Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа
Целью работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение теоретических основ социальной политики, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих перед ней; анализ проводимой социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе и поиск направлений её совершенствования.
Для достижения намеченных целей были поставлены следующие задачи:
характеристика социальной политики, её принципов, моделей и основных направлений;
рассмотрение функций, целей и задач социальной политики в Республике Беларусь;
оценка социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе;
основные направления совершенствования социальной политики.
За последние годы отечественная медицина вышла на качественно новый уровень, позволяющий проводить операции по пересадке сердца, печени и поджелудочной железы.
Так в республике в 2009 году выполнено 11 трансплантаций сердца, 25 – печени и 100 пересадок почек, в том числе 8 – детям. Проведено также 127 трансплантаций костного мозга и гемопоэтических клеток, 130 операций по пересадке роговицы глаза, 1033 кардиохирургические операции, из них 6499 - на сердце, 3872 – на сосудах.
В 2010 году на базе 9-й клинической больницы Минска начал работу Республиканский центр трансплантации органов и тканей. Здесь планируется ежегодно проводить коло 200 трансплантаций почек, 50-70 трансплантаций печени, другие виды сложных высокотехнологичных хирургических вмешательств [2, с. 72].
Важным фактором снижения заболеваемости населения является ответственное отношение к своему здоровью со стороны самих граждан.
Со стороны государства делается все необходимое для популяризации физкультуры и спорта, поступательного развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением. В стране функционирует 25,7 тыс. спортивных сооружений, в том числе 240 стадионов, 250 плавательных бассейнов, 5,2 тыс. спортивных залов, 10,8 тыс. спортивных площадок, 706 мини-бассейнов, а также 43 манежа, 20 спортивных сооружений с искусственным льдом. Это позволило на сегодняшний день привлечь к занятиям физической культурой и спортом свыше 1 млн. 480 тыс. человек.
Благодаря
успешной реализации мероприятий программ
в области здравоохранения улучшаются
доступность и качество медицинской помощи
всем слоям населения. Постепенно улучшаются
медико-демографические показатели [8,
с. 3-15.].
Государство проводит, и далее будет осуществлять политику, направленную на укрепление семьи как социального института, пропаганду семейных ценностей, повышение престижа семьи в обществе.
Государственная политика Республики Беларусь в отношении семьи и детей направлена на обеспечение достойного существования семьи, прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение, на создание необходимых условий для осуществления семьей ее основных задач.
В Республике Беларусь существует широкая система материальной поддержки семей с детьми, в частности, включающая:
- государственную адресную социальную помощь;
- пособия в связи с рождением и воспитанием детей;
-
бесплатное питание детей
-
материальную помощь в
Это отражено в Указе Президента РБ № 683 «О некоторых мерах государственной поддержки населения в редакции от 12.05.2009 № 241» [26, с. 165-166].
Целенаправленно реализуются меры по усилению государственной поддержки семей с детьми, осуществление денежных выплат на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием. За последние годы практически в 2,5–3 раза увеличился уровень единовременных пособий в связи с рождением ребенка. В 2008 году размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличен с 60 до 80 % бюджета прожиточного минимума. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3 лет вырос на 18%. В течении 2008 года размер государственных пособий на детей пересматривался трижды и увеличился на 21% с начала года.
Проблема жилья признана приоритетной на государственном уровне, а обеспечение отдельными квартирами многодетных и молодых семей — одним из главных направлений ее решения. Согласно данным социологических опросов, отсутствие собственного дома часто является помехой в рождении желаемого числа детей.
Многодетным семьям предоставляется право на получение социального жилья при условии, если они имеют недостаточно высокий уровень совокупного дохода и состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В целях содействия реализации права многодетных семей на жилье Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. № 124 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185»1 предусматривается предоставление им возможности на внеочередное включение в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и получение льготного кредита на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; получение льготных кредитов в размере до 95 % стоимости строительства жилья из расчета 20 кв. метров на человека, сроком на 40 лет под 5 % годовых; дифференцированный подход в оказании многодетным семьям финансовой помощи в погашении задолженности по льготным кредитам (при рождении третьего ребенка — 30 %, четвертого — 50 %, пятого и последующих детей — 100 % задолженности по выданным кредитам) [22, с. 199-200].
Как
результат проводимой системной работы
– сегодня мы можем говорить о положительных
сдвигах в течение демографических процессов.
В стране наметилась тенденция роста рождаемости
и снижения смертности, увеличения ожидаемой
продолжительности жизни. Так, до начала
реализации Национальной программы демографической безопасности
(2006 год) коэффициент рождаемости составлял
9,9 промилле, а в 2008 году достиг 11,1 промилле,
коэффициент смертности снизился соответственно
с 14,2 до 13,9. За январь–июнь 2009 года в стране
родилось 53,6 тыс. детей, что на 4,7 % больше
уровня аналогичного периода 2008 года [21,
с. 22-23].
Обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь во многом зависит от уровня и качества образования граждан, от их знания правовых и этических норм, регулирующих отношение человека к природе и обществу, и умения учитывать эти знания в повседневной и профессиональной деятельности, от их способности понимать сущность происходящих социально-экономических преобразований.
Несмотря
на сложные экономические условия,
государство стремится в
Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.
Система образования Беларуси сегодня сопоставима с образовательными системами наиболее развитых государств мира и по эффективности, и по результатам обучения и воспитания. Это подтверждается, к примеру, победами белорусских студентов и школьников на международных предметных олимпиадах. Так, по результатам участия в международных олимпиадах в 2008 году по математике, физике, химии, биологии, географии, информатике наши школьники были удостоены 3 золотых, 12 серебренных и 9 бронзовых медалей, а на Международной Менделеевской олимпиаде по химии все 6 участников сборной команды РБ стали её победителями, завоевав 2 золотые, 3 серебряные и 1 бронзовую медали.
Совершенствуется законодательная база. В 2006 году принят Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», в июле 2007-го — «О высшем образовании».
В системе дошкольного образования продолжает совершенствоваться многофункциональная сеть дошкольных учреждений, открываются новые специальные, санаторные и интегрированные группы.
Растет
образовательный уровень
Разработка,
апробация и внедрение новых
программ, учебно-методических, игровых
пособий, в основе которых лежит
личностно ориентированный
В
системе общего
среднего образования в 2009 году функционирует
3719 учебных заведений различного типа.
За последнее время значительно расширилась
сеть учреждений нового типа: к началу
2009-2010 года в республике функционировало
196 гимназий, 31 лицей, 7 учебно-педагогических
комплексов «средняя школа (гимназия)
- колледж». В то же время количество школ
традиционного типа с каждым годом уменьшается,
особенно это касается начальных и базовых.
Это связано с неблагоприятной демографической
ситуацией в стране, особенно на селе,
где вследствие резкого постарения населения
и постоянно уменьшающегося количества
детей активно идет процесс реорганизации,
а также расширения сети учебных комплексов
«детский сад - школа». В такие школы организован
подвоз детей из отдаленных населенных
пунктов. Динамика численности начальных,
базовых и средних школ в период за 2005-2010
года показана на рисунке 3.
Рисунок 3 - Динамика численности начальных, базовых и средних школ в период за 2005-2010 года.
Составлено
автором на основе Статистического ежегодника
Республики Беларусь.- 2010.
Развитие профессионально-технического образования направлено на формирование открытой и доступной системы обучения, позволяющей максимально удовлетворить потребность экономики в квалифицированных рабочих (служащих).
Профессионально-
С 2000 года в стране идет процесс создания на базе традиционных ПТУ профессиональных лицеев и профессионально-технических колледжей с целью расширения их многофункциональности и многопрофильности. Это улучшает качество профтехобразования. Сегодня около 70 % выпускников ПТУ приобретают две и более профессии, что повышает их шансы на рынке труда. Более 90 % выпускников ПТУ (из числа обучающихся на основе общего базового образования) одновременно с рабочей профессией получают общее среднее образование и при желании могут продолжить учебу в средних специальных и высших учебных заведениях страны.
С целью повышения интереса к избранной профессии, развития творческих способностей у учащихся ПТУ проводятся республиканские конкурсы профессионального мастерства, слеты молодых изобретателей и рационализаторов, фестивали декоративно-прикладного творчества.
Ситуация на рынке труда сегодня складывается таким образом, что наиболее востребованы именно рабочие специальности.
Более
80 % выпускникам ПТУ
В системе среднего специального образования Республики Беларусь работают 123 государственных и 10 частных ссузов (техникумы, училища, колледжи), а также 53 профессионально-технических колледжа, 3 высших колледжа, где интегрируется подготовка специалистов на уровне среднего специального и высшего образования, 6 учебных комплексов, созданных на базе общеобразовательных школ.
Идея непрерывного профессионального образования реализуется путем интеграции подготовки специалистов в учреждениях, относящихся к различным уровням образования (среднему специальному, высшему, профессионально-техническому).
В республике появились новые типы учреждений образования — учебно-педагогические комплексы «гимназия-колледж», профессионально-технические колледжи, университетские комплексы.
Получение высшего образования в Республике Беларусь предоставляют 53 учреждения (из них государственных — 43,частных — 10). Ежегодно вузы республики выпускают более 50 тыс. специалистов с высшим образованием, полностью обеспечивая подготовку кадров по всем отраслям экономики и социальной сферы страны.
Развитие высшей школы в Беларуси идет в ногу со временем. За последние 10 лет перечень специальностей высшего образования обновлен более чем на 40 % [1, с. 23-25].