Социальная политика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение теоретических основ социальной политики, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих перед ней; анализ проводимой социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе и поиск направлений её совершенствования.
Для достижения намеченных целей были поставлены следующие задачи:
характеристика социальной политики, её принципов, моделей и основных направлений;
рассмотрение функций, целей и задач социальной политики в Республике Беларусь;
оценка социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе;
основные направления совершенствования социальной политики.

Работа содержит 1 файл

Социальная политика (курсовая).doc

— 433.00 Кб (Скачать)

     Престиж высшего образования постоянно  растет. Прием на бюджетные места  не снижается. В то же время общее  количество студентов из года в год  увеличивается, прежде всего за счет «платников». Это говорит о том, что уровень благосостояния растет, и все больше людей имеют возможность учить своих детей за деньги, если те не прошли по конкурсу в высшее учебное заведение.

     В соответствии с законом «О высшем образовании» (2007 г.) сформирована двухступенчатая система высшего образования. Первая ступень направлена на подготовку квалифицированных специалистов для реального сектора экономики и социальной сферы. Срок учебы здесь составляет 4—5 лет и может увеличиваться не больше чем на 1 год при обучении по наиболее сложным специальностям, на вечерней и заочной формах получения высшего образования.

     Вторая  ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает подготовку специалистов для научно-исследовательской, инновационной деятельности. Срок обучения — от 1 до 2 лет. Диплом магистра дает право на поступление в аспирантуру.

     В республике создана система распределения и закрепления на местах молодых специалистов. Получив высшее образование за счет бюджетных средств, они распределяются на свое первое рабочее место. Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» обязывает либо приступить к работе, либо вернуть государству затраченные средства. В 2007 году 98 % выпускников прибыли на работу по распределению. К тем, кто не выполняет требований закона, применяют судебные санкции.

     Образование в современном мире в значительной мере становится основой социально-экономического прогресса. Эксперты утверждают, что уже сегодня различия между развитыми и развивающимися государствами только на одну треть обусловлены различием в экономике, а на две трети — различием в уровне и качестве образования. Именно поэтому в Республике Беларусь образованию уделяется самое пристальное внимание [22, с. 147-152]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.6 Молодежная политика.

     Одной из приоритетных задач государственной  политики является социальная защита молодежи – поддержка учащейся молодежи, содействие занятости несовершеннолетних и трудоустройству молодых специалистов, решение жилищной проблемы, социальная помощь молодой семье. В рамках реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь целенаправленно решаются такие важнейшие задачи как строительство жилья для молодых людей, организация трудоустройства и временной занятости молодежи, духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения, профилактика правонарушений и преступлений в молодежной среде. Значительную государственную поддержку получают талантливая молодежь, молодые семьи, детские и молодежные общественные объединения.

     Социальная  поддержка учащейся и студенческой молодежи – неизменный приоритет  государственной молодежной политики. Так, на льготных основаниях в высшие и средние специальные учебные  заведения страны могут поступить  победители республиканских и международных предметных олимпиад, молодые люди из социально уязвимых слоев населения.

     Государственная система стипендиального обеспечения  включает в себя учебные, социальные и специальные стипендии. За высокие  достижения в учебе, научной и общественной работе могут назначаться стипендии: персональные – Совета вуза, именные, а также за особые успехи – президентские. В 2009 году система стипендиального обеспечения позволила выплачивать стипендии 90% учащейся молодежи, имеющей право на получение стипендии.

     Наметился устойчивый рост стипендиального обеспечения. Например, если в 2000 году размер стипендии  студентов составлял 19% от бюджета  прожиточного минимума, то в 2009 году –  от 38,2 до 61,2% от БПМ.

     Студентам высших учебных заведений и учащимся средних специальных учебных заведений устанавливаются надбавки за особые успехи в учебе, общественной и научной работе, а также оказывается материальная помощь из средств стипендиального фонда. Кроме того, студенты и учащиеся получают социальную поддержку в случае проживания в общежитии. Иногородним студентам и учащимся при невозможности их поселения в общежитиях возмещаются расходы по найму жилья в размере 25% базовой величины в месяц, разрабатываются планы поэтапного создания в г. Минске и областных центрах «студенческих деревень».

     На  государственном уровне поддерживаются граждане, получающие первое высшее образование  на платной основе, путем предоставления кредита на льготных условиях (0,5 ставки рефинансирования оплачивается за счет бюджета). В 2009 году воспользовались правом получения льготного кредита 2 388 граждан на сумму 10,3 млрд. руб.

     В вузах страны созданы студенческие научно-исследовательские лаборатории  и конструкторские бюро. Развивается  система грантовой поддержки  талантливой молодежи.

     В настоящее время 35% студентов активно  занимаются научно-инновационной деятельностью  через сеть студенческих научных  лабораторий и объединений, конструкторских  и опытно-конструкторских бюро. В  системе высшего образования  создана и функционирует разветвленная инновационная инфраструктура, координируемая Межвузовским маркетинговым центром научно-исследовательских разработок.

     За  время деятельности специальных  фондов Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи и социальной поддержке одаренных учащихся около 15 тыс. молодых талантов были отмечены стипендиями, премиями и другими наградами. Подавляющее большинство стипендиатов и лауреатов премий продолжают обучение, становятся профессионалами, реализуя свои возможности и подтверждая результативность деятельности фондов.

     В течение 2009 года осуществлялась государственная  поддержка и социальная защита талантливой  молодежи. На решение этой задачи направлена деятельность специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Так, в 2009 году специальным фондом Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов были награждены 1 695 учащихся, студентов, педагогических работников и 8 интеллектуальных и творческих объединений учащихся и студентов; специальным фондом Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи – 326 представителей молодежи и 38 коллективов художественного творчества за победы в художественно-творческих состязаниях. Из них стипендии назначены 107 учащимся и студентам, премии – 28, поощрительные премии – 146 учащимся, студентам, молодым деятелям культуры и 31 коллективу, гранд-премии присуждены 45 представителям молодежи и 7 коллективам.

     С целью развития системы трудоустройства  молодежи и создания условий для  ее активного и эффективного участия  в социально-экономической жизни  страны проводится профориентационная работа, формируется кадровый молодежный резерв, организуются профессиональная подготовка безработной молодежи, ее обучение основам предпринимательской деятельности, осуществляется поддержка молодежных фермерских хозяйств.

     С целью приобщения учащихся и студентов  к общественно полезному труду, улучшения их материального благосостояния организуется временная занятость в свободное от учебы время. Эффективной формой работы, позволяющей совместить отдых и трудовую деятельность, стало студотрядовское и волонтерское движение.

     В центре внимания молодежной политики – поддержка и укрепление молодой семьи. Каждый третий квадратный метр жилья, построенный с государственной поддержкой, приходится на молодые семьи. Молодежная политика белорусского государства направлена на создание условий для свободного развития личности, раскрытие индивидуальных способностей молодых людей, подготовку молодежи к решению актуальных общественно значимых задач [6, c. 36-38]. 

     Несмотря  на то, что в нашей республике уделяется должное внимание социальной политике, все же остается ряд неразрешенных проблем, среди которых - сложная демографическая ситуация, проблемы скрытой безработицы, бедности. Нуждаются в совершенствовании многие вопросы оплаты труда, доходов населения, охраны и безопасности труда, социальной защиты нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей; развития отраслей социально-культурной сферы.

     В третьей главе данной курсовой работы будет предложен перечень примерных  направлений совершенствования  этих и других проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III. Основные направления совершенствования социальной политики.

     Эффективная социальная политика Республики Беларусь понимается, прежде всего, как: предоставление трудоспособному населению возможностей для обеспечения достаточного дохода через заработную плату - ключевой фактор дальнейшего роста производительности труда (при этом государство должно поддерживать формирование «человеческого капитала» и накопление сбережений населения); надежное государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном учете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.

     Целями  дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций заработной платы.

     В качестве основных задач, которые должны быть решены в результате совершенствования  механизма оплаты труда, следет выделить:

     — восстановление воспроизводственной   функции заработной платы посредством приближения тарифной ставки первого разряда к величине бюджета прожиточного минимума и далее минимальному потребительскому бюджету;

     — усиление зависимости роста заработной платы от результатов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятий и организаций, личного вклада каждого работника в эти результаты, то есть восстановление мотивационной, стимулирующей функции заработной платы.

     Реформирование  оплаты труда предусматривается осуществлять с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.

     Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы будет осуществляться на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей увеличение различий в оплате труда между высококвалифицированными и низкоквалифицированными работниками, упорядочение структуры заработной платы путем включения в основную заработную плату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которые в большинстве случаев не связаны с результатами труда.

     Предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,8 раза на основе обеспечения роста:

     • ВВП – 162–168%;

     • производительности труда – 163–168%;

     • объемов промышленного производства – 154–160%;

     • сельского хозяйства – 139–145%;

     • услуг – 196–203%;

     • • инвестиций в основной капитал  за пятилетие – 190–197%, основная часть  которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест [13, с. 5].

     Рост  оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.

     В настоящее время в республике формируется переходный смешанный  рынок труда, включающий в себя как  старые, так и новые механизмы определения стоимости рабочей силы, регулирования занятости населения и возникновение безработицы в ходе структурной перестройки экономики. Характерными чертами этого рынка являются: низкая стоимость и низкая мобильность рабочей силы; неразвитость системы социального партнерства в результате недостаточного в экономическом, организационном и политическом плане оформления и отделения друг от друга основных субъектов рынка труда — наемных работников, нанимателей (предпринимателей) и государства; одновременное существование скрытой безработицы и неполной занятости; несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, признаку пола, территориальному размещению свободных мести безработных; низкие темпы обновления рабочих мест; снижение численности занятых в сфере частного предпринимательства; преимущественно пассивный характер политики государственной службы занятости; отсутствие реального страхования по безработице; невысокий уровень пособия по безработице. Анализ существующих проблем и обобщение опыта разнообразных моделей рынка труда в странах с рыночной экономикой позволяют сформулировать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости в следующих направлениях:

Информация о работе Социальная политика в РБ