Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:36, доклад
Социальная структура коллектива - это строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и т. д.
Воспитание дисциплины труда,
развитие трудовой активности и творческой
инициативы. Мероприятия этого раздела
плана разрабатываются на основе
анализа ценностных ориентаций работников
и должны быть направлены на стимулирование
высокой трудовой и производственной
дисциплины, на развитие различных
форм вовлечения трудящихся в дело
совершенствования
Параллельно с планом социального развития коллектива многими предприятиями разрабатывались так называемые социальные паспорта предприятий. Этот опыт целесообразно использовать и в настоящее время.
Социальный паспорт
В дополнение к планам социального развития могут разрабатываться специализированные социальные программы, такие, например, как "Здоровье", "Женский труд", "Молодежь", "Жилье" и др.
Планирование социального
развития трудовых коллективов обеспечивает
рост социальной эффективности, которая,
наряду с экономической
3. Служба социального развития, ее состав
и функции
На современном этапе
развития общества для решения поставленных
перед ним задач необходима полная
мобилизация социально-
В связи с этим возникает
необходимость в
Служба социального развития
призвана проводить социологические
исследования на предприятии и на
основе всестороннего изучения социально-психологических
проблем организации труда, быта
и отдыха трудящихся разрабатывать
и реализовывать мероприятия, обеспечивающие
всемерное выявление и
Исходя из социальных проблем
и задач, стоящих перед социологами
предприятия по решению этих проблем
разрабатывается положение о
службе социального развития предприятия,
предусматривающее выполнение следующих
функций: информационно-
управленческо - прогностической
функции, выражающейся в обязанностях
работников службы прогнозировать развитие
социальных явлений, процессов и
управлять ими в
организационно-контрольной функции, которая сводится к организации и внедрению в практику научных рекомендаций по управлению социальными процессами, контролю реализации этих рекомендаций;
консультационной функции, состоящей в оказании социологами предприятия практических советов членам коллектива по различным социальным вопросам, проведении консультаций по социальной тематике;
функции социальной оценки, заключающейся в определении социальной эффективности внедряемых мероприятий. Экономический эффект не всегда совпадает с социальным. Некоторые мероприятия, улучшая экономические показатели, могут вызывать нежелательные социальные явления. В задачи социологической службы входит контроль социальных параметров развития коллектива, чтобы не допустить их ухудшения;
педагогико-воспитательной
функции, возлагающей на социологов
обязанности распространения
анализ уровня социального развития трудовых коллективов, подготовка предложений к проектам программ социального развития коллективов;
изучение социальных аспектов
научно-технического прогресса, разработка
мероприятий по преодолению социальной
неоднородности труда, социально-психологическому
обеспечению внедрения новой
технологии и техники, сокращению тяжелого,
монотонного и
участие в организации
и проведении экспериментов, разработке
предложений по социально-психологическим
аспектам совершенствования
2. В области совершенствования
социальной структуры и
прогнозирование социальных
процессов в связи с
3. В области внедрения
прогрессивных форм
подготовка мероприятий по оздоровлению и созданию безопасных и благоприятных условий и повышению культуры труда, улучшению труда и производственного быта женщин;
разработка предложений по повышению качества нормирования труда. 4. В области развития трудовой и социальной активности работников: разработка и внедрение мероприятий по повышению социальной роли личности, созданию благоприятного социально-психологического климата в трудовых коллективах;
проведение социологических
консультаций для трудящихся по производственным
и бытовым вопросам.
5. В области социального обслуживания:
разработка предложений по совершенствованию и развитию социальной инфраструктуры и созданию условий для удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей работников;
анализ организации досуга
и разработка предложений по улучшению
использования свободного времени,
обеспечению более
Служба социального развития
является самостоятельным
Профессиональным содержанием
деятельности работников службы является
проведение прикладных социологических
исследований производственных коллективов,
планирование и прогнозирование
показателей их развития, а также
разработка и внедрение мероприятий,
направленных на решение социальных
проблем. Взаимодействуя со всеми производственными
подразделениями, служба социального
развития предприятия организует и
координирует социологическую работу,
запрашивает и анализирует
Социологическое исследование - основной источник информации, необходимой при составлении планов социального развития производственного коллектива, а также для оперативной работы службы социального развития предприятия. В последнем случае социологическое исследование проводится, когда имеющейся информации недостаточно для объяснения изменения уровня тех или иных показателей деятельности предприятия.
Социологическое исследование
представляет собой систему логически
последовательных методологических, методических
и организационно-технических
Социальный факт - научно зафиксированный факт социальной реальности, выступающий исходным моментом социологического анализа. В качестве социального факта может выступать любое явление социальной жизни. В социологии труда к социальным фактам принято относить трудовое поведение отдельных работников или целых их групп, продукты трудовой деятельности (материальные или духовные) или же вербальные действия работников (оценки, суждения и мнения). В зависимости от своей общей направленности социологические исследования условно делятся на прикладные (конкретные) и теоретические. Социологи предприятия проводят прикладные исследования, решая конкретные практические задачи по регулированию социальных процессов в трудовых коллективах, а научные работники, проводя свои исследования, выявляют некие общие социальные закономерности, тенденции в развитии исследуемых процессов и явлений, решают методологические проблемы.
Организация любого конкретного
социологического исследования предполагает
разделение труда и осуществляется
последовательно по логически взаимосвязанным
и взаимообусловленным четырем
этапам:
I - подготовительно - организационному;
II - подготовки реализации;
III - реализации;
IV - анализа полученных
данных и выдачи результатов
исследования. Исходные задачи исследования,
во многом определяющие его
успех, научную и практическую
значимость, решаются на первом -
подготовительно - организационном
этапе. Здесь разрабатываются
программа и рабочий план
Разработка методологической части программы включает формулировку и обоснование проблемы, определение объекта, предмета и цели, постановку задач исследования, логический анализ основных понятий, предварительный системный анализ объекта и формулировку гипотез исследования, а разработка методической части определение обследуемой совокупности и обоснование системы выборки единиц наблюдения, набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных. Непосредственным поводом к проведению социологического исследования служит ре6ально возникшее противоречие - проблемная ситуация, на выявление причин и путей разрешения которой и направляется исследование. Проблемная ситуация - это противоречие между нашими знаниями о необходимости каких-либо теоретических или практических действий и незнанием средств, методов, путей реализации этих действий.
Информация о работе Социальное развитие трудовых коллективов