Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа
Мировая экономика- сложный механизм, быстро изменяющийся в соответствии с мировой коньюктурой . Динамика мирового развития определяется изменением доли отдельных государств или групп стран в производстве мирового валового внутреннего продукта, темпов роста экономики.
Введение 3
1.Международная торговля 4
1.1.Межднародная торговля в системе МЭО 4
1.2.Концепции международной торговли 4
1.3.Динамика территориально-товарной структуры международной торговли 7
1.4.Международная торговля услугами «Электронная торговля» 12
2.Машиностроение 13
2.1.Общее машиностроение 16
2.2.Электротехника и электроника 17
2.3.Транспортное машиностроение 19
3.Социально-экономическая характеристика Юго-Восточной Азии 23
3.1.Природные условия и ресурсы 23
3.2.Население 24
3.3.Общая характеристика хозяйства 26
3.4.Промышленность 27
3.5.Внешнеэкономические связи 27
Заключение 28
Список литературы 29
В основе такой мировой классификации 378 различных критериев. Прежде всего это доход на душу населения, уровень инфляции, внешнеторговый баланс. Принимаются во внимание природные ископаемые, инфраструктура, средства коммуникации и ряд других факторов. Кроме объективных факторов классификация учитывает результаты опроса 21 тыс. руководителей крупнейших предприятий в мире.
Конкурентоспособность
в таком анализе определяется как способность
конкретного государства создавать пропорционально
больше богатств, чем его соперники на
мировых рынках. По прогнозам специалистов,
в первые годы ХХI столетия наиболее конкурентоспособны
ми будут США и азиатские государства.
В 2030 г. в числе наиболее конкурентоспособных
государств предполагается увидеть три
государства - США, Японию и Китай. Далее
в этом долгосрочном прогнозе идут Германия,
Сингапур, Южная Корея, Индия, Тайвань,
Малайзия и Швейцария'
Отдельные
страны в мировой торговле
Вместе с тем , оценивая роль отдельных стран в развитии мировой торговли, следует отметить, что самым крупным экспортером и импортером в 90-х гг. оставались США.
В середине 90-х гг. в США была принята программа национальной экспортной стратегии, в которой поставлена цель к 2000 г. достичь объема экспорта в 1,2 трлн долл.
Вслед за США по общему объему товарооборота идут Германия и Япония. В первую десятку крупнейших торговых держав мира вошли Франция, Великобритания, Италия, Канада, Голландия, Гонконг, Бельгия (вместе с Люксембургом). Россия, по данным ВТО, занимает место во втором десятке по объему товарооборота. Доля России на мировом рынке экспорта составляет 1,3%, а импорта -0,8%.
В то же время по размеру положительного сальдо внешней торговли Россия занимает ведущие места в мире. Так, в 1996 г. положительное сальдо внешнеторгового баланса России составило более 39 млрд долл.
Весьма динамично развивается экспорт Китая, о чем свидетельствуют показатели конца 80-х - начала 90-х гг., а также экспорт Сингапура, Чили и Финляндии. Центральная и Восточная Европа как регион в целом в середине 90-х гг. занимала второе место после Азии по темпам экспорта.
Развивающиеся страны в основном оставались поставщиками на мировой рынок сырья и продовольствия, а также сравнительно простых готовых изделий. Относительное снижение спроса на сырье и продовольствие на мировом рынке к началу 90-х гг. означало уменьшение возможностей развивающихся стран для расширения экспорта. К тому же развитые страны увеличили свою долю в мировом экспорте продовольствия и сырья (за исключением нефти). Доля развивающихся стран в мировом экспорте этих товаров (без нефти) сократилась с 40% (1960 г.) до 28% (начало 90-х гг.).
Стремление развивающихся стран диверсифицировать свой экспорт за счет товаров промышленной группы зачастую встречает в той или иной форме противодействие со стороны развитых стран. Вместе с тем отдельные развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные страны, сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в том числе машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в его общем мировом объеме в начале 90-х гг. составила 16,3%. В целом экспорт развивающихся стран (за исключением отдельных из них) растет неравномерно как по группам стран, так и по отраслям.
В отличие от большинства развивающихся стран новые индустриальные страны, в особенности четыре «малых дракона» Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), демонстрируют быстрый рост экспорта. Их доля в мировом экспорте второй половины 90-х гг. превысила 12%. Внешняя торговля отдельных стран характеризовалась в 1996 г. следующими показателями (млрд долл.):
Страна | Экспорт | Импорт |
США | 624,8 | 817,3 |
Германия | 521,2 | 456,3 |
Япония | 417,6 | 349,6 |
Франция | 290,3 | 275,3 |
Великобритания | 259,1 | 278,6 |
Италия | 250,7 | 207,0 |
Нидерланды | 197,1 | 174,1 |
Сянган | 180,9 | 202,0 |
Бельгия и Люксембург | 166,7 | 154,6 |
Сингапур | 125,1 | 131,5 |
Испания | 102,1 | 121,9 |
Источник:
ВТО, Женева, 1997.
С начала 60-х и до середины 80-х гг. доля торговли между развитыми странами поднялась с 45 до 55% мировой торговли и в середине 90-х гг. оставалась стабильной. Основные товаропотоки протекают в рамках «большой триады» США - западная Европа -Япония. По данным Европейско-американской торгово-промышленной палаты, объем товарооборота между США и ЕС в 1995 г. достиг 412 млрд долл., что почти на 50% больше, чем объемы транстихоокеанской торговли. Три четверти экспорта развитых стран идет в другие промышленно развитые страны. При этом 4/5 экспорта -это непродовольственные товары.
Поскольку в экспорте развитых стран преобладает сложная техника, большинство развивающихся стран как рынки сбыта такой продукции представляют для них сравнительно меньший интерес. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимсягранам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда она им просто не по карману.
В связи с этим весьма заметной тенденцией стало увеличение объемов внутриотраслевой торговли между развитыми странами (между автомобильными, авиационными, электронными, сталелитейными и другими компаниями). Такая ситуация в международной торговле на первый взгляд не укладывается в классическую теорию сравнительных преимуществ. Однако эта теория, основанная на учете основных факторов производства, как правило, не опровергается новыми явлениями, а лишь требует модификации, развития с учетом реалий современной мировой экономики, особенностей международного товарного обмена. Международная торговля, развиваясь в соответствии с принципами теории сравнительных преимуществ, испытывает возрастающее воздействие таких факторов, как существенная дифференциация издержек производства (на определенный период) в одних и тех же отраслях под влиянием НТП, роста квалификации труда, возрастающих затрат на НИОКР, углубления процессов международной специализации и кооперирования.
Все большим аргументом в пользу развития трансатлантического рынка становится дальнейшая либерализация взаимной торговли, взаимных уступок между США и ЕС. Так, в 1997 г. достигнута договоренность об отмене пошлин на ряд продуктов информационных технологий, подписаны соглашения о взаимном признании некоторых видов лекарств, медицинского оборудования, средств связи и телекоммуникаций.
заметной тенденцией современной международной торговли становится увеличение объемов торговли между отдельными развивающимися странами. В особенности возрастание экспортной экспансии новых индустриальных стран «второй волны».
После распада социалистического блока в Восточной Европе резко возросла торговля между ЕС и странами бывшего соцлагеря (включая Прибалтийские страны). Так, в 1995 г. общие объемы экспорта стран ЕС увеличились на 8,8%, а в Восточную Европу - на 23%. Самыми важными торговыми партнерами ЕС в регионе являются Польша (27% экспорта), Чехия (21%) и Венгрия (14%).
В ближайшие 20 лет, по оценкам зарубежных экспертов, Япония и Китай должны существенно расширить взаимную торговлю, что приведет к изменениям в существующей схеме мировых товарных потоков, в которой основным партнером Японии до сих пор являлись США.
По данным исследований зарубежных аналитиков, к 2015 г. Япония и Китай обеспечат 28% мировой торговли тогда как в 1993 г. их доля составляла всего лишь 13%. Взаимные торговые связи двух стран составят 8% от общего объема мировой торговли (в 1993 г. - 1,7%). Составители данного исследования полагают, что через 20 лет японо-китайские торговые отношения будут видоизменены и станут такой же важной частью мировой торговли, какой в настоящее время является японо-американское торговое сотрудничество. Сотрудничество с развивающимися странами будет неотъемлемой частью будущей японо-китайской торговли. По мере того как в Китае будет происходить переход к более технологически передовому производству, он станет экспортным конкурентом Японии. В целом японо-китайское торговое сотрудничество может оказаться чрезвычайно перспективным, так как оно должно способствовать экономическому развитию сторон, а также открыть новые возможности торговли с развивающимися странами.
На фоне достаточно устойчивых позиций США в мировой торговле, а также благоприятных перспектив роста в ней доли стран Дальнего Востока роль государств Европейского союза постепенно становится менее значимой.
По данным «Евростата», в течение последних 20 лет доля стран ЕС в мировой торговле постепенно падала, несмотря на ее количественный рост. С 1991 по 1997 г. доля ЕС в мировом товарообороте снизилась с 43-44% до 36--40%. Если эта тенденция не изменится, то к 2000 г. эта доля может еще больше сократиться.
Снижение доли ЕС в мировой торговле во многом происходило в результате экспортной экспансии ряда стран Дальнего Востока. В то же время США удалось сохранить свои позиции. Западноевропейские эксперты считают, что подобная ситуация объясняется прежде всего тем, что страны ЕС слишком активно работают на рынках с «низким ростом» при неудовлетворительной работе на рынках с высоким приростом - таких как Дальний Восток. Другой причиной называется то, что ЕС производит уже относительно мало продукции высоких технологий, отставая от США в этом направлении примерно на 10 лет.
Отдельные виды товаров
Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором международной торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 500 млрд долл, в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к 40% в экспорте развитых стран.
Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. С 1980 по 1992 г. экспорт машин и оборудования из развитых стран вырос в три раза. Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинно-технической продукции. Ежегодный прирост мирового рынка микроэлектроники вплоть до 2010 г. прогнозируется на уровне 10-15%. В 1996 г. мировой объем продаж электронных устройств всех видов превысил 700 млрд долл. К 2000 г. ожидается достижение рубежа в 1 трлн долл.
Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией. Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов.
Однакотемпы роста торговли сырьем заметно отстают от обоих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обусловливается выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки.
В мировой торговле продовольствием отмечается относительное уменьшение спроса на него. В определенной степени это связано с расширением производства продовольствия в развитых странах.
Рассматривая товарную структуру мировой торговли в первой половине ХХ В. (до Второй мировой войны) и в последующие годы, мы видим существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топлива, то к кончу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И наконец, более 1/3 всей мировой торговли в середине 90-х гг. - это торговля машинами и оборудованием.
1.4. Международная торговля услугами. «Электронная торговля»
В конце ХХ в. 35--40% экономически активного населения переместилось из промышленности в сферу услуг, превратившуюся в доминирующую сферу национальной экономики многих государств. В свою очередь, международная торговли и производство в условиях интернационализации и глобализации мирохозяйственных связей все больше дополняются и опосредуются торговлей многообразными услугами.
Информация о работе Социально-экономическая характеристика Юго-Восточной Азии