Социальная политика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение теоретических основ социальной политики, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих перед ней; анализ проводимой социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе и поиск направлений её совершенствования.
Для достижения намеченных целей были поставлены следующие задачи:
характеристика социальной политики, её принципов, моделей и основных направлений;
рассмотрение функций, целей и задач социальной политики в Республике Беларусь;
оценка социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе;
основные направления совершенствования социальной политики.

Работа содержит 1 файл

Социальная политика (курсовая).doc

— 433.00 Кб (Скачать)

     Кроме привлечения иностранных студентов на обучение, в вузах Беларуси целесообразно обосновать применение и других форм экспорта образовательных услуг (система франчайзинга, сотрудничество по обмену учебных программ, оффшорная деятельность и др.).

     Предстоит отработать механизм поиска одаренных учащихся в системе общеобразовательной школы, формировать национальную систему поиска и подготовки уникальных кадров, разработать схему элитарного образовательного высшего учебного заведения в республике [1, с. 28-32].

     Культура - развитие физической культуры и спорта является одним из ведущих направлений в физическом и духовном оздоровлении народа, важным фактором формирования здорового образа жизни человека, совершенствования человеческого капитала.

     В Республике Беларусь, которая является спортивной державой, проводится целенаправленная работа по повышению эффективности  физкультурно-оздоровительных и  спортивных занятий во всех сферах жизнедеятельности. Пополняются фонды отрасли новыми спортивными объектами.

     Однако  эффективность физического оздоровления населения в определенной мере снижается  слабой материально-технической базой  отрасли, низкой обеспеченностью спортивными сооружениями, физкультурно-оздоровительной базой, инвентарем и оборудованием.

     Главной целью развития национальной системы  физической культуры и спорта является укрепление здоровья и физическое совершенствование  населения путем повышения  уровня физкультурно-оздоровительной работы, формирования у населения интереса к занятиям физической культурой и спортом, расширения образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни, повышения конкурентоспособности системы подготовки белорусских спортсменов высокого класса, достижения высоких спортивных результатов на международной арене, развития международных связей.

     Главная цель развития физической культуры и  спорта в ближайший период заключается  в подъеме уровня массовости физкультурно-спортивного движения в стране, повышении эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и обеспечении социально гарантированных минимальных потребностей населения в услугах отрасли.

     Понятие здорового образа жизни должно прочно войти в массовое сознание населения Беларуси. Для этого государственную политику в сфере физической культуры и спорта следует реализовывать во взаимодействии всех органов исполнительной и законодательной власти, спортивных организаций и средств массовой информации.

     Соответствующие мероприятия предусматриваются  в сферах торговли, жилищного строительства, транспорта, связи, бытового обслуживания, экологии и других направлениях, связанных  с условиями проживания населения [17, 79-80].

     Молодежная    политика государства должна быть направлена на создание условий для всестороннего и гармоничного развития молодых граждан страны, активное их включение во все сферы жизнедеятельности общества. С этой целью предполагается активизировать работу по обеспечению занятости молодежи, развитию предпринимательства и творческой инициативы молодых людей, усилению поддержки молодых семей [13, с.8].

     Направления совершенствования  государственной  семейной политики. Государство должно не только решать неотложные проблемы семьи и поддерживать малоимущие семьи, но и приступить к разработке и реализации долговременной стратегии семейной политики для всех категорий семей, соответствующей принципам развития социального государства.

     В основу этой политики должны быть положены приоритеты семейных ценностей, семейного воспитания детей, гендерное равенство во всех областях жизнедеятельности мужчин и женщин, включая семью, сферу производства и общественную деятельность.

     При разработке текущих и долговременных мер семейной политики в области законотворческой деятельности необходимо:

     - на основании действующей законодательной  базы с целью дополнения и  усовершенствования создать единый  документ, регламентирующий семейные  отношения и определяющий цели, принципы, приоритеты и основные  социальные гарантии государственной защиты семей во взаимодействии с институтами гражданского общества;

     - обеспечить контроль за реализацией  международных обязательств государства  по соблюдению прав и гарантий  обеспечения жизнедеятельности  семей с детьми.

     Политика материальной поддержки семей с детьми – важная составная часть социальной политики во всех странах, поэтому в области социально-экономической поддержки семей следует продолжить работу, направленную на обеспечение роста благосостояния семей с трудоспособными членами на трудовой основе, создать нормальные условия и обеспечить оплату труда при дополняющей роли социальных пособий, льгот, натуральных выдач для нетрудоспособных либо находящихся в трудной жизненной ситуации.

     По  возможности необходимо обеспечить опережающее увеличение размеров заработной платы и пенсий по сравнению с ростом платности услуг социальной сферы (здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и др.). Нужно также способствовать развитию рынка жилья и обеспечению его доступности для каждой семьи, особенно для молодых семей, предоставлению бесплатного муниципального жилья для детей-сирот и малоимущих семей и т.д.

     Денежные  выплаты, налоговые льготы и различные  услуги, которые призваны уменьшить  издержки родителей на воспитание детей, могут составить так называемый «пакет детской помощи». Такой пакет существует во всех странах ЕС. Величина пакета детской помощи определяется как пересчитанная по паритету покупательной способности и выраженная в евро положительная разница между чистым доходом бездетной супружеской пары и пары с детьми при одинаковом заработке. Возможно, пакет для Беларуси стоит формировать таким образом, чтобы стимулировать рождение даже не третьего, а второго ребенка в семье, учитывая негативные демографические тенденции.

     При благоприятных экономических условиях можно ввести бесплатное питание  всем школьникам без исключения.

     От  оплаты за содержание ребенка-дошкольника  разумно было бы освободить одиноких родителей.

     Необходимо  предоставить возможность белорусским  женщинам совмещать работу с воспитанием детей.

     Очень эффективной мерой стало бы предоставление декретного отпуска с практически  полным сохранением заработной платы  либо 70% от неё в течении года.

     Многодетным матерям целесообразно предоставить целый набор социальных льгот, включая значительное снижение налогового бремени и бесплатный проезд на общественном транспорте. В случае невозможности продолжать работу в течение года после рождения третьего ребенка женщине нужно выплачивать пособие или своеобразную заработную плату.

     В тоже время необходимо принять ряд  мер, призванных максимально упростить  и удешевить уход за детьми дошкольного  возраста. В частности, детские сады для детей старше трех лет могут  работать бесплатно для всех без  исключения.

     В области труда и занятости необходимо:

     - использовать экономические стимулы  и льготы, повышающие заинтересованность  работодателей в приеме на  работу граждан с высокой семейной  нагрузкой, в том числе на  условиях неполного рабочего  времени, по гибкому графику  или на дому;

     - оказывать поддержку развитию индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства.

     В области охраны здоровья семьи и  детства, обеспечения здорового  образа жизни:

     - с целью повышения доступности  медицинской помощи семье и  детям поддерживать участковую медицину, развивать выездные формы обслуживания жителей удаленных и малонаселенных сельских местностей;

     - проводить профилактику врожденной  инвалидности, развивать медико-генетическую  помощь населению, совершенствовать  и внедрять перинатальные технологии для ранней диагностики плода;

     - улучшать медико-социальную помощь  детям-инвалидам; наладить разработку  и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного  инвентаря.

     В области образования, культурно-духовного  развития и воспитания:

     - обеспечить право каждого ребенка  на семейное воспитание, развитие; совершенствовать институт усыновления,  приемных, опекунских семей;

     - способствовать развитию сети  государственных и негосударственных  образовательных учреждений, в том  числе для детей инвалидов, для особо одаренных детей;

     - способствовать обеспечению досуга  и развития детей вне школьных  занятий: в детских дошкольных  учреждениях, школах продленного  дня, спортивных секциях и художественных  студиях, в центрах социальной  помощи семье и детям, летних оздоровительных лагерях.

     В области развития социального обслуживания семьи и детей:

     - расширять сеть учреждений для  временного проживания беременных  женщин, матерей с детьми, одиноких  несовершеннолетних матерей, лиц,  подвергшихся насилию в семье, а также обеспечить проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержки, информацией и осуществлять их социальное устройство;

     - создать систему кризисных центров  (приютов) долговременной помощи, консультационных пунктов экстренной помощи, организовать систему информирования женщин о соответствующих видах помощи, консультационных пунктов экстренной помощи, организовать систему информирования женщин о соответствующих видах помощи и т.д.

     Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, она играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечение общественной стабильности и прогресса. Система ценностей семьи выверена столетиями. Её устойчивость и гибкость, адаптационные способности и терпимость обеспечиваются благодаря опыту многих поколений. Стабильность, спокойствие и сила государства опираются на нормы и ценности семейного образа жизни. Здоровая, крепкая, дружная, материально и нравственно благополучная семья – высшая ценность. Она дает ребенку и взрослому человеку чувство любви, защищенности, заботы, надежности, привязанности, обеспечивая связь поколений. Каждое государство заинтересовано в сохранении и приумножении семейных ценностей [26, с. 167-169].

     Воплощение  в жизнь сразу всех направлений социальной политики не может произойти одномоментно. Требуются значительные усилия со стороны руководителей органов государственного управления для реализации разработанной стратегии. В силу инерционной природы экономических процессов требуется время для нормализации многих социально-экономических аспектов хозяйствования, в том числе активного    проведения    кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, финансовой, инвестиционной, инновационной политики и др., так как социальная  политика  не  может быть  реализована без учета взаимосвязанности и взаимозависимости вышеперечисленного комплекса мер.

     Для устойчивого развития страны в условиях реформирования экономики государству  отводится роль по проведению сильной  социальной политики, которая призвана реализовать гарантии граждан на медицинскую помощь, социальную защиту, образование, полноценное питание, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. 
 
 

     Заключение

     По  данной курсовой можно сделать такие выводы:

     1. Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать собственное семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить адресную социальную защиту. В республике разработана и реализуется "Комплексная программа адресной социальной защиты населения".

     2. Другими приоритетами государственной  социальной политики страны являются  социальная защита семьи, улучшение ее положения в обществе, охрана материнства и детства. В Беларуси сформирована законодательная база по осуществлению государственной политики в отношении детей, создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. В Республике Беларусь успешно выполняется Президентская Программа "Дети Беларуси", в которой предусмотрены меры, направленные на повышение уровня жизни и благосостояния детей и семей, улучшение условий для их воспитания.

Информация о работе Социальная политика в РБ