Социально-экономическая характеристика Юго-Восточной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Мировая экономика- сложный механизм, быстро изменяющийся в соответствии с мировой коньюктурой . Динамика мирового развития определяется изменением доли отдельных государств или групп стран в производстве мирового валового внутреннего продукта, темпов роста экономики.

Содержание

Введение 3
1.Международная торговля 4
1.1.Межднародная торговля в системе МЭО 4
1.2.Концепции международной торговли 4
1.3.Динамика территориально-товарной структуры международной торговли 7
1.4.Международная торговля услугами «Электронная торговля» 12
2.Машиностроение 13
2.1.Общее машиностроение 16
2.2.Электротехника и электроника 17
2.3.Транспортное машиностроение 19
3.Социально-экономическая характеристика Юго-Восточной Азии 23
3.1.Природные условия и ресурсы 23
3.2.Население 24
3.3.Общая характеристика хозяйства 26
3.4.Промышленность 27
3.5.Внешнеэкономические связи 27
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Международная торговл1.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

2.1.Общее машиностроение

Ведущей отраслью общего машиностроения является станкостроение. Станкостроение определяет научно-технический прогресс в современном мире, требует использования высококвалифицированных трудовых ресурсов, поэтому размещается оно в основном в промышленно развитых странах. Не случайно на шесть из них — США, Японию, ФРГ Италию, Швейцарию и Францию — приходится 75% мирового производства станков.

Лидирующие  позиции по обороту (млрд дол. США) в  мировом станкостроении в 2002 г. занимали Германия (6,73), Япония (6,37), Италия (3,71) КНР (3,02) и США (1,91). Ведущими экспортерами продукции станкостроения являются Германия, Япония, Италия и Швейцария. Более половины станков, производимых в этих странах, идет на экспорт.

Станкостроение  играет ключевую роль в обеспечении  средствами производства промышленных предприятий, и европейское станкостроение заняло лидирующее положение в мировом производстве станков. Для сохранения этого положения оно должно непрерывно обеспечивать новые технологические решения для поддержания конкурентоспособности и улучшения качества с целью достижения наибольшей эффективности производства и производительности оборудования.

Станкостроительная  промышленность отличается классическим циклическим развитием, с резкими подъемами и спадами: как только начинается экономический спад, заказы на станки резко сокращаются. Только в 31,0 млрд дол.), при этом в США—на 33°/о, в Японии — на 30, s Германии — на 12%. В целом производство металлообрабатывающего оборудования (МОО) н мире с 1990 г. сократилось на треть и составило 46,3 млрд дол.

В наибольшей степени экономический спад в 90-е  годы истекшего столетия затронул одного из бывших лидеров мирового станкостроенияРоссию, в которой выпуск металлорежущих станков уменьшился в 10 раз, а КПО — более чем в 20 раз. 

Именно  в станкостроении особо сильно развита  международная кооперация  и специализация, составляющие основу международного бизнеса  в машиностроении. Отрасль отличается широчайшей номенклатур станков выпускаемой продукции. В мире выпускаются многие тысяч и многие тысячи моделей и КПО различных размеров на сотнях предприятий в каждой из 35 основных станкостроительных стран. В то же время большинство крупных стран, в том числе и Россия, потребности в металлообрабатывающем оборудовании удовлетворяют за счет импорта.

Мировой рынок сельскохозяйственного машиностроения занимает незначительную долю в структуре мирового машиностроительного комплекса. Об этом свидетельствует, в частности, то, что годовой оборот крупнейшего производителя — американской компании о1онп Реете» —составляет 6,4 млрд евро (в десятки раз меньше, чем, например, у автомобильных гигантов).

Поскольку размещение сельскохозяйственного машиностроения   тяготеет к местам потребления, то оно сосредоточено преимущественно в главных сельскохозяйственных регионах мира. В конце ХХ — начале XXI в. промышленно развитые страны сокращают производство сельскохозяйственной техники, уделяя все большее внимание повышению ее качества. Тем не менее, пока лидирующие позиции в производстве машин для нужд сельского хозяйства несомненно принадлежат США, а также Италии и Франции. В шестерке лидеров — американские компании «John Deеге», Аgсо», американо-итальянская «СNН», германо-французская « Claas +Renault  Agriculture», а также итальянские компании «Аrgо» и «Same-Deutz-Fahr. Роль России и Белоруссии (главных продуктов сельскохозяйственной техники в СНГ) на мировом рынке весьма незначительна.

Круг производителей продукции мирового тяжелого машиностроения весьма ограничен. К странам, производящим всю номенклатуру тяжелого машиностроения, относятся США, Япония, Германия, Великобритания. Некоторые страны (Китай и Россия) производят относительно ограниченный круг названной выше продукции. Наконец, к третьей группе стран относятся те, которые производят отдельные изделия. Так, Швеция и Финляндия, например, производят оборудование для бумажной промышленности, Австрия — оборудование для металлургических заводов.

2.2.Электротехника и электроника

Электронная и электротехническая промышленности в последние десятилетия занимают особое место. Значение этих отраслей определяется прежде всего их огромным вкладом в развитие материальной основы научно-технического прогресса (НТП). Оказывая непосредственное влияние на совершенствование орудий и средств производства, электроника и электротехника активно способствуют интенсивному росту производительности труда в самых  разнообразных отраслях экономики, заметно ускоряют темпы научно-технического прогресса в целом.

Электронное и электротехническое машиностроение относится к тем отраслям машиностроения, которые размещаются в районах высокой технической культуры и имеют высококвалифицированные кадры, хорошо технически оснащенные экспериментальные базы, научно-исследовательские центры, институты и лаборатории. Отрасль электронного машиностроения выпускает изделия более 100тыс.наименований, для производства электронной и электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств, а также материалов, производимых разными отраслями промышленности. Доля электротехнического и электронного машиностроения в современном машиностроении составляет 30-32°/о, т.е. занимает третье место после общего (35—З?%) и транспортного (33-35%) машиностроения. Быстро расширяется использование программного управления и вычислительной техники, повсеместно создаются линии, участки и цехи, которые управляются с помощью компьютеров. Эта отрасль по темпам развития, начиная с 80-х годов, вышла на первое место среди других отраслей машиностроения.

Значительное воздействие на ускоренное развитие электронной промышленности продолжает оказывать милитаризация экономики ряда стран. Потребности различных военных ведомств обусловливают разработку и быстрый рост производства многих новейших видов разнообразного электронного оборудования военного назначения. Конкурентная борьба между корпорациями электронной промышленности различных стран обостряется на мировых рынках. Наибольший размах для нее характерен на рынках средств электронной вычислительной техники и приборов бытовой электроники.

Мировой компьютерный рынок принадлежит к числу наиболее крупных и быстро развивающихся. На электронную вычислительную технику в последние годы приходится приблизительно '/д производства электронного оборудования в мире.

Электронная промышленность — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей промышленности. Так, по сравнению с другими промышленно развитыми странами, позиции Германии относительно более сильны в производстве традиционной промышленной электротехники, автомобильного электрооборудования, средств связи. Для малых же промышленно развитых стран в электротехнической промышленности, как II вообще в машиностроении, характерна узкая специализация. Например в Дании она частично выражается в производстве портативной радиотелефонной аппаратуры, электронных систем управления судовыми двигателями, слуховых аппаратов, а в Финляндии — средств сотовой связи.

Одним из важнейших в мире регионом с большой концентрацией прея' приятий традиционной электротехнической и электронной промышленности стал в последние десятилетия регион Юго -Восточной Азии и Дальнего Востока, где, кроме Японии, особенно выделяются Республика регион Кир (Гонконг), Сянган, Малайзия, Сингапур и Тайвань. Интенсивное развитие здесь получило производство бытовой электроники, ориентируется на дешевую местную рабочую силу. 

В большинстве новых индустриальных стран: в Малайзии, Южной Корее, на Тайване — электротехническая и электронная промышленность развивается на базе прямых инвестиций ТНК и выпускает продукцию в соответствии с их многопрофильными производственными программами. Д° 80-90°/о электронной продукции, производимой в странах Юго-Восточной Азии, экспортируется, причем экспорт осуществляется преимущественно на основе внутрикорпоративного оборота.

В мировом производстве компьютерной техники, безусловно, лидируют США. Если рассматривать, например, мировые продажи серверов, то здесь доля толы со американской корпорации Hewlett-Packard в 2002 г составила 30,1%. Далее следуют американские корпорации « Dell» (18,5°/о) и IВМ» (14,3°/о). Доля стран остального мира в производстве серверов составила всего 29°/о. В целом определяющая роль в производстве электротехники и электроники принадлежит следующим ведущим мировым компаниям (табл.)

Таблица

Круииейевлсве производители

электронной и электротехнической продукцию в мире

Компьютеры Электротехническое Бытовая Полупроводники
и компьютерная

техника

и электронное

оборудование

техника и оборудование

для связи

  Toshiba,Mitsubishi Eiectric, Sumitomo Electric,    
Hewlett-Packard,Dell,IBM(США)NEC,Ricoh,Fujitsu(Япония) Sumitomo Electric,Sharp,Fuji(Япония),Alstom(Франция), Sony, Matsushita Electric, Sanyo Electric, LG,Electrolux, Thomson Nokia, Alcatel,Samsung Electronics
       

Источник: http://www.forbes.com!2003/07/07/internationaland.html 

2.3.Транспортное  машиностроение 

  Автомобилестроению принадлежит ведущая роль в развитии как 
Машиностроения вообще, так и транспортного машиностроения в частности 
промышленность мира является весьма емким и в значительной мере ключевым сектором современного международного бизнеса, синтезирующего широкий круг товаров, материалов, а также 
продукцию и технологические разработки многих смежных отраслей промышленности. Автомобиль обеспечивает высокую мобильность человека, эффективность общественного труда, во многом определяет современный образ жизни населения. Автомобилестроение стало своеобразным двигателем экономики индустриальных стран и в известной мере — вершителем хозяйственной конъюнктуры, ее чутким барометром. Автомобиль является технологическим и социальным символом современной цивилизации.

Масштабы  отрасли характеризуются тем, что  совокупная стоимость конечной продукции  мирового автомобилестроения составляет примерно 1,5 трлн дол., в том числе (млрд дол.): в США –288 (2002 г.) и более 170_ запчасти и принадлежности, в Японии – 342 (2000 г., включая комплектующие, что составило 13,4°/о промышленного производства страны) в ФРГ – 172 (2001 г.). О социально-экономической значимости автомобилестроения в жизни современного общества говорит то, что в нее+

с 1 ФРГ –

непосредственно занято: в США – свыше 1 млн, в ФРГ-775 тыс. человек. Число же людей, косвенно связанных с этой отраслью (и зависящих от нее), во много раз превышает указанные цифры.

Автомобильная промышленность мира – наиболее монополизированная отрасль мировой промышленности. Всего 10 ведущих автомобильных компаний пяти стран обеспечивают около 80°/о мирового производства, что обусловило исключительно острую конкуренцию на МИРОВОМ рынке. Кроме того, характерной тенденцией 90-к годов прошлого столетия стало то, что деятельность автомобильных компаний все больше происходит вне государственных границ.

Затраты на приобретение и последующую эксплуатацию автомобилей – важная статья потребительских расходов населения развитых стран. В США на эти цели тратится около 15°/о потребительского бюджета, т.е. примерно столько же, сколько на питание. Показатели мирового автопарка в расчете на 1000 жителей за 90-е годы Х Х в. выросли почти в 1,5 раза. В начале нового столетия во многих промышленно развитых странах эти показатели достигли уровня 400-500 легковых автомобилей, т.е. примерно 1 автомобиль на дна человека. И хотя в густонаселенных развивающихся странах с низкой платежеспособностью автообеспеченность оставалась на душевом уровне в 50 100 раз ниже, в мире стало все более явственна ощущаться насыщение рынка автомобилей. В ряде стран (США, Канада и др.) даже наметилась тенденция к снижению автообеспеченности.

Европа  занимает одну из лидирующих позиций  в мировом автомобилестроении. В целом Западноевропейский регион произвел в 2003 г. 19,1 млн автомобилей и занял первое место в мире, а Северная Америка (США, Канада и Мексика) оказалась на втором месте (15,8 млн автомобилей+). На третьем месте – Азиатский регион. Совокупное производство авто мобилей в Японии и Ю>кной Корее составило около 12,3 млн. Вне трек указанных регионов выделяется автопромышленность Южной Америки (Бразилия и Аргентина произвели около 1,7 млн автомобилей), Россия(1,1 млн) и Китай (2,8 млн). Вне этих стран есть относительно крупные автопроизводители в Турции (421 тыс. автомобилей), ЮАР(430 тыс.), Тайланде (768 тыс), а также автосборочные заводы во многих других странах мира.

Необходимо отметить, что автомобильная промышленность в Европе все более тяготеет к столичным ареалам и морским портам, поскольку проявляется ориентация на экспорт. Специфика , в частности, географии германского автомобилестроения заключается в том, что в нем внутренние районы традиционно обеспечивают большую часть производства.В связи с этим там существует старая классическая ориентация на машиностроительные центры Штутгарта, Мюнхена, Брауншвейга. Однако расстояния в ФРГ сравнительно невелики, и практически вся территория страны связана с портами не только ФРГ, но и Бельгии и Нидерландов.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика Юго-Восточной Азии