Социальное развитие трудовых коллективов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:36, доклад

Описание работы

Социальная структура коллектива - это строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и т. д.

Работа содержит 1 файл

Социальное развитие трудовых коллективов.docx

— 44.21 Кб (Скачать)

Анкета представляет собой  строго упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний, которые направлены на раскрытие  содержания проблемы. Она имеет определенную структуру и состоит, как правило, из трех частей: вводной, основной и  демографической ("паспортички").

Достоинствами метода анкетирования  являются возможность получения  в относительно короткий срок значительного  объема эмпирической информации, а  также обеспечение анонимности  ответов; недостатком - невозможность  проконтролировать ситуацию формулировки ответа, его самостоятельность, полноту.

Для более глубокого изучения проблемы, выяснения неточностей, противоречий, обнаруживающихся при обработке  результатов анкетирования, может  использоваться интервью как дополнение к анкетному опросу.

Интервью - метод сбора  информации об исследуемом объекте  в процессе личного общения с  респондентом по специально составленному  опроснику. Опросник может содержать  прямо поставленные вопросы, ответы на которые позволят получить непосредственную информацию об интересующем явлении, а  также суждения о возможных вариантах  решения проблемной ситуации.

По своей форме интервью бывает свободное (длительная в течение  нескольких часов беседа по общей  программе) и стандартизированное (проводится по детально разработанному плану, конкретизирующему  содержание, последовательность вопросов и даже варианты возможных ответов).

В случае, если необходимо быстро изучить мнение по тому или иному  вопросу, применяется телефонное интервью.

Интервью позволяет получить малодоступную для других методов  исследования информацию. Преимущество его в том, что благодаря непосредственному  контакту с респондентом имеется  возможность видоизменять вопросы  в соответствии с получаемыми  ответами, ставить дополнительные вопросы, уточняя ответы, и тем самым  обеспечивать получение более глубокой информации.

Часто в практике социологической  работы возникают ситуации, когда  необходимо дать оценку таким сторонам объекта, по которым самооценка может  оказаться искаженной или даже невозможной. Источником подобной информации могут  служит компетентные лица - эксперты, имеющие  глубокие знания об объекте исследования. Выявление в результате применения метода опроса суждений компетентных лиц по определенной исследуемой  проблеме называется эксперт - опросом, а сами суждения - экспертной оценкой.

К основным видам экспертного  опроса следует отнести: анкетирование  и интервью, "мозговую атаку", дискуссии, советы, деловые игры. Желаемый эффект достигается путем использования  различных его видов.

В социологическом исследовании объектом изучения является некоторая  социальная общность - группа, коллектив. Часто сведения о социальной общности приходится получать путем анализа  таких характеристик, как социальные ориентации, мнения, стереотипные суждения. Для этого используются методики, разработанные в психологии. Наиболее часто в социологических исследованиях используется тестирование.

Тест - задание стандартной  формы словесного характера или  в виде рисунков. Тестированием называется кратковременное испытание, с помощью  которого измеряется уровень развития или степень выраженности отдельных  или совокупности социально-психологических  свойств личности. Тестирование используется для того, чтобы установить наличие  или отсутствие уже известных  социально-психологических особенностей у тех или иных исследуемых.

В прикладном социологическом  исследовании используются три вида тестов: проективные, позволяющие выявить  наличие определенных социально-психических  свойств данного человека;

оценки, позволяющие провести относительные измерения способности, уровня развития и т. д. ;

профессиональности, позволяющие  выявить степень готовности к  определенной деятельности.

По предмету исследования различают общеличностные тесты, с  помощью которых фиксируют некоторую  целостность психических свойств  личности, личностные специальные тесты, предназначенные для диагностики  той или иной черты, характеристики, свойства субъекта (например, умственного  развития, профессиональных и творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля и др. ), и групповые, предназначенные для диагностики  групповых психических процессов - уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового социально-психического климата, межличностного восприятия и  т. п. Особенно широко используются в  социологических исследованиях  групповые тесты, к числу которых  можно отнести социометрию, которая  как разновидность психологического теста на опросе и является своеобразным методом диагностики, количественного  измерения и анализа взаимоотношений  малых, полностью сформировавшихся, социальных групп.

Изучение характера взаимоотношений  членов трудового коллектива - одна из самых актуальных задач социологии труда. Социология позволяет измерить степень сплоченности (разобщенности) группы; выявить "социометрические позиции", то есть соотносительный  авторитет членов группы по признакам  симпатии (антипатии); обнаружить внутригрупповые  сплоченные образования, лидеров и  т. д. Результаты социометрических исследований по каждому из критериев фиксируется  в специальной таблице - шахматке, которая называется социоматрицей. Результаты социометрического исследования можно интерпретировать графически и количественно (социометрические индексы, статистический анализ). Будучи простой в употреблении, социометрия  широко используется социологами-практиками для диагностики групповой сплоченности, выявления лидеров. Вместе с тем  была доказана ограниченность данной процедуры, ибо с ее помощью фиксируются  поверхностные, не глубинные взаимоотношения. Для разработки мероприятий по управлению развитием взаимоотношений в  обследуемых группах следует  прибегнуть еще к другим методам  исследования, позволяющим выявить  специфику групп, их ценностно-нормативное  единство, мотивацию сделанных социометрических выборов.

В практике социологических  исследований зачастую используется метод  изучения продуктов деятельности - сбор информации при анализе материализованных  результатов трудовой деятельности. При этом объектом исследования выступают не люди и не их отношения, а продукты их предшествующей трудовой деятельности. В современных условиях хозяйствования в прикладном социологическом исследовании для анализа действий законов функционирования и развития социальных систем в осуществлении трудового процесса все шире используются математические и статистические методы - теории корреляции, кибернетического моделирования, теории игр и т. д. но эти методы выполняют лишь функции инструментария в анализе, осуществляемом целым комплексом рассмотренных выше специальных методов.


Информация о работе Социальное развитие трудовых коллективов