Социальная политика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение теоретических основ социальной политики, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих перед ней; анализ проводимой социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе и поиск направлений её совершенствования.
Для достижения намеченных целей были поставлены следующие задачи:
характеристика социальной политики, её принципов, моделей и основных направлений;
рассмотрение функций, целей и задач социальной политики в Республике Беларусь;
оценка социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе;
основные направления совершенствования социальной политики.

Работа содержит 1 файл

Социальная политика (курсовая).doc

— 433.00 Кб (Скачать)

     Для стимулирования переселения семей  безработных граждан в сельскую местность в сентябре 2008 года были внесены изменения в постановление  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 1996 года № 51 об увеличении размеров выплат денежных средств безработным с пяти до семикратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату трудоустройства. Это дало  возможность членам семей безработных получить постоянную работу, улучшить жилищные условия, завести подсобное хозяйство и тем самым стабилизировать свое финансовое положение.  Таким образом, в 2009 году на основное место жительства с целью трудоустройства переселены 408 семей безработных, что по сравнению с 2008 г. больше на 17,9 %.

     В январе-июне 2010 года на основное место  жительства с целью трудоустройства переселены 148 семей безработных.

     В целях формирования мотивации к  труду осуществляется трудоустройство  учащейся и студенческой молодежи на временных рабочих местах в свободное от учебы время ежегодно из средств Фонда социальной защиты предусматриваются средства на организацию вторичной занятости молодежи. Подростками выполнялись работы по ремонту школьной мебели, благоустройству территории школ, ремонту книжного фонда, изготовлению сувениров, пошиву постельного белья с безвозмездной передачей в дома-интернаты.

     Важной  мерой защиты и сохранения рабочих мест молодежи стал пересмотр системы организации нанимателями субсидированных рабочих мест для молодежи на возмездной основе в рамках «Молодежной практики». В целях стимулирования трудоустройства молодежи нанимателям, организующим молодежную практику, предусмотрены компенсации затрат по оплате труда в размере минимальной заработной платы и по уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты.

     Социальная  поддержка безработных осуществляется в соответствии с действующим  законодательством путем выплаты  пособия по безработице и материальной помощи в период активного поиска работы.

     Реализация  мер государственной программы  содействия занятости населения  способствует относительной стабильности на рынке труда в нашей стране, поддержанию безработицы на низком уровне, сохранению уровня занятости, развитию предпринимательства.

     Результатом реализации всех названных мер в 2009 году стало создание 168 тыс. рабочих мест, в том числе 19, 6 – в сельской местности. Около 2,7 тыс. безработным оказана финансовая поддержка в организации собственного дела, на профессиональную подготовку и переподготовку направлено около 25 тыс., в общественных работах приняли участие 95 тыс. чел., в том числе 51 тыс. безработных [4, с. 8-9].

     В современных социально-экономических  условиях в РБ, когда взят курс на инновационное развитие экономики, проведение модернизации промышленного производства, внедрение оборудования и технологий нового поколения, активное развитие сферы социальных услуг, целесообразным становится применение «заемного труда», суть которого состоит в найме работников организациями с целью предоставления их труда третьим лицам, непосредственно использующим труд этих работников, беря его в «аренду».

     Функционирование  агентств заемного труда позволяет  при появлении в организации  избыточной рабочей силы «перенаправлять» ее туда, где в ней есть потребность. Такие агентства берут на себя обязанность обеспечивать пусть временной, но работой тех, кто самостоятельно найти её себе не может.

     Функционирование  агентств заемного труда, несомненно, будет способствовать росту уровня занятости в стране, а также  освободит многие организации, обремененные сегодня избыточной рабочей силой, от несвойственной им функции – обеспечения социальной стабильности в обществе. Это положительно скажется на финансово-экономическом положении многих организаций и в целом на экономике страны, а также на уровне и качестве жизни граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Поддержка ветеранов, пожилых  людей инвалидов. Пенсионное обеспечение.

     Социальная  поддержка отдельных категорий  населения: одиноких и одиноко проживающих  пожилых людей, инвалидов, ветеранов осуществляется путем реализации государственных социальных программ:

  • Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года;
  • Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы;
  • Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы;
  • Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007 – 2010 годы.

     Следует подчеркнуть, что потребности пожилых людей должны в значительной степени определять стратегию развития социального обслуживания. В этой связи в нашем государстве в рамках реализации  Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года и Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы ежегодно проводятся обследования условий жизни пожилых людей. Результаты таких обследований позволяют оценить положение  пожилых людей, поставить более разносторонние задачи по учету макросоциальных последствий старения населения, реально подойти к решению вопросов развития обслуживания населения [18, 19].

     В Республике Беларусь в настоящее  время проживает 506, 7  тысяч инвалидов, в том числе 26,6 тыс. детей инвалидов  в возрасте до 18 лет; пенсионеров  – более 2,1 млн. человек, пожилых одиноких граждан – 156 тыс. человек, 587 тыс. одиноко проживающих пожилых граждан [14, с. 43].

     Ведущая роль в обслуживании пожилых людей  и инвалидов принадлежит государственным  учреждениям социального обслуживания – стационарным и  нестационарным.

     К стационарным учреждениям относятся  дома-интернаты различного типа. Право  на пребывание в домах-интернатах имеют  граждане, частично или полностью  утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

     В силу объективных обстоятельств  в настоящее время остается достаточно высокой потребность в социальном обслуживании пожилых людей и  инвалидов в стационарных условиях. На 01.01.2009 г. очередность на помещение  составляла 1005 человек, из них 887 человек – в дома-интернаты психоневрологического профиля.

     На  решение данных проблем направлена реализуемая в стране Программа  развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания до 2010 г., для целей которого предусмотрено  выделение 213,5 млрд. руб. в результате в 2007-2008 годах дополнительно введено 628 мест для проживания пожилых людей и инвалидов. В 2009 году на реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы, развитию сетей и улучшению материально-технической базы, развитию сети и улучшению условий функционирования стационарных учреждений социального обслуживания было направлено около 39,8 млрд. руб. из республиканского и местных бюджетов.

     Не  вызывает сомнения, что самые комфортные  условия проживания человека – в  привычной домашней обстановке, помещение его в стационарные учреждения – крайняя мера. Именно поэтому совершенствование системы социального обслуживания в Республике Беларусь направлено на создание условий, позволяющих максимально приблизить требуемые услуги к месту постоянного проживания граждан.  Способствовать этому призвано развитие сети нестационарных учреждений социального обслуживания – территориальных центров  социального обслуживания населения (ТЦСОН), которые характеризуются многопрофильностью деятельности, большим количеством обслуживаемых и широким спектром оказываемых услуг.

     С внедрением в республике государственного социального стандарта в области  обслуживания (один ТЦСОН на один административный район) расширились возможности  реализации  большого спектра услуг для нуждающихся.

       Наиболее  востребованной и популярной среди  населения является организация  социального обслуживания на дому.

       В настоящее время сеть отделений  социальной помощи на дому охватывает города и практически все населенные пункты районов. Социальными работниками обслуживаются более 80 тыс. пожилых людей и инвалидов, в том числе 70% на селе.

       Отделение социальной помощи на дому оказывает  гражданам широкий спектр социально-бытовых  услуг. Среди них: приобретение и  доставка продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости; оформление документов для оказания материальной помощи; оплата коммунальных услуг; доставка пожилых граждан в лечебные и диагностические учреждения и другие услуги. Сотрудники отделений при необходимости  оказывают гражданам консультативную и психологическую помощь.

       Большое значение в деле оказания своевременной  помощи гражданам пожилого возраста  принадлежит иным формам социального  обслуживания. В особо сложных  случаях, исключающих обслуживание в домашних условиях, созданы больницы сестринского ухода, а также при участковых больницах функционируют медико-социальные палаты (койки). Наибольшее их количество – в Витебской (588), Минской (488) и Гомельской (467) областях.

       Для обеспечения в создавшихся условиях адресной, оперативной социальной помощи населению потребовались структуры, способные максимально приблизить жизненно необходимые, качественные социальные услуги к условиям и месту  проживания, особенно в сельской местности. Еще одно новое направление работы – функционирование в населенных пунктах Домов  социальных услуг. Нуждающиеся граждане обеспечиваются товарами первой необходимости, медикаментами, систематически пользуются услугами парикмахера, сапожника, плотника, слесаря, телемастера, врача. В целом по республике функционирует около тысячи Домов социальных услуг. Наибольшее их количество в Минской (149), Могилёвской (139) и Витебской (132) областях.

       Практика  показывает, что создание домов социальных услуг, хозрасчетных бригад способствует более полному разрешению социальных проблем пожилых людей, позволяет объединить усилия различных государственных и общественных организаций, направленные на поддержку и оказание помощи жителям малочисленных и отдаленных сельских населенных пунктов [25, с. 63-66].

       Одно  из приоритетных направлений государственной  социальной  политики – повышение уровня пенсионного обеспечения. В пенсионном обеспечении в январе-июне по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года среднемесячный размер пенсии увеличился на 20,2 % и составил 291, 6 тыс. руб., среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту – на 16,2 и составил 268,1 тыс. руб. Реальный размер пенсий увеличился на 12,7%.

       Соотношение среднемесячного размера минимальной  пенсии и бюджета прожиточного минимума пенсионера составило 116,4 %.

     Периодически  производится перерасчет пенсий: трудовые – в привязке к росту средней  заработной платы, социальные, а также  надбавки к пенсиям – ежеквартально в связи с утверждением бюджета прожиточного минимума. Такой комбинированный механизм пересмотра размеров пенсий ведет к тому, что пенсии растут темпами не ниже зарплаты. При этом пенсии выплачиваются своевременно, без каких-либо задержек.      

     Применяется система надбавок к пенсиям Героев Советского Союза, Беларуси, Социалистического  Труда, кавалеров орденов, участников, ветеранов и инвалидов войн, инвалидов с детства, родителей и супругов воинов, погибших при исполнении воинского долга, доноров.      

     Около 20% граждан после оформления пенсии продолжают работать, получая, таким образом, дополнительный доход.     

     Постоянные  перерасчеты пенсий наряду с другими мерами обеспечивают относительно стабильную социальную защищенность пенсионеров.

         Государство принимает активное участие в решении проблем инвалидов и инвалидности. Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на осуществление мер по предупреждению инвалидности, реабилитации инвалидов, обеспечению равенства и полноправного участия их в жизни общества.

       В республике реализуется Государственная  программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006—2010 гг. (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1269). Функционирует сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих мероприятия в рамках медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, в том числе Белорусский протезно-ортопедический  восстановительный центр и Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов. Нуждающиеся инвалиды обеспечиваются ортопедическими изделиями, изделиями лечебного протезирования, техническими средствами реабилитации бесплатно или на льготных условиях.

       Государство обеспечивает инвалидов техническими средствами социальной реабилитации — от простейших приспособлений для обслуживания и самообслуживания инвалидов в бытовых условиях до автомобилей с ручным управлением.

     Социальным  обслуживанием на дому охвачено более 4,5 тыс. ветеранов Великой Отечественной  войны. Инвалиды из числа ветеранов  войны полностью обеспечены инвалидными  креслами-колясками, протезами и  другими средствами реабилитации. Практически решены вопросы предоставления им жилья, телефонизации квартир. Одиноким гражданам пенсионного возраста за счет средств местных бюджетов устанавливаются индивидуальные пожарные извещатели, приборы учета расхода воды.

Информация о работе Социальная политика в РБ