Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ межличностных и межгрупповых отношений как аспекта социального развития предприятия с целью её совершенствования.
Исходя из поставленной цели работы, можно выделить несколько задач, которые необходимо решить, чтобы достичь этой цели:
Определить роль и место межличностных и межгрупповых отношений в трудовом коллективе организации;
Понять сущность и проблемы межличностных и межгрупповых отношений в трудовом коллективе;
Сравнить межличностные и межгрупповые отношения на предприятиях России и за рубежом;
Введение………………………………………………………………………..…3
Теоретические аспекты межличностных и межгрупповых отношений как аспектов социального развития организации.
Роль и место межличностных и межгрупповых отношений в социальном развитии организации………………………………...6
Сущность и проблемы межличностных и межгрупповых отношений в трудовом коллективе……………………………………………………...…..13
Межличностные и межгрупповые отношения в контексте социального развития организации России и за рубежом…………………………………………………………………………..17
Анализ социального развития ОАО «Газпром Нефть».
Характеристика организации…………………………………...…26
Анализ межличностных и межгрупповых отношений в ОАО «Газпром Нефть»………...…................................................................................34
Эффективность межличностных и межгрупповых отношений ОАО «Газпром».……………………………………………………38
Рекомендации по улучшению межличностных и межгрупповых отношений в трудовом коллективе.
Разработка рекомендаций по улучшению межличностных и межгрупповых отношений в трудовом коллективе………..…….46
Экономическая и социальная эффективность разработанных рекомендаций……………………………………..……………………………...48
Заключение………………………………………..…………………………….56
Список литературы…………………………………
ГОУ ВПО
« СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ»
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Управление социальным развитием организации»
Тема: « Межличностные и межгрупповые отношения в трудовом коллективе как аспект социального развития организации».
Сургут, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение………………………………………..………
Список литературы…………………………………
Введение
Тема исследования является актуальной из-за усложнения на предприятиях межгрупповых и межличностных отношений. Основными показателями работы предприятия являются позиция руководства, результативность и психологический климат.
В любой организации важен тот психологический климат, который формируется в первую очередь руководителем. От особенностей его взаимодействия с подчиненными зависят результаты работы предприятия, взаимоотношения внутри коллектива и устойчивые хорошие результаты создают психологический климат.
Морально – психологический
климат коллектива – разновидность
группового психического состояния, характеризующегося
степенью удовлетворенности –
Менеджмент, как управленческая деятельность непосредственно влияет на развитие психологического климата, устранение межличностных и межгрупповых конфликтов и стрессов, их предупреждение. А благоприятный климат всегда благотворно влияет на развитие организации.
Управление социальным развитием организации – это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.
Непременный объект управления персоналом
– развитие социальной среды организации.
Эту среду образуют сам персонал с его
различиями по демографическим и профессионально-
Целью курсовой работы является анализ межличностных
и межгрупповых отношений как аспекта
социального развития предприятия с целью
её совершенствования.
Исходя из поставленной цели работы, можно выделить несколько задач, которые необходимо решить, чтобы достичь этой цели:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Информационной
и методологической основой написания
работы послужили нормативные
В первой главе данной работы
производится описание
Трудовой коллектив –
это социально-психологическое
Различные формы взаимодействия
людей характеризуются
Как только создан трудовой
коллектив, он становиться также
социальной средой, где люди взаимодействуют
отнюдь не только по предписаниям руководителей.
В силу разнообразия интересов работников
трудового коллектива в нем независимо
от формальной структуры образуются различные
социальные группы, которые называют неформальными
группами.
Неформальная группа — это общность людей,
как правило, в пределах до 7 человек, которые
вступают в регулярные взаимодействия
для достижения определенных целей. Неформальные
группы возникают в результате более или
менее длительного общения, основанного
на взаимодействии работающих как личностей.
Причиной существования неформальной
группы является общность целей, интересов
и склонностей людей, их взглядов, привычек,
устремлений. Они образуются как на производстве,
так и вне производства. Но для образования
неформальных групп особенно благоприятна
трудовая среда, где люди обычно собираются
каждый день многие годы.
Группы в 3-5 человек можно наблюдать "невооруженным"
глазом. Например, перерыв в собрании.
Люди группируются. Но группы больше 5
человек сохраняются 2-3 минуты. Потом кто-то
отойдет, группа разделится, но все это
происходит незаметно от самих людей (одному
скучно, другого вызвали и т.п.). А 2-4 человека
могут простоять долго. То же самое на
вечеринках, в домах отдыха и т.д.
Причина: эмоциональный ресурс и объем
внимания человека ограничены по величине
и времени. Поэтому он не может поддерживать
длительные контакты более чем с 5 людьми
одновременно.
Неформальная группа характеризуется
определенной социально-психологической
общностью: чувством солидарности, взаимного
доверия, помощи, защиты и т.д.
В спонтанно возникающих (эмерджентных)
неформальных группах имеется своя иерархия,
свои лидеры и задачи. В них вырабатываются
определенные правила, нормы поведения,
которые создают порядок и режим функционирования
неформальных групп.
Групповые нормы и правила являются своеобразным
регулятором внутригруппового поведения.
Они нередко диктуют характер взаимоотношений
подчиненных с руководителем, отношение
к труду, участие в разных формах внегруппового
общения. Неформальная группа может обладать
огромным влиянием на своих членов (мнение,
давление группы). Принадлежность к неформальным
группам может дать людям психологические
выгоды, не менее важные для них, чем получаемая
зарплата.
Как правило, в неформальной группе выделяется
лидер. Лидером является лицо, которое
ведет членов группы за собой, потому что
обладает благоприятными для них качествами.
Лидер неформальной группы не наделен
административной властью, то есть он
не имеет формального права распоряжаться
и требовать исполнения. Но его влияние
на членов неформальной группы может быть
очень значительным.
Неформальная или социально-психологическая
структура трудового коллектива объединяет
в себе ряд неформальных групп, которые
образуются в нем вне компетенции руководства.
Неформальные отношения между отдельными
группами складываются и существуют независимо
от служебной субординации людей на основе
общности интересов, сходства характеров,
психологической близости, симпатий и
антипатий, общественного признания, авторитета.
Неформальная структура трудового коллектива
создается личными качествами его членов.
Часто неформальные объединения оказывают
сильное влияние на качество деятельности
трудового коллектива и на его организационную
эффективность.
Чтобы успешно управлять трудовым коллективом,
руководителю необходимо не только уметь
анализировать межличностные отношения
внутри группы, но также знать характер
межгрупповых отношений (функциональных
и личностных).
Каждое из самых малочисленных
подразделений организации
Руководители подразделений
Поступив в организацию, человек
вскоре обнаруживает, что с одними
людьми он работает гораздо больше,
чем с другими. Если бы он составил
схему своих контактов с
«Немногочисленная группа людей, которые каждодневно работают вместе, составляет настоящую социальную группу (коллектив). Члены ее называют друг друга обычно по имени. Они лучше узнают друг друга в результате тесных личных контактов. Они общаются между собой не как частные личности, т. е. не просто как сотрудники, а как полноценные личности со своими надеждами и опасениями, честолюбием и притязаниями, склонностями и неприятиями, семейными и социальными проблемами и т. д. Между членами этих небольших, построенных на межличностных отношениях, социальных групп часто складываются прочные узы дружбы, которые простираются на всю их социальную жизнь далеко за пределы организации. Отдельные члены группы обычно отождествляют себя со своей группой, так что они исповедуют ценности, принятые в группе, как свои собственные».
Важные условия для
Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: