Социальное развитие трудовых коллективов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:36, доклад

Описание работы

Социальная структура коллектива - это строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и т. д.

Работа содержит 1 файл

Социальное развитие трудовых коллективов.docx

— 44.21 Кб (Скачать)

Программа исследования должна четко определить это противоречие, то есть сформулировать проблему, на решение  которой ориентируется данное исследование. Проблема более или менее точно  отражает возникшее противоречие и  для ее решения необходимо принятие соответствующих управленческих решений, содержание которых поможет определить социологическое исследование.

После формулировки и обоснования  актуальности проблемы уясняется, на получение  какого результата ориентированно исследование и какими путями он будет достигаться, то есть определяются цели и задачи исследования. В практике рассмотренные  типы социологических исследований в чистом виде встречаются редко, как правило, в одном исследовании сочетаются все остальные. В соответствии с целью и задачами определяются объект и предмет исследования, а  также единицы наблюдения.

Объект исследования - это  социальный процесс, или область  социальной действительности, или какие-то социальные условия, явно или неявно содержащие в себе социальное противоречие и порождающие проблемную ситуацию, на которую направлен процесс  познания. В социологии объектом исследования выступают трудовая деятельность работающих и условия, в котором эта деятельность осуществляется, социальные явления и процессы сферы труда.

Предмет социологического исследования - это свойства и стороны объекта, которые наиболее выпукло выражают скрывающееся в нем противоречие, исследуемую проблему. Остальные  особенности объекта остаются как  бы вне поля зрения. Таким образом, в предмете выражается взаимосвязь  проблемы и объекта исследования. Один и тот же объект может заключать  в себе несколько различных предметов  исследования, содержание каждого их которых зависит от того, какую  именно сторону объекта он отражает, с какой целью и для решения  какой проблемы он выбран.

Объект и предмет социологического исследования могут совпадать, если исследователь ставит перед собой  задачу познания всей совокупности закономерностей  функционирования и развития социального  объекта. Если же исследователь ограничивается изучением отдельных характеристик  объекта, то предметом исследования являются стороны объекта, которые  содержат эти характеристики.

Для того чтобы получить достоверные результаты социологического исследования, необходимо знать, какую  информацию следует собрать, почему именно ту, а не другую, и в какой  форме. Получить правильный ответ на поставленные исследователем вопросы  позволяет логический анализ предмета исследования, который заключается  в том, что предмет исследования расчленяется на составные элементы, которые при помощи отдельных  инструментов каждый в отдельности  изучается и на основании синтеза  полученных сведений составляется целостное  представление об этом предмете.

В процессе предварительного анализа и выделения наиболее значимых с точки зрения решения  проблемы факторов формируются рабочие  гипотезы - научно обоснованные предположения, выдвигаемые для объяснения структуры  социальных объектов, характера и  сущности связей между изучаемыми социальными  явлениями, факторов, обуславливающих  эти связи. Рабочая гипотеза конкретизирует цель исследования, является его главным  методологическим инструментом. На ее проверку направлено все исследование, в результате которого гипотеза либо подтверждается и становится положением теории, истинность которого уже доказана, либо опровергается.

Разработка методической части программы социологического исследования включает решение вопросов методики и техники исследования, выбора методов сбора, обработки  и анализа социологической информации. В решении этих вопросов исходным является определение генеральной  и выборочной совокупности. Генеральная - это совокупность единиц изучаемого объекта, имеющая отношение к  проблеме исследования. Познать всю  генеральную совокупность очень  трудно, при большом количестве изучаемых  единиц объекта такое познание требует  больших материальных, финансовых и  временных затрат. Решить этот вопрос помогает знание того, что наиболее существенные качества являются общими для однотипных социальных явлений, и для того чтобы выяснить эти  качества, совсем не обязательно исследовать  всю генеральную совокупность. Трудность  состоит в том, чтобы найти  такую часть генеральной совокупности, выводы из изучения которой можно  было бы переносить на всю совокупность явлений и объектов. Такая часть  генеральной совокупности называется выборочной совокупностью. Существует несколько приемов выборки: случайная  повторная, случайная бесповторная, механическая, типическая и гнездовая.

После составления предварительной  схемы выборочной совокупности конкретизируются объекты изучения, определяется метод  сбора информации (наблюдение, анализ документации, опрос) и необходимое  количество инструментария.

Под инструментарием социологического исследования подразумевается набор  специальных документов (анкет, опросных листов и т. д. ), с помощью которых  и осуществляется сбор эмпирической информации об изучаемом объекте. В  программе социологического исследования указываются также методы обработки  и анализа полученной информации.

После завершения разработки программы исследования и на ее основе составляется рабочий план.

Рабочий план исследования в отличие от программы носит  оперативный характер и определяет последовательность проведения исследования, намеченных процедур. Понятие "процедура" относится как к исследованию в целом, так и к отдельным  его стадиям и означает определенную последовательность всех операций, комплекс организационных и познавательных действий исследования.

Общая процедура исследования включает следующие стадии: разработку программы исследования (определение  проблемы, целей и задач, выбора объекта, способа сбора информации, разработка инструментария); сбор первичной социологической  информации; обработку и анализ собранной  информации. В то же время каждый из этих видов работ относительно самостоятелен и предполагает различные  пути и средства решения исследовательской  задачи.

В рабочем плане указываются  календарные сроки проведения конкретных видов работ, материальные и трудовые затраты, необходимые для достижения конечной цели исследования.

Для введения в рабочий  план фактора времени, обеспечения  четкого и своевременного выполнения отдельных видов работ можно  использовать схему сетевого графика, который позволяет маневрировать  ресурсами с учетом узких мест работы.

Завершение разработки плана  исследования служит формальным основанием начала работ непосредственно на объекте исследования, то есть второго  этапа исследования - этапа подготовки его реализации. На этом этапе проводятся разъяснительная работа участников среди исследования, издания соответствующих  распоряжений и указов, проверка надежности инструментария.

На третьем этапе (этапе  реализации) собирается необходимая  информация и заполняются таблицы, производится математическая обработка  полученной информации и составляется отчет о полученных результатах  математической обработки.

На четвертом этапе  исследования анализируются результаты математической обработки полученной информации, составляются отчет по итогам социологического обследования и пояснительная записка к  нему, оформляются приложения. В  приложении к отчету даются таблицы, данные которых иллюстрируют положения  всех разделов отчета. Сюда же помещаются основные методические материалы, по которым  проводились исследования.

5. Документальные источники  и методы сбора социологической  информации В начале конкретного  социологического исследования, на  его разведывательном этапе, когда  социолог приступает к знакомству с объектом, он должен получить первичные сведения о деятельности исследуемого коллектива. Источником такой информации может служить документация, с изучением которой, как правило, начинается конкретное социологическое исследование проблемы. Анализ документов - один из широко применяемых методов сбора первичной информации. К документам в социологии труда относятся печатные, рукописные и другие материалы, созданные для хранения и передачи социологической информации, которая накапливается в результате деятельности исследуемого объекта. Социологи используют в своей работе огромное количество различного рода документов: государственные и правительственные акты, речи политических руководителей, статистические сборники и многие др.

Круг социологических  документов очень широк и, чтобы  хорошо ориентироваться в их многообразии, необходимо знать их классификацию.

Так, по статусу документы  классифицируются на официальные и  неофициальные. По форме фиксирования информации документы классифицируются на письменные (рукописные, печатные, машинописные), иконографические (кино, фото, картины), фонографические (магнитофонные записи, грампластинки).

По целевому назначению документы  классифицируются на специальные (анкеты, тесты, протоколы наблюдений и др. ) и косвенные (справочная и др. литература). По выполняемым функциям документы  классифицируются на информационно-регулятивные (служебная документация), коммуникативные  и культурно-воспитательные (материалы  общественно-политических организаций). По источнику информации документы  классифицируются на первичные (отчеты конкретных социологических исследований) и вторичные (монографии, учебные  пособия).

Существует множество  методов анализа документов. Все  они могут быть разделены на два  основных вида: традиционный (классический) и качественно-количественный (формализованный) анализ.

Традиционный анализ основывается на механизме глубокого понимания  текста, направленного на интерпретацию  сути информации, содержащейся в документах. Его можно подразделить на внешний (проверка подлинности документа, анализ "исторического контекста" документа  и тех обстоятельств, которые  сопутствовали его появлению) и  внутренний (чтение содержания документа, выявление социальных факторов, обусловивших его появление).

Косвенно-количественный анализ используют для преодоления субъективности традиционного анализа, более глубокого  понимания содержания документа, а  также при работе над документами, содержащими большие массивы  информации. Он основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели, что делает измеримым  качественное содержание документа, и  результаты анализа становятся достаточно объективными.

Информацию о трудовой ситуации и поведении в ней  работников можно получить, используя  метод наблюдения. Наблюдение - это  целенаправленное визуальное восприятие и регистрация социальной действительности, ее наиболее важных событий, процессов, явлений.

В зависимости от места  нахождения исследователя относительно исследуемого объекта наблюдение подразделяется на два вида: включенное (участвующее) и невключенное (неучаствующее). При включенном наблюдении исследователь непосредственно включается в изучаемый социальный процесс, входит в изучаемую социальную среду, выполняет функции изучаемых им работников и анализирует происходящие в наблюдаемой группе события как бы изнутри.

При не включенном наблюдении исследователь находится вне  изучаемого объекта и события, регистрируются со стороны без вмешательства  наблюдателя в их ход. В зависимости  от степени осведомленности исследуемой  группы о факте проведения исследования различают открытое и скрытое (инкогнито).

В зависимости от степени  формализации процедуры, то есть жесткости  предписаний относительно того, что  и как наблюдать, наблюдения делятся  на свободные (бесструктурные) и стандартизированные (структурные). Свободное наблюдение характеризуется отсутствием жестко установленного предписания извне. Стандартизированное наблюдение отличается от свободного своей строгой регламентацией процедуры наблюдения, времени и  избранного объекта. По принципу регулярности во времени наблюдения делятся на систематические и эпизодические.

В зависимости от количества наблюдаемых объектов наблюдения делятся  на сплошные и частичные.

По месту проведения и  способу организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные. Полевые проводятся над реальными  социальными группами и коллективами в естественных условиях их жизнедеятельности.

В чистом виде рассматриваемые  типы наблюдений в конкретном социологическом  исследовании не встречаются.

Преимуществом метода наблюдения является то, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых  явлений, процессов. Недостатком метода наблюдения является прежде всего трудоемкость его осуществления. Опрос самый  популярный метод сбора первичной  информации. Он основан на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкетирование) социально-психологическом взаимодействии исследователя с респондентом. Он позволяет исследователю имитировать  любые ситуации для того, чтобы  получить информацию непосредственно  от самого человека о его реальных поступках в настоящем и прошлом, о планах и намерениях на будущее, о фактах конкретной деятельности, ее мотивах, результатах, субъективном состоянии, чувствах, склонностях, суждениях.

На основе опроса выясняют мнение членов коллектива по различным  вопросам коллективной деятельности и  прежде всего тем, что не нашли  отражения в официальных документах, результатах наблюдений и других методов исследования. Надежность информации, получаемой при опросе, зависит от содержания и характера планируемой  информации, техники опроса, уровня компетентности респондента. На практике чаще всего встречаются три разновидности  опроса: анкетирование, интервью и эксперт-опрос.

Анкетирование - это письменный опрос на основе анкеты, с помощью  которой опосредуется взаимодействие исследователя и респондента. Он чаще всего используется для сбора  информации о массовых социальных явлениях. Анкетирование может использоваться при исследовании любой социальной проблемы, если для ее решения требуется  информация о явлениях общественного  и индивидуального сознания: потребностях, интересах, мотивах, установках, мнениях, ценностных ориентациях отдельных индивидов или целых социальных групп, а также объективных социальных фактах (организации труда и быта, образовании и квалификации, материальном стимулировании и т. п. ).

Информация о работе Социальное развитие трудовых коллективов