Социальная политика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение теоретических основ социальной политики, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих перед ней; анализ проводимой социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе и поиск направлений её совершенствования.
Для достижения намеченных целей были поставлены следующие задачи:
характеристика социальной политики, её принципов, моделей и основных направлений;
рассмотрение функций, целей и задач социальной политики в Республике Беларусь;
оценка социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе;
основные направления совершенствования социальной политики.

Работа содержит 1 файл

Социальная политика (курсовая).doc

— 433.00 Кб (Скачать)
    • разработка   программ создания и сохранения эффективных рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки экономики;   
    • формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и занятости безработных, включая финансирование создания рабочих мест в сфере малого бизнеса;
    • обеспечение мобильности рабочей силы, прежде всего, через развитие рынка жилья и ликвидации института прописки;
    • внедрение гибких нестандартных форм занятости;
    • переход к реальному страхованию по безработице;
    • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, как с высшим, так и со средним специальным образованием.

     Основными задачами в социально-трудовой сфере определены эффективность использования трудовых ресурсов и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда.

     Необходимо  не просто обеспечить граждан РБ рабочими местами, а дать возможность максимально  эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

     Необходимо  продолжать увеличивать реальный уровень всех видов денежных доходов населения. С целью поступательного роста заработной платы предполагается предоставление широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы, установление прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда. Будут созданы экономические предпосылки для легализации всех трудовых доходов, роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

     Закладываемые высокие темпы роста реальной заработной платы (в 1,8–1,9 раза) обусловлены, в том числе необходимостью недопущения  оттока высококвалифицированных кадров из страны, повышения внутреннего потребительского спроса, приближения средней заработной платы в 2015 году к ее уровню в сопредельных европейских странах [10, с. 25].

     Основная  цель в области пенсионного обеспечения – повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.

     Стратегической  задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.

     На  этапе 2011–2020 гг. на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить развитие дополнительного пенсионного страхования. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления повысит уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан [17, с. 72-73].

     Для достижения ориентиров и целевых  показателей социальной политики предусматривается соответствующее развитие отраслей социально-культурного комплекса.

     Важнейшими  вопросами социальной политики в  трансформационном периоде развития экономики являются создание эффективной системы социальной защиты, повышение уровня жизни, недопущение эрозии жизненных стандартов. В конечном итоге об успехах или провале переходного процесса будут судить по тому, насколько улучшилась жизнь людей, повысился их жизненный уровень. Производительность труда, имеющая первостепенное значение для экономического роста, во многом зависит от знаний, квалификации, мотивации и состояния здоровья работников. Поэтому борьба с бедностью, сохранение человеческого капитала и приспособление его к нуждам рыночной экономики способствуют также и экономическому росту.

     В настоящее время система социальной защиты в республике в основном состоит  из двух видов программ. Программы  социального страхования частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей. Эти программы финансируются за счет страховых взносов. Существуют также программы государственной социальной помощи тем, кто не может заработать сам, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений.

     Социальная  защита граждан включает оказание материальной и другой поддержки социально  уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетным семьям и др.).

     Систему социальной защиты следует рассматривать  как механизм долговременного действия, который регулирует в республике оплату труда, пенсионное и социальное обеспечение, услуги из общественных фондов потребления (ОФП) и который реализуется через социальные гарантии, к числу которых относятся: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, право на труд, право на бесплатное образование, право на жилье, медицинское обслуживание, механизм поддержания номинальных доходов населения (индексация), право на собственность и доходы от нее и другие.

     Дальнейшее  совершенствование социальной защиты населения предполагает повышение  эффективности социальных программ и целенаправленное использование средств, выделяемых на удовлетворение социальных нужд. В этом направлении предусматривается:

  • усиление адресности социальной защиты посредством четкой ориентации социальных программ на определенные группы населения и увязка социальной помощи с материальным положением получателей;
  • совершенствование структуры и порядка формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе использования системы государственных стандартов;
  • организация действующей системы социальных пособий и выплат на базе разработки единых принципов и критериев предоставления.

     Социальная  политика в области здравоохранения, образования, культуры, спорта обеспечения  товарами, услугами, условиями проживания включает перечень различных мер  по их дальнейшему развитию, максимальной доступности и охвату населения, в том числе:

     Здравоохранение — создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью, создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения. Для конечного достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  • совершенствование государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;
  • формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения;
  • укрепление и обновление материально-технической базы, увеличение доли финансирования в ВВП на развитие здравоохранения, увеличение объемов финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развитие форм добровольного медицинского страхования;
  • повышение уровня и качества медицинских услуг и обеспечение их доступности; рациональное сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности;
  • создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;
  • совершенствование медицинской помощи пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения;
  • совершенствование системы контроля качества лекарственных средств, развитие отечественного производства медицинской техники и изделий медицинского назначения [17, с. 78-79].

     Реализация  политики в области здравоохранения будет способствовать снижению уровня заболеваемости и сокращению смертности в 2015 году до 13 человек на тысячу населения.

     Образование:  на современном этапе важно не только сохранять и наращивать достоинства нашей образовательной системы, но и совершенствовать ее с учетом современных требований, развивая следующие приоритетные направления:

  • обеспечение высокого качества образования на всех уровнях обучения;
  • техническая модернизация образовательного процесса и совершенствование педагогических технологий;
  • повышение квалификационного уровня преподавательского состава;
  • развитие научной и инновационной деятельности;
  • дальнейшее системное реформирование образовательной системы;
  • создание условий для развития опережающего образования.

     Повышение качества образования предполагает обновление его структуры и содержания, развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ; формирование гибкой системы непрерывного образования, обеспечивающей переход к «образованию для всех в течение всей жизни».

     Развитие всех звеньев образования должно быть ориентировано на: качественное обновление обучения; развитие информационных образовательных технологий; совершенствование системы подготовки кадров, включая вопросы договорных отношений, контрактной формы подготовки; расширение структуры подготовки кадров высшей научной квалификации; продолжение и завершение разработки государственных образовательных стандартов, соответствующих мировым; оптимизацию объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствии с перспективами развития отраслей экономики; создание оптимальной по структуре и территориальному размещению сети учреждений образования, альтернативных по формам и методам обучения; укрепление материально-технической базы.

     Инвестиции в образование должны оставаться приоритетом бюджетных расходов и не снижаться по сравнению с расходами прошлых лет.

     Предусмотрение развития новых форм организации дошкольного образования; обеспечение разнообразия многофункциональной сети дошкольных учреждений, сохранение её в сельской местности: создание условий для массового охвата детей дошкольным образованием и воспитанием, полного охвата - общим средним; формирование равных условий обучения для городских и сельских учащихся; сохранение системы мер по социальной поддержке детей, воспитанников, учащейся молодежи и педагогических работников.

     Решение стоящих перед системой образования задач потребует эффективного финансового механизма. Необходимо поэтапное увеличение бюджетных расходов на образование с доведением их доли в ВВП до гарантированной законом «Об образовании» - 10%. Кроме того, предусмотреть стимулирование привлечения внебюджетных средств, дальнейшее развитие платных образовательных услуг, расширение их экспорта, создание государственной системы помощи в получении образования.

     Определяющую роль в дальнейшем развитии образования должны сыграть правовые механизмы, разработка и совершенствование законодательной базы. Общественные отношения в рассматриваемой сфере необходимо закрепить в Кодексе об образовании Республики Беларусь, работа над проектом которого завершена.

     Образовательная политика в перспективе должна предусматривать; создание высокотехнологичной образовательной среды в системе общего среднего образования; разработку профессиональных стандартов в системе профессионально-технического образования и усиление координации его взаимодействия с рынком труда; разработку и внедрение вариативных моделей подготовки специалистов со средним специальным образованием; повышение квалификационного уровня преподавательского состава в высшей школе страны.

     Одним из ключевых направлений на этом этапе должно стать формирование инновационной модели высшего образования, так как только вуз в силу своей функциональной предназначенности обеспечит подготовку специалистов, способных к разработке, технологическому сопровождению и внедрению в практику инновационных идей.

     Качественное образование обеспечит прорыв в освоении новых технологий, позволит экономике Беларуси конкурировать на мировом рынке. Необходимо продолжить целенаправленную работу по совершенствованию деятельности отрасли на основе использования современных методов и методик, информационно-коммуникационных технологий; выявлению соответствия компетенций выпускников запросам рынка труда: повышению уровня взаимодействия вузов с органами государственной власти, предприятиями, организациями, предпринимательскими союзами и ассоциациями.

     Должен вестись активный поиск новых источников финансирования высшей школы путем:

    • расширения спектра платных образовательных услуг, в том числе коммерческих услуг бизнесу:
    • развития предпринимательской деятельности в вузах:
    • разработки наиболее эффективной модели предпринимательства в бизнес-образовании;
    • стимулирования вузов к привлечению средств частного сектора, в том числе путем сотрудничества с промышленными комплексами.

Информация о работе Социальная политика в РБ