Социальное развитие трудовых коллективов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:36, доклад

Описание работы

Социальная структура коллектива - это строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и т. д.

Работа содержит 1 файл

Социальное развитие трудовых коллективов.docx

— 44.21 Кб (Скачать)

Социальное развитие трудовых коллективов - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.    

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

Вопросы экономики, организации  и социологии труда тесным образом  взаимосвязаны и составляют непосредственный предмет рассмотрения процессов  социального развития трудовых коллективов. 
 
    1. Социальная структура коллектива предприятия

Социальная структура  коллектива - это строение, которое  определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем  образования, профессией, стажем работы и т. д.

Социальная структура  коллектива - это важный параметр, влияющий на эффективность деятельности предприятия. Благоприятная социальная структура  способствует развитию трудовой активности, творческой инициативы, высокой дисциплины труда и росту его эффективности. Неблагоприятная социальная структура  затрудняет эффективное решение  производственных задач. В зависимости  от наличия тех или иных социальных групп образуются различные социальные срезы коллектива предприятия, а  в связи с этим выделяются следующие  разновидности социальной структуры: функционально-производственная, профессиональная, профессионально - квалификационная, демографическая, национальная, социально-психологическая  и др.

Функционально - производственная структура складывается из функциональных групп работников: служащих, рабочих, младшего обслуживающего персонала, учеников и др. Эти функциональные группы объединяются в производственные подразделения, имеющие иерархию и подчиняющиеся  определенным должностным лицам. Профессионально - квалификационная структура образуется работниками разных профессиональных групп, подразделяемых также по уровню квалификации, образованию, производственному  стажу.

Демографическая структура  коллектива определяется составом его  по возрасту, полу. Социологические  исследования подтверждают, что однополый  коллектив менее эффективен, чем  разнополый. Большое значение имеет  также сочетание возрастных групп. Преобладание людей старшего возраста характеризуется высокой трудовой дисциплиной, но при этом возрастают элементы консерватизма при внедрении  новшеств, повышается уровень потерь рабочего времени из-за повышенной заболеваемости работников и т. д. Преобладание молодежи также отличается специфическими явлениями - повышенной текучестью кадров, более быстрой реакцией на нововведения.

Национальная структура  коллектива еще сравнительно недавно  имела второстепенное значение. Однако с распадом СССР, ростом сепаратизма  и национального самосознания национальный состав коллектива становится заметным фактом стабильности или, наоборот, повышенной напряженностью на предприятиях. Социально  психологические группы формируются  по общности интересов, ценностных ориентаций, увлечений, в их состав могут входить работники разных целевых групп. Совокупность указанных, а также других социальных групп формирует в коллективе определенный морально-психологический климат, особенности отношения к труду, состояние сплоченности или разобщенности, большей или меньшей заинтересованности в достижении общих целей производства и т. д. Среди социальных отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей на предприятии, важнейшим можно признать отношение работника к труду. От него зависит состояние реализации на производстве человеческого фактора, зачастую решающего среди факторов эффективности. Отношение к труду характеризует степень использования возможностей человека для высокопроизводительной и высокоэффективной деятельности на предприятии. Оно проявляется в трудовой мотивации, в самооценке уровня удовлетворенности трудом и в соответствующем поведении работников. Мотивация трудовой деятельности и самооценка удовлетворенности трудом представляют внутреннее состояние человека, внешнее же проявление его отношения к труду выражается в трудовом поведении, в определенной социальной активности. Определяющее воздействие на формирование отношения к труду оказывает мотивация трудовой деятельности, как совокупность внутренних побудительных сил-потребностей, интересов, ценностей, ценностных ориентаций, установок, мотивов, идеалов и внешних побудительных сил - стимулов повышения трудовой активности работников.

Потребность - первоисточник  мотивации, это нужда в том, что  необходимо для существования личности, их нормального функционирования. Первичные  физиологические потребности человека в пище, одежде, жилье, продлении  рода и др. определяют самое необходимое  для его жизни. Потребности более  высокого порядка - духовные, культурные, интеллектуальные, социальные определяют положение человека на производстве и в обществе. К последним относится  и потребность в труде.

Мотивы - это осознанное отношение  к своим действиям, поступкам, это  внутренне обоснование личностью  своего поведения, состояние предрасположенности  или готовности к определенным действиям. Мотивы могут иметь разный характер. Материальные мотивы отражают потребность  в зарабатывании средств на жизнь, духовные мотивы определяются интересом  к содержательной части работы, социальные мотивы выражают стремление к занятию  какой-либо социальной роли в коллективе и т. д. Мотивы непосредственно предшествуют действию. Они, как правило, существуют не в чистом виде, а во взаимосвязи  друг с другом, образуя мотивационное  ядро. Характерным для мотивов  является их большая подвижность, изменчивость. Если же отношение человека к определенной ситуации характеризуется стабильностью, большей готовностью к непосредственным действиям, то такое отношение называется установкой.

Ценности - это представление  человека о значимости для него различных  явлений, предметов, о главных целях  жизни, труда, а также о средствах  достижения целей. Одной из форм ценностей  представляются идеалы как высшая цель, как абсолютное сочетание положительных  качеств и свойств явлений, предметов, личности. Ценностные ориентации - это  устойчивое отношение к совокупности материальных и духовных благ, ценностей, идеалов, вызывающее стремление у человека к их достижению и служащее ему  ориентиром в поведении и действиях. Стимулы - это силы, оказывающие внешнее  воздействие на человека с целью  побудить его к определенному  трудовому поведению. Такой набор  побудительных сил, который определяет мотивацию действий человека и его  трудовое поведение. На формирование отношения  человека к труду и его соответствующее  поведение влияет большая группа объективных - внешних и субъективных - внутренних факторов.

К объективным факторам относятся  прежде всего социально-политическая обстановка в стране, экономическое  состояние региона и отрасли, в которых действует работник. Кроме того, объективными будут условия  труда на конкретном предприятии, определяемые содержательного труда, его безопасностью, санитарно-гигиеническим состоянием производственной среды, уровнем организации  и оплаты труда, социально-демографической  структурой коллектива, морально-психологическим  климатом в нем и др.

Субъективные факторы - это  личностные характеристики самого работника: его пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж работы, его личный опыт, общая и профессиональная культура, ценностные ориентации и др. Само отношение  работника к труду проявляется  через объективные и субъективные показатели его деятельности и социальной активности.

Объективными показателями будут уровень выполнения производственных заданий, качество выполненной работы, состояние дисциплины руда работника, степень его инициативности, творческого  поиска путей улучшения деятельности и др. Субъективные показатели - степень  удовлетворенности трудом, уровень  работоспособности человека, его  настроение и др. 
 
    2. Планирование социального развития на предприятии

Социальные процессы на предприятии  должны управляться, этим целям служит социальное планирование или планирование социального развития трудовых коллективов.

Однако необходимо отметить, что социально-экономическая нестабильность в обществе, характерная для России 90-х годов, борьба предприятий за выживание в новой рыночной среде  отодвинули вопросы планирования социального  развития на предприятиях на второй план. Тем не менее, это не означает, что  необходимость такой работы потеряла свою актуальность. Усиление стабилизационных процессов в стране неизбежно  поставит проблемы управления социальным развитием в ряд приоритетных. Об этом свидетельствует опыт экономически развитых стран мира. Поэтому целесообразно  рассмотреть вопросы организации  управления социальным развитием на предприятиях.

Социальное планирование - это система методов и средств  планомерного управления развитием  трудового коллектива как социальной общности, целенаправленное регулирование  социальных процессов и развития социальных отношений на уровне коллективов.

Социальному планированию на предприятии должно предшествовать комплексное социологическое исследование трудового коллектива, целью которого может быть изучение социальной структуры  работников, выявление ее слабых звеньев  и направлений совершенствования. Изучению подлежат вопросы отношения  людей к труду, факторы привлекательности  и непривлекательности труда  на предприятии в целом и в  каждом его подразделении.

Особое внимание необходимо уделять изучению степени содержательности труда, его условий и уровня его  оплаты, текучести кадров, дисциплины труда, ценностных ориентаций в коллективе.

Социологическое исследование завершается разработкой научно обоснованных рекомендаций по изменению  социальных параметров трудового коллектива, а также конкретных предложений по различным направлениям работы в коллективе предприятия. Подобные рекомендации и предложения становятся основой социального планирования на текущий период (год) и перспективу (3-5 лет и более). План социального развития - совокупность научно обоснованных мероприятий, заданий, показателей по всему комплексу социальных проблем, реализация которых способствует наиболее эффективному функционированию коллектива. В центре их не производимая продукция, а человек как производитель и потребитель, как социально активная личность.

В планировании социального  развития трудовых коллективов особое теоретическое и практическое значение имеет определение целей и  задач разрабатываемых планов. От того, насколько четко сформулированы цель и задачи достижения цели, зависят  направленность теоретических разработок и эффективность социального  планирования на практике. Для правильного  их формирования важно учесть взаимосвязь  социального и экономического развития коллектива. Взаимосвязь социального  и экономического развития проявляется  в том, что достижение социальных целей основывается на экономическом  росте: коллектив может ставить  только те социальные задачи, для решения  которых создана материальная база.

Экономическое развитие зависит  от эффективного использования социальных факторов, переориентации производства на потребителя, успешности преодоления  хронической невосприимчивости  к НТП - от полного и всестороннего  использования человеческих возможностей.

Трудовые коллективы призваны производить материальные блага, но это не самоцель, а средство создания трудящимся благоприятных условий  для работы, учебы, отдыха, развития и наилучшего применения своих способностей. Следовательно, цель планирования социального  развития трудовых коллективов состоит  в максимальном использовании возможностей и условий для всестороннего  развития социальной активности личности человека.

Достижению этой цели будет  способствовать решение следующих  двух групп задач: максимальное удовлетворение разумных потребностей членов коллектива, повышение содержательности труда, создание благоприятных условий  труда, учебы и отдыха, что является результатом осуществления технологических, технических и организационных  мероприятий;

воспитание личности члена  коллектива, формирование у него инициативного  отношения к труду, совершенствование  взаимоотношений в коллективе. При  разработке плана социального развития производственного коллектива важно  не только определить четкие параметры: показатели и сроки каждого мероприятия, темпы и пропорции, но и предусмотреть  ограничения нежелательных тенденций, стимулировать социально прогрессивные. С этой целью используется целая  система рычагов и стимулов (престижность профессии и место работы, традиции предприятия и т. д. ).

Важнейшими принципами социального  развития являются комплексность (планирование многообразных социальных явлений  и процессов в их единстве) и  демократический централизм (сочетание  централизованного управления с  локальным решением проблем социального  развития коллектива на широкой демократической  основе). Показатели социального развития трудовых коллективов определяются главным образом самими коллективами, исходя из наличия возможностей в  интересах развития и повышения  эффективности его деятельности.

В настоящее время не потеряли своей актуальности такие принципы как: принцип научной обоснованности и объективности, принцип конкретности. План социального развития трудового  коллектива имеет директивный характер, и после утверждения становится обязательным для исполнения. На основе его организуется деятельность коллектива по решению запланированных социальных задач.

Разработка плана социального  развития коллектива включает в себя четыре этапа. На первом - подготовительном этапе принимается решение о  разработке плана социального развития, формируются рабочие группы, заключаются  договоры с организациями, привлекаемыми  к разработке плана, уточняется структура  плана, составляются календарные графики  выполнения работ, определяются программа  и методы проведения исследований исходя из конкретных производственных условий; разрабатываются формы рабочей  документации, определяется содержание работ и распределяются функции  между исполнителями (творческими  бригадами), проводятся инструктаж и  информирование коллектива.

На втором - аналитическом  этапе определяется степень выполнения предыдущего плана социального  развития, изучается социальная структура, условия труда, быта и отдыха, уровень  заработной платы и др. собранные  материалы сравниваются с нормативными данными, достижениями передового опыта  науки и техники, что способствует научному обоснованию плана. Собирается первичная социальная информация, проводятся конкретные социологические исследования. Результаты работы данного этапа (выявленные общие тенденции, закономерности) оформляются  аналитической запиской.

На третьем - разработочном  этапе проектируются мероприятия, предложения и рекомендации, определяются показатели социального развития коллектива, которые должны быть конкретными  и реально выполнимыми. Составляется первоначальный вариант (проект) плана  по разделам, определяется экономическая  и социальная эффективность предлагаемых мероприятий. Эти мероприятия согласовываются  с функциональными службами и  передаются в рабочую группу, которая  формирует сводный проект плана. Последний, согласовывается с главными специалистами предприятия и  руководителем предприятия.

На четвертом - контрольном  этапе разрабатывается система  контроля за реализацией плана социального  развития, которая включает сложившуюся  на предприятии систему учета, контроля и отчетности.

В плане социального развития целесообразно выделить следующие  разделы и направления работ:

Совершенствование социальной структуры коллектива. В этом разделе  обращается особое внимание на сокращение доли или полную ликвидацию тяжелых  и вредных для здоровья работ, на сокращение доли малоквалифицированного труда, на повышение образовательного и квалификационного уровней  работников, на изменение (если в этом есть необходимость) половозрастной структуры  коллектива. Отдельно рассматривается  труд женщин, подростков, лиц пожилого возраста с указанием тех структурных  изменений, которые целесообразно  провести среди этих категорий трудящихся. Социальные факторы развития производства и повышения его экономической  эффективности. Здесь планируются  мероприятия, связанные с техническим  перевооружением производства, с  внедрением новой техники и технологии. Среди таких мероприятий можно  назвать проектирование прогрессивных  форм организации и оплаты труда, снижение его монотонности. Насыщение  производства высокопроизводительной техникой обостряет проблему высвобождения работников и обеспечения занятости персонала предприятия. Целесообразно использовать различные формы занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд для женщин и пенсионеров и др. Важно, чтобы в плане нашли отражение вопросы преодоления инфляции, повышения работникам реальной заработной платы. В условиях роста технической вооруженности предприятия следует всячески поддерживать обучение без отрыва от производства. Необходимо предусмотреть также меры по стимулированию рационализации и изобретательства. Улучшение условий труда и быта работников. В плане нужно особо выделить участки и подразделения с неблагоприятными условиями труда, для которых необходимо предусмотреть меры по оздоровлению производственной среды, по замене оборудования, являющегося источником повышения вредности и опасности, или по надежной изоляции такого оборудования. Предусматриваются также мероприятия по соблюдению санитарно-технических норм, стандартов безопасности труда, по организации на предприятии хорошо оборудованных бытовок, пунктов приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке рабочим через столы заказов продуктов и промышленных товаров и др. Особо выделяются вопросы обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.

Информация о работе Социальное развитие трудовых коллективов