Экономическая интеграция в Юго-Восточной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 23:55, доклад

Описание работы

Ведущими интеграционными объединениями В Юго-Восточной Азии являются:
* Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
* Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС)

Работа содержит 1 файл

Экономическая интеграция в Юго-Восточной Азии.docx

— 18.09 Кб (Скачать)

Экономическая интеграция в Юго-Восточной Азии

Ведущими интеграционными объединениями В Юго-Восточной Азии являются:

  • Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС)
 

АСЕАН

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

    —  ускорение экономического, социального и культурного развития стран-членов

    —  установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН

ИСТОРИЯ

      Ассоциация  Стран Юго-Восточной Азии была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке пятью  странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 – Вьетнам, в 1997 – Лаос и Мьянма, в 1999 – Камбоджа. Таким, образом, в настоящее время в АСЕАН насчитывается 10 государств-членов. Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

    В Бангкокской декларации об учреждении АСЕАН уставными целями Ассоциации определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в ЮВА. Юридической базой взаимоотношений стран Ассоциации служат Декларация согласия АСЕАН 1976 года, Вторая Декларация согласия АСЕАН («Балийское согласие-2») 2003 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года – Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года – Россия и Южная Корея, в июле 2005 года – Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. – Австралия.

    Первоначальная  роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Договор о дружбе и сотрудничестве представляет собой своеобразный кодекс международных отношений в регионе в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Декларация АСЕАНовского Соглашения, с другой стороны, содержит принципы сотрудничества внутри АСЕАН в политической, экономической и функциональной областях.

    В 2004 г. в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации было принято  решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 г. в ходе 13-го саммита  АСЕАН в Сингапуре, приуроченного  к 40-летию Ассоциации, Устав АСЕАН  был подписан лидерами "десятки". Его принятие стало отправной  точкой нового этапа эволюции АСЕАН, ее трансформации в полноценную  региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. Для этого Устав должен быть ратифицирован  всеми странами-членами Ассоциации.

    В экономической сфере  страны Ассоциации проводят линию на тесное взаимодействие и либерализацию  в субрегионе ЮВА  на базе вступившего  в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного  соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного  сотрудничества АСЕАН (АИКО).

    В ходе 13-го саммита АСЕАН 20 ноября в  Сингапуре подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН К 2015 г. Документом предусмотрен комплекс мер по либерализации  и гармонизации политики стран "десятки" в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг  и занятости.

    Сегодня АСЕАН с её 570-миллионным населением, совокупным ВВП в 1,1 трлн. долл. США, внешнеторговым оборотом в 1,4 трлн. долл. США и темпами  экономического роста, опережающими среднемировые, представляет собой центр интеграционных процессов в АТР и складывающейся там новой расстановки сил.

    Важное  место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор  был подписан в Бангкоке в 1995 г. и  вступил в силу в 1997 г. Страны АСЕАН  добиваются его признания ядерными державами и в настоящее время  ведут консультации с «пятеркой», включая Россию, по доработке текста Протокола об их присоединении к  Договору.

    Структура и механизмы

    Высшим  органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём(на пять лет) (на ноябрь 2008 г. – бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван). Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.

    Председательство в организации осуществляется в порядке установленной очерёдности со сроком в один год в соответствии с алфавитным расположением стран на английском языке. Соответственно, в 2007 г. председательствует Сингапур, в 2008 г. – по порядку Таиланд, однако это требует подтверждения. На СМИД председательствует министр иностранных дел той страны, которая возглавляла организацию в прошлом году.

 

    В АСЕАН действует 11 специализированных комитетов, ежегодно проводится более 300 мероприятий, включая встречи  министров экономики и торговли, руководителей правоохранительных органов и т.д.

    Ежегодно  проходят министерские Конференции  АСЕАН, служащие форумом по обмену мнениями по вопросам безопасности в Азиатско-тихоокеанском  регионе между АСЕАН и ее партнерами по диалогу (Австралией, Канадой, Европейским  Союзом, Японией, Новой Зеландией, Южной  Кореей и Соединенными Штатами Америки).

    С целью продвижения превентивной дипломатии в 1993 году был создан АСЕАНовский  региональный форум (АРФ), многостороннее консультативное собрание. В настоящее  время в него входят члены АСЕАН, партнеры по диалогу, Папуа Новая  Гвинея в качестве наблюдателя и  два консультативных партнера - КНР  и Россия. Первая встреча АРФ в  июле 1994 года и вторая в августе 1995 года определили трехсторонний подход в сотрудничестве в области безопасности: обеспечение доверия, развитие превентивной дипломатии и выработка подходов для решения конфликтов.

    Для поддержки международных отношений  АСЕАН учредила комитеты, состоящие  из глав дипломатических миссий, расположенных  в экономических и политических центрах мира: Брюссель, Лондон, Париж, Вашингтон, Токио, Канберра, Оттава, Веллингтон, Женева, Сеул, Нью-Дели, Нью-Йорк, Пекин, Москва, Исламабад.

    АСЕАН имеет свои вооруженные силы –  ВМС, которые проводят совместные учения. В 1994 году на 27-й конференции министров  иностранных дел стран-членов АСЕАН  был принят флаг АСЕАН.

    В 2007 году были проведено два саммита  АСЕАН – XII Саммит в Себу (Филиппины, 915 января 2007 г. и XIII Саммит в Сингапуре (18-22 ноября). На XII Саммите участники  Саммита пришли к соглашению:

    1)      Содействовать социально-экономическому развитию всех групп населения, включая мигрантов.

    2)      Противостоять террористическим вызовом; активно содействовать освобождению  Корейского полуострова от ядерного оружия.

    3)      Развивать энергетическую кооперацию в рамках АСЕАН, включая создание единой энергосистемы и строительство Транс-АСЕАНского газопровода.

    XIII Саммит АСЕАН совпал с 40-й годовщиной организации.  На Саммите обсуждались вопросы: энергетики, экологии, изменения климата и устойчивого развития. На Саммите был утвержден новый Генеральный Секретарь АСЕАН – Сурин Питсуван, бывший министр иностранных дел Таиланда.

    В последние годы в АСЕАН усиливаются  призывы к отходу от некоторых  основополагающих принципов Ассоциации. В частности, Таиланд при активной поддержке Филиппин выступает за снятие «табу» на обсуждение тех внутриполитических проблем отдельных членов «десятки», которые затрагивают интересы всей группировки (т.н. «конструктивное вмешательство»). Под нажимом таких настроений на Манильском саммите АСЕАН (1999 г.) было принято решение о создании асеановской «тройки по содействию урегулированию внутриполитических проблем  стран-членов, однако ни состав «тройки», ни механизм ее деятельности пока не определены.

    Появляются  также сторонники отмены принципа консенсусного  принятия решений в рамках Ассоциации под предлогом того, что он мешает рассматривать гуманитарные проблемы в современных условиях, когда  защита прав человека якобы не может  считаться сугубо внутренним делом  отдельных государств.

    Жесткими  противниками такого «конструктивного вмешательства» во внутренние дела остаются Вьетнам, Малайзия и Мьянма.

    Диалоговая  система АСЕАН

    В 70-е годы зародилась система т.н. диалогов Ассоциации с ведущими государствами  мира, прежде всего в АТР, поддерживающими  с ней активные политические и  экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН  являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС и  ПРООН. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.

    Диалоговое  взаимодействие осуществляется с помощью  специальных механизмов, головными  среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества (СКС). Основные направления сотрудничества определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу, которые проходят в привязке к СМИД Ассоциации в рамках т.н. постминистерских конференций (ПМК) в форматах 10+10 и 10+1.

    Система диалогового партнерства АСЕАН  послужила основой для создания механизма углубленного взаимодействия Ассоциации с восточноазиатской  «тройкой» (Китай, Япония, Южная Корея) в формате 10+3, который был формализован в 2000 году и предусматривает, в частности, проведение саммитов в формате «тринадцати» и 10+1 параллельно с асеановскими встречами в верхах. С 2002 года проводятся отдельные саммиты АСЕАН–Индия. В ноябре 2004 года во Вьентьяне на разовой основе был организован  саммит АСЕАН–Австралия и Новая  Зеландия по случаю 30-летия установления между ними диалоговых отношений.

    Несмотря  на ряд заявок на получение партнерского статуса в АСЕАН, расширять систему  диалогов асеановцы считают нецелесообразным. Действует временный мораторий  на предоставление другим государствам статуса партнера по диалогу с  Ассоциацией. Пока принято решение  сосредоточится на совершенствовании  механизма «постминистерских конференций», в частности, в формате «10+1» (диалог АСЕАН с каждым отдельным партнером).

 

Асеановский региональный форум был создан в 1994 г. в рамках превентивной дипломатии. Встречи проводятся ежегодно в одной из столиц АСЕАН. Согласно бюллетеню председателя на первом АРФ, целями АРФ являются: 1) стимулирование конструктивных диалога и консультаций по вопросам политики и безопасности; 2) создание весомого вклада в усилия, направленные на создание доверительных отношений и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В рамках этого форума существуют две «дорожки»: по первой диалог ведётся на официальном межправительственном уровне, а по второй – между НПО (Научно-производственное объединение) и академическими кругами. Помимо АСЕАН в последнем форуме участвовали АвстралияБангладешВосточный ТиморЕСИндияКанадаКНДРКНР,МонголияНовая ЗеландияПапуа-Новая ГвинеяПакистанРеспублика КореяРоссияСША.

Информация о работе Экономическая интеграция в Юго-Восточной Азии