Социальное развитие трудовых коллективов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:36, доклад

Описание работы

Социальная структура коллектива - это строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и т. д.

Работа содержит 1 файл

Социальное развитие трудовых коллективов.docx

— 44.21 Кб (Скачать)

Воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Мероприятия этого раздела  плана разрабатываются на основе анализа ценностных ориентаций работников и должны быть направлены на стимулирование высокой трудовой и производственной дисциплины, на развитие различных  форм вовлечения трудящихся в дело совершенствования производства.

Параллельно с планом социального  развития коллектива многими предприятиями  разрабатывались так называемые социальные паспорта предприятий. Этот опыт целесообразно использовать и  в настоящее время.

Социальный паспорт предприятия  представляет собой совокупность показателей, отражающих состояние и перспективу  социального развития. В нем характеризуются  социальная структура коллектива предприятия, его функции, условия труда, обеспеченность работников жильем, детскими дошкольными  учреждениями, подразделениями социальной инфраструктуры на самом предприятии. В паспорте отражаются внутриколлективные отношения, социальная активность работников и другие вопросы. Данные из социального  паспорта используются при разработке плана социального развития.

В дополнение к планам социального  развития могут разрабатываться  специализированные социальные программы, такие, например, как "Здоровье", "Женский  труд", "Молодежь", "Жилье" и др.

Планирование социального  развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей предпосылкой и  условием благополучия предприятия  и его работников. 
 
    3. Служба социального развития, ее состав и функции

На современном этапе  развития общества для решения поставленных перед ним задач необходима полная мобилизация социально-психологических  факторов в общественном производстве, усиление социальной направленности управления экономикой, что невозможно без активного  исследовательского поиска и своевременного проникновения в сущность социально-экономических  процессов, протекающих в сфере  производства.

В связи с этим возникает  необходимость в совершенствовании  управления социальными процессами, повышении уровня работы в области  социального развития трудовых коллективов. Важную роль в этом должны сыграть  службы социального развития предприятий, организаций, министерств.

Служба социального развития призвана проводить социологические  исследования на предприятии и на основе всестороннего изучения социально-психологических  проблем организации труда, быта и отдыха трудящихся разрабатывать  и реализовывать мероприятия, обеспечивающие всемерное выявление и использование  резервов роста производительности труда и повышения эффективности  производства, совершенствование управления социальными процессами, улучшение  воспитательной работы и развитие творческой активности трудящихся. Она организует работу по управлению социальным развитием  трудовых коллективов, методическое обеспечение, координацию разработки и реализации планов, целевых комплексных программ социального развития.

Исходя из социальных проблем  и задач, стоящих перед социологами  предприятия по решению этих проблем  разрабатывается положение о  службе социального развития предприятия, предусматривающее выполнение следующих  функций: информационно-исследовательской (познавательной) функции, которая обеспечивает руководство предприятия достоверной  и полной информацией о состоянии  и тенденциях изменения социальных явлений и процессов на производстве. Для этого служба социального  развития должна систематически исследовать  и анализировать узкие места, разрабатывать социальные карты  работников и социальные паспорта коллективов, которые представляют собой систему  характеризующих их социально-экономических  показателей. Эта функция носит  творческий характер, она основывается на сборе, обработке и анализе  социальной информации, изучении результатов  других социологический исследований и определении тенденций развития социальных явлений и процессов;

управленческо - прогностической  функции, выражающейся в обязанностях работников службы прогнозировать развитие социальных явлений, процессов и  управлять ими в производственных коллективах;

организационно-контрольной  функции, которая сводится к организации  и внедрению в практику научных  рекомендаций по управлению социальными  процессами, контролю реализации этих рекомендаций;

консультационной функции, состоящей в оказании социологами  предприятия практических советов  членам коллектива по различным социальным вопросам, проведении консультаций по социальной тематике;

функции социальной оценки, заключающейся в определении  социальной эффективности внедряемых мероприятий. Экономический эффект не всегда совпадает с социальным. Некоторые мероприятия, улучшая  экономические показатели, могут  вызывать нежелательные социальные явления. В задачи социологической  службы входит контроль социальных параметров развития коллектива, чтобы не допустить  их ухудшения;

педагогико-воспитательной функции, возлагающей на социологов обязанности распространения передового опыта, организации социологической  учебы кадров, изучения и доведения  до коллектива, в том числе и  администрации. Необходимых социологических, психологических, педагогических знаний и убеждения их в целесообразности использования этих знаний в практической деятельности, формирования у руководителей производства социологического мышления. В положении о службе социального развития предприятия конкретизируется содержание выполняемых функций в различных областях ее деятельности. 1. В области планирования и управления социальным развитием трудовых коллективов:

анализ уровня социального  развития трудовых коллективов, подготовка предложений к проектам программ социального развития коллективов;

изучение социальных аспектов научно-технического прогресса, разработка мероприятий по преодолению социальной неоднородности труда, социально-психологическому обеспечению внедрения новой  технологии и техники, сокращению тяжелого, монотонного и малоквалифицированного ручного труда; проведение социологических  и социально-психологических исследований, анализ и прогнозирование развития социальных процессов, подготовка предложений  по учету социально-психологических  факторов в организации производства и быта; пропаганда социологических  и психологических знаний;

участие в организации  и проведении экспериментов, разработке предложений по социально-психологическим  аспектам совершенствования хозяйственного механизма; участие в экспертизе проектов строительства и реконструкции  объектов производственного и непроизводственного  назначения в части обеспечения  учета в них социальных требований и нормативов.

2. В области совершенствования  социальной структуры и стабилизации  трудовых коллективов:

прогнозирование социальных процессов в связи с намеченными  программами технического перевооружения производства, анализ изменений и  разработка предложений по совершенствованию  социальной структуры кадров; изучение причин текучести кадров, разработка мер по закреплению кадров и стабилизации трудовых коллективов.

3. В области внедрения  прогрессивных форм организации  труда: разработка и внедрение  мероприятий по повышению удовлетворенности  трудом. Обеспечению престижности  профессий, усилению творческого  характера труда; проведение аттестации  и рационализации рабочих мест  соответствии с социальными требованиями;

подготовка мероприятий  по оздоровлению и созданию безопасных и благоприятных условий и  повышению культуры труда, улучшению  труда и производственного быта женщин;

разработка предложений  по повышению качества нормирования труда. 4. В области развития трудовой и социальной активности работников: разработка и внедрение мероприятий  по повышению социальной роли личности, созданию благоприятного социально-психологического климата в трудовых коллективах;

проведение социологических  консультаций для трудящихся по производственным и бытовым вопросам. 
 
    5. В области социального обслуживания:

разработка предложений  по совершенствованию и развитию социальной инфраструктуры и созданию условий для удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей работников;

анализ организации досуга и разработка предложений по улучшению  использования свободного времени, обеспечению более благоприятных  условий отдыха работников и членов их семей, ветеранов труда и пенсионеров.

Служба социального развития является самостоятельным подразделением, подчиняющимся руководителю предприятия  или его заместителю по социальным вопросам. В состав подразделений  служб социального развития включаются социологи, психологи, специалисты  по профориентации, организации и  управлению производством.

Профессиональным содержанием  деятельности работников службы является проведение прикладных социологических  исследований производственных коллективов, планирование и прогнозирование  показателей их развития, а также  разработка и внедрение мероприятий, направленных на решение социальных проблем. Взаимодействуя со всеми производственными  подразделениями, служба социального  развития предприятия организует и  координирует социологическую работу, запрашивает и анализирует социальную информацию, необходимую для проведения плановых работ, проводит конкретные социологические  исследования, ознакамливает и передает подразделениям рекомендации и результаты проводимых исследовательских работ, контролирует их внедрение, проводит научно-поисковые  работы по дальнейшему решению социальных проблем, разрабатывает научно-методические и учебно-методические материалы  по исследуемым проблемам, пропагандирует социологические и психологические  знания среди работников предприятия. Служба социального развития устанавливает  деловые взаимосвязи, необходимые  для выполнения работ по тематическому  плану с другими родственными службами предприятий, научными учреждениями, вузами, организует и проводит семинары, совещания, стажировку специалистов родственных  служб и предприятий. 4. Социологическое  исследование и этапы его проведения

Социологическое исследование - основной источник информации, необходимой  при составлении планов социального  развития производственного коллектива, а также для оперативной работы службы социального развития предприятия. В последнем случае социологическое  исследование проводится, когда имеющейся  информации недостаточно для объяснения изменения уровня тех или иных показателей деятельности предприятия.

Социологическое исследование представляет собой систему логически  последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Целью этой системы являются всестороннее изучение, анализ и систематизация социальных фактов, выявление связей и зависимостей между социальными  явлениями и процессами и на основании  собранной информации принятие решений, разработка мероприятий по управлению исследуемым объектом, его прогрессивному развитию.

Социальный факт - научно зафиксированный факт социальной реальности, выступающий исходным моментом социологического анализа. В качестве социального  факта может выступать любое  явление социальной жизни. В социологии труда к социальным фактам принято  относить трудовое поведение отдельных  работников или целых их групп, продукты трудовой деятельности (материальные или духовные) или же вербальные действия работников (оценки, суждения и мнения). В зависимости от своей  общей направленности социологические  исследования условно делятся на прикладные (конкретные) и теоретические. Социологи предприятия проводят прикладные исследования, решая конкретные практические задачи по регулированию социальных процессов в трудовых коллективах, а научные работники, проводя свои исследования, выявляют некие общие социальные закономерности, тенденции в развитии исследуемых процессов и явлений, решают методологические проблемы.

Организация любого конкретного  социологического исследования предполагает разделение труда и осуществляется последовательно по логически взаимосвязанным  и взаимообусловленным четырем  этапам: 
 
    I - подготовительно - организационному; 
    II - подготовки реализации; 
    III - реализации;

IV - анализа полученных  данных и выдачи результатов  исследования. Исходные задачи исследования, во многом определяющие его  успех, научную и практическую  значимость, решаются на первом - подготовительно - организационном  этапе. Здесь разрабатываются  программа и рабочий план исследования. Программа - документ, представляющий  собой всестороннее теоретическое  обоснование методологических подходов  и методических приемов социологического  исследования. В соответствии с  этим она состоит из двух  частей: методологической и методической (процедурной). Первая раскрывает, что  будет исследоваться, вторая - как.

Разработка методологической части программы включает формулировку и обоснование проблемы, определение  объекта, предмета и цели, постановку задач исследования, логический анализ основных понятий, предварительный  системный анализ объекта и формулировку гипотез исследования, а разработка методической части определение  обследуемой совокупности и обоснование  системы выборки единиц наблюдения, набросок основных процедур сбора и  анализа исходных данных. Непосредственным поводом к проведению социологического исследования служит ре6ально возникшее  противоречие - проблемная ситуация, на выявление причин и путей разрешения которой и направляется исследование. Проблемная ситуация - это противоречие между нашими знаниями о необходимости  каких-либо теоретических или практических действий и незнанием средств, методов, путей реализации этих действий.

Информация о работе Социальное развитие трудовых коллективов