- Олина и Самуэльсона, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью которого можно сократить разрыв в уровне развития между странами.
Парадокс Леонтьева
Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в исследовании американского экономиста В. Леонтьева под названием «парадокс Леонтьева». Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом был более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил Всем существовавшим ранее представлениям об экономике США. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала И, в соответствии с теорией Хекшера-Олина, следовало, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары.
В последние годы открытие Леонтьева получило широкий резонанс. Многие экономисты из разных стран дискутировали на эту тему, разъясняя «парадокс Леонтьева». В итоге теория сравнительных преимуществ получила дальнейшее развитие путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию. К числу новых обстоятельств можно отнести следующие: неоднородность факторов производства, в первую очередь рабочей силы, различающейся по уровню квалификации. Согласно этому обстоятельству избыток в стране значительного количества высокоорганизованной и неквалифицированной рабочей силы ведет к экспорту сложных изделий. В то время как преобладание неквалифицированного труда в структуре занятого населения склоняет экономику страны к производству и экспорту продукции, не требующей высокого уровня квалификации;
значительную роль природных ресурсов, которые могут быть задействованы в производстве только вкупе с большими объемами капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в известной степени объясняет, почему экспорт из развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах не является относительно избыточным фактором производства;
• влияние на международную специализацию внешнеторговой политики государств. Государство может ограничивать импорт
И стимулировать производство внутри Страны И экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.
«Альтернативные» теории международной торговли.
Существенные изменения, происходящие в системе мирового хозяйства и международных отношений в послевоенный период, привели к возникновению ряда факторов, которые не всегда вписываются в классическую теорию сравнительных преимуществ. Эти новые факторы не столько отвергают классическую теорию, сколько в той или иной степени отражают новые реалии МЭО.
Одной из современных теорий международной торговли является концепция «технологического разрыва» (Г. Хафбауэр, Р. Вер-нон - США). При анализе внутриотраслевого обмена странами со сходной экономической структурой авторы этой концепции заостряют внимание на временном разрыве в производстве и экспорте одних и тех же изделий в различных странах. Специализация при таком подходе определяется последовательностью начала производства изделий в разных странах с использованием тех факторов производства, которые позволяют в условиях их разновременного выхода на мировой рынок занимать прочные позиции. Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные преимущества над другими, вследствие монополии на рынке данного товара, и обеспечивает удовлетворение как внутреннего потребления, так и внешнего спроса.
Появление нового продукта в той или иной стране объясняется различиями в научно-техническом потенциале, уровне квалификации рабочей силы (в том числе и величине заработной платы), в степени восприятия производственным аппаратом достижений научно-технического прогресса. С середины 60-х гг. экономисты западных стран (Р. Вернон, Дж. Кравис, Л. Уэлс и др.) активно развивают теорию «жизненного цикла продукта». Эта теория объясняет развитие мировой торговли готовой продукцией на основе этапов ее жизни на рынке. Движение на рынке нового продукта проходит несколько фаз: появление, рост спроса, его насыщение, спад. Переход продукта из одной стадии в другую создает новые. возможности для размещения производства в разных странах с разной степенью обеспеченности необходимыми условиями производства, так как меняется характер производства, требуемый уровень квалификации рабочей силы и т.п.
Эффект масштабности
Некоторые экономисты раскрывают механизм международной торговли, используя эффект масштабности производства. Сторонниками такого подхода наряду с Б. Олином, активно формировавшим эту теорию, являются Р. Дризе, П. Крюгман, Г. Хафбауэр и др. Суть этой теории в том, что страна с большим внутренним рынком будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве. Международная торговля позволяет расширять рынок сбыта, формировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. Страна с небольшим внутренним рынком производства будет концентрироваться на выпуске продукции, не требующей особых преимуществ в масштабе, т.е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены.
Теория эффекта масштабности производства также не является универсальной, поскольку рассматривает лишь часть номенклатуры внешней торговли. К тому же реализация эффекта масштаба производства связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, превращающихся в монополистов. Соответственно меняется структура рынков и механизм их функционирования. Они становятся олигополистическими со свойственной им монополистической конкуренцией, что мешает развитию международной торговли на принципах либерализации международных экономических отношений.
Успешную
попытку выявить новые факторы,
определяющие развитие современной международной
торговли, сделал американский экономист
М. Портер. В своих работах, посвященных
изучению международной конкуренции',
он выделяет четыре главных параметра,
определяющих развитие современной внешней
торговли крупнейших промышленно развитых
стран: факторы производства;
1.3.Динамика территориально-товарной структуры международной торговли
Факторы
роста международной
торговли
Со второй половины 20 века международный обмен, по выражению М. Пебро, приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. В перид1950 ПО 1994 г. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 г. можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Именно в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта. В 70-х гг. он несколько снизился (до 5%). В конце 80-х гг. мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После временного спада в начале 90-х гг., во второй половине 90-х гг., международная торговля вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы (7-9%).
На достаточно стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов:
стабилизация межгосударственных отношений в условиях мира;
развитие
МРТ и интернационализация
НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
активная деятельность международных корпораций на мировом рынке;
возникновение новой коммерческой реальности - общемирового рынка для стандартизированных товаров;
регулирование международной торговли посредством международных торговых ассоглашений, принятых в рамках ГАТТВТО;
деятельность
международных финансово-
стабилизирующая деятельность Мирового банка в отношении мировой экономики;
либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование «свободных экономические зон
развитие
процессов торгово-
получение политической независимости бывшими колониальными странами.Выделение из их числа стран с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.
Быстрый рост мировой торговли в середине 90-х гг. связан в основном с резким ростом импорта США, Италии, Канады, Испании, расширением торговли внутри группы стран ОЭСР, а также с улучшением хозяйственной конъюнктуры в развитых странах (кроме Японии) на Дальнем Востоке и в Латинской Америке.
Если ликвидация торговых барьеров успешно продолжится, то емкость рынка товаров будет расти в среднем на 6% ежегодно в течение десяти ближайших лет (с 1996 г.). Это будет самым высоким показателем с 60-х гг. Торговля же в сфере услуг будет увеличиваться ещё более высокими темпами, чему немало способствуют успехи информатики и связи.
Неравномерное
развитие Торговли
Со второй половины 20 в. Заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли ряда промышленно развитых стран. Это повлияло на соотношение сил между ними на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. Так, если в 1953 г. на долю этой страны приходилось 1/5 всего мирового экспорта, то в 1990 г. - только 1/8. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его.
Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 90-е гг. западная Европа - главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в четыре раза превышает экспорт США.
В 80-х гг.
значительный рывок в сфере международной
торговли сделала Япония. В 1983 г. она впервые
вышла на первое 'место в мире по экспорту
машин и оборудования. Японии значительно
опережает все страны по вывозу автомобилей,
бытовой электроники и др. Треть японского
экспорта приходится на США. Дефицит США
в торговле с Японией в 90-е гг. находится
на уровне 50-60 млрд
долл. в год.
Уменьшение доминирующей роли США в международной торговле в известной степени было связано со снижением конкурентоспособности американского производства. С конца 80-х до середины 90-х гг. из 200 крупных международных коммерческих сделок, право участвовать в которых оспаривали США, американские компании потерпели неудачу почти в половине из них. Именно в этот период Япония стала выбиваться в лидеры по международной конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» - Сингапур, Гонконг (Сянган), Тайвань. Однако к середине 90-х гг. США вновь выходят на лидирующие позиции в мире конкурентоспособности.
Правительство США в первой половине 90-х гг. предприняло ряд мер, дающих американским компаниям возможность повысить уровень своей конкурентоспособности на мировом рынке. В частности, был создан координационный комитет по содействию торговле. В 1992-1994 гг. была организована сеть информационных комитетов и рабочих групп, которые участвуют в решении широкого круга вопросов: от экспортного финансирования до поддержки деятельности американских малых фирм на зарубежных рынках.
В соответствии с авторитетным международным рейтингом по конкурентоспособности стран в середине 90-х гг. лидировали США, за ними вплотную идет Сингапур, Гонконг (Сянган), а также Япония, которая на протяжении шести лет занимала первое место. На 17-м месте Франция, на 34-м - Китай, на 40-м - Турция. В самом конце списка - Греция, Мексика, Польша, Венгрия и Венесуэла. Й наконец, Россия - последняя, на 48-м месте.
Информация о работе Социально-экономическая характеристика Юго-Восточной Азии