Социальная политика РБ :основные методы и направления

Автор: e***********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Во всех государствах современного мира как и тысячелетия назад соседствуют самые разные миры. Небоскребы, сияющие разноцветьем реклам центральные улицы крупных городов, офисы, театры, рестораны, газетные издательства - все лучшее собрано здесь. А рядом, в затемненных кварталах, на городских окраинах, в подземных переходах протягивает свои злобные руки порок: убийства, грабежи, изнасилования, проституция, наркотики. Пропасть между верхами и низами поразительна.

Содержание

Введение 3

1. Сущность, цели и направления социальной политики 4

2. Основные показатели результативности социальной политики 4

2.1. Уровень жизни, качество жизни 4

2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет 4

2.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца 4

2.4. Социальная политика в зарубежных странах (на примере Швеции и России) 4

3. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республики Беларусь 4

Заключение 4

Список использованных источников 4

Работа содержит 1 файл

Социальная политика. Основные направления и механиз м реализации (2006).doc

— 1.47 Мб (Скачать)

     Расходы на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АС в республиканском бюджете были запланированы в размере 431,5 млрд. рублей.   

     В Беларуси по-прежнему не разработаны механизмы адресной помощи самым нуждающимся гражданам и плохо разработаны критерии бедности. Не существует успешно реализуемых специальных государственных программ, целью которых является сокращение числа малообеспеченных граждан.

     Стратегия социально-экономических реформ предполагает переход на адресную систему денежной помощи малоимущим, наименее защищенным гражданам. Он будет осуществляться одновременно с отказом от принципа корпоративной помощи. Новая социальная политика предполагает значительную экономию средств за счет отмены прямых и косвенных дотаций для богатой части населения, а также для тех, кто самостоятельно может обеспечивать себе высокий доход. Социальные блага населению будут предоставляться частным сектором на конкурентной основе. Государство будет выступать лишь заказчиком определенных услуг, и осуществлять контроль их предоставления. Одной из главных целей социальной политики является перераспределение средств республиканского и  местных бюджетов в пользу самых нуждающихся, которые по объективным причинам не могут самостоятельно обеспечить себе социальную защиту во время системных трансформаций. [19]

      Число людей, находящихся за чертой бедности, меняется от 33 до 46%. По данным Министерства труда в Беларуси действуют около 300 льгот для различных категорий физических лиц. В структуре расходов на социальные нужды наибольшую долю имеют пенсии (около 59%), пособия семьям с детьми (11%), организация социального обеспечения (9%), субсидии по жилищно-коммунальному хозяйству (7%), оплата больничных (6%), субсидии на транспорт (4%). Значительная часть семей (около 36%) относится к числу бедных. 34% семей получают социальную помощь. 71% семей с тремя и более детьми получают помощь. Эти данные свидетельствуют о низком доходе взрослых, которые финансово и материально не в состоянии обеспечить детей. Резкое снижение уровня жизни является одним из основных факторов снижения рождаемости в стране. При существующей финансовой системе, системе сбережений и накоплений только 3% семей могут приобрести или построить для себя жилье без помощи государства. Расходуя треть своей зарплаты, средний гражданин Беларуси сумет оплатить построенную ему квартиру примерно через 90 лет. Сегодня на учете нуждающихся в жилье находится около 600 тысяч семей.

     Основными элементами социальной реформы являются:

  • переход на адресный, индивидуальный характер оказания финансовой помощи бедным на основании четких понятных и прозрачных для общественного контроля критериев;
  • разработка и законодательное утверждение категорий "бедность",  "социально незащищенный     гражданин", "черта    бедности".   

     Данные категории будут рассчитываться по следующим критериям: возраст, текущий доход, занятость, проживание (в семье или отдельно),  наличие жилья,  наличие родственников-опекунов, наличие иждивенцев, объем аккумулированных сбережений, уровень профессиональной    подготовки    (вуз,    техникум,    училище)    и    возможность самостоятельного   трудоустройства,   наличие   недвижимости   и   земли. Индекс социальной незащищенности предполагает взвешивание каждого из компонентов и    разработку    соответствующей    методики    расчета    объема    ежемесячной государственной помощи каждому малоимущему гражданину;

  • составление   списков   категорий   граждан,   которые   имеют   право   получения государственной   помощи.   Данная   информация   публикуется   в   печати   или предоставляется для общественного аудита и сведения через ЖЭСы и местные органы   исполнительной   власти.   Они   осуществляют   постоянный   мониторинг данного процесса и ежеквартально вносят в списки необходимые коррективы. Межобластной комитет по контролю над оказанием адресной социальной помощи осуществляет    выборочные    неплановые    проверки    без    предварительного уведомления                     органов исполнительной  власти и составление единой общереспубликанской базы данных по адресной системе социальной   помощи,   которая   включает   полную   информацию о критериях, параметрах помощи, а также содержит данные об объеме трансфертов. Это позволит избежать дублирования различных государственных программ, резко сократить издержки администрирования социальной системы;
  • сокращение на первом этапе перекрестного субсидирования путем приближения тарифов на субсидируемые услуги с затратами на их оказание.  Компенсации бедным оказываются на адресной, индивидуальной основе.

     Опыт переходных стран Центральной и Восточной Европы свидетельствует о том, что при проведении реструктуризации и модернизации реального сектора экономики происходят значительные изменения на рынке труда, меняется его структура и качественные показатели. Административное планирование рынка труда, создание рабочих мест по плану, утверждаемому исполнительной властью приводит лишь к углублению диспропорций на рынке труда и росту социальной напряженности. Для эффективного противодействия высокой безработице, создания условий для быстрого трудоустройства либо самозанятости необходимо проведение последовательной рациональной политики занятости. Самым перспективным сектором экономики по созданию новых рабочих мест является малый и средний бизнес (МСБ).

     С целью смягчения последствий трансформации экономики предусматривается следующее:

  • принятие мер по поддержке безработных:  развитие инфраструктуры  развития МСБ, бизнесинкубаторов, технопарков; создание информационной компьютерной системы поиска рабочих мест в стране и за рубежом; отмена прописки и других административных ограничений на передвижение и найм рабочей силы, покупку недвижимости гражданами Беларуси внутри страны;
  • поддержка   развития   частных   образовательных   и   тренинговых   центров   по переквалификации   рабочих,   модификация   программ   вузов  в  соответствие  с существующим спросом на определенные специальности;
  • создание  фонда  общественных  работ,   через  который  будет  осуществляться реализация   крупномасштабных   социальных   проектов   (строительство   дорог, очистка лесов, развитие Интернет-центров по всей стране, в том числе в городах с населением 10000 человек и выше). Фонд будет лишь организатором, заказчиком различного рода проектов,  разработчиками которых будет выступать частный бизнес. Приоритетным как с социальной, так и с экономической точки зрения является тотальная  информатизация  Беларуси,   развитие  сети  "BelarusNet"  с перспективой подключения к ней всех общеобразовательных школ страны.

     Адресная помощь населению не отвергает обеспечение гарантий высокой степени экономической свободы, которая стимулирует создание капитала и богатства. Большое количество богатых налогоплательщиков - это лучшая социальная гарантия малообеспеченным и пенсионерам. При этом государство обеспечивает получение гражданином минимального дохода в виде пособия по безработице или адресного социального трансферта, пенсии или стипендии. Наряду с этим резкое снижение административных препятствий, упрощение налоговой системы, стабильные деньги и развитие финансовой системы различных инструментов сбережения и инвестирования составляют основу рационального распределения дохода и потребления капитала.

     Структура реального сектора Беларуси должна соответствовать спросу региональной системы разделения труда. Высокие налоги на доходы при существующей конкуренции низконалоговых стран и оффшорных зон обязывает правительство Беларуси обеспечить конкурентную политику в сфере распределения доходов и гарантии их сохранения в финансовых учреждениях и активах страны. Социальная политика в этом направлении также включает:

  • увеличение налогов на потребление низкокачественной водки и сигарет не только с фискальной, но и морально-нравственной целью: белорусы потребляет слишком много алкоголя, что создает явные демографические угрозы и ведет к увеличению нагрузки на государственные социальные фонды;
  • освобождение   от  подоходного   налога   средств,   инвестируемых   в  жилищное строительство,   обучение,   создание   рабочих   мест   в   рамках   МСБ,   а  также направляемых в благотворительные фонды либо непосредственно в учебные или лечебные организации и структуры;
  • свободный  вход  на  рынок  Беларуси  зарубежных благотворительных фондов, гуманитарных организаций, полное освобождение от налогов чернобыльских и других гуманитарных программ,  а также деятельности,  связанной с лечебно-профилактическим оздоровлением жителей заряженных территорий.

     За последние 10 лет здоровье населения Беларуси заметно ухудшилось, о чем свидетельствуют показатели заболеваемости, смертности, средней продолжительности жизни, а также компоненты индекса человеческого развития. Система предоставления медицинской помощи населению в современных условиях является важнейшим элементом сохранения обществе и обеспечения национальной безопасности. Между тем состояние системы здравоохранения характеризуется наличием ряда фундаментальных проблем, требующих построения принципиально иной системы помощи в области защиты здоровья. Проблемы организационно-экономического характера в рамках старой системы являются не преодолимыми. В переходный период значительно сократились возможности государства финансировать бесплатное предоставление населению медицинской помощи, вследствие чего резко ухудшилась его доступность для самых малообеспеченных граждан. Существующие государственные обязательства в сфере здравоохранения носят декларативный характер, что резко снижает доверие населения к государственной власти. Отсутствует координация действий органов управления здравоохранением с одной стороны, больницами, поликлиниками с другой. Происходит скрытая коммерциализация государственных лечебно-профилактических заведений, теневая    приватизация    прав    на    использование    их базы. Предпринимаемые правительством меры в рамках старой системы и имеющихся средств не в состоянии сбалансировать государственные гарантии и финансовое обеспечение. При формально бесплатной медицине население расходует на оплату медицинской помощи больше, чем если бы существовал конкурентный рынок медицинских услуг и адресная система помощи больным.

     Реформа системы здравоохранения позволит:

  • повысить реальную доступность медицинской помощи для самых социально незащищенных граждан;
  • сбалансировать государственные гарантии с финансовыми возможностями;
  • обеспечить   прозрачность   и   устойчивое   развитие   современных   медицинских технологий за счет создания конкурентной среды в сфере оказания различных медицинских услуг;
  • снизить издержки администрирования системы управления здравоохранением;
  • создать условия для обеспечения населения необходимыми лекарствами.

     Развитие системы частных поликлиник и больниц, создание конкуренции на рынке различных профилактических и лечебных услуг позволит стабилизировать цены на оптимальном, приемлемом для социально незащищенных граждан уровне. Значительно возрастет мотивация вести здоровый образ жизни, осуществлять профилактику болезней и использовать современные технологии в системе здравоохранения.

     Реформе системы охраны здоровья должна предшествовать серьезная подготовка. При этом необходимо, чтобы система здравоохранения обеспечивала широкий набор бесплатных услуг, охватывающих все амбулаторное и стационарное лечение (исключая дополнительные услуги) для бедных и малообеспеченных групп населения, всеобщую профилактику заболеваний, способствовала снижению детской смертности и росту продолжительности жизни. Система здравоохранения должна быть нацелена на защиту материнства и детства.

     Информация и знания - это основа современной экономической системы. Без инвестиций в образование, науку невозможно избавиться от бедности и успешно конкурировать с производителями других стран. Развитие интеллектуального потенциала страны будет гарантом решения экономических и социальных задач. Белорусская система образования должна быть конкурентной, ориентированной на потребности рынка труда. Сегодня расходы на образование и науку не превышают 5% ВВП. Но эффективность использования данных средств остается крайне низкой. В средней и особенно в высшей школе процветает коррупция и взяточничество. Родителей заставляют не только платить за бесплатное обучение, но и давать деньги на ремонт школ. Рост числа студентов не сопровождался ростом инвестиций в подготовку преподавателей. При низкой зарплате, некачественной материально-технической базе невозможно дать хорошее образование. Резкое снижение качества преподавательских услуг сопровождается падением престижа учителя средней и высшей школы. Белорусские вузы, в том числе и частные, часто готовят специалистов, на которых нет спроса. Основные тенденции современного образования в Беларуси должны быть связаны с перспективами развития мирового сообщества. При этом нельзя не учитывать кардинальных зависимостей национальных образовательных систем от типов культур, степени цивилизованности, ментальности, сложившихся социокультурных структур и процессов.[13]

Информация о работе Социальная политика РБ :основные методы и направления