Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа
Целью работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение теоретических основ социальной политики, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих перед ней; анализ проводимой социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе и поиск направлений её совершенствования.
Для достижения намеченных целей были поставлены следующие задачи:
характеристика социальной политики, её принципов, моделей и основных направлений;
рассмотрение функций, целей и задач социальной политики в Республике Беларусь;
оценка социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе;
основные направления совершенствования социальной политики.
Разрабатываемые и осуществляемые в Республике Беларусь государственные социальные программы являются важнейшим инструментом реализации социальной политики. Они позволяют поэтапно и целенаправленно осуществлять регулирование социальных процессов, совершенствовать систему социальной защиты, обеспечить максимальную доступность социальной помощи для каждого нуждающегося в ней гражданина. При этом обеспечивается взаимоувязка и комплексность предлагаемых мер, целевая направленность привлекаемых ресурсов, контроль за эффективным их использованием, а также согласованность действий различных органов государственного управления в решении поставленных задач.
Поскольку в качестве главной цели социально – экономического развития страны на долгосрочную перспективу определено повышение уровня жизни народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню развитых европейских государств, очевидно,что основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.
Объем средств, направляемый на финансирование социально-культурных мероприятий в области здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры, образования, социальной политики в 2009 году составил 284 трл. руб, или 50,3% всех расходов консолидированного бюджета.
Объем
инвестиций на здравоохранение, физическую
культуру и социальное обеспечение,
образование, культуры и искусство в 2009
году в текущих ценах составил 2901,5 млрд.
руб. [2, с. 70]. Доля инвестиций в основной
капитал по отраслям социальной сферы
в общем объеме инвестиций за 2006 – 2010 годы
показана на рисунке 1.
Рисунок 1 - Доля инвестиций в основной капитал по отраслям социальной сферы в общем объеме инвестиций.
Источник: Социально-экон положение РБ, январь-декабрь 2009 г. / Национальный статистичекий комитет. Мн. – 2009 г.
Главным
вектором социально-экономического развития
белорусского государства является
повышение общественного
В политике денежных доходов населения государство руководствуется двумя основными подходами:
Главная составляющая доходов населения – заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.
Исходя
из критерия социальной справедливости,
важнейшим принципом
Заработная плата работника зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей труда, соблюдения технико-технологических стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается.
Государственное регулирование роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования.
Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).
В январе 2009 г. в республике номинальная заработная плата работников увеличилась по сравнению с январем 2008 г. на 21% и составила 920 тыс. руб.
Реальная начисленная заработная плата в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. возросла на 5,5%.
Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников.
Как известно, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 1695 тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях установлена в размере 81 тыс. руб. Это позволит повысить уровень заработной платы работников бюджетных организаций в среднем на 5,2% [11, c. 13-15].
С 1 января 2010 г. Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 641 в среднем на 9% повышены трудовые пенсии.
Политика
доходов призвана также максимально
стимулировать экономическую
Государственное воздействие на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства.
Политика на рынке труда предусматривает стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу.
Рынок труда является одним из основных индикаторов состояния экономики, поэтому изучение процессов, происходящих на рынке труда, оценка закономерностей, тенденций его развития позволяют определять необходимые для общества социально-экономические преобразования.
На динамику рынка труда влияние оказывает целый ряд факторов, формирующих спрос и предложение на рынке труда. Главным фактором, определяющим предложение на рыке труда, является численность трудовых ресурсов.
Динамика данного показателя в РБ характеризуется появлением негативной тенденции – снижается численность трудовых ресурсов. Это происходит из-за того, что в трудоспособный возраст начинают вступать малочисленные родившиеся в 1990-е гг.
Численность принятых на работу в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократилась на 8,8 %, численность уволенных по различным причинам также сократилась на 4,4 %.
Масштабы безработицы по числу официально зарегистрированных сохраняются невысокими.
В Республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы в 2008 году составил 0,8%, в 2009 – 0,9%., в январе-июле 2010 года – 0,8%.
На
рисунке 2 показана динамика уровня регистрируемой
безработицы в Республике Беларусь, что
доказывает, что уровень регистрируемой
безработицы в нашей стране имеет тенденцию
к снижению.
Рисунок 2 - Динамика уровня регистрируемой безработицы в Республике Беларусь
Источник:
Социальное положение и уровень
жизни населения Республики Беларусь:
стат. сб. / Министерство статистики и
анализа Республики Беларусь. –Мн.,
2010. – с.630
В 2009 году было поставлено на учет 335,2 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признаны безработными 200 тыс. человек. Всего трудоустроено 199 тыс. человек, в том числе 131 тыс. безработных. Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек, что на 15,4% меньше, чем в декабре 2007 г.
В 2009 году органами по труду и занятости было трудоустроено 196,2 тыс. человек, из них 129, 9 тыс. человек официально зарегистрированных безработных.
В 1 полугодии 2010 года трудоустроено 105, 6 тыс. человек, в том числе трудоустроенные безработные составили 67%.
На новые рабочие места, созданные за счет бюджетных ссуд, предусмотренных мероприятиями Государственной программы содействия занятости, в 2009 г. трудоустроено 3090 человек.
В январе-апреле 2010 г. создано 790 новых рабочих места за счет бюджетных ссуд.
Направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в 2007 и 2008 гг. 23,8 тыс. человек и 22,9 тыс. человек; в 2009 г. – 25 тыс. человек; в течение 1 полугодия 2010 г. – 12,7 тыс. человек [24, с. 82-87].
Направлено на оплачиваемые общественные работы в 2009 году 94,8 тыс. человек, из них официально зарегистрированные безработные составили 53,8 %., что по сравнению с 2008 г. больше на 17,9 %. В 1 полугодии 2010 г. направлено на оплачиваемые общественные работы 42,8 тыс. человек, из них официально зарегистрированные безработные составили 64,8 %., что по сравнению с 2008 г. больше на 17,9 %.
В
целях содействия занятости населения
было принято решение о
Одно
из главных направлений
Особое внимание уделяется развитию самозанятости граждан из числа безработных. В частности, размер субсидии безработному для организации предпринимательской деятельности повышен до 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума (БПМ), а при организации предпринимательской деятельности в малых городах и населенных пунктах с устойчиво высоким уровнем безработицы – до 15-кратной величины БПМ. Предоставлена возможность оказания финансовой поддержки в виде субсидии из средств Фонда социальной защиты населения также безработным, организующим частное унитарное предприятие, фермерское хозяйство. Так, в 2009 году для организации предпринимательской деятельности 2736 безработным были выданы ссуды и субсидии. В январе-апреле 2010 года с этой же целью ссуды были выданы 1124 безработным.
В рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях", органы по труду, занятости и социальной защите осуществляют трудоустройство родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Комитет и управления по труду, занятости и социальной защите работают в тесном контакте с подразделениями облисполкома, городскими и районными исполнительными комитетами, органами внутренних дел, судами и предприятиями области.