Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа
Целью работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение теоретических основ социальной политики, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих перед ней; анализ проводимой социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе и поиск направлений её совершенствования.
Для достижения намеченных целей были поставлены следующие задачи:
характеристика социальной политики, её принципов, моделей и основных направлений;
рассмотрение функций, целей и задач социальной политики в Республике Беларусь;
оценка социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе;
основные направления совершенствования социальной политики.
Престиж высшего образования постоянно растет. Прием на бюджетные места не снижается. В то же время общее количество студентов из года в год увеличивается, прежде всего за счет «платников». Это говорит о том, что уровень благосостояния растет, и все больше людей имеют возможность учить своих детей за деньги, если те не прошли по конкурсу в высшее учебное заведение.
В соответствии с законом «О высшем образовании» (2007 г.) сформирована двухступенчатая система высшего образования. Первая ступень направлена на подготовку квалифицированных специалистов для реального сектора экономики и социальной сферы. Срок учебы здесь составляет 4—5 лет и может увеличиваться не больше чем на 1 год при обучении по наиболее сложным специальностям, на вечерней и заочной формах получения высшего образования.
Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает подготовку специалистов для научно-исследовательской, инновационной деятельности. Срок обучения — от 1 до 2 лет. Диплом магистра дает право на поступление в аспирантуру.
В республике создана система распределения и закрепления на местах молодых специалистов. Получив высшее образование за счет бюджетных средств, они распределяются на свое первое рабочее место. Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» обязывает либо приступить к работе, либо вернуть государству затраченные средства. В 2007 году 98 % выпускников прибыли на работу по распределению. К тем, кто не выполняет требований закона, применяют судебные санкции.
Образование
в современном мире в значительной
мере становится основой социально-экономического
прогресса. Эксперты утверждают, что уже
сегодня различия между развитыми и развивающимися
государствами только на одну треть обусловлены
различием в экономике, а на две трети
— различием в уровне и качестве образования.
Именно поэтому в Республике Беларусь
образованию уделяется самое пристальное
внимание [22, с. 147-152].
2.6 Молодежная политика.
Одной
из приоритетных задач государственной
политики является социальная защита
молодежи – поддержка учащейся молодежи,
содействие занятости несовершеннолетних
и трудоустройству молодых
Социальная поддержка учащейся и студенческой молодежи – неизменный приоритет государственной молодежной политики. Так, на льготных основаниях в высшие и средние специальные учебные заведения страны могут поступить победители республиканских и международных предметных олимпиад, молодые люди из социально уязвимых слоев населения.
Государственная
система стипендиального
Наметился устойчивый рост стипендиального обеспечения. Например, если в 2000 году размер стипендии студентов составлял 19% от бюджета прожиточного минимума, то в 2009 году – от 38,2 до 61,2% от БПМ.
Студентам высших учебных заведений и учащимся средних специальных учебных заведений устанавливаются надбавки за особые успехи в учебе, общественной и научной работе, а также оказывается материальная помощь из средств стипендиального фонда. Кроме того, студенты и учащиеся получают социальную поддержку в случае проживания в общежитии. Иногородним студентам и учащимся при невозможности их поселения в общежитиях возмещаются расходы по найму жилья в размере 25% базовой величины в месяц, разрабатываются планы поэтапного создания в г. Минске и областных центрах «студенческих деревень».
На государственном уровне поддерживаются граждане, получающие первое высшее образование на платной основе, путем предоставления кредита на льготных условиях (0,5 ставки рефинансирования оплачивается за счет бюджета). В 2009 году воспользовались правом получения льготного кредита 2 388 граждан на сумму 10,3 млрд. руб.
В
вузах страны созданы студенческие
научно-исследовательские
В
настоящее время 35% студентов активно
занимаются научно-инновационной
За время деятельности специальных фондов Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи и социальной поддержке одаренных учащихся около 15 тыс. молодых талантов были отмечены стипендиями, премиями и другими наградами. Подавляющее большинство стипендиатов и лауреатов премий продолжают обучение, становятся профессионалами, реализуя свои возможности и подтверждая результативность деятельности фондов.
В течение 2009 года осуществлялась государственная поддержка и социальная защита талантливой молодежи. На решение этой задачи направлена деятельность специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Так, в 2009 году специальным фондом Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов были награждены 1 695 учащихся, студентов, педагогических работников и 8 интеллектуальных и творческих объединений учащихся и студентов; специальным фондом Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи – 326 представителей молодежи и 38 коллективов художественного творчества за победы в художественно-творческих состязаниях. Из них стипендии назначены 107 учащимся и студентам, премии – 28, поощрительные премии – 146 учащимся, студентам, молодым деятелям культуры и 31 коллективу, гранд-премии присуждены 45 представителям молодежи и 7 коллективам.
С
целью развития системы трудоустройства
молодежи и создания условий для
ее активного и эффективного участия
в социально-экономической
С целью приобщения учащихся и студентов к общественно полезному труду, улучшения их материального благосостояния организуется временная занятость в свободное от учебы время. Эффективной формой работы, позволяющей совместить отдых и трудовую деятельность, стало студотрядовское и волонтерское движение.
В
центре внимания молодежной политики
– поддержка и укрепление молодой семьи.
Каждый третий квадратный метр жилья,
построенный с государственной поддержкой,
приходится на молодые семьи. Молодежная
политика белорусского государства направлена
на создание условий для свободного развития
личности, раскрытие индивидуальных способностей
молодых людей, подготовку молодежи к
решению актуальных общественно значимых
задач [6, c. 36-38].
Несмотря на то, что в нашей республике уделяется должное внимание социальной политике, все же остается ряд неразрешенных проблем, среди которых - сложная демографическая ситуация, проблемы скрытой безработицы, бедности. Нуждаются в совершенствовании многие вопросы оплаты труда, доходов населения, охраны и безопасности труда, социальной защиты нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей; развития отраслей социально-культурной сферы.
В
третьей главе данной курсовой работы
будет предложен перечень примерных
направлений совершенствования
этих и других проблем.
III. Основные направления совершенствования социальной политики.
Эффективная социальная политика Республики Беларусь понимается, прежде всего, как: предоставление трудоспособному населению возможностей для обеспечения достаточного дохода через заработную плату - ключевой фактор дальнейшего роста производительности труда (при этом государство должно поддерживать формирование «человеческого капитала» и накопление сбережений населения); надежное государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном учете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.
Целями дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций заработной платы.
В качестве основных задач, которые должны быть решены в результате совершенствования механизма оплаты труда, следет выделить:
— восстановление воспроизводственной функции заработной платы посредством приближения тарифной ставки первого разряда к величине бюджета прожиточного минимума и далее минимальному потребительскому бюджету;
— усиление зависимости роста заработной платы от результатов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятий и организаций, личного вклада каждого работника в эти результаты, то есть восстановление мотивационной, стимулирующей функции заработной платы.
Реформирование оплаты труда предусматривается осуществлять с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.
Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы будет осуществляться на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей увеличение различий в оплате труда между высококвалифицированными и низкоквалифицированными работниками, упорядочение структуры заработной платы путем включения в основную заработную плату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которые в большинстве случаев не связаны с результатами труда.
Предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,8 раза на основе обеспечения роста:
• ВВП – 162–168%;
• производительности труда – 163–168%;
•
объемов промышленного
• сельского хозяйства – 139–145%;
• услуг – 196–203%;
• • инвестиций в основной капитал за пятилетие – 190–197%, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест [13, с. 5].
Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.
В
настоящее время в республике
формируется переходный смешанный
рынок труда, включающий в себя как
старые, так и новые механизмы определения
стоимости рабочей силы, регулирования
занятости населения и возникновение
безработицы в ходе структурной перестройки
экономики. Характерными чертами этого
рынка являются: низкая стоимость и низкая
мобильность рабочей силы; неразвитость
системы социального партнерства в результате
недостаточного в экономическом, организационном
и политическом плане оформления и отделения
друг от друга основных субъектов рынка
труда — наемных работников, нанимателей
(предпринимателей) и государства; одновременное
существование скрытой безработицы и
неполной занятости; несоответствие спроса
и предложения рабочей силы по профессионально-