Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа
Мировая экономика- сложный механизм, быстро изменяющийся в соответствии с мировой коньюктурой . Динамика мирового развития определяется изменением доли отдельных государств или групп стран в производстве мирового валового внутреннего продукта, темпов роста экономики.
Введение 3
1.Международная торговля 4
1.1.Межднародная торговля в системе МЭО 4
1.2.Концепции международной торговли 4
1.3.Динамика территориально-товарной структуры международной торговли 7
1.4.Международная торговля услугами «Электронная торговля» 12
2.Машиностроение 13
2.1.Общее машиностроение 16
2.2.Электротехника и электроника 17
2.3.Транспортное машиностроение 19
3.Социально-экономическая характеристика Юго-Восточной Азии 23
3.1.Природные условия и ресурсы 23
3.2.Население 24
3.3.Общая характеристика хозяйства 26
3.4.Промышленность 27
3.5.Внешнеэкономические связи 27
Заключение 28
Список литературы 29
Что такое услуги
Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:
Деловые услуги - 46 отраслевых видов услуг.
Услуги связи -- 25 видов.
Строительные и инжиниринговые услуги - 5 видов.
Дистрибьюторские услуги 5 видов.
Общеобразовательные услуги - 5 видов.
Услуги по защите окружающей среды -- вида.
Финансовые услуги, включая страхование, - 17 видов.
Услуги по охране здоровья и социальные услуги -- 4 вида.
Туризм и путешествия - 4 вида.
Услуги в области организации досуга, культуры и спорта -
5 видов.
Транспортные услуги 33 вида.
Прочие услуги.
Доля услуг в мировой торговле
В странах ОЭСР доля услуг в ВВП за последние два десятилетия возросла с 56 до 68%. В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки доля этого сектора также поднялась до 55% ВВП. Статистические данные о динамике международной торговли услугами свидетельствуют о сравнительно быстром ее развитии, опережающем темпы роста «видимой» торговли (т.е. товарами). Налицо тенденция к увеличению доли услуг в международном обмене и во внешнеторговом обороте отдельных стран.
Заметный динамизм характерен и для прямых заграничных инвестиций в сферу услуг. В последние два десятилетия отмечается их опережающий рост по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность.
Тем не менее международная торговля услугами все еще играет второстепенную роль в сравнении с торговлей товарами. Доля услуг в середине 90-х гг. составляла от 18 до 22% общего объема экспорта товаров и услуг (1170 млрд долл. в 1996 г.):
Приведенные показатели относят к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, сумма операций с услугами на территории других стран примерно В три раза больше.
Более 70% зарегистрированной торговли услугами приходится на ведущие развитые страны, а также Сингапур и Гонконг (Сянган). Лидерами являются США, за ними следуют Франция и Германия. Ниже приведены данные о внешней торговле услугами (млрд долл.)
Экспорт | Импорт | |
США | 189,5 | 128,3 |
Франция | 96,0 | 76.9 |
Германия | 79,5 | 130, 3 |
Великобритания | 69,5 | 57,3 |
Япония | 63,9 | 121,6 |
Нидерланды | 47,2 | 45,3 |
Сянган | 36,1 | 21,2 |
Сингапур | 29,3 | 16,5 |
Сравнительно низкая доля услуг в международной торговле по сравнению с их огромным значением на внутренних рынках объясняется следующими причинами:
во-первых, многие услуги, в особенности услуги государственных организаций, предоставляются на национальном уровне;
во-вторых, активная реализация услуг на международном уровне требует высокого технического уровня в области телекоммуникаций, связи, туризма, политической стабильности на мировой арене;
в-третьих,
торговля услугами пока отстает от торговли
товарами в области либерализации и открытости
рынков. Достигнутый в рамках ГАТТ/ВТО
прогресс в либерализации торговли ограничивается
в основном товарными рынками. Услуги,
за исключением транспортных и туристических,
оставались в национальной компетенции.
2.Машиностроение
Машиностроение любой промышленно развитой страны сегодня -ведущая, ключевая отрасль не только обрабатывающей промышленности, но о экономики страны в целом. Машиностроительный комплекс мира представляет собой совокупность отраслей промышленности, производящих машины и оборудование для всех подразделений мирового хозяйства, а также многие предметы потребления.. Как отрасль машиностроение возникло в первой половине ХIХ в. в Англии, для него характерно углубление специализации производства и неуклонное расширение масштабов.
В машиностроительного
комплексе промышленно развитых стран
на протяжении продолжительного времени
наблюдается тенденция относительного
уменьшения удельного веса старых, традиционных
и увеличения части новых, наукоемких
производств, что вызвано прежде всего_
существенными сдвигами в структуре конечного
продукта в сторону производства электронной
техники, средств автоматизации, приборов
и другой наукоемкой продукции. Наиболее
ярко такие тенденции проявляются в машиностроении
США, Японии, Германии и других высокоразвитых
странах.
Развитие
основных центров
машиностроения
В эпоху бурного развития научно-технической революции машиностроение стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по раснространенности. И тем не менее, различия между отдельными странами достаточно велики. Более 90°/о всей машиностроительной продукции производится промышленно развитыми странами.
В современном мировом хозяйстве выделяются четыре региональных машиностроительных центра:
l) Северная
Америка, где производится
Западная Европа, где производится главным образом массовая машиностроительная продукция и высоко развиты некоторые новейшие отрасли;
Юго-Восточная Азия, где лидирует Япония, сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии;
4) страны
СНГ , отличающиеся наличием
В целом
мировое производство продукции машиностроения
характеризовалось во второй половине
ХХ в. следующими данными табл.
Таблица
Мировое
производство продукции
машиностроения в
странах с рыночной
экономикой 1950-2000гг
1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | |
Всего в мире | 143,37 | 267,02 | 488,42 | 728,12 | 1 033,23 | 1 4 |
США | 81,29 | 134,91 | 224,11 | 322,37 | 451,50 | 883,50 |
Западная
Европа,
в том числе: |
45,37 | 92,81 | 162,88 | 208,02 | 257,10 | 283,41 |
Великобритания | 19,27 | 25,62 | 34,24 | 33,34 | 34,72 | 40,77 |
Германия | 7,38 | 23,86 | 40,77 | 48,94 | 67,13 | 69,41 |
Франция | 6,82 | 17,44 | 30,72 | 46,26 | 51,84 | 59,64 |
Италия | 3,41 | 8,33 | 19,02 | 25,67 | 3,35 | 35,24 |
Остальные страны | ||||||
Западной Европы | 8,57 | 17,56 | 38,13 | 53,81 | 72,06 | 78,41 |
Япония | 1,61 | 14,90 | 45,12 | 107,44 | 216,43 | 205,13 |
Остальные
страны мира |
15,10 | 24,40 | 56,37 | 90,29 | 108,20 | 103,25 |
Примечание. При составлении таблицы были использованы расчеты Э.К. Василевского из источника: Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/Под ред. И.С. Королева. М.: Экономист, 2003. С. 281.
Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и ФРГ- наиболее развитые в экономическом плане страны. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, у которых весьма широкая номенклатура продукции машиностроения. Весьма перспективными с точки зрения развития производства и сбыта продукции машиностроения являются развивающиеся рынки Юго-Восточной Азии(главным образом Китая), а также Южной Америки (Бразилия, Аргентина)
Машиностроение является наиболее сложной отраслью мировой промышленности и включает в себя более 70 отраслей и подотраслей. Машиностроительный комплекс мира делится на пять больших групп:
производство металлоизделий и металлообработка;
общее
машиностроение;
электротехника и электроника - электротехническое и электронное машиностроение;
4)транспортное
машиностроение –автомобилестроение,
судостроение авиационная и ракетно-космическая
промышленность;
Самой быстрорастущей отраслью современного мирового машиностроения остается электронная и электротехническая промышленность, доля которой во всей продукции обрабатывающей промышленности к началу ХХI в. выросла до 30-32%. Для общего машиностроения в целом характерее умеренный рост, причем в его структуре тоже происходят изменения:уменьшается производство сельскохозяйственных, текстильных машин и оборудования, увеличивается производство дорожно-транслортных машин, конторского оборудования и т.п. Доля транспортного машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности в целом остается относительно стабильной, но за этим также кроются внутренние различия: сокращается доля судостроения, подвижного железнодорожного состава, но в целом сохраняется доля автомобилестроения.
В конце
ХХ - начале ХХI в. именно транснациональные
корпорации (ТНК) развитых стран играют
ведущую роль в развитии международного
бизнеса в мировом машиностроении (табл.
19.2). Если судить по показателю годового
оборота, то лидерами в машиностроительном
комплексе являются машиностроительные
корпорации США, Германии и Японии.
Крупнейшие ТНК мирового машиностроительного комплекса по обороту в 2002 г.
Компания | Страна | Подотрасль машиностроения | Оборот |
General Motors CcccCCorp | США | Автомобилестроение | ] 86 763 |
Ford Motor Co. | США | Автомобилестроение | 162586 |
Daimler Chrysler AG | Германия | Автомобилестроение | 156135 |
General Electric Corp. | США | Электротехника, электроника | 131 698 |
Toyota Motor CCCorp |
Япония | Автомобилестроение | 126 002 |
Volkswagen Group | Германия | Автомобилестроение | |
118 668 | |||
Simens AG | Германия | Электротехника, электроника | 89 075 |
IBM Corp. | США | Электронно вычислительные машины | 81 186 |
Hitachi Co.Ltd. | Япония | Электронно-вычислительные машины | 66 676 |
Fiat SpA | --
Италия | ||
Автомобилестроение | 64 013 |
Источник: FAZ о крупнейших компаниях мира//БИКИ. 2003. 85. С. 4.
Многие из современных транснациональных корпораций в машиностроении нельзя отнести к конкретной подотрасли. Напротив, деятельность этих компаний диверсифицирована, она направлена на производство широкого круга продукции, сочетая в себе, например, производство автомобилей и авиационных двигателей. К крупнейшим из таких компаний, кроме вышеназванных, относятся германская многоотраслевая группа « Siemens», нидерландская компания « Philips», гонконгская компания Hutchison Wamроа» и многие другие.
Информация о работе Социально-экономическая характеристика Юго-Восточной Азии